МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
28 июля. Во время
краткосрочного визита в Кишинев президент Калмыкии К.Илюмжинов обсудил с
президентом РМ В.Ворониным вопросы укрепления и углубления сотрудничества между
двумя странами.
Президент ФИДЕ и глава Калмыкии К.Илюмжинов заявил, что
в Кишиневе при поддержке Международной шахматной федерации планируется
строительство современного шахматного центра. По его словам, рядом с будущим
центром будет также построена гостиница на 200-300 мест, что позволит проводить
в Кишиневе крупные международные турниры под эгидой ФИДЕ. Кроме того,
Международная шахматная федерация будет содействовать внедрению проекта
популяризации шахмат в сельской местности Республики Молдова.
30 июля. Стартовавшие в
Молдавии в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира" учения "Medceur-2007"
проводятся в непосредственной близости от Приднестровья и Зоны безопасности не
намеренно, заявила на брифинге сокомандующий учениями со стороны США М.Петерсон,
"учебная база "Бульбоака", где проходят учения, - просто наиболее удачно
расположенный по отношению к Кишиневу полигон".
Начальник Главного штаба молдавской армии И.Коропчан в
ходе брифинга поблагодарил американскую сторону за предоставленную Молдове в
рамках подготовки к учениям финансовую поддержку. В учениях, которые продлятся
до 10 августа, принимают участие представители 13 стран НАТО и
государств-участников программы "Партнерство во имя мира" - Албании, Армении,
Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Македонии, Сербии,
Украины, Хорватии, Молдавии и США. Это уже вторые многонациональные учения
Североатлантического альянса в Молдавии за последние два года.
31 июля. Национальное
агентство по регламентированию в энергетике объявило о повышении тарифа на
электроэнергию на 23% для потребителей „Унион Феноса” и на 44% – для
потребителей севера страны. Новый тариф вступит в силу с момента опубликования в
официальном вестнике „Moниторул Oфисьал”.
31 июля. Ректор
Приднестровского госуниверситета С.Берил по случаю 15-летней годовщины
миротворческой операции на Днестре вручил благодарственное письмо сопредседателю
Объединенной контрольной комиссии от России В.Шанину.
По его словам, присутствие
российских миротворцев в Приднестровье имеет большое значение для всех сфер
жизни. «Мы можем выполнять свою образовательную миссию только в определённых
условиях - в условиях стабильности общества, в условиях мира и уверенности людей
в завтрашнем дне».
31 июля – 1 августа. В
Кишиневе и Тирасполе прошли рабочие консультации по вопросам приднестровского
урегулирования с участием посла по особым поручениям МИД России В.Нестерушкина.
Основное внимание в ходе консультаций уделялось
обсуждению сложившейся ситуации в процессе урегулирования, а также перспектив и
возможностей возобновления переговоров в формате «5+2».
1 августа. В последнее время
отношения между Молдовой и Россией развиваются в направлении динамичного
сотрудничества, заявил в ходе встречи с находящимся в Кишиневе с официальным
визитом губернатором Пензенской области В.Бочкаревым премьер-министр РМ
В.Тарлев. Он отметил необходимость развития межрегионального взаимодействия,
выразив поддержку намерениям представителей деловых кругов Пензенской области
создавать предприятия на территории Республики Молдова.
В свою очередь В.Бочкарев говорил о заинтересованности
предприятий области в обмене опытом с молдавскими коллегами в сферах
виноградарства и виноделия, переработки фруктов и овощей, а также выразил
надежду на возобновление деятельности Торгового дома Молдовы в Пензе.
Стороны заявили о намерении подписать в ближайшее время
соглашение, определяющее основные направления двустороннего сотрудничества
1 августа. Последние
инициативы президента РМ В.Воронина по приднестровскому урегулированию угрожают
суверенитету Республики Молдова, заявил в интервью кишиневской газете «Флукс»
американский политолог румынского происхождения, обозреватель «Уолл-Стрит
Джорнал» В.Сокор. «Модель, оговоренная с Россией для урегулирования
приднестровского конфликта, легализовала бы политическое разделение территории,
дала бы российским войскам возможность находиться на территории Молдовы
неопределенный срок, а тираспольским властям дала бы огромную часть
государственной власти». «Но установленные там органы власти не представляют
граждан Республики Молдова, проживающих на левом берегу Днестра, они
представляют бизнес-интересы, в том числе российский большой бизнес, и,
безусловно, интересы России в регионе", - сказал В.Сокор.
1 августа. Правительство РМ
обещает компенсировать социально уязвимым категориям населения расходы,
связанные с повышением тарифов на электроэнергию. Потребители зоны обслуживания
электрораспределительными сетями севера республики, Премьер-министр В.Тарлев
заявил на пресс-конференции, что правительство не поддерживает решение о
повышении цен на электроэнергию, поскольку население преодолевает сложности,
связанные с засухой.
2 августа. Компартия РФ
объявила компанию солидарности с лидером приднестровских коммунистов О.Хоржаном,
против которого возбуждено уголовное дело.
Председателя ПКП О.Хоржана обвиняют в призывах к
несанкционированному митингу протеста 13 марта против цен и тарифов и
сопротивлению милиции при задержании.
ПКП считает, что преследованием ее лидера власти
стремятся заставить его отказаться от проведения новых акций протеста.
КПРФ расценивает действия властей региона против
приднестровских коммунистов как попытку "запугать трудовой народ, обезглавить
его авангард - Коммунистическую партию". КПРФ призвала соратников "остановить
политические репрессии в ПМР и защитить товарищей в борьбе за коренные интересы
трудящихся". Она предложила направлять письма в поддержку ПКП и ее лидера
президенту ПМР И.Смирнову, его заместителю А.Королеву, спикеру парламента
Е.Шевчуку, министру госбезопасности В.Антюфееву, министру внутренних дел
В.Красносельскому, президенту фирмы "Шериф" В.Гушану, которые имеют российское
гражданство.
Председатель ЦК ПРКФ Г.Зюганов лично потребовал от
Смирнова "вмешаться в ситуацию для прекращения действий, воспринимаемых как
проявление политического давления".
2 августа.
Учитывая важное значение аграрного сектора для экономики страны, а
также в целях обеспечения продовольственной безопасности республики и
создания нормальных условий жизни на селе, президент РМ В.Воронин подписал указ
о создании государственной комиссии по разработке стратегии устойчивого развития
АПК республики.
В комиссию, которую возглавил премьер- министр РМ
В.Тарлев, вошли главы ряда профильных министерств, экологи, ученые.
Правительство должно до первого октября 2007 года
разработать и представить на утверждение проект национальной стратегии по
устойчивому развитию АПК РМ.
2 августа. Лидеры многих
оппозиционных партий считают, что 27 августа нужно отмечать День Независимости,
а не День Республики. Руководитель Либеральной партии М.Гимпу заявил, что «мы
голосовали за независимость и это событие будем праздновать».
С,Урекян, лидер Альянса «Наша Молдова» утверждает, что
«наш народ отмечает День Независимости, а не День Республики».
Демократическая партия в лице своего лидера считает, что
попытка коммунистов подменить один праздник другим, вписывается в контекст
последних эволюций в ПКРМ.
Д.Брагиш, председатель Партии социальной демократии, не
видит ничего необычного в изменении названия праздника и утверждает, что во
многих странах День Независимости подразумевает День Республики.
2 августа. На парламентских
выборах 2009 года перед молдавскими избирателями фактически будет поставлен
выбор между нынешним спикером парламента М.Лупу и вышедшим недавно на свободу
экс-министром обороны Молдовы В.Пасатом.. По мнению кишиневской газеты
«Ziarul de garda», в последнее время отмечается все больше признаков того, что
некоторые силы в молдавской политике склоняются именно к этому сценарию.
2 августа. Информация о
существовании "секретного плана" по приднестровскому урегулированию, который
якобы разрабатывается в двустороннем формате Молдовой и Россией, "вызвала
настоящую бурю", несмотря на то, что до сих пор неизвестно, насколько эта
информация соответствует истине, заявил в интервью радиостанции "Свободная
Европа" посол США в РМ М.Кирби.
Дипломат отметил, что в последние месяцы отмечается
активизация усилий Кишинева в поиске решения приднестровского вопроса. При этом
он сказал, что США не имеют ничего против того, чтобы Молдова обсуждала вопрос
приднестровского урегулирования в двустороннем формате с Россией или любой
стороной, принимающей участие в процессе урегулирования, однако, по его мнению,
"любое решение по приднестровскому вопросу должно быть принято в формате
"5+2".
По словам М.Кирби, США также заинтересованы в том, чтобы
в республике "существовала единая территория и единая власть". "Как и Республика
Молдова, мы желаем, чтобы иностранные войска покинули ее территорию", -
подчеркнул американский дипломат.
3 августа. США выступают за
скорейшее возобновление переговоров по приднестровскому урегулированию в формате
«5+2», замену нынешних миротворческих сил в Зоне безопасности международным
контингентом и выполнение Россией стамбульских обязательств, заявил зампомощника
госсекретаря США Д.Крамер в ходе встречи с премьер-министром РМ В.Тарлевым.
Стороны уделили особое внимание решению приднестровской
проблемы, при этом высокопоставленный американский чиновник подтвердил твердую
позицию Вашингтона по всецелой поддержке Молдовы в приднестровском
урегулировании.
Собеседники выразили также удовлетворение искренним и
конструктивным партнерством, существующим между Молдовой и США во всех областях,
представляющих взаимный интерес.
Американцы подтвердили готовность США оказать помощь
Молдове в преодолении последствий жестокой засухи.
