Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №58(01.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ?
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


"Независимая газета",
27 августа 2002

Молдавия: "бархатный" путь к объединению

Игорь Плугатарев

Он не будет мягким, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Молдова в Российской Федерации Владимир Цуркан

Сегодня в Молдавии отмечается 11-я годовщина независимости республики. За последний год с приходом к власти коммунистов страна пережила очередные потрясения, выразившиеся в остром противостоянии оппозиции и властей, в массовых выступлениях народа. Собеседник "НГ" отвечает на вопросы о том, как складывается ситуация сейчас.

-Владимир Иванович, в Молдавии летом наблюдалось относительное политическое затишье после весьма бурных в этом смысле зимы и весны. А 1 сентября оппозиция вновь готовит крупное выступление в центре Кишинева. Ожидается новая политическая буря?

- Оппозиция, конечно, не случайно выбрала 1 сентября для своего митинга: 31 августа у нас празднуется День языка, а 1 сентября - День знаний, и на улицах будет много молодежи. Официально лидеры оппозиции заявили, что обсудят, как власти выполняют известную апрельскую резолюцию ПАСЕ, и выскажут свое отношение к новому проекту разрешения приднестровского конфликта. Но политическая буря вряд ли разыграется. Все рекомендации ПАСЕ практически выполнены, причем в срок. И если, скажем, лидер Христианско- демократической народной партии (ХДНП) Юрий Рошка вновь начнет раскачивать ситуацию, он попадет в очень щекотливое положение: Совет Европы вряд ли усмотрит основания, чтобы поддержать его действия. Кроме того, власти в Кишиневе не сидели сложа руки, был принят ряд законодательных актов, регламентирующих действия в подобных ситуациях, все эти документы прошли международную экспертизу. Наконец, на мой взгляд, за это время оппозиция просто лишилась социальной почвы, на которой бы она могла вновь вызвать массовые народные выступления.

- А если оппозиция начнет разыгрывать "приднестровскую карту"?

- В этом случае она противопоставит себя ОБСЕ. Ведь идея объединения Молдавии по федеративному принципу, выдвинутая не так давно в Киеве, принадлежит именно этой организации. Тем более что идет довольно плодотворный переговорный процесс, помимо Кишинева и Тирасполя в нем участвуют посредники ОБСЕ, России и Украины.

- Известно, что и для Тирасполя, и для Кишинева идея федерализации была довольно неожиданной. Каково отношение к ней сторон, и какова сейчас динамика ее обсуждения?

- В Кишиневе эту идею восприняли довольно неоднозначно. Но что характерно - те политические силы, я имею в виду прежде всего ХДНП, которые на протяжении всех десяти лет делали все для того, чтобы Молдавия прекратила свое существование как независимое государство, и преследовали цель объединения с Румынией, сейчас заявляют, что идея федерализации приведет к разрушению молдавского государства. Странный, я бы сказал, алогичный "патриотизм". Видимо, этот вариант им явно невыгоден - в виду конструктивности, которая заложена в его основу. Этим я не хочу сказать, что все до единого положения обсуждаемого проекта могут быть приняты молдавским руководством. Как отметил недавно президент Владимир Воронин, этот проект может быть положен в основу, но не "бархатного" и цивилизованного развода, а как раз наоборот - для осуществления "бархатного" объединения двух берегов.

Принципиально важно то, что в данную идею объединения Молдавии положена не национальная основа, а именно федерализация территорий (земель), то есть правого и левого берегов Днестра, на основе разграничения полномочий между Центром и этим двумя субъектами предполагаемой Федерации. Процесс этот идет под эгидой ОБСЕ, и, мне кажется, эта организация прикладывает немало усилий для того, чтобы переговоры шли наиболее продуктивно. В конце концов в Европе никому не нужна раздробленная страна как постоянный очаг напряженности и нестабильности.

Что касается Тирасполя, то там официально свою позицию к данной идее в полном объеме еще не обозначили.

- Каково ваше ощущение: как долго может продолжаться обсуждение идеи федерализации?

- Если работа не примет вялотекущего характера, как уже не раз бывало, то, полагаю, уже в ближайшие месяцы могли бы быть выработаны какие-то основные принципы, положения, которые позволили бы в дальнейшем внести изменения в Конституцию страны с тем, чтобы начать формирование органов практически вновь создаваемого молдавского государства. Главная же работа будет состоять в самом процессе объединения, который представляется мне наиболее сложным. Ведь, во-первых, необходимо будет объединить два реально разрозненных экономически региона, а во-вторых, в полной мере восстановить доверие людей правого и левого берега друг к другу. И в этом смысле о конкретных сроках сейчас вряд ли уместно говорить: корни противостояния за прошедшие 10 лет слишком углубились, чтобы можно было удалить их в одночасье.

- С выполнением "страсбургских рекомендаций" возникали какие-либо проблемы?

- Из всех пунктов рекомендаций ПАСЕ наибольшую озабоченность и даже неприятие вызывали два. Первый - это проблема регистрации Бессарабской митрополии. С самого начала было очевидно, что это проблема конфессий, то есть Русской и Румынской Православных Церквей, политическая же ее подоплека может спровоцировать конфликт по разделу церковной собственности. И хотя молдавское руководство считало и считает, что подобная рекомендация ПАСЕ явно выходит за рамки сферы деятельности светских властей, оно все же нашло соломоново решение, которое удовлетворило и Страсбург, и оппозицию, и представителей Бессарабской митрополии, сохранив в то же время контроль государства за законностью деятельности подобных объединений.

Второй камень преткновения - это создание общественного телевидения. В настоящее телеканал создается, контролировать его работу будет наблюдательный совет, состоящий из представителей всех заинтересованных сторон.

Хочу подчеркнуть, что Совет Европы принципиально согласился со всеми принятыми решениями, более того, по настоянию президента Воронина в Кишиневе будет находиться постоянный представитель этой организации с тем, чтобы осуществлять мониторинг ситуации.

- По оценкам наблюдателей, "страсбургские рекомендации" в отношении моратория на принятие каких-либо решений по проблемам русского языка, а также решение Конституционного суда Молдавии, введшее ряд запретов на употребление русскоязычных надписей в документах, значительно ухудшили ситуацию с русским языком в республике. Ваше мнение?

- Я так не считаю. Думаю, тут больше от эмоций. Непродуманное решение о введении обязательного изучения русского языка в молдавских школах со второго класса, которое явилось поводом для массовых выступлений оппозиции, в начале текущего года было отменено. И мораторий предостерегает именно от принятия подобных решений.

Сейчас русский язык в школах Молдавии изучается с пятого класса, а со второго - по желанию родителей и учеников. Я думаю, что в стране будет сделано еще многое для того, чтобы русский язык не только не потерял, но еще и нашел свое достойное место в молдавском обществе. Но сделано это будет уже глубоко продуманно, в соответствии с нормами международного права и, видимо, по совету с населением.

- Молдавия до последнего времени проявляла заметный интерес к Союзу Белоруссии и России. Может ли, на ваш взгляд, измениться отношение молдавского руководства к этому союзу в связи с известным предложением Владимира Путина войти Белоруссии в состав России и реакцией на это Александра Лукашенко?

- Я понимаю так, что любой союз не создается ради союза как такового. И в этом смысле руководство Молдавии действительно изучало вопрос о возможности вхождения нашей страны в Союз Белоруссии и России. Интересовали прежде всего взаимовыгодные экономические перспективы такого объединения. На нынешнем же этапе хотелось бы все-таки увидеть, что получится из стремления России и Белоруссии объединиться и в какой форме.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