Экономика голосует
01.08.2007 Время
новостей
Дмитрий Верхотуров
Результат парламентских выборов в Казахстане
предопределит экономическая политика президента
В предвыборной агитации на выборах в мажилис
(нижнюю палату парламента Казахстана) партии, в особенности оппозиционные,
стараются представить избирателям свои социально-экономические программы.
Демократическая партия "Ак Жол" и ее лидер Алихан Байменов на митинге в
Туркестане, у мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, представили программу "Ты достоин
своей мечты". "Мы верим, что сегодня каждый казахстанец мечтает. Кто-то мечтает
о работе, кто-то о жилье, кто-то о том, чтобы его дети имели счастливое будущее,
кто-то мечтает получить образование. Мы знаем, как решить эти проблемы", -
заявил Байменов на этом митинге. Партия "Руханият" занялась проблемой помощи
оралманам (этническим казахам, проживавшим в соседних странах, а затем
репатриировавшимся в Казахстан) и решением социальных проблем этой категории
граждан и даже выдвигает двух оралманов в депутаты мажилиса.
Однако у представителей казахстанского делового
сообщества, которое составляет немалую часть казахстанских избирателей, свой
взгляд на то, кто и как может помочь решить их проблемы. А также на
приоритетность этих проблем. В Алма-Ате 24 июля состоялось собрание "Форума
предпринимателей Казахстана", на котором был дан наказ политическим партиям, что
в партийные программы нужно включить специальные меры по развитию малого и
среднего бизнеса.
Бизнесмены требуют от будущих парламентариев уделять
экономике самое пристальное внимание: "Мы считаем, что каждый вновь принимаемый
закон, внутренний приказ государственных органов должны быть направлены на
развитие бизнеса, способствовать увеличению рабочих мест, улучшать качество
товаров и услуг, содействовать развитию свободной конкуренции, что позволит
снизить потребительские цены, улучшить жизнь граждан", - заявил президент
Алма-Атинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев.
"Форум предпринимателей Казахстана" политкорректно не
назвал конкретного адресата своих наказов. Однако по заявлению Ямбаева
становится понятно, что речь идет о народно-демократической партии "Нур Отан" и
призыв обращен именно к ней. По мнению целого ряда экспертов как в Казахстане,
так и за рубежом партия имеет все шансы уверенно победить на выборах.
Заместитель председателя партии, руководитель фонда устойчивого развития
"Казына" Кайрат Келимбетов в этом не сомневается: "Мы рассчитываем получить
80-90% голосов и занять подавляющее большинство мест в парламенте, что позволит
нам стать не только президентской, но и правящей партией".
Подобная уверенность опирается как на рейтинг Нурсултана
Назарбаева, который на президентских выборах 2005 года собрал 94,6% голосов, так
и на результаты экономической политики президента. За последние годы жители
Казахстана смогли реально ощутить результаты объявленной в 1997 году стратегии
"Казахстан-2030", в которой на приоритетном месте стояла борьба с бедностью. В
2003 году была начата реализация "Государственной программы по снижению бедности
в Республике Казахстан на 2003-2005 годы". В ходе выполнения этой программы
уровень бедности понизился с 24,2% до 19,9%. С 2003 года начался экономический
рывок, который вывел Казахстан в число лидеров среди стран Центральной Азии. В
2003 году ВВП на душу населения составлял 1,9 тыс. долл., в 2005-м - 3,7 тыс., в
2006-м - 5 тыс. долл. В июне 2007 года при прожиточном минимуме 9,6 тыс. тенге
среднедушевой доход составил 24,2 тыс. тенге. А ВВП увеличился с 4,6 трлн тенге
в 2003 году до 8 трлн тенге в 2006-м.
Этот экономический результат предопределил победу
Нурсултана Назарбаева на президентских выборах и, очевидно, определит победу
партии "Нур Отан" на парламентских выборах. Тем более что партии есть чем
отчитаться перед избирателями: это выдвинутая в 2004 году программа
"Казахстанский путь-2009", многие положения которой уже были выполнены в течение
прошлого созыва мажилиса. В число выполненных пунктов вошло и удвоение ВВП
страны. При всех еще нерешенных проблемах в развитии экономики Казахстана
результаты экономической политики таковы, что избиратель скорее всего
проголосует за ту партию, эффективность работы которой уже доказана
практикой.
|