3 августа. Председатель
фракции либералов в Муниципальном совете Кишинева М.Гимпу, выдвинутый от своей
партии кандидатом на пост его председателя, снял свою кандидатуру за несколько
минут до начала голосования.
Советники проголосовали за предложение депутата от
Социал-демократической партии Э.Мушука - провести тайное голосование. До начала
процедуры выборов он призвал всех депутатов не голосовать за Гимпу, считая, что
он "будет поддерживать интересы примара – Д.Киртоакэ, так как оба представители
одной партии".
Независимый советник В.Клименко считает, что "Гимпу не
может быть лицом муниципального совета, поскольку он является ярым националистом
и не сможет защищать интересы всех жителей столицы".
После выступлений нескольких депутатов, М.Гимпу заявил о
своем самоотводе. Советники проголосовали за приостановку процедуры выбора
председателя совета.
3 августа. Недавно был
открыт газопровод Токуз-Каинары-Мерены, который позволит подавать российский газ
в Молдову в обход Приднестровья. Его протяженность газопровода 62,5 километра и
пропускная способностью 800 млн. куб. метров газа в год.
Президент РМ В.Воронин заявил на выездном рабочем
заседании правительства, что этот объект - стратегический для страны, который
полностью удовлетворит потребности столицы и ряда населенных пунктов в районах
Новые Анены, Каушаны и Яловены.
3 августа. Конгресс русских
общин Молдовы провел в центре Кишинева антинатовскую акцию.
Более ста участников акции скандировали на площади
лозунги "НАТО - вон из Молдовы!", протестуя против проводимых в РМ учений
военных медиков «Medceur-2007» в рамках программы НАТО "Партнерство во имя
мира".
По словам председателя Конгресса, муниципального
советника Кишинева В.Клименко, акции будут проходить не только на площади, но и
перед посольством США в Кишиневе.
В учениях военных медиков на полигоне Бульбока участвуют
около 500 военных из 14 стран. Основная цель учений - отработка совместных
действий военно-медицинских служб при ликвидации последствий стихийных бедствий.
3 августа.
Национал-либеральная партия Молдовы призвала демократические силы республики
"приступить к процедуре отстранения президента РМ В.Воронина от власти за
нарушение Конституции".
НЛП обвинила президента в "организации
антиконституционной кампании, которая может привести к отступлению от начатого
процесса модернизации государственных учреждений и подготовки Молдовы к
проведению реформ, предусмотренных обязательствами перед Евросоюзом".
По мнению национал-либералов, "нецивилизованное,
недемократичное и неевропейское поведение президента Воронина дискредитируют
государственный суверенитет, дестабилизируют внутреннюю политическую ситуацию и
угрожает европейским чаяниям населения второго румынского государства".
3 августа. Президент РМ
В.Воронин встретился с заместителем помощника госсекретаря США Д.Крамером.
Стороны обменялись мнениями о состоянии двухсторонних
отношений. Были рассмотрены также аспекты приднестровского урегулирования,
проблемы и перспективы возобновления переговорного процесса с целью мирного
разрешения конфликта.
Глава государства подтвердил заинтересованность
молдавских властей в возобновлении переговорного процесса. Президент выразил
надежду, что в ходе его в формате 5+2 будет найдена приемлемая модель разрешения
приднестровского конфликта.
4 августа. Максималистское
отношение и безответственное поведение Либеральной партии являются главным
препятствием на пути решения конфликтов между фракциями в рамках Кишиневского
муниципального совета, утверждает молдавский политолог И.Боцан.
По его мнению, "оставить социал-демократов за пределами
коалиции - большая ошибка. На данный момент ЛП может быть поставлена в ситуацию,
когда она должна будут просить остальных членов совета принять участие в
переговорах".
В то же время, ситуация, созданная в КМС, и появившиеся
разногласия создают благоприятный климат для социал-демократов, которым они
могут воспользоваться. В качестве третьей спокойной силы они создали бы себе
хороший имидж, по формуле "двое дерутся, а третий побеждает".
Через почти два месяца Совету не удается выбрать
председателя и вице-примаров.
4 августа. Инвестиции в
экономику Молдовы в первом полугодии составили 4,22 млрд. лея (350 млн. долл.
США), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 38,4%
Среднемесячная зарплата в первом полугодии 2007 г.
достигла 1926 леев (+23,3%). ВВП Молдовы в первом квартале 2007 г. увеличился на
7,3%, достигнув 10,6 млрд. лея. (880 млн. долл.).
Эксперты Статистического комитета СНГ отдают первое
место по инвестициям в основной капитал Таджикистану, рост инвестиций в его
экономику в первом полугодии увеличился на 91%. Второе место занимает Киргизия -
43,3%, на третьем месте Молдова. Инвестиции в основной капитал Украины выросли
на 34%, России - на 22,3%.
5 августа. Президент ПМР
И.Смирнов поздравил приднестровских железнодорожников с их профессиональным
праздником. В поздравлении президент, в частности, сказал, что они решают
непростые производственные задачи в условиях продолжающейся блокады со стороны
Молдовы, а в последнее время и Украины, пытающихся затормозить развитие
экономики Приднестровья и добиться таким путем выгодных политических
решений.
6 августа. Фракция
Демократической партии в Кишиневском муниципальном совете (5 из 51 советника)
выступает за создание нового большинства в совете, которое объединило бы не
менее 31 советника, заявил лидер фракции А.Тэнасе.
Либеральная партия, Христианско-демократическая народная
партия, Альянс "Наша Молдова" и Демократическая партия получили большинство в
совете, на которое приходится 26 мандатов из 51.
"Чтобы руководить столицей стабильно, необходим широкий
альянс с участием всех демократических формирований. Однако из-за непреклонности
ЛП мы получили ампутированное большинство, которое функционирует на пределе", -
считает А.Тэнасе.
По его словам, "достаточно одному советнику заболеть или
отправиться в командировку, чтобы совет не смог принять то или иное решение".
"До следующего заседания нужно найти решение для
создания большинства из 31 мандата. В противном случае, мы постоянно будем
сталкиваться с трудностями при принятии решений", - сказал лидер фракции ДП.
6 августа. Кабинет министров
Украины намерен построить новую внутреннюю железнодорожную ветку в Одесской
области «Измаил-Рени» в обход территории Молдовы.
Кабмин поручил Министерству транспорта и связи,
Министерству финансов, Министерству экономики Украины и Одесской областной
государственной администрации разработать до 2009 г. предложения по
строительству железнодорожной линии, которая соединит Ренийский порт с
железнодорожной магистралью «Одесса-Измаил».
6 августа. Первое морское
судно причалило в Джурджулештском международном свободном порту для проведения
испытаний.
Танкер емкостью в 3 тыс. тонн, плавающий под ямайским
флагом, перекачал более 3 тыс. тонн воды в резервуары нефтяного терминала в
испытательных целях.
По словам генерального директора компании «Danube
Logistics» Э.Мартина, являющейся собственником и администратором
Джурджулештского международного свободного порта, «результаты испытаний можно
считать удовлетворительными».
7 августа. Валютные резервы Национального
банка Молдовы на конец июля 2007 года составили 942,31 млн. долл. США.
Ожидается, что благодаря новым займам от МВФ и покупке
излишков валюты на внутреннем рынке, валютные резервы НБМ до конца года
достигнут 1 млрд. долларов.
7 августа. Партия
«Справедливая Россия (Родина - Пенсионеры – Жизнь)» подписала Соглашение о
сотрудничестве с Патриотической партией Приднестровья.
Со стороны «Справедливой России» документ заверил
секретарь Центрального совета партии И.Зотов, со стороны Патриотической партии
соглашение подписала ее сопредседатель М.Смирнова.
8 августа. Правительство
Украины утвердило проект строительства железнодорожного участка, который
соединит порт Рени с железнодорожной магистралью Одесса-Измаил. Таким образом,
для перевозки товаров в Рени из Киева или других городов Украины более не
понадобится пересекать территорию Республики Молдова, в том числе
приднестровский участок.
8 августа. Молдавское
бюро РИА Новости и информационное агентство «Новости – Молдова», сообщая о
смерти бывшего посла России в Молдове А.Папкина,
пишут, что сотни тысяч молдаван помнят этого хорошего и
порядочного человека по его работе в Молдове. На нашей земле, отмечает
агентство, он стремился созидать мир, всемерно укреплять российско-молдавские
отношения. А.Папкин по-настоящему любил Молдову, зная прекрасно ее язык и
культуру. Именно поэтому он понимал национальный характер ее граждан и глубоко
вникал в интересы страны, в которой ему довелось работать.
Коллектив журналистов из «Новости-Молдова» выразили свое
глубокое соболезнование семье А.Папкина.
9 августа. Правительство Молдовы создало
специальную комиссию, которая будет осуществлять мониторинг за поступлением и
распределением гуманитарной помощи, поступающей в республику из-за рубежа в
связи с засухой, сообщил на заседании национальной комиссии по
чрезвычайным ситуациям премьер-министр РМ В.Тарлев.
Наряду со специалистами в состав комиссии вошли
представители общественных и неправительственных организаций страны. Это, по
мнению премьер-министра, "позволит наиболее профессионально и максимально
транспарентно контролировать весь процесс поступления и распределения
гуманитарной помощи, поступающей в Молдову в связи с тяжелой засухой".
Он сообщил, что на обращение правительства к иностранным
государствам и международным организациям оказать Молдове помощь в преодолении
последствий засухи уже откликнулись некоторые страны. Положительные ответы
прислали Россия, Евросоюз, Англия, Белоруссия, ряд международных организаций.
