Русский транзит: жертвы административного восторга
http://www.rosbalt.ru/, 13.08.2007
Алла Ярошинская
Вот уже почти 20 лет
не иссякает поток в Россию мигрантов с ближнего и дальнего
зарубежья. Наши бывшие соотечественники разных национальностей
и вероисповеданий едут сюда в надежде, что большая Россия, как мать,
сохранит и защитит. Одних гонит нужда и безработица, других –
межнациональные конфликты. После смертельного «инфаркта Советского Союза»
за пределами России оказалось 25 млн этнических русских, которые
с надеждой смотрели на историческую Родину. С годами энтузиазм
первых переселенцев, столкнувшихся с непреодолимыми бюрократическими
барьерами и глухотой властей, занятых дележкой «пирога», постепенно сошел
на нет. Что дальше? «Росбалт» продолжает серию публикаций об одной из самых
болевых точек российского общества – миграции.
Жертвы административного
восторга
Многие эксперты, в том числе и международного
уровня, считают, что правильно поставленная и организованная миграция
населения — это благо для общества. Особенно если общество «обескровлено»
демографическими проблемами. Например, превалированием стареющего населения
(нерепродуктивного возраста), спадом рождаемости, а также проблемой
занятости непрестижной работы – уборки, мойки, чистки и т. д. Все это, как
считается, может решить вливание «новой крови» — мигрантов. Но при
одном условии: власти принимающей страны должны четко и ясно понимать,
зачем ей нужны мигранты и сколько она может их принять, обеспечив плавное
для обеих сторон интегрирование в общество, чтобы это потенциальное благо
не превратилось в кошмар и для самих жителей страны, и для
мигрантов.
По мнению многих специалистов, для России с ее
демографическими проблемами (численность населения катастрофически снижается,
рождаемость падает), а также проблемами заселения огромных территорий (за
Уралом, например) и нехватки рабочей силы, именно миграция является едва ли
не главной спасительной соломинкой. Значение «свежей» крови для российского
транзитного периода и дальше признают все – от президента
и депутатов до самих беженцев и вынужденных переселенцев.
Но за почти два десятилетия российские власти то ли не сумели, то
ли не научились пользоваться этим инструментом ни во благо страны, ни во
благо поверивших ее обещаниям соотечественников.
Хотя в мире немало примеров грамотного системного
подхода к миграции. Вот буквально недавно прошел «Интеграционный саммит»
в Берлине, на котором был представлен национальный план мероприятий,
облегчающих интеграцию в германское общество выходцев из других стран. (По
официальным данным в Германии проживает около 15 млн иностранцев, включая
более 2,5 млн турок, интеграция которых в общество без ущерба самому
обществу и его устоям является самой большой головной болью немецких
властей.)
В этом «Интеграционном форуме» принимали участие (кроме
90 общественных организаций самих мигрантов) министры, профсоюзные лидеры,
бизнесмены, а так же лично(!) канцлер ФРГ Ангела Меркель. Что, конечно же,
сразу придало этой проблеме повышенный уровень внимания. В национальном
плане — 400 обязательств государства перед мигрантами. Среди них —
специальные программы профессионального образования, обучение детей иностранцев
немецкому языку, организация специальных групп продленного дня в школах,
создание более широкой сети интеграционных курсов, создание условий для большей
востребованности мигрантов на рынке труда. Такие форумы
по интеграционной политике миграции, как оказалось, в Германии
проводятся ежегодно. Такое нам, в России, пока и не снилось.
Хотя справедливости ради надо отметить, что в Европе
есть и другие примеры. Скажем, погромы в парижских пригородах говорят
о промахах французов в политике приема граждан из других стран, их
адаптации к местным законам и традициям, интеграции во французское
общество.
В России же за последние 15 лет мало что изменилось
для мигрантов в лучшую сторону, хотя первый президент Борис Ельцин еще
в свою первую предвыборную кампанию, хозяйственно объезжая города
и веси, клятвенно заверял: «Россия примет всех, кто хочет вернуться, —
места хватит всем...», одно, мол, сельское хозяйство требует стольких рук! Хотя
бежали русские в основном из крупных городов СНГ, куда на передовые,
в основном технические, рубежи их в свое время посылали партия
и правительство, и были классными специалистами.
