Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №58(01.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ?
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Заявление Института стран СНГ о создании единого федеративного государства России и Белоруссии

14 августа Президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с изложением своей программы реального объединения России и Белоруссии. Можно сказать, что предложение Путина о создании единого федеративного государства России и Белоруссии положило конец многочисленным кривотолкам о судьбе союзного государства и подлинности настроений руководства России, которые были вызваны недавними неудачными выступлениями на эту тему.

Другие варианты объединения России и Белоруссии, рассмотренные на встрече В.Путина и А.Лукашенко, прежде всего по образцу и подобию Европейского Союза, несмотря на их привлекательность, откладывают процесс интеграции в «долгий ящик».

Институт стран СНГ поддерживает заявление главы российского государства о его приверженности объединению с Белоруссией в рамках федерации. Безусловно, какие-то детали процесса строительства единого государства могут и должны уточняться, но самое главное сейчас – обеспечить доверие к чистоте намерений президента РФ, прежде всего, со стороны народа и руководства Республики Беларусь.

Может быть не так необходим референдум по вопросу объединения. Однако, если есть хоть малейшие сомнения в воле и желании граждан РФ и РБ, которые абсолютно ясны и разделяются всеми, кроме немногих противников общего единства братских народов, такой референдум может быть проведен. Подготовка референдума не должна сдерживать всех последующих заявленных президентом РФ шагов по объединению наших государств.

Еще раз хотим подчеркнуть, что реальное осуществление объединения наших государств возможно только при обеспечении мер доверия между политическими элитами двух стран, президентов России и Белоруссии, решительном обновлении кадров, занимающихся процессом интеграции, в том числе с российской стороны. Объединение России и Белоруссии должно проводиться чистыми руками.

Должно быть сделано все необходимое для того, чтобы президент, правительство и депутаты Национального Собрания Республики Беларусь не восприняли предложение российской стороны как некую интригу против действующей власти Белоруссии. В течение долгих лет проводились двухсторонние консультации по созданию Союзного государства так и не принесшие результата. Воссоединение наших государств, двух братских народов в едином государстве – исторический шаг.

Мы призываем всех, и прежде всего президентов России и Белоруссии, оказаться в такой момент на высоте своей исторической ответственности.

P.S.

Мы сделали это заявление по горячим следам, когда еще не была ясна позиция белорусского президента (на пресс-конференции в Москве он выразительно молчал, что у нас всегда считалось знаком согласия) и реакция правящего класса в соседней республике. Теперь приходится признать, что мы несколько погорячились. И хотя «слово – не воробей», спустя некоторое время после неожиданного поворота в строительстве общего государства России и Белоруссии можно сделать несколько иные выводы в отношении перспектив реализации инициативы Президента России.

То, что предложил Владимир Путин – это, конечно, идеальный вариант воссоединения наших народов в рамках единого федеративного государства. Идеальный прежде всего в технологическом смысле, так как снимает вопросы о соотношении Белоруссии и субъектов Российской Федерации в новом государственном образовании, о нужности или ненужности дополнительных бюрократических надстроек в виде союзных органов власти, и многие другие. А что касается самостоятельности и самобытности национально-государственных образований внутри РФ, здесь тот же Магомедали Магомедов мог бы много рассказать белорусам о до сих пор бытующих у нас удельных вольностях.

Однако еще тогда, 14 августа, возник вопрос: пойдет ли Белоруссия на полный демонтаж своей государственности, на исчезновение самого этого понятия не только с политической карты мира, но и с карты административно-территориального деления будущего общего государства? Ведь нынешняя Белоруссия (между прочим, один из учредителей ООН) возникла не на пустом месте. Теперь становится понятно, что Белоруссия на это не пойдет. Можно сколько угодно говорить, что против выступает белорусская политическая элита, лично Лукашенко, который боится потерять свое положение. Но вопреки воле этой элиты и воле этого Лукашенко никакой вариант интеграции – мягкий ли, жесткий ли – не пройдет. И если продолжать и дальше раскручивать в наших СМИ эйфорию по поводу «загнанного в угол» Лукашенко, можно вообще похоронить саму идею воссоединения России и Белоруссии.

Хорошо, если в Кремле понимают, что предложенный Путиным сценарий – это крайний, заведомо непроходной вариант. Позиция, застолбив которую, можно начинать торг. В ходе этого торга могут рассматриваться разные схемы интеграции Белоруссии как единого субъекта в новое государство, гарантии ее политической элите, государственности белорусского языка (об этом, кстати, у нас вообще никто не подумал) и т.п. В любом случае, если такая реакция партнеров была просчитана, подобные предложения не следовало оглашать на пресс-конференции, тем более Президенту России. А если не была просчитана – значит получилось, как всегда.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