Греция, к примеру, уже выделила Молдове 100 тысяч евро.
Вся гуманитарная помощь, поступающая в республику из-за
рубежа, будет распределяться без посредников - непосредственно главам сельских
администраций.
9 августа. 30 сентября 2007
г. на Украине пройдут досрочные парламентские выборы. На территории Молдовы в
этот день будут открыты два избирательных участка.
Приднестровье украинские власти вновь, как и на выборах
Рады в марте 2006 г., проигнорировали. Тогда участки для голосования были
открыты только в Кишиневе и Бельцах. Так предполагается сделать и сейчас.
Складывается такая ситуация - в Приднестровье проживает
около 80 тыс. граждан Украины, в то время как в Молдове их насчитывается лишь
3,5 тысячи. В Приднестровье служат украинские миротворцы. И потому было бы
необходимым открыть на территории ПМР избирательные участки.
Однако на официальное обращение Уполномоченного по
правам человека в Приднестровье В.Калько Киев ответил отказом. МИД Украины
предложил лишь вариант голосования в соседних областях - Одесской и
Винницкой.
В Приднестровье считают, что такое решение нарушает
права украинских граждан, проживающих в республике.
Тирасполь намерен обратить внимание международных
структур на этот факт. Соответствующая информация будет направлена миссии ОБСЕ в
Молдове, а также представителям Европарламента. «Складывающаяся ситуация должна
получить международную огласку», - считает руководитель аппарата Уполномоченного
по правам человека в ПМР О.Беляков.
Письмо будет адресовано и президенту Украины
В.Ющенко. Приднестровье призывает главу украинского государства обеспечить
избирательные права своих граждан.
9 августа. Фирмы из Румынии
включают знание русского языка как условие для трудоустройства молдавских
рабочих.
9 августа. После вступления
Румынии в Европейский Союз проблема предоставления румынского гражданства
жителям Молдовы является не только внутренней проблемой, - заявил на семинаре в
Кишиневе румынский сенатор, член Европейского парламента К.Бушой, отметив, что
этот вопрос должен быть согласован с остальными членами ЕС.
Он сообщил, что с 1991 г. румынское гражданство было
предоставлено около 97 тыс. молдаван, причем абсолютное большинство до 2002 г.
По словам К.Бушоя, на рассмотрении находится еще порядка
90 тыс. заявлений от молдавских граждан, желающих получить румынское
гражданство.
Он отметил, что румынские консульские отделы, в том
числе в Кишиневе, работают на пределе. Ситуацию могло бы разрешить открытие
консульских отделений в Бельцах и Кагуле.
9 августа. Россия, по итогам
первых шести месяцев 2007 года, продолжает возглавлять список стран-импортеров,
свидетельствуют данные Национального бюро статистики РМ.
Всего за этот период в Россию поставлено товаров на 98,7
млн. долл. США (что на 14 % меньше, чем в январе-июне 2006 г.).
Второе место по закупкам молдавских товаров занимает
Румыния, куда экспортировано продукции на 93,5 млн. долларов (в 1,6 раза
больше).
Замыкает тройку лидеров Украина – 65,8 млн. долл. США
(втрое больше, чем за аналогичный период 2006 г.).
Основными статьями молдавского экспорта являются
текстиль и изделия из него, продукты питания, напитки и табак, свежие овощи и
фрукты.
9-10 августа. Приднестровье
выразило соболезнование российской стороне в связи с кончиной Чрезвычайного и
Полномочного посла СССР и РФ А.Папкина, который возглавлял российскую
дипломатическую миссию в Молдавии в 1995-2000 гг. Телеграммы соболезнования были
направлены в МИД России и посольство РФ в Кишиневе президентом ПМР И.Смирновым и
МИД ПМР.
10 августа. Альянс "Наша
Молдова" не исключает, что досрочные парламентские выборы могут состояться в
2008 г., заявил депутат АНМ В.Балан на семинаре, посвященном вопросам
европейской интеграции Молдовы.
Он уверен в том, что после них "к власти в Молдове
придут демократические силы, которые будут на деле проводить курс европейской
интеграции, а не ограничиваться лишь заявлениями, как это делают коммунисты".
Депутат АНМ отметил, что после всеобщих местных выборов
демократы пришли к власти в 21 из 33 районов, в том числе в Кишиневе. Он
считает, что это приведет к возвращению республики на путь демократического
развития и европейской интеграции.
По мнению Балана, для окончательного устранения
коммунистов от власти демократы "должны суметь договориться между собой".
10 августа. Лидер
Христианской демократической народной партии РМ Ю.Рошка сказал, что «к осени
текущего года можно будет восстановить политическое равновесие и более или менее
конструктивное сотрудничество между властью и оппозицией».
По мнению лидера ХДНП, «после всеобщих местных выборов
коммунистическое большинство в парламенте Молдовы стало менее представительным»,
но «не стало менее законным».
«Большинство избирателей Республики Молдова отдали свои
голоса демократическим партиям. Следовательно, необходимо ориентироваться на
приоритеты, а не на политический окрас народных избранников», - сказал Ю.Рошка.
10 августа. Дефицит торгового баланса Молдовы
в январе-июне 2007 г. составил 1007,3 млн. долл. США, увеличившись, по сравнению
с тем же периодом 2006 г., на 45% или на 312,7 млн. долл., сообщило Национальное
бюро статистики РМ.
Степень покрытия импорта экспортом в январе-июне 2007 г.
составила 37,2% против 40,2% в январе-июне 2006 г.
10 августа. В Молдове
завершились учения НАТО «Medceur-2007» в рамках программы «Партнерство во имя
мира». В них приняли участие около 500 военнослужащих из стран НАТО и
государств-партнеров.
Сценарий учений предусматривал отработку совместных
действий военных медиков в чрезвычайных ситуациях при наводнениях и
землетрясениях. Министр обороны РМ В.Врабие назвал учения «весьма важными»
как для Молдовы, так и для международного сообщества.
По словам посла США в РМ М.Кирби, «на таких
военно-медицинских учениях накапливается совместный многонациональный опыт».
Во время учений в центре Кишинева состоялась
демонстрация протеста. В ней приняли участие более 200 человек с транспарантами
– «НАТО – вон из Молдавии!». По мнению организаторов демонстрации, проведение
учений НАТО на военном полигоне, расположенном в 30 км от Приднестровья,
осложняет урегулирование конфликта.
Молдова по конституции является нейтральной страной и не
должна проводить таких учений, отметили организаторы забастовки.
12 августа. В Сухуми прошла
Международная молодежная конференция "Наше будущее в наших руках". В ее работе
приняли участие представители молодежных организаций России, Абхазии,
Приднестровья, Южной Осетии, Крыма.
Участниками конференции была принята декларация о
создании Международной молодежной ассамблеи "За демократию и права народов", в
которой, в частности говорится, что основными ее задачами являются всемерное
содействие достижению победы в нашей общей борьбе за независимость; содействие
развитию сотрудничества между молодежными организациями и объединениями России,
Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии и Крыма в целях укрепления равноправных
отношений в политической, социально-экономической, гуманитарной и других
областях, представляющих взаимный интерес и др.
13 августа. Эксперты
Роспотребнадзора, завершившие свою работу в Молдове, за шесть дней проверили 24
винодельческих предприятия в центральной и южной зоне страны.
Как сообщила начальник Управления технологической
политики госагентства «Молдова-Вин» Л.Нетреба, «претензий к качеству вин у
экспертов не было".
После подписания протоколов о проверке 24 винзаводов и
окончания проверок отобранных вин и коньяков в лабораториях Роспотребнадзора,
российские специалисты дадут ответ, какие из этих предприятий смогут возобновить
поставки своей продукции на рынки России.
Грядет эпоха ренессанса?
7 августа 2007 г.,
Юлия Семенова (Юдович), «Независимая Молдова»
Молдова может снова оказаться в
пучине национализма
События последних двух месяцев настораживают: в воздухе
запахло унионизмом. Причем чем дальше, тем насыщеннее становится подзабытый уже
аромат раболепного румынофильства с нехорошим оттенком национализма. Смрад
подгоревших идей пока что доносится из окон высоких и не очень кабинетов, на
улицах он почти не чувствуется. Но это временное явление.
Повторение пройденного
Точно так же, поначалу почти незаметно для широкой
общественности, появилось в Кишиневе конца восьмидесятых общество "Алексей
Матеевич", объединявшее прорумынски настроенную интеллигенцию и запустившее в
массы красивые лозунги возрождения национальной культуры. В этом отношении
дальше возвращения к латинской графике и провозглашения в качестве
государственного румынского языка (это уже потом в Конституции он был назван
молдавским) дело не пошло: о расцвете национальной культуры, увы, не приходится
говорить и сегодня, через 18 лет после описываемых событий. Но вот что
действительно удалось тогда адептам прорумынских идеологов - так это расколоть
страну и общество на две части. Это апологеты Народного (а по сути
антинародного) фронта - потомка общества "Алексей Матеевич" и предка нынешней
Христианско-демократической народной партии - выбросили лозунг "Чемодан - вокзал
- Россия". Это на их совести десятки тысяч искалеченных судеб, мощная волна
эмиграции из страны специалистов высокого уровня и еще много чего, вплоть до
мордобоя на улицах и убийства девятнадцатилетнего русского парня среди бела дня
в самом центре Кишинева.
В наследство от отцов-вдохновителей унионистов мы
получили разоренную и раздвоенную страну и глубокие раны на теле народа, если
рассматривать его как единый организм. Сами же тогдашние идеологи благополучно
смылись в любезную их сердцу Румынию и занимаются там теперь кто чем. Мирча
Друк, например, экс-премьер молдавского правительства, заседает в сенате и
разрабатывает проект сотрудничества между Бухарестом, Кишиневом и Киевом.
Спонсоров ищет, заботливый наш.
Скованные одной цепью
Казалось бы, кто обжегся на молоке, дует на воду.
Пословица справедлива, но, оказывается, не для нас. Попытка во второй раз войти
в одну и ту же воду может оказаться последней для независимой Молдовы, а потому
непоправимой. А попытки такие делаются сегодня с маниакальной настойчивостью. И
инициируются они как извне - из Румынии, так и изнутри.
События последнего времени, быть может, достаточно
разнородны, но, тем не менее, это звенья одной цепи. Самые крупные из них -
канувший в Лету политический консенсус между коммунистами и христиан-демократами
и переход радикально-националистической Либеральной партии из маргиналов в
активные игроки.
Самое свежее, но не единственное, следствие разрыва ПКРМ
и ХНДП - снятие с должности председателя Координационного совета по телевидению
и радиовещанию Корнелия Михалаке. В интервью "НМ" (1 августа с.г.) Михалаке
говорил о политическом заказе. Он был выполнен руками членов КСТР,
проголосовавших за отставку председателя, но, как утверждает Михалаке, поступил
из высоких парламентских кабинетов. Михалаке с его уравновешенной позицией и
желанием развивать отечественную телерадиопродукцию оказался неугоден
румынофилам, желающим очистить эфир от всего нерумынского.
Нетрудно представить, как огорчатся русскоговорящие
телезрители, оставшись без милых сердцу российских сериалов, "Comedy clab",
"Дома-2" и новогодних "Огоньков". Но уж кто порадуется - так это ребята, в чьих
руках сейчас находится столица, и мэр Дорин Киртоакэ лично. Оно и понятно: не
так уж далеки те времена, когда будущий градоначальник возглавлял Объединение
выпускников румынских вузов CAIRO, которое провело мониторинг радиопрограмм и
подало в суд сразу на девять радиостанций за чрезмерное употребление русского
языка. Конечно, все это было подано под постным соусом восстановления
законности, а не с пикантными приправами национализма. Но, тем не менее, это
было!
Под фиговым листком
Лозунги евроинтеграции для унионистов - все равно, что
фиговый листок для прародителя нашего Адама. Одежка так себе, паршивенькая, но
для приличия сойдет. Прикрыться же ею надо, потому что сегодня просто кричать о
"чистом" воссоединении с "матерью-Румынией" совсем уж глупо. Поэтому унионисты
кричать - не кричат, но тихо подталкивают. Причем из унионистов всех мастей
либералы - самые радикальные. Когда весной Национал-либеральная партия
предложила идею федерализации двух "румынских государств", Михай Гимпу
возмущенно заявил, что "эта идея разрушает унитарный характер Румынского
государства".
На его заявления можно было бы и не обращать внимания,
как это делалось много лет. Но, увы, Гимпу со товарищи "взяли столицу", и теперь
с маниакальной настойчивостью вбивают румынофильский клин во все разрастающуюся
трещину между центральной и местной властями. В этой плоскости лежит и визит
новоиспеченного генпримара к президенту Румынии на следующий же день после
второго тура местных выборов в Кишиневе; и его участие в митинге жертв
политических репрессий, и его речь на прошедшем на этой неделе симпозиуме,
посвященном 70-летию со дня рождения основоположника
национально-освободительного движения, председателя Ассоциации жертв
оккупационного коммунистического режима и ветеранов войны Румынской армии,
основателя и председателя Национальной партии Георге Гимпу. На этом мероприятии
Михай Гимпу сообщил, что в антикоммунистической борьбе, продвижении румынизма в
Республике Молдова большие надежды возлагает он на своего племянника, по
совместительству мэра Кишинева Дорина Киртоакэ. "Он кровь от крови Георге Гимпу.
Сейчас впервые после 40-х годов, в истории Бессарабии высокую должность в
государстве занял молодой человек, свободный от советской школы", - сказал
дядюшка. А племянник, в свою очередь, призвал молодежь бороться с "тоталитарным
коммунистическим режимом", чтобы он "не нашел себе места в европейском
пространстве, и мы смогли бы вернуть свою идентичность и единство в ЕС".
Как именно молодежь будет бороться с "тоталитарным
коммунистическим режимом" - гадать не приходится. Даже у юного поколения уже
есть богатая практика борьбы. Не так далек от нас 2003 год, когда толпы
студентов и школьников вместо занятий разгуливали по площади, протестуя против
придания статусу русского языка второго государственного. Навыки участия в
акциях протеста еще не утеряны.
Смех и слезы
Как бы ни били себя в грудь местные унионисты всех
мастей, доказывая обратное, но для них слова "коммунисты" и "русские" -
синонимы. Анекдотический случай. Русскоязычная жительница Кишинева пришла по
своим делам в парламент. Зашла в лифт и вежливо поздоровалась со стоявшей там
дамой. По-русски, естественно. Дама не ответила. Посетительница спросила, на
какой ей этаж. Дама открыла рот - и началось. Посетительница получила за все: за
свой русский язык, за визит в парламент (типа - куда со свиным рылом в калашный
ряд), за коммунистов, к которым, кстати, она не имеет никакого отношения. Дама
все это выговаривала ей на молдавском. А когда открылись двери лифта,
посетительница мстительно сообщила, что она якобы приехала из Литвы
консультировать парламентариев по вопросам евроинтеграции. Куда только делся
апломб дамы! Она мгновенно перешла на хороший русский и долго еще бежала за
посетительницей по коридору, извиняясь и оправдываясь. Дама эта - активный
депутат от оппозиции. Периодически она выступает с разного рода "революционными
идеями". И хотя все здесь рассказанное - чистая правда, имени ее мы не назовем,
исключительно чтобы не разглашать имя "литовки".
Нам не дано предугадать, как
наше слово отзовется
Если парламентарии, так сказать, слуги народа допускают
такие вещи, то чего ждать от не таких образованных люмпенов, которые готовы
подхватить любые лозунги, которые оплачиваются из партийных или каких там еще
карманов? Сегодня общество достаточно наэлектризованно, чтобы команда "ату!" не
растворилась бесследно в воздухе. Уже поднимают головы доморощенные националюги,
учуяв нюхом новые веяния. Недавно "КП" в Молдове" опубликовала письмо
читательницы. Ее вместе с другом задержал на кишиневском железнодорожном вокзале
полицейский, оскорблял, бранил за русский язык и хвастался связями "в верхах",
из-за которых ему ничего не страшно. А сколько таких ублюдков не носят
полицейскую форму, нигде не работают, на них вообще никак нельзя повлиять? Все
свои беды они связывают с коммунистами (или с русскими - кому как нравится). Им
позволь только показать силу молодецкую!
Но задумываются ли об этом господа, делающие громкие
заявления? Риторический вопрос. Отличительная черта молдавских политиков - их
красноречивость. Когда соловей поет - он затыкает уши. Чтобы не слышать
резонанс. И закрывает глаза. Чтобы не видеть толпы людей и замаячивший впереди
лозунг "Чемодан - вокзал - Россия". Пока буквы читаются, как сквозь туман. Но
читаются.
Молдова после Воронина: возрождение или смутные времена?
6 августа 2007 г.,
Виталий Андриевский, «Пресс-обозрение», Кишинев
Почти с самых первых дней президентства авторитарного
лидера Партии коммунистов Молдовы Владимира Воронина автор этих строк являлся
одним из активных критиков его внешней и внутренней политики.
Но сегодня мне больше не хочется этого делать.
Во-первых, я окончательно убедился в том, что Воронин абсолютно невосприимчив к
любой критике. Во-вторых, по этой самой причине мне сегодня Воронина просто
по-человечески жалко.
Но, при всём этом, не могу не признать, что Воронин
является одним из самых ловких мистификаторов нашего времени. Образно говоря, он
«продавец воздуха». Используя коммунистическую партию, как хорошо раскрученный
политический бренд, Воронин и его команда, спекулируя на ностальгии по советским
временам у значительной части граждан старшего поколения, сумели заручиться их
поддержкой на выборах, получить большинство в парламенте и затем
монополизировать всю власть в стране.
Можно допустить, что в самом начале пути, ещё только
учреждая новую партию, а затем пребывая в оппозиции, Воронин и его соратники
убедили себя, что им дважды удастся войти в одну и ту же реку, то есть
реанимировать в Молдове советскую власть и восстановить коммунистические
порядки.
Но существует много доказательств того, что уже вскоре
после своей победы на парламентских выборах, вплотную столкнувшись с суровыми
реалиями постсоветской жизни в стране с разрушенной экономикой и социальной
сферой, Воронин и его соратники быстро протрезвели, поняли свою
несостоятельность, а потому напрочь отбросили все прежние розовые иллюзии и
вместо реанимации коммунизма в Молдове занялись решением своих собственных
меркантильных проблем.
Этот грех Воронину и его соратникам по руководству ПКРМ
ещё можно было бы как-то простить. Но вот что нельзя им простить ни в коем
случае, так это то, что, отказавшись от строительства обещанного
«коммунистического общества», они продолжают обманывать народ. Правда, теперь
грядущий «социальный рай» видится им на Западе, в «общем европейском доме», куда
они якобы уже ведут Молдову семимильными шагами.
Могу поверить, что, когда руководящие коммунисты только
брали власть в свои руки, они искренне хотели перемен в стране к лучшему, а не
только в своей личной жизни. Они, помнится, даже имели «научно обоснованные
планы» реанимации всех сторон жизни в Молдове. Но планы эти не выдержали
соприкосновения с реалиями жизни, а для разработки новых планов, адаптированных
к требованиям текущего момента, в команде Воронина не нашлось ни способных на
это теоретиков, ни политической воли самих руководителей ПКРМ.
В чем же видится главная причина провала «воронинского
проекта» для Молдовы? Почему этот сильный, харизматический лидер, имея массовую
поддержку электората и практически неограниченную власть, так и не сумел
совершить широко разрекламированный «молдавский прорыв»? Сразу отметаю
предположение, что он этого и не хотел. Нет, Воронин этого очень хотел. Человек
честолюбивый, с громадным самомнением и большими амбициями, он явно хотел
попасть на скрижали истории, как великий государственный деятель, который
значительно улучшил жизнь простого народа, объединил страну, обеспечил Молдове
хорошую перспективу на будущее.
Более того, уверен, что Воронин любит Молдову, является
ее патриотом. Поэтому тем более важно определить, почему же у него практически
ничего из задуманного не получилось? Это важно сделать также для того, чтобы
этим же путем и через эти же ошибки не прошли другие политики. Это также
необходимо сделать для того, чтобы народ научился, наконец, выбирать во власть
«правильных политиков», а не шел покорно всякий раз за теми, кто много обещает,
да ничего не делает для исполнения своих обещаний, всякий раз оказываясь жертвой
очередного обмана.
Прежде чем перейти к анализу ошибок президента Воронина,
хочу отметить, что, несмотря на общие неутешительные итоги его правления, ему
все же удалось на некоторых направлениях достичь успехов. Считаю важным об этом
не только сказать, но и перечислить их, так как предвижу, что после
окончательного ухода Воронина, новая власть, в которую войдут как нынешняя
непримиримая оппозиция, так и все те, кто в разное время сотрудничал с
Ворониным, не только забудут об этом, но и спишут на Воронина все беды в Молдове
(вплоть до нынешней катастрофической засухи) и еще длительное время будут
бороться с «наследием Воронина».
К несомненным заслугам Воронина надо отнести победу над
организованной преступностью в Молдове. Да, во многом место «паханов» заняли
сами силовые структуры, но прежнего криминального беспредела в стране все же
сегодня нет. Во многом, благодаря усилиям Воронина, был наведен порядок и в
таких государственных структурах, как таможня и налоговые органы. За время
пребывания Воронина у власти значительно увеличилась собираемость средств,
идущих на пополнение бюджета. Это позволило решать некоторые социальные
проблемы, повышать пенсии и зарплаты. К позитиву можно отнести также работы по
реконструкции мемориалов и памятников войны, восстановление церквей и
монастырей. Справедливости ради, надо признать, что экономический рост в Молдове
начался при премьерстве Дмитрия Брагиша, а в том, что он был сохранен, есть
заслуга бессменного премьер-министра последних лет Василия Тарлева.
Однако, грубые ошибки, а также отдельные поступки («дело
Пасата», уголовное преследование оппонентов) Воронина сегодня всё заметнее стали
перевешивать в общественном мнении то положительное, что можно отнести в его
актив. Это начало сказываться на настроениях электората, который всё чаще
отказывает возглавляемой Ворониным партии власти в поддержке. Например, именно
этим можно объяснить серьёзное поражение Партии коммунистов в Гагаузии и на
местных выборах в целом по Молдове и особенно в Кишиневе.
Самой главной и принципиальной ошибкой Воронина следует
признать то, что, в отличие от российского президента Владимира Путина, он не
создал команду единомышленников. В России политическая и бизнес-элита достаточно
спокойно готовы принять преемника Путина, независимо от того, кто им станет,
потому что все понимают, что общая стратегия развития России на ближайшие 10-15
лет не изменится. Не изменится потому, что власть в России поняла, каким путем
нужно идти, осознала, что только единая команда может выиграть борьбу за лучшее
будущее для России.
В Молдове ничего этого нет. Здесь все произошло совсем
по-другому. С политиками и управленцами из команд экс-президентов Снегура и
Лучинского Воронин не захотел работать. Хотя среди них было много опытных и
грамотных специалистов. От помощи и совета старых соратников по партии Воронин
достаточно быстро отказался, постепенно вытеснив их из активной политики. А ведь
это были люди, которые не только могли говорить с ним на «ты», но имели свое
собственное мнение и не боялись его высказывать. После избрания Владимира
Воронина президентом, они были не только отодвинуты от рычагов власти, но им
прямо дали понять, что их мнение президента больше не интересует, а потому будет
намного лучше, если они перестанут его высказывать.
Взамен старых партийных товарищей в команду Воронина
были набраны те неофиты, которые готовы были слепо выполнять любые распоряжения
президента, не задумываясь об их законности и полезности для жизни страны и
народа. В результате сложилась крайне неэффективная и очень непрофессиональная
система власти. Система, которая работает только на одного человека и под
руководством этого человека. Ни одно решение в политике и экономике не
принимается без личного одобрения президента. И это притом, что Молдова является
по Конституции парламентско-президентской республикой, где власть президента
сильно ограничена, он лишен многих полномочий!
Порочность созданной Ворониным системы власти состоит
ещё и в том, что важнейшие государственные решения принимает человек, не имеющий
на это не только соответствующих конституционных полномочий, но также должного
опыта и профессионализма. Особенно негативно это сказывается в области экономики
и внешней политики. К тому же, в силу отмеченных выше причин, он не несёт
персональной ответственности за принятые решения ни перед партией, из-под
контроля которой давно вышел, ни перед обществом, к мнению которого не
прислушивается. Сейчас эта система власти является самым главным тормозом в
развитии страны.
Вторая ошибка Воронина – это его нежелание иметь в
стране эффективную и действенную оппозицию. По моему убеждению, это отлично
понял в России президент Путин. Отсюда и раскрутка двух партийных «Россий» –
«Единой» и «Справедливой». Одна занимает правоцентристскую, другая –
левоцентристскую ниши. Это не партии- антагонисты, но это партии-противники,
которые обречены на политическую борьбу друг против друга. Несмотря на то, что
«развод» политической партийной системы на две мегапартии зачастую идет далеко
не идеально, от борьбы этих партий выиграет вся политическая система России.
В Молдове всё совсем по-другому. Коммунист Воронин, в
отличие от беспартийного Путина, будучи сам человеком партийным, не смог или не
захотел допустить, чтобы в стране нормально развивались оппозиционные партии. Он
не занимался выращиванием оппозиции, а просто назначил скопом «придворными
оппозиционными партиями» всех тех, которые ранее уже предавали своих
политических союзников, кто отказывался от борьбы с властью коммунистов. Это
была сугубо «карманная оппозиция», которую показывали Западу, чтобы там говорили
о развитии в Молдове гражданского общества и демократии. После местных выборов
эта «оппозиция», как и следовало ожидать, быстро «соскочила с крючка» Воронина,
чем вызвала у него жгучую обиду. Но и сами эти партии, вступив после местных
выборов в союз с теми, кого они раннее предали, пойдя на союз с Ворониным, тем
самым дискредитировали большинство оппозиционных партий.
К третьей ошибке Воронина я бы отнес его неумение
правильно выстроить отношения с Западом и Востоком. С Западом Воронин работал
больше лозунгами и общими словами, а там привыкли к конкретике и реальным делам.
Его поездки «галопом по Европам» с целью поисков «адвокатов» для евроинтеграции
Молдовы» не открыли Молдову Западу и не принесли стране никакой пользы.
Президенту Воронину так и не удалось найти в Европе солидного и влиятельного
стратегического партнера, который мог бы уделить Молдове время и внимание,
реально помочь ей в решении её насущных проблем. Такими партнерами, в силу
разных причин, вполне могли бы стать Италия, Франция или Германия. Но, увы, ни с
одной из этих стран Молдова так по настоящему и не сблизилась.
К досадным «проколам» Воронина можно отнести и довольно
прохладные отношения с Румынией и Украиной. Ближайшие соседи Молдовы не стали ее
настоящими друзьями и партнерами. Значительная часть вины за это лежит
персонально на Воронине.
Особая тема – это отношения Воронина с Россией.
Выстраивая отношения с этой страной, определяя её в качестве стратегического
партнера Молдовы, Воронин, несомненно, думал, прежде всего, об интересах
Молдовы. Но вся беда в том, что Воронин не всегда правильно понимал, где
настоящие интересы Молдовы, а где она начинает играть на руку чьим-то чужим
интересам. В том числе и «Вашингтонского обкома». Самая большая проблема
Воронина в том, что он не заметил того, что Россия при Путине сильно изменилась
и продолжает стремительно изменяться. Она стала прагматичной, деловой, начала
более активно защищать свои интересы по всему миру.
Безусловно, изменения произошли и в самой Молдове.
Правда, внешне они были менее заметны, так как Молдова как на Западе, так и на
Востоке, по-прежнему выступает в привычной роли просительницы. Отсюда –
соответствующее отношение к нашей стране. Сильный удар по молдавско-российским
отношениям был нанесен в 2003 году, когда Воронин отказался подписать
«меморандум Козака», то есть, план по урегулированию Приднестровского вопроса,
разработанный Кишиневом и Тирасполем под патронатом личного посланника
президента России – Дмитрия Козака.