Уставшие воевать с властью за право получить
статус гражданина и достойную жизнь, мигранты на конгрессе «Форума
переселенческих организаций» России в 1998-м единогласно высказали
недоверие тогдашней главе Федеральной миграционной службы Татьяне Регент, приняв
специальную резолюцию. «В обращении к правительству, — подчеркивает
бессменный глава «Форума» известный журналист и общественный деятель Лидия
Графова, — конгресс просил снять Татьяну Регент «за грубое нарушение прав
и унижение человеческого достоинства вынужденных мигрантов». Это обращение
вскоре поддержала и Госдума». Надо сказать, что «свержению» Регент немало
поспособствовали и многочисленные статьи в печати самой Графовой,
которая за 15 лет с группой таких же неистовых единомышленников —
и среди активистов, и среди мигрантов – сделала для тысяч беженцев
и вынужденных переселенцев, наверное, больше, чем само государство.
Но, увы, «свержение» Татьяны Регент, которая в то
время казалась главным злом на пути превращения нелегальной миграции
в законную, мало помогло. Система оставалась прежней – ей почти
не было дела до каких-то там беженцев и переселенцев, пусть даже
и соотечественников, с их проблемами и бедами. Правда,
справедливости ради надо сказать, что по стране были созданы хотя бы
миграционные региональные службы. Тем боле, что в самом ведомстве началась
несусветная кадровая чехарда: только за три года — с 1999
по 2001-й — в ФМС сменились пять руководителей!
Надежды возвращающихся в Россию были жестоко разбиты
об административный восторг чиновников. В России случилось полное крушение
всех государственных структур, занимающихся миграцией. В 2000 году тихо
похоронили первую правительственную комиссию по миграционной политике.
«Ликвидировали комиссию как-то по-воровски. Ее членам даже не объявили, что
комиссии уже нет», — вспоминает ее участник Графова. Вторая
правительственная комиссия, созданная по требованию Всероссийского
чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, просуществовала полтора года.
Дальше – больше. 20 июня 2001 года, аккурат
в Международный день беженца по ООНовскому календарю, была так же тихо
ликвидирована Федеральная миграционная программа. Без всяких объяснений
с общественностью. А вслед за ней — и сама ФМС.
А так как беженцы, несмотря на ликвидацию всех ими «ведавших»
структур, странным образом никуда не делись, то на этом пепелище было
создано новое министерство — по делам федерации, национальной
и миграционной политики. Но и оно через короткое время было тоже
благополучно упразднено.
Новейшая реструктуризация миграционной политики России
потрясла миллионы людей, имеющей к ней отношение: все функции миграционной
службы были переданы... МВД. Впрочем, в этом не было бы ничего
удивительного, если бы мы были не Россией, а, например, Германией. Во
многих странах мира потоки мигрантов регулирует именно полицейское ведомство.
Но там – это принципиально другая структура, прежде всего, по духу.
У нас от милиции народ давно уже не ждет ничего хорошего,
и чаще всего от нее просто шарахается. Можно представить себе шок,
который испытали измученные невзгодами люди, особенно те, которые давно уже
мыкаются по просторам России, зачастую целыми семьями, потеряв последние
надежды легализоваться и жить, как все.
Но ситуация с миграционными делами уже и под
крышей МВД продолжала ухудшаться. И Кремль, казалось, наконец созрел, чтобы
решительно вмешаться и навести порядок в переселенческом «дворе».
Эксперты сошлись во мнении с властями, что следует разработать
и принять новые законы «О гражданстве РФ» и «О правовом положении
иностранных граждан в РФ». Главным по разработке нового миграционного
законодательства был назначен замглавы (тогда) президентской администрации
Виктор Иванов.
«Проблема миграции, — говорит в интервью Лидия
Графова, — переданная в ведение МВД, очень скоро зашла в такой
тупик, что великое терпение российских переселенцев исчерпалось». Последним
толчком, по ее словам, заставившим Форум переселенческих организаций
обратиться к правозащитникам России с призывом помочь провести
Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов, стали состоявшиеся 4
апреля 2002 года в Госдуме парламентские слушания «Миграция в России:
проблемы и противоречия». Главной его темой стали проекты двух новых
законов, которые, по словам правозащитников, рождались практически
в тайне за кремлевской стеной.
По свидетельству участника тех событий Графовой,
«начались слушания с доклада человека, фактически определяющего всю
миграционную политику государства. Он, заместитель руководителя администрации
президента Виктор Иванов (сейчас – помощник президента — «Росбалт»),
выступил с докладом, вызвавшим множество недоуменных вопросов, и сразу
же покинул парламентские слушания. Вместе с ним торопливо ушел и новый
руководитель ФМС МВД генерал-полковник Андрей Черненко. Может быть, это была
всего лишь случайность, но выглядел уход демонстрацией:
председательствующий объявил первое выступление от общественных
организаций, и тут оба начальника встали и ушли». Заметим, что
с 2001 года Виктор Иванов возглавил межведомственную рабочую группу
по совершенствованию миграционного законодательства.
Как можно было объяснить подобное поведение
высокопоставленных чиновников? Ведь это были слушания на законодательном,
заметим, уровне, а не в каком-то кружке любителей вышивать крестиком.
Выходило, уже не только беженцев и вынужденных переселенцев имела
в виду наша власть, но и самих депутатов?
Такое, мягко говоря, неспортивное поведение облеченных
властью чинов спровоцировало бурю в стане беженцев и переселенцев:
здесь же было решено срочно проводить Всероссийский чрезвычайный съезд
в защиту мигрантов. Эту идею Форума переселенческих организаций поддержало
много известных и неравнодушных людей – ученых, политиков, депутатов,
а также правозащитных организаций. Конечно, главной была поддержка комитета
по делам национальностей Госдумы.
Всероссийская мигрантская чрезвычайка состоялась
в июне 2002 года в Совете Федерации. В съезде участвовали около
пятисот человек. Шел жесткий и заинтересованный разговор о судьбе
соотечественников, о зашкаливающей бюрократизации процесса миграции, об
отвратительных законах, по которым переселенцам в России, включая
русских, легче умереть, чем жить.
Как рассказывают участники съезда, некоторые лидеры
переселенческих организаций потребовали пригласить на форум президента,
чтобы он лично выслушал их. Предлагалось даже устроить акцию гражданского
неповиновения — перекрыть движение на Новом Арбате, пока на съезд
не приедет президент.
«Путин к нам, конечно, не пришел, — вспоминает
Лидия Графова, — но зато Виктор Петрович Иванов, не собиравшийся,
судя по всему, посещать съезд, видимо, испугался угрозы перекрыть Арбат —
приехал и более часа выслушивал переселенцев и правозащитников. Ему
было задано около 20 вопросов. Ни одного вразумительного ответа по существу
не последовало. Участники съезда, пораженные некомпетентностью высокого
должностного лица, сумели, однако, сохранить выдержку. Всплесков эмоций
не было. ...Наверное, это был первый прецедент прямого общения Виктора
Иванова с народом. Выглядел Виктор Петрович весьма растерянным».
«Иванов проявил полное и абсолютное незнание
проблемы, утверждая на парламентских слушаниях одно — что миграцию
надо остановить, и заявляя в конце концов на нашем съезде
совершенно другое — что нелегальной миграции вообще нет», — сказала
журналистам Светлана Ганнушкина, руководитель юридической сети «Миграция
и право».
Второй раз в истории борьбы мигрантов в России
за свои права они применили свой последний аргумент – съезд направил
в адрес президента резолюцию с требованием «отстранить В.П. Иванова
от «совершенствования» миграционного законодательства». Но если во
времена Бориса Ельцина подобный «аргумент» против тогдашней главы ФМС Татьяны
Регент сработал, то Виктор Петрович Иванов, несмотря на обструкцию со
стороны общественности, продолжает и далее рулить миграцией.
О новом витке борьбы между Кремлем
и общественностью, выступившей за миграционные законы
с человеческим лицом, о победителях, ввергших миграционные процессы
страны в еще больший хаос, и о проигравших — российском
обществе — в следующей статье.
|