Проблема 2017
17.08.2007 «Зеркало
недели» № 29 (658) 11
Владимир КРАВЧЕНКО
Тихо и неспешно Москва создает в Новороссийске систему
базирования для кораблей Черноморского флота. «Через пять лет в Новороссийске мы
завершим строительство заградительных молов и причалов. В результате здесь
смогут разместиться до ста кораблей и судов Черноморского флота» — сообщил
главком ВМФ РФ Владимир Масорин. Из пяти причалов три уже построено, отметил
российский адмирал, ведутся работы по строительству заградительных молов. По его
словам, ожидается, что после завершения строительства в Новороссийске будет
базироваться до трети кораблей ЧФ. Кроме того, к 2017 году предполагается
создать еще один пункт базирования — в Темрюке. «Любой флот, в том числе и
Черноморский, обязательно должен иметь всю необходимую инфраструктуру для
базирования на собственной территории. Это аксиома, без которой нет развития
флота», — считает главком российского ВМФ.
Работы в Новороссийске ведутся в рамках федеральной
целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на
территории РФ в период 2005—2020 годов». Ее инициатором в 2003 году выступил
Владимир Путин. Принятая правительством в 2005-м, ФЦП предусматривает, что в
течение ближайших пяти лет на создание пункта базирования Черноморского флота в
Новороссийске будет выделено 12,3 млрд. рублей. Всего же на реализацию этой
программы предполагается затратить 47,650 млрд. рублей. После 2012 года в рамках
этой ФЦП будут создаваться другие объекты инфраструктуры флота, в том числе для
береговых войск, авиации и тылового обеспечения.
На последнем заседании морской коллегии при российском
правительстве Владимир Масорин сообщил, что на создание социальной
инфраструктуры при строительстве новой базы ЧФ в Новороссийске необходимо
дополнительно изыскать 25 млрд. рублей. Эксперты, кстати, полагают, что
посодействует развитию социальной инфрастуктуры на российском побережье Черного
моря и то, что в Сочи в 2014 году состоится Олимпиада. Но неизвестно, будут ли в
полном объеме реализованы заложенные в ФЦП планы, поскольку в Новороссийске
намерения военных относительно использования новороссийского порта вошли в
противоречие с интересами российского бизнеса. Уже сегодня, например, у
российского Минобороны наблюдается проблема с выкупом земельных участков под
объекты новой морской базы.
Тем не менее, анализируя характер и объем строительных
работ (эти данные есть на сайте «Федеральные целевые программы» по адресу
http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2007/179/), эксперты
делают вывод, что закладываемые в Новороссийске и в прилегающих портах мощности
позволяют принять флот в объемах, сопоставимых с той частью ЧФ России, которая
базируется в Украине. На то, что российское руководство в ближайшие годы будет
сокращать военное присутствие в нашей стране, переориентируясь на Новороссийск и
другие пункты базирования на российском побережье Черного моря — Темрюк,
«Тамань», «Кубань», указывают и другие признаки.
Так, в последние годы наметилась тенденция к сокращению
численности личного состава российского ЧФ, находящегося на территории Украины.
Кроме того, ремонт и техническое обслуживание кораблей и судов ЧФ России все
чаще происходит за пределами Украины. Как правило, это либо болгарские
судоремонтные заводы, либо российские. И наконец, не стоит упускать из виду и
намерение россиян отказаться от эксплуатации радиолокационных станций
предупреждения о ракетном нападении в Севастополе и Мукачево: 12 июля российское
правительство внесло в Госдуму законопроект о денонсации межправительственного
договора с Украиной о системах предупреждения о ракетном нападении.
Сказанное вовсе не означает, что россияне готовы спустить
«триколор» в Севастополе в 2017 году. Безусловно, российские политики вынуждены
принимать во внимание тот факт, что украинская власть постоянно повторяет: «в
соответствии с соглашениями, 2017 год — это последний год пребывания
Черноморского флота России на территории Украины». Некоторые даже серьезно
относятся к этим словам. Но как бы ни комментировали ситуацию с ЧФ депутаты
Госдумы, официальная российская позиция на сегодняшний день остается такой, как
ее озвучил в 2003 году Владимир Путин: создание пункта базирования в
Новороссийске «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в
Севастополе».
Никто не изменял и текст «Морской доктрины РФ на период
до 2020 года», в которой сказано, что одним из направлений национальной морской
политики России является «совершенствование правовой базы функционирования
Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, сохранение
города Севастополя в качестве его главной базы». Что же касается Новороссийска,
то, по словам первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова,
там идут работы «не для кораблей, которые сейчас в Севастополе базируются, а для
тех кораблей, которые после развала Советского Союза у нас оставались без
причала, без технического обслуживания, без береговых баз».
То, с каким упрямством Кремль цепляется за дальнейшее
существование военно-морской базы в Украине, за дальнейшее военное присутствие в
Крыму, может показаться странным. Ведь российский Черноморский флот уже давно
потерял свое военно-стратегическое значение: зажатый в Черном море проливами, ЧФ
не имеет оперативного простора. В этом отношении для россиян куда большее
значение имела бы база в сирийском порту Тартус или в одном из черногорских
портов, которая позволила бы россиянам чувствовать себя более уверенно в
Средиземном море. Не случайно в недрах российского Минобороны зреют планы
придать Черноморскому флоту статус флотилии. Кроме того, проводимая Киевом
политика «тип на тип, класс на класс» не позволяет Москве провести модернизацию
базируемой в Украине части флота, в результате чего происходит естественный
процесс технического старения и морального устаревания плавсредств.