Если бы Воронин не втянул в это дело Россию, если бы он
не стремился максимально ускорить решение этой проблемы, то, по моему мнению,
молдавско-российские отношения не только развивались бы динамично и эффективно,
но сегодня были бы заложены серьезные экономические, политические и гуманитарные
предпосылки для успешного решения проблемы Приднестровья, объединения этого
региона с Молдовой. Но Воронин, образно говоря, начал дергать наметившиеся
всходы «за вершки», думая, что от этого они будут расти быстрее, и тем самым
лишь загубил их, оборвав «корешки». Спешка Воронина во многом способствовала
тому, что приднестровскую проблему до сих пор не удалось решить.
Сегодня Воронин говорит, что он не мог подписать
«меморандум Козака», так как он узаконил бы на определенный период пребывание
российских войск в Приднестровском регионе. Но при этом он ни разу не объяснил,
а в чём же, собственно говоря, видится ему угроза для Молдовы вследствие
пребывания в этом регионе 1000-1500 российских военных? Неужели это столь
непомерная цена для Кишинева, которую нельзя было заплатить за объединение
страны? К тому же, общеизвестно, что Приднестровье не рассматривается Россией
как военный плацдарм в случае каких-либо международных конфликтов. Русские
военные в этом регионе - это не только гарантия того, что проблема Приднестровья
будет решена исключительно мирным путем, но и важнейший фактор, который не
позволяет Молдове вступить в НАТО. И вот этот-то фактор для России куда более
весом, чем все заявления Воронина о нейтральном статусе Молдовы. А что же
интересы самой Молдовы? Они никак при этом не ущемляются. Как не ущемляются,
например, интересы Азербайджана, у которого Россия арендуют для своих военных
нужд Габалинскую РЛС, или интересы Украины, у которой Россия арендует базы в
Крыму.
Возможно, надо просто унять эмоции и здраво подумать,
что нужно и можно реально сделать, чтобы объединить страну. Не забывать при этом
об интересах приднестровцев, а также понимать, что свои геополитические интересы
есть и у России. Безусловно, Молдова не должна при этом отказываться от своих
интересов, а также отворачиваться от ЕС и США.
Всё больше признаков того, что Воронин уходит. Уходит
постепенно в прошлое и воронинская эпоха. Но вот, кто придет на место Воронина,
какую политику будут проводить те, кто победит в 2009 году на парламентских
выборах, сегодня сказать ещё очень трудно. Но есть большие опасения, что вместо
опостылевшего всем «воронинского режима» придут вовсе не лучшие, а смутные
времена. И в результате Молдова вместо того, чтобы пойти вперед, будет отброшена
назад.
Молдавия на пороге голода
13 августа 2007
г., Светлана Гамова, «Независимая газета»
Алтайский край намерен отгружать зерно и муку для сел
республики
В Молдавию начала поступать гуманитарная помощь из
России и Евросоюза. Страна после небывалой засухи оказалась на грани голода.
Ситуация в республике названа катастрофической, так как 80% земельных угодий
пострадали. Ущерб оценивается в 1 млрд. долл., что составляет половину
молдавского бюджета. Кишиневское правительство обратилось за помощью к ЕврАзЭС,
а также к странам Запада с просьбой помочь.
Предприимчивые молдавские крестьяне еще месяц назад
начали закупать в местных магазинах, а также завозить из соседней Украины муку,
делая запасы на зиму. Старые люди говорят, что засухи, подобной той, что стояла
нынешним летом, в Молдавии не было даже в голодном 1947 году. Термометры в тени
показывали 47 градусов жары, а на солнце было под 50. Первые дожди выпали в
республике с начала лета только неделю назад, но урожай практически весь погиб.
Фрукты и овощи в нынешнем сезоне в Кишиневе стоят практически как в Москве,
потому что их почти нет – небольшие урожаи удалось снять только с тех полей и
огородов, которые поливались. А таких в стране немного. Учитывая урок нынешнего
года, правительство Молдавии разработало программу орошения, но ее результаты
скажутся лишь в 2012 году. До тех пор придется уповать на природу. Она же, как
показал нынешний год, не радует.
Когда стало понятно, что зерновых будет снято вполовину
меньше, чем в прошлом году, а пшеницы твердых сортов и того меньше, президент
Молдавии Владимир Воронин обратился к послам иностранных государств,
аккредитованных в Кишиневе, с просьбой сообщить своим правительствам о ситуации,
которая сложилась в молдавском агросекторе. В посольстве РФ «НГ» сообщили, что
такой разговор Воронин провел и с временным поверенным в делах России в
Молдавии. Это произошло в июле, а в августе правительство Молдавии обратилось к
странам ЕврАзЭС с просьбой помочь.
На минувшей неделе в стране была создана специальная
комиссия, которая должна осуществлять мониторинг за поступлением и
распределением гуманитарной помощи, поступающей в республику из-за рубежа. Об
этом сообщил на заседании национальной комиссии по чрезвычайным ситуациям
премьер-министр Василий Тарлев. Наряду со специалистами в состав комиссии вошли
представители общественных и неправительственных организаций страны. Тарлев
сказал, что на обращение правительства к иностранным государствам и
международным организациям уже откликнулись некоторые страны. Положительные
ответы прислали Россия, Евросоюз, Англия, Белоруссия, ряд международных
организаций. Греция, к примеру, уже выделила Молдавии 100 тыс. евро. А Алтайский
край начал поставки в Молдавию зерна.
Вся гуманитарная помощь, как сообщили «НГ» в
правительстве Молдавии, будет распределяться без посредников – сельскими
администрациями. Правительство также распорядилось разрешить импорт зерновых,
более того, ввозимая пшеница не будет облагаться пошлиной и НДС. В то же время
вывоз зерна из республики запрещен. Такой же запрет введен и в Приднестровье,
где также тяжелое положение с хлебом. Молдавский премьер заявил: «Мы будем
закупать зерно в России, на Украине, в Казахстане, где закупочные цены ниже, чем
на внутреннем рынке Молдавии». Как сообщают молдавские СМИ, власти республики
составили перечень продовольствия и семян, необходимых для того, чтобы
компенсировать последствия засухи. В частности, республике нужно 350 тыс. тонн
зерна, 89 тонн картофеля, а также 85 тонн молочных продуктов. В закромах у
государства есть 190 тыс. тонн зерна. Это только для того, чтобы прокормиться, а
еще необходимы семена и зерно для будущих посевов. По данным Министерства
сельского хозяйства Молдавии, предварительная сумма ущерба составила 12 млрд.
молдавских леев, или 1 млрд. долл.
Как сообщили «НГ» в Министерстве сельского хозяйства
Молдавии, крупнейшая зерноперерабатывающая компания РФ ОАО «ПАВА» готова
поставлять муку в республику.
Между тем не во всех странах, к которым за помощью
обратилась Молдавия, хлеба в достатке. В Бишкеке даже начали работать
оперативные группы по контролю за ценами на хлеб. А Министерство экономики
Украины предоставило местным органам исполнительной власти полномочия для
регулирования цен на хлеб путем установления предельных уровней рентабельности
производства муки высшего сорта и хлеба и хлебобулочных изделий из нее. Это
объясняется тем, что в стране производство зерна сократится в нынешнем году на
20%, что приведет к повышению цен, в том числе и на муку.
Тирасполь надеется на Косово и на "холодную войну"
3 августа 2007 г.,
«Независимая Молдова», Кишинев
Новость о приостановлении
Россией своего участия в выполнении ДОВСЕ вызвала ликование в коридорах власти
Тирасполя. Все официальные приднестровские СМИ поспешили подать это событие как
чрезвычайно позитивный факт
26 июля просмирновская газета "Приднестровье" описывала
данную тему под радостно-вульгарной "шапкой": "Америка, не балуй! Получишь...
ответ". Близкий к руководству МГБ непризнанной республики публицист Сергей
Ильченко пишет в газете "Русский Прорыв", что теперь никто не будет настаивать
на том, чтобы Россия выполнила стамбульские договоренности (вывод войск и
вооружения РФ из Приднестровья).
По мнению некоторых приднестровских аналитиков, команда
Игоря Смирнова рассчитывает на то, что помимо развития напряженности вокруг
ДОВСЕ осенью 2007 года появится долгожданный косовский прецедент. Как полагает
политолог и бывший кандидат на пост главы Приднестровья Андрей Сафонов, если
осенью произойдет признание Косово со стороны США и еще нескольких десятков
стран, минуя Совет Безопасности ООН, влиятельные российские политические и
финансовые круги могут поставить вопрос в пику Западу об официальном признании
либо всех, либо кого-то одного из числа непризнанных стран на постсоветском
пространстве. Правда, в этом случае новая "холодная война" между Россией и
Западом может стать реальностью, считает Сафонов.
Между тем, само тираспольское руководство зависит от
колебаний внешней политики Москвы, понимающей, что по большому счету "битва за
Косово" Сербией и Россией проиграна. Это влечет отсутствие у России четкой
стратегии в отношении к непризнанным государствам. Все та же газета
"Приднестровье" сочла необходимым напечатать мнение некоторых российских
экспертов, размышляющих о косовской проблеме. Показательны слова завотделом
Института политического и военного анализа, кандидата исторических наук Сергея
Маркедонова: "От российской позиции, давайте честно говорить, мало что зависит.
К тому же эта позиция еще и непоследовательная. Потому что в прошлом году все,
начиная с президента Путина, говорили о том, что косовский прецедент будет
прецедентом для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. И тем самым показывали,
что мы готовы к тому, что Косово обретет признание. Но в последнее время позиция
изменилась, и мы стали выступать против ускоренного обретения Косово
независимости. Таким образом, какой-то четкой стратегии мы здесь не видим".
Итак, именно эти колебания в российских подходах с зеркальной точностью
воспроизводила с 2006 года приднестровская дипломатия.
