В Москве утверждена программа помощи зарубежным соотечественникамА.Докучаева
20 августа с.г. состоялось заседание Правительства Москвы, на котором
утверждена Целевая комплексная программа поддержки соотечественников за рубежом
на 2003 – 2005 годы. С небольшими корректировками программа, доложенная
руководителем Департамента международных связей Г.Л.Мурадовым, принята. Согласно
программе на работу по поддержке соотечественников на три года Москва выделит
476 миллионов рублей, из них в 2003 году – 138 млн.руб., в 2004 году – 158
млн.руб., в 2005 году – 180 – млн. руб. Около 9% этих средств выделяется на
организационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по работе с
соотечественниками, главным звеном которой является создание и функционирование
Московского дома соотечественников.
Средства выделяются на деятельность по нескольким
направлениям: правовая защита соотечественников, поддержка общественных
организаций и объединений российской диаспоры, оказание помощи соотечественникам
в области медицины, поддержка русского языка, культуры и образования, развитие
экономического сотрудничества Москвы с российской диаспорой, информационное
сотрудничество с российской диаспорой, поддержка социально незащищенных слоев
соотечественников, научное и экспертное обеспечение программы. К этой
многообразной деятельности будут подключены все подразделения Правительства
Москвы и общественные структуры: Институт стран СНГ, фонды «Москва-Крым»,
«Москва-Севастополь», «Сотрудничество», Московское отделение фонда «Россияне».
На заседании, которое вел заместитель Мэра В.П.Шанцев, с
содокладом выступил заместитель директора Департамента по поддержке
соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусев. Он подчеркнул важность
принимаемой программы и вообще деятельности Москвы по поддержке
соотечественников, которая подает пример и федеральным структурам, отвечающим за
данное направление государственной политики. В обсуждении программы приняли
участие: депутат Мосгордумы Е.Бунимович, директор Института стран СНГ
К.Затулин, исполнительный директор Московского отделения
государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом
«Россияне» В.Скринник, генеральный директор Фонда «Москва-Севастополь»
М.Апполонов. Высокую оценку деятельности Москвы по поддержке соотечественников в
Крыму дал в своем выступлении С.П.Цеков, депутат Верховного Совета Автономной
Республики Крым, руководитель Русской общины Крыма.
В обсуждении программы приняли участие члены
Правительства Москвы. О.Толкачев подчеркнул, что важнейшим направлением,
которое в настоящее время фактически в одиночестве ведет Институт стран СНГ,
является работа над формированием в России благоприятного общественного мнения
по отношению к нашим зарубежным соотечественникам. Л.Швецова подчеркнула, что
работа Москвы по поддержке соотечественников должна увязываться с той
деятельностью, которая ведется в столице по отношению к представителям диаспор
других государств, проживающих в Москве. Московский опыт должен
использоваться для продвижения положительного отношения к российским
соотечественникам за рубежом, в первую очередь в странах СНГ и Прибалтики. Она
призвала к более тесному сотрудничеству с федеральными структурами, в частности
с Росзарубежцентром, который сейчас активно подключается к решению гуманитарных
вопросов российской диаспоры.
В заключение обсуждения В.Шанцев указал на необходимость
некоторых корректировок в распределении средств по разделам программы. Призвал
активнее работать с русским бизнесом за рубежом. Привлекать его для нужд
столицы. И более того, при решении вопросов о размещении московских заказов
среди производителей предпочтение, при прочих равных условиях, необходимо
отдавать нашим зарубежным соотечественникам. Все в Москве, подчеркнул
Вице-мэр, должны помнить установку, данную Ю.Лужковым, о приоритете заботы о
наших соотечественниках за рубежом.
Ниже публикуем материалы прошедшего заседания
Правительства Москвы. Выдержки из стенограммы: доклад руководителя
Департамента Международных связей Г.Мурадова, содоклад заместителя директора
Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России
А.Гусева, выступление директора Института стран СНГ К.Затулина, справку о
деятельности Правительства Москвы по поддержке соотечественников в 2002 году.
Постановление Правительства Москвы о Комплексной среднесрочной программе
поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы и саму программу
опубликуем в следующем номере, после подписания ее Мэром Москвы.
Доклад руководителя Департамента Международных связей Г.Л.Мурадова
Уважаемые члены Правительства! Уважаемый Валерий
Павлинович!
На ваше рассмотрение выносится комплексная целевая
среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на
2003-2005 годы. Основанием для разработки программы
явилось постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года "Об
основных направлениях работы по поддержке соотечественников за
рубежом".
Для подготовки программы была создана рабочая группа из
числа ученых, представителей Правительства Москвы, специалистов в области
межнациональных отношений, фондов, занимающихся поддержкой
соотечественников, членов совета соотечественников при Государственной Думе.
Активное участи в ее работе принимали также члены межведомственной комиссии
Правительства Москвы по поддержке соотечественников.
Таким образом, на Ваше рассмотрение выносится
коллективный труд, позволяющий, на наш взгляд, серьезно продвинуться вперед в
деле оказания помощи и поддержки соотечественников.
Программа является важным этапом реализации долгосрочной
стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников. Заложенные в ней
мероприятия имеют внутреннюю динамику и получат свое дальнейшее развитие на
этапе 2006-2008 годов.
И наконец, деятельность Правительства Москвы по созданию
и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными
соотечественниками является составной частью общегосударственной
политики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного
"русского мира".
Работа Правительства Москвы с зарубежными
соотечественниками хорошо известна и оценивается позитивно как Федеральными
структурами, так и российским общественным мнением. Однако как отдельное
направление, координирующее все аспекты данной деятельности, она сформировалась
лишь недавно - с конца прошлого года с созданием в рамках ДМС Отдела по работе с
соотечественниками, состоящего из 5 человек.
В целях экономии времени, я не буду подробно
останавливаться на том, что уже сделано. Перед Вами стенды, наглядно
показывающие складывающуюся систему работы с соотечественниками за рубежом. Вам
также представлены дополнительные материалы, с которыми Вы можете ознакомиться.
Скажу буквально несколько слов о наиболее крупных делах.
Успешно осуществляется программа "Стипендия Мэра Москвы"
в странах Балтии". Проведены эффективные акции по оказанию юридической
помощи и защите прав соотечественников. Создан и начал действовать Центр по
защите прав соотечественников. Проведены мероприятия по культурному обмену,
фестивалей в Болгарии, Молдавии. Украине, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Латвии,
Литве. Более 200 учителей русского языка прошли переподготовку на курсах
повышения квалификации.
Проведен "круглый стол" "Зарубежная диаспора -
экономический потенциал России". Особое внимание уделено оказанию помощи
ветеранам войны - защитникам Москвы, оказана помощь более чем 300
ветеранам г. Севастополя.
В работе с соотечественниками неоценимую помощь и
поддержку оказывают практически все подразделения Правительства Москвы, фонды
"Россияне", "Сотрудничество", "Москва - Крым", "Москва -Севастополь", "Институт
стран СНГ". Особенно хочется отметить Комитеты образования, здравоохранения
и Департамент науки и промышленной политики.
Остановлюсь коротко на самой Программе поддержки
соотечественников.
Цель программы: создание эффективной системы мер
Московского правительства по поддержке соотечественников.
В основе программы: подход к российской диаспоре как к
важнейшему социально-экономическому, демографическому,
интеллектуальному ресурсу России, способному стать весомым фактором
проведения российской внешней политики, развития экономических связей с
зарубежными странами и содействия решению проблем развития города за счет
привлечения потенