Константин Затулин о российско-белорусских отношениях в программе Кима Кухолева на радиостанции «Говорит Москва»
Ведущий. Здравствуйте. Еще несколько
дней назад вопрос о том, быть или не быть союзному государству Россия-Белоруссия
общественностью обоих государств уже даже не обсуждался. Мы настолько уверовали
в его неизбежность, что определяли только даты: когда выборы общего парламента,
когда рубль станет общей валютой, когда примем общую Конституцию и т.д. Но вдруг,
на самом властном верху, а не где-нибудь в окопах оппозиции или бюрократической
трясине чиновников случилось, говоря языком пожарников, короткое замыкание и
теперь вопрос: быть или не быть союзу, повис в воздухе. Поговорим об этом и
выслушаем мнение директора Института стран СНГ Константина Федоровича Затулина.
К.Ф.ЗАТУЛИН. Я думаю, что, к сожалению, оба
государственных деятеля находятся не на высоте положения, если мерить это положение
ответственностью за судьбу российско-белорусской интеграции. Совсем недавно
в результате этой встречи, казалось бы, должны были быть сглажены разногласия,
возникшие после неудачных «обменов любезностями» летом этого года, в июне-июле.
Вместо этого, такое впечатление, возник новый виток напряженности, поскольку
на пресс-конференции, которая давалась по итогам этого визита, Президент Путин
озвучил целый ряд вариантов возможного объединения и не оставил у многих сомнений
в том, что лично он привержен к самому радикальному варианту, при котором в
составе областей Белоруссия просто принимается в состав Российской Федерации.
При этом сама Белоруссия, если это объединение будет происходить на основах
ныне действующей Конституции Российской Федерации, теряет не только свой суверенитет
и независимость, но и теряется как элемент международной и внутренней жизни,
она перестает существовать.
Безусловно, это главный упрек предложению, которое
было сделано Путиным, потому что белорусы самодостаточный народ. В рамках Советского
Союза Белоруссия была союзной республикой. В этом воспитано поколение белорусских
лидеров и политиков, да и население Белоруссии к этому привыкло. Поэтому ожидать,
что в Белоруссии такой вариант объединения будет принят, ни в коем случае не
следовало. Здесь какой-то просчет со стороны советников Президента, людей, которые
ему готовят материалы. Потому что на самом деле предложение такого рода может
быть понятно только в том случае, если целью Президента Российской Федерации
было поставить партнера Лукашенко в невыгодное положение, перехватить у него
инициативу интеграции, стать на момент еще большим интегратором, чем Лукашенко.
Это, между прочим, задача, конечно, амбициозная, но уж во всяком случае, не
приближающая нас к созданию реального союза России и Белоруссии. И результатом
всего этого был новый виток напряженности. Если Президент Российской Федерации
на пресс-конференции (надо отдать ему должное) не говорил об этом варианте как
единственном, то уже в комментариях по этому поводу в нашей прессе это предложение
Путина выдавалось чуть ли не за единственное. И Путин, особенно в праволиберальных
органах печати, всячески нахваливался за то, что он якобы загнал Лукашенко в
угол, поставил его в неловкое положение. Так вот и суди после этого, что же
было целью Президента Российской Федерации: продвинуть дело российско-белорусской
интеграции или поставить в неловкое положение Лукашенко. На самом деле даже
эта последняя цель, как не хотелось бы здесь праволиберальной печати и политикам
в России думать, не была достигнута, потому что на фоне такого рода предложения
с российской стороны отпор, который этому дал Лукашенко по возращению в Белоруссию,
привлек к нему симпатии части населения и рейтинг, в общем-то, только вырос.
На какой-то момент, вероятно, вырос рейтинг и Путина. В общем, президенты повысили
свой рейтинг, а дело российско-белорусской интеграции, к сожалению, на этом
не продвинулось.
Мне кажется, что рассчитывать на то, что можно объединиться
с Белоруссией, не трогая никоим образом российскую Конституцию, совершенно напрасно.