Официальные СМИ непризнанной республики также приводят
слова генерального директора Международного института политической экспертизы
Евгения Минченко: "Россия... была готова пойти на независимость Косово, но в
размене с непризнанными государствами на территории бывшего СССР, а сейчас я в
этом сомневаюсь". Таким образом, в Тирасполе рассчитывают если не на признание
независимости Приднестровья в ходе новой "холодной войны", то на сохранение
статус-кво. Эти настроения подпитываются последним решением россиян
инвестировать сотни миллионов долларов в Абхазию в преддверии сочинской
Олимпиады, Инфраструктура многих российских предприятий, намеренных возводить в
Сочи олимпийские объекты, будет размещаться в этой непризнанной республике. То,
что позиция Грузии в данном случае, мягко говоря, была учтена не в полном
объеме, только позволяет Игорю Смирнову и его соратникам "имитировать
энтузиазм".
Что касается Запада, то он пока что продолжает говорить
об уникальности косовского случая. Есть информация, что парламент Косово
провозгласит независимость края 28 ноября - в День флага Албании. Но более
интересно то, что последует потом. Если косовская "самостийность" заглохнет или
притормозится на уровне Совета Безопасности ООН из-за вето России и, возможно,
Китая, тогда переговоры о статусе Приднестровья могут привести в обозримом
будущем к ощутимым результатам. Если же ООН останется в стороне, а признание
Косово придет со стороны тех, кто выступает сейчас за независимость, тогда
процесс приднестровского урегулирования станет одним из звеньев в цепи
непредсказуемых событий на Балканах.
Москва пытается перезагрузить приднестровское урегулирование
6 августа 2007 г.
Виталий Кулик,
Директор Центра исследований проблем гражданского общества, "Евразийский дом",
Киев
Молдова не перестает поражать экспертное сообщество
своей «принципиальностью» в вопросах политического диалога с Российской
Федерацией. Всего лишь месяц назад президент РМ уверял послов западных стран в
том, что большего патриота Молдовы, чем он, Владимир Воронин, найти невозможно,
и все обвинения в его адрес в сепаратных переговорах с Москвой не соответствуют
действительности. Теперь же Кишинев снова начинает игру в пользу Москвы.
В конце июля в российских СМИ снова просочилась
информация, что Москва уже в ближайшее время приступит к активной стадии
реализации проекта «Козак-2», и видимые шаги в этом направлении можно ожидать
уже во второй половине августа с.г. Но в отличие от прошлого раза, новое
наступление на Молдову будет более продуманным, и будут учтены интересы
большинства игроков.
Стратегической целью российской стороны в реализации
проекта «Козак-2» является объединение Молдовы на условиях, которые позволят
Кремлю распространить свой контроль не только на Приднестровье, но и на все
будущее общее государство. При данных условиях, главными приоритетами Кремля
будут: сохранение долгосрочного военного присутствия в регионе, утверждение
русского официальным языком на территории Молдовы, закрепление возможности хотя
бы частичного формирования органов власти объединенного государства лояльными
Кремлю персоналиями, которые будут иметь возможность принимать участие в
определении внутренней и внешней политики страны (за счет квоты Приднестровья в
органах власти Молдовы) и т.п.
Таким образом, в случае реализации российских инициатив
Кремль получит возможность легализовать свое долгосрочное присутствие в регионе
и значительные дополнительные рычаги влияния, направленные, в т.ч. на удержание
Украины (как регионального игрока) в поле своего контроля.
Некоторые российские стратеги уже не скрывают, что
объединенная таким образом Молдова не будет жизнеспособным образованием, поэтому
через 1-2 промежуточные этапа Приднестровье неизбежно войдет в состав Украины
(со всеми возможными связанными с таким вариантом отрицательными последствиями,
как, например, отторжение Крыма и т.п.).
На данном этапе Кремль старается воспользоваться
объективными благоприятными для реализации своих стратегических намерений
факторами, а также нейтрализовать существующие в связи с этим риски. Российская
сторона планирует действовать в рамках принципа принуждения сторон к диалогу,
для чего будет задействована совокупность имеющихся у Кремля рычагов влияния на
регион.
В частности, Москва для получения согласия обеих сторон
на реализацию плана «Козак–2» имеет намерение давить на Кишинев, используя
косовский прецедент (если Косово получит независимость «извне» без получения
согласия на это метрополии), продолжение винного кризиса в стране (значительное
количество виноделов из-за отсутствия четких временных горизонтов восстановления
экспорта винной продукции в РФ начинает процесс переговоров относительно продажи
этого бизнеса), пассивность ЕС в молдавско-приднестровском направлении
(неоднократно задекларированное бюрократами ЕС нежелание Брюсселя ссориться с
Москвой через Молдову, что обусловлено приоритетностью вопроса бесперебойного
энергообеспечения Евросоюза, неизбежно толкает РМ к поиску компромиссов с РФ),
румынский фактор (молдавское руководство в значительной мере обеспокоено ростом
румынского влияния в регионе, что создает угрозу государственности РМ, в т.ч. в
приднестровском урегулировании. Молдовская сторона обращалась к РФ для получения
помощи в нейтрализации румынского влияния в регионе, эксплуатируя тезис о
необходимости защиты русского языка в РМ и т.п.). Безусловно, важное место в
системе аргументации Кремля будут занимать и личные гарантии В.Воронину и
«семейному бизнесу» после реализации операции «наследник».
Среди основных факторов давления на Тирасполь Москва,
очевидно, использует угрозу замораживания внешнего финансирования в условиях
жесткого бюджетного дефицита в Приднестровье (после недавнего секвестрования
бюджета региона общий дефицит Приднестровья составляет 60 млн. долл. США, хотя
по статьям социальной защиты – лишь 4 млн. долл. США. По сути, регион может
самостоятельно продержаться на плаву до конца 3 квартала с.г.), а также
прекращение политической поддержки лично И.Смирнова. Отдельные эксперты также
предусматривают возможность приостановления снабжения газа в регион (в условиях
непризнания руководителем региона И.Смирновым газового долга Приднестровья,
который совокупно составляет 1,35 млрд. долл. США, Россия пока затягивает
окончание переговоров относительно поставок газа в регион). Однако, учитывая тот
факт, что около 70% газа в Приднестровье потребляется большими предприятиями –
ММЗ и МДРЕС, которые принадлежат большим российским инвесторам, такой шаг
выглядит маловероятным.
«Нейтрализация» Главы Миссии ОБСЕ в Молдове Л.О’Нилла
путем разоблачения факта его контрабандной деятельности в Москве (возможно, его
даже отзовут в Вашингтон), очевидно, направлена на минимизацию рисков.
Действующий посол США в РМ М.Кирби вряд ли сможет составить конкуренцию
российской дипломатии.
Кремль считает, что План Ющенко уже окончательно
торпедирован (в первую очередь действиями Кишинева), а у самого Киева сейчас
отсутствуют ресурсы для активного вмешательства в ситуацию. Кроме того,
предполагается, что реализация этого проекта будет далеко не самым плохим
вариантом для Украины из-за того, что замороженный конфликт представляет гораздо
большую опасность для нашей национальной безопасности.
Совокупность указанных факторов позволяет российской
стороне с уверенностью приступать к практической стадии реализации проекта
«Козак-2». Вместе с тем, среди российских экспертов существует определенный
скепсис.
Ситуация в регионе почти стопроцентно напоминает ту, что
была в марте 2003, как фигурантами (Ю. Зубаков, О.Астахов – со стороны РФ,
М.Ткачук, В.Шова, В.Стурза – со стороны РМ, И.Смирнов, В.Лицкай и Е.Шевчук - со
стороны Приднестровья), так и набором идей и общим фоном вокруг урегулирования.
Однако аналогичными остаются и риски, которые помешали реализации российских
инициатив в 2003 году. В случае провала проекта «Козак-2» Россия будет вынуждена
окончательно признать, что она является стороной конфликта, а не
страной-посредником, и это может иметь крайне отрицательные последствия для
Кремля, так как это слом существующего переговорного формата и т.п.. Кроме того,
на реализацию указанных намерений отрицательно влияет дефицит времени (начало
избирательной кампании в России).
Следует отметить, что кроме тех рисков, которые
послужили причиной провала Меморандума Козака в 2003 году (речь идет о
вмешательстве США), на данном этапе также существуют и угрозы, связанные с
незаинтересованностью части приднестровской элиты «слепо» играть под Кремль.
Москва четко ничего не обещает Смирнову и его окружению. Поэтому кое-кто в
Тирасполе может развязать небольшую войнушку, чтобы «не решить» проблему. Вот
тогда вопрос об урегулировании вообще отпадет сам собой.
Интерес Украины
Естественно, что Киев кровно заинтересован в
урегулировании приднестровского конфликта. Если российские инициативы (итоговая
редакция) по объединению РМ и ПМР будут реалистическими, то Украине следовало бы
поддержать некоторые элементы российского плана. Более того, открыть для себя
дополнительное «окно возможностей». В рамках «торга» Киев может получить
гарантии защиты прав и свобод украинских граждан, проживающих не только в ПМР,
но и на севере Молдовы. В состав будущего парламента Молдовской Федерации на
основе национальной квоты должны входить представители от украинских общин
Приднестровья и РМ.
Также интерес Киева состоит в том, чтобы максимально
защитить своих экономических агентов, работающих в регионе, легализировать
результаты приватизации в ПМР.