Однако Черноморский флот России уже давно из
военно-стратегического фактора превратился в политический. Для российского
политического руководства военно-морская база в Украине — средство влияния на
политические процессы в Крыму и серьезный рычаг давления на официальный Киев.
Поэтому сегодня для Кремля задача-минимум — продлить украинско-российские
соглашения и остаться в Крыму в той или иной форме и после 2017 года.
Задача-максимум — усилить Черноморский флот путем его модернизации и
переоснащения. Конечно же, «ради усиления безопасности в Черноморском регионе» и
«поддержания по-настоящему дружеских отношений России с братской Украиной».
В Киеве же полагают, что размещение иностранной военной
базы на территории Украины представляет угрозу для национальной безопасности
нашей страны и не способствует безопасности в регионе. Официальная позиция
Украины заключается в том, что в 2017 году российский Черноморский флот должен
покинуть территорию Украины, хотя некоторые высокопоставленные украинские
чиновники, в частности премьер-министр Виктор Янукович, и позволяли себе делать
реплики в том духе, что «вопрос базирования Черноморского флота Российской
Федерации на украинской территории после 2017 года будет решаться исходя из
того, насколько это будет выгодно Украине и России».
В украинской столице апеллируют к статье 17 Конституции
Украины, которая запрещает размещение на территории страны иностранных военных
баз (напомним, что пребывание российских военных моряков сейчас регулируется
только пунктом 14 переходных положений Основного Закона), а также к статье 25
украинско-российского соглашения «О статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на
территории Украины», подписанного в 1997 году. В этой статье говорится, что
«соглашение заключается на 20 лет, отсчитываемых с даты начала его временного
применения. Срок действия соглашения будет автоматически продлеваться на
последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно
другую Сторону о прекращении действия соглашения не позднее чем за один год до
истечения срока его действия».
И Киеву, если он действительно хочет, чтобы 2017-й был
последним годом пребывания ЧФ России в Украине, уже сегодня надо обсуждать
процедуру вывода военно-морской базы из Севастополя. Поскольку, как показывает
история с выводом российских баз из Грузии и Приднестровья, она может затянуться
на долгие годы. К тому же необходимо согласовать не только график вывода, но и
документы (например, акт сдачи-приемки), которыми должны обменяться российские
моряки с представителями украинской власти. Но главное — добиться от россиян
официального согласия начать вывод ЧФ с территории Украины с указанием точных
дат.
На последнем заседании подкомиссии по вопросам
функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины украинская
делегация обратилась к россиянам с предложением подготовить график вывода
кораблей и подразделений российского флота из нашей страны. Но у российского
руководства пока нет намерений обсуждать этот вопрос. В этой связи серьезной
проблемой для Киева является то, что в базовых украинско-российских документах
отсутствует обязательство России вывести Черноморский флот с территории Украины.
Это дает россиянам формальные основания еще долгое время не соглашаться
проводить переговоры о выводе. Дескать, наступит 2017 год — тогда и будем
говорить.
В этом отношении очень показателен ответ официального
представителя МИД России Михаила Камынина на вопрос «будет ли Россия вносить в
повестку дня переговоров с Украиной вопрос о подготовке графика вывода
Черноморского флота из Крыма, как это предлагают в Киеве?». Из его весьма
витиеватого ответа следовало, что главная цель переговоров — обеспечение
условий, необходимых для полноценного функционирования ЧФ РФ в Украине, а «не
гипотетические рассуждения на политические темы».
Поэтому кажется маловероятным, что в ближайшие годы
Кремль изменит свою позицию и украинским переговорщикам удастся добиться от
Москвы согласия начать вывод своих подразделений, с тем чтобы 2017-й стал
действительно последним годом пребывания российского ЧФ в Украине. Учитывая рост
геополитических амбиций у Кремля, такое развитие событий российская власть будет
рассматривать как унижение России. В нынешней ситуации куда более реален
сценарий, что после 2017 года россияне и далее будут находиться в Севастополе.
Они либо добьются продления на пятилетний срок соглашения «О статусе и условиях
пребывания ЧФ РФ на территории Украины», либо изменят юридический статус базы
Черноморского флота в Крыму (снижение статуса до уровня пункта базирования или
пункта материально-технического обеспечения и подписание нового документа,
регулирующего этот вопрос).
Не исключен также вариант, что ЧФ будет находиться в
Украине вообще без необходимого юридического оформления своего дальнейшего
присутствия в нашей стране. В любом случае уже сейчас можно с уверенностью
утверждать, что россияне будут стараться максимально затянуть переговоры по
выводу российского ЧФ, используя всевозможные рычаги давления. Ведь, повторимся,
для Москвы важна не столько сама база, сколько российское военное присутствие в
Крыму как элемент непосредственного влияния на украинские политические
процессы.
Сегодня становится все более очевидным, что, решая
проблему 2017 года, Киев должен использовать лишь политико-дипломатические
методы и не прибегать к силовым рычагам, иначе россияне примут ответные жесткие
меры. Однако политического инструментария Киева мало для того, чтобы решить эту
проблему. А значит, вопрос вывода Черноморского флота России с территории
Украины необходимо выносить за рамки двусторонних отношений, всячески привлекая
к решению этой проблемы международное сообщество. В противном случае Киев,
оставшись наедине с Москвой, всегда будет находиться в проигрышной ситуации без
единого шанса на победу, а проблема пребывания Черноморского флота в Украине не
будет решена десятилетиями.
|