Сокращение кадров – это еще не реформаАлександр Фадеев
Главной проблемой Вооруженных сил Белоруссии остается
недостаточное финансирование. Финансовое положение государства не позволяет в
настоящий момент говорить о готовности республики к осуществлению радикальной
реформы армии. Совершенно очевидно и другое, все надежды военных управленцев на
увеличение ассигнований из государственного бюджета за счет сокращения
численности Вооруженных сил РБ – не более, чем опасная иллюзия. Другая трудность
– во все более ощущающейся нехватке квалифицированных кадров военных
специалистов, получивших полноценное военное образование на уровне современных
требований к нему.
Поэтому в обозримой перспективе вся реформаторская
деятельность чиновников в погонах неизбежно сведется лишь к масштабному урезанию
штатов военнослужащих, свертыванию офицерского корпуса и списанию с баланса
министерства обороны очередных объектов недвижимости, которые оно уже не в
состоянии содержать. Все декларации о «выверенности» мер по реформированию ВС не
имеют под собой почвы. Для модернизации военно-технического потенциала
республики не создан необходимый стратегический задел, что перечеркивает все
планы по оптимизации состояния парка вооружений и военной техники. В силу этих
причин, например, на предприятиях российского оборонного комплекса был
приостановлен процесс модернизации зенитных ракетных комплексов, доставленных
ранее из Белоруссии. Не существует в действительности никаких программ закупки
новых видов и образцов вооружения и боевой техники.
На вооружении белорусской армии остаются
устаревшее физически и морально оружие и техника, доставшиеся в наследство от
КБВО и незаконно присвоенных РБ вооружений, техники и объектов других
формирований ВС при развале бывшего СССР. Их лучшие образцы были спроектированы
и сконструированы советскими учеными, оружейниками в 60-е – 70-е гг. прошлого
века, и к сегодняшнему дню абсолютно устарели. Попытки белорусского руководства
решить хотя бы вопрос о частичной модернизации имеющейся на вооружении
республиканских ВС устаревшей бронетанковой техники(танков Т-72, БМП-1 и БТР-60)
на базе собственных оборонных предприятий с помощью французских и словацких
специалистов пока не увенчались успехом. Модернизированные танки Т-72 с новым
прицельным комплексом «TISAS» так и не поступят в войска ни в этом, ни в
следующем году. Все слабее надежды военных и на то, что в 2003 г. в Сухопутных
войсках появятся модернизированные бронетранспортеры и боевые машины пехоты с
громкими названиями «Кобра–К» и «Кобра-С». Провалился и план по модернизации
боевых самолетов ВВС-ПВО С-27 и МиГ-29 своими силами на Барановичском заводе по
ремонту авиатехники: пришлось все-таки звать российских
специалистов-оборонщиков.
Многие мероприятия в рамках модернизации старой техники
смело можно отнести к разряду показных. Прежде всего, речь идет о т.н.
усовершенствовании реактивной системы залпового огня БМ-21(«Град»), которому
лидеры республики придавали особое значение. На выставках и парадах поспешили
продемонстрировать боевую машину «БелГрад» на шасси МАЗа, на которое навесили не
один, а два боекомплекта от той же «старушки» БМ-21. В результате переутяжеления
и общей неудачной компоновки появился в «железе» сырой образец: проходимость,
маневренность комплекса снизились, а тактико-технические характеристики
«БелГрада» остались на прежнем, прошлого века уровне. Изготовив десяток
«БелГрадов», пока остановились, поскольку для парадов хватит, а эффективность их
боевого применения под большим вопросом.
Направления НИОКР в области разработки новых образцов
вооружения и техники в республике, от которых можно ждать быстрой отдачи,
сегодня ограничены двумя – прицельными приспособлениями для стрелкового оружия и
оптики для боевых и военно-транспортных вертолетов, а также автоматизированными
узлами систем управления для ракетных войск и артиллерии. В этой сфере
интенсивные конструкторские и опытные работы ведут НПО «Агат», СКБ «Камертон»,
НИИ ЭВМ и завод «Измеритель», но сам процесс сдерживается трудностями с
разработкой программного обеспечения для этих новых автоматизированных
узлов.
Но самый тревожный момент , на наш взгляд, состоит в
том, что реформа по сути не предусматривает реального продвижения в процессе
военного сотрудничества с Россией, ее Вооруженными силами. Даже
нормативно-правовая база для создания региональной группировки войск, о
необходимости развертывания которой говорилось уже много лет, не разработана, а
ряд существующих документов по сотрудничеству в военной сфере между РБ и РФ был
заключен достаточно давно, еще на этапе становления отношений между двумя
странами, но до сих пор эти акты не получили правового подтверждения, отражения
в конституционном поле Беларуси и Российской Федерации. Следовательно
белорускими и российскими военными они воплощаться в практику не будут.
|