Но главным вопросом, который требует государственного
обеспечения, является проблема привлечения жителей региона в украинское
информационное, культурное, образовательное и гуманитарное пространство. А для
этого нужна консолидированная политическая воля. Таковой пока не
наблюдается…
Становление оппозиции – путь к развитию демократии в Приднестровье
6 августа 2007 г.,
Виталий Андриевский, «Пресс-обозрение», Кишинев
Ещё каких-то шесть-семь лет тому назад вряд ли было
возможно всерьёз говорить о приднестровской оппозиции, поскольку её присутствие
на политической сцене страны было едва заметно. Более того, само понятие
«оппозиционер» в приднестровском обществе воспринималось тогда крайне негативно,
ибо любая оппозиционность единолично правящему президенту Игорю Смирнову
рассматривалась, прежде всего, как проявление нелояльности к самому де-факто
независимому, хотя и официально непризнанному международным сообществом,
государству – Приднестровской Молдавской Республике.
Тем более актуальной и интересной стала тема
приднестровской оппозиции сегодня, когда в ещё недавно полностью закрытом для
посторонних наблюдателей регионе с авторитарной системой правления начался
бурный процесс партийного строительства. В этом плане в Приднестровье заметен
явный прогресс в его демократическом развитии. В непризнанной республике стали
реальностью и политический плюрализм, и появление многих партий, возникла и
открыто заявила о себе оппозиция. Примечательно, что в оппозиции сегодня в
разной степени находятся практически все существующие партии Приднестровья.
Правда, различия, иногда даже очень существенные, между
приднестровскими оппозиционерами всё-таки есть. Одни партии находятся в
оппозиции к президенту Игорю Смирнову и его правительственной команде
(Республиканская партия «Обновление»), другие - к большинству в Верховном
Совете. А это большинство в ВС Приднестровья образует как раз Республиканская
партия «Обновление», которая избрала спикером приднестровского парламента своего
лидера. В оппозиции к этому парламентскому большинству находятся партии,
поддерживающие президента Смирнова и его правительство. Это – Республиканская
партия Приднестровья, Партия патриотов Приднестровья, Народная воля
Приднестровья. Есть и партии, которые находятся в оппозиции ко всем вообще, то
есть и к президенту, и к большинству в парламенте. Это Коммунистическая и
Социал-демократическая партии Приднестровья.
Анализ современной политической жизни в Приднестровье
дает основание сделать вывод о том, что оппозиция этого региона не имеет пока
четко выраженной, устоявшейся идеологической ориентации. Впрочем, это не
относится к левым партиям (коммунистам и социал-демократам), которые самими
своими названиями определили те политические ниши, которые желают занять.
Гораздо сложнее классифицировать идеологическую ориентацию большинства других
приднестровских партий.
Республиканская партия «Обновление» - это ведущая
политическая сила Приднестровья на сегодняшний день. Эта партия представляет
нечто среднее между такими российскими партиями, как Союз правых сил и «Единая
Россия». «Обновление» выиграло парламентские выборы. Партия имеет значительную
информационную и финансовую базу. У нее сильный лидер Евгений Шевчук –
председатель Верховного Совета Приднестровья. В партии имеется ещё 5-7 человек,
которые ведут активную политическую деятельность и готовы составить конкуренцию
лидеру. В то же время, у партии есть достаточно уязвимые места, которые уже
вскоре могут сыграть с «обновленцами» злую шутку. Дело в том, что значительная
часть приднестровцев воспринимает партию «Обновление» не иначе, как «партию
«Шерифа» (местного финансово-промышленного холдинга), то есть как политическую
силу, обслуживающую интересы местных олигархов.
Надо признать, что партии пока никак не удается изменить
этот свой имидж. Возможно, это было не столь уж важно, когда выборы проводились
по мажоритарным округам и избиратели голосовали за конкретных людей. Но вот,
когда выборы пойдут по партийным спискам, ситуация коренным образом может
измениться не в пользу «Обновления».
К недостаткам партии можно отнести также недостаточно
активное использование ресурсной базы. Потенциал в этом плане у партии есть. Но
использует она его не всегда эффективно. Не совсем понятна и стратегия
дальнейшего развития партии. Нет интересных и привлекательных для большинства
приднестровцев проектов развития региона, которые партия могла бы предложить
власти и общественности региона. И, тем не менее, при всём этом, «Обновление»
остается сегодня одной из самых сильных и перспективных партий Приднестровья.
В последнее время стали всё чётче обозначать себя и
основные оппоненты этой партии. Это, прежде всего, политические силы,
ориентированные на поддержку действующего президента Игоря Смирнова, хотя и
допускающие некоторую «фронду» по отношению к президентской команде в
правительстве.
Впрочем, у меня есть сомнения, что это команда
единомышленников президента. Экономические просчеты последних лет, скандалы в
области приватизации, дают основание думать, что реальная власть в области
экономики принадлежит тем, кого можно назвать настоящими хозяевами региона.
Лидером этих сил сегодня является Партия патриотов
Приднестровья (ППП), которую возглавляет Олег Смирнов, депутат Верховного Совета
Приднестровья. Пикантность ситуации в том, что Олег Смирнов - сын действующего
президента Игоря Смирнова. В этом есть как определенные плюсы для этой партии,
так и некоторые минусы. К позитиву ППП можно отнести то, что президент Смирнов
достаточно авторитетен в регионе. Часть этого авторитета падает и на Партию
патриотов и её лидера. К минусам следует отнести неопределенность статуса Олега
Смирнова. Электорат всё настойчивее пытается получить ответы на вопросы: Кто же
он? Наследник-преемник или вполне самостоятельный политик?
ППП за сравнительно короткий период сумела стать
достаточно известной в Приднестровье. Конвертируется ли эта её известность в
популярность и, как следствие, в победу на выборах, пока трудно сказать,
поскольку, как политическая сила ППП ещё не в полной мере состоялась. Да, у неё
есть лидер, который производит впечатление честного и искреннего человека.
Партия проявляет активность в различных сферах общественно-политической жизни
Приднестровья. О ней знают в обществе, так как она часто создает информационные
поводы. Однако пока ещё не просматривается сплоченная общим интересом команда.
Нет интересных программных наработок, популярных политических, экономических и
социальных проектов. Безусловно, у этой партии есть перспектива. Но многое в её
политической судьбе будет зависеть от того, как в целом станет развиваться
политический процесс в регионе: сумеют ли сохранить свой авторитет президент
Смирнов; найдет ли ППП общий язык с теми политическими силами, которые ей
наиболее близки по духу, - Народной волей Приднестровья, Народно-демократической
партией «Прорыв»?
Основным соперником на выборах в Верховный Совет
Приднестровья у «Обновления» была Приднестровская республиканская партия.
Создавалась эта партия «под президента Смирнова» и должна была стать его главной
политической опорой. Это достаточно многочисленная партия, с хорошим
организационным и административным ресурсами. Однако этой партии чего-то явно не
хватает. Может быть, харизматического лидера? Или креативности в действиях? Нет
у этой партии и своего привлекательного для электората «проекта для
Приднестровья», нет новых интересных идей по развитию региона. Из-за всего этого
партия всё больше напоминает «колосс на глиняных ногах», который держится только
потому, что против него не предпринимается каких-либо решительных действий со
стороны соперников.
К непримиримой оппозиции в Приднестровье можно отнести
две партии левой ориентации – Социал-демократическую партию Александра Радченко
и Коммунистическую партию Олега Хоржана. Обе эти партии объявили открытую войну
всему «антинародному режиму». Для них нет особой разницы между Верховным Советом
ПМР и президентом Смирновым, между партией «Обновление» и Республиканской
партией. Все они для приднестровских социал–демократов и коммунистов - «враги
трудового народа», интересы которого, по мнению лидеров этих партий, отражают
только КПП и СДПП. В настоящее время эти партии относятся к категории
политических маргиналов. У них нет развернутых партийных сетей по всему региону.
Невелик и их численный состав. Но это отнюдь не означает, что у них не может
быть политического будущего. В Приднестровье достаточно много протестных
избирателей. За кого они проголосуют на выборах по партийным спискам, сегодня
практически невозможно точно спрогнозировать.
Таким образом, анализ политической жизни в
Приднестровском регионе показывает, что там сегодня не только формируется
демократическая система, но она начинает уже по- настоящему функционировать и
оказывать влияние на политическую жизнь в регионе.
Да, безусловно, она находится пока еще в периоде
созревания и становления. Но стремительные темпы развития этой системы вызывают
восхищение. По моему мнению, многие молдавские политологи допускают очень
большую ошибку, когда скопом записывают всех приднестровских политиков в
«сепаратисты», и потому не видят весьма существенных «оттенков», отличающих одни
политические силы Приднестровья от других, всех их рисуют одним цветом.
Различия между ними есть, и с каждым годом они
становятся все более заметными и существенными. В то же время, нельзя не
отметить, что, в отличие от молдавской политической элиты и большинства
молдавских партий, у приднестровцев есть и общие ценности, и единство позиций по
ряду важнейших вопросов, имеющих стратегическое значение для будущего их
региона. Так, например, практически все партии Приднестровья видят будущее
своего региона в развитии тесных и многосторонних связей с Россией. Они высоко
ценят пусть и не признанную де-юре, но существующую де-факто «независимость
региона», и готовы бороться за права Приднестровья. Вместе с тем, в отличие от
многих моих коллег политологов и молдавских политиков, я не считаю, что с
политическими партиями Приднестровья нельзя найти общий язык по вопросу
объединения Молдовы. Уверен, что с ними можно и нужно обсуждать эту тему, чтобы,
в конечном итоге, общими усилиями найти ее взаимоприемлемое решение. Нужно
только к этому честно и искренне стремиться.
|