Такое дело, как объединение с Белоруссией - дело масштабное, этапное и оно,
безусловно, требует внесения определенных корректив в действующую Конституцию
России, которые предусматривали бы особый статус Белоруссии в составе федеративного
государства, если о нем идет речь. Конечно, предусматривали бы и нахождение
гарантий для белорусской политической элиты, для президента Белоруссии на следующий
день после объединения.
Я вижу такую гарантию в сохранении выборности общебелорусского
президента. Я вижу такую гарантию в том, что этот президент по должности должен
оставаться вице-президентом объединенного государства, как бы оно ни называлось.
Я вижу такую гарантию, в частности, в том, чтобы снять какие-то личностные мотивы
в ходе этого объединения после того, как будет обеспечена необратимость самого
процесса, когда будет зафиксировано документально, к чему мы идем, каков должен
быть конечный результат. Но сам процесс объединения должен быть растянут во
времени таким образом, чтобы ныне действующие лица были спокойны за свою собственную
судьбу и за свое собственное положение.
Вот это должно быть сделано, если мы хотим реального
объединения. Если же мы увлечены задачей подсидеть Лукашенко, то в таком случае,
на мой взгляд, все это не нужно, а нужно продолжать пикироваться в печати.
Ведущий. Скажите, если бы сейчас, на
Ваш взгляд, состоялся референдум, исходя из того, что Вы сейчас сказали, как
бы проголосовали белорусы и россияне за или против?
К.Ф.ЗАТУЛИН. Как относиться к предложению Путина?
Конечно, было бы идеально, если бы можно было себе представить такую ситуацию:
белорусам безразлична судьба Белоруссии, и отдельные области Белоруссии почти
на самостоятельной основе вступают в состав Российской Федерации. Не нужно
ни переговоров с Лукашенко, ни серьезных обсуждений на эту тему, в общем, они
принимают правила игры, действующие в России и нормы нашей Конституции. Это
идеальный вариант. Но этот идеальный вариант является абсолютно не реализуемым.
С этой точки зрения выражать восторги по поводу предложения Путина здесь не
приходится. Предложение Путина может рассматриваться просто как крайне радикальное
предложение, которое мы должны иметь в виду, знать, что оно существует, но от
него дрейфовать в пользу компромиссного варианта с Белоруссией. То есть оно
годится как элемент переговорного процесса. Я бы только не советовал Президенту
брать на себя ответственность оглашать такого рода предложение на пресс-конференции,
потому что все последующее связано с публичностью этого предложения Путина.
И публичность этого предложения придала всему этому скандальный характер, она
всерьез осложнила положение пророссийских сил в странах СНГ, которые теперь
имеют перед глазами пример Белоруссии и которых теперь на Украине, в Казахстане,
в Армении, в Грузии и где угодно могут шпынять тем, что Россия ни на что, кроме
как на поглощение соседних территорий, в деле интеграции не готова. Какова же
должна быть степень негибкости российской политической элиты, если она не способна
никаких, кроме поглощения, других вариантов выдвигать в ходе интеграции с другими
государствами или территориями?
Ведущий. И все же народ по-своему все
видит. Я опять о референдуме. Как бы все-таки, на Ваш взгляд, проголосовали
сегодня россияне и белорусы?
К.Ф.ЗАТУЛИН. Я думаю, что, во-первых, этот референдум
просто бы не состоялся, потому что Белоруссия откажется проводить его на своей
территории, и вопрос Ваш носит в таком случае риторический характер.
Что касается России, мы можем проводить какие угодно
референдумы по поводу присоединения к нам Белоруссии или, допустим, Гавайских
островов, Ирана с Афганистаном, это не будет иметь никакого правового последствия.
Это может просто лишний раз дать нашим политикам возможность уточнить температуру
общественного мнения, но ради этого проводить референдум я бы не стал.
Ведущий. На этом мы заканчиваем программу
«Москва многонациональная». Всего доброго!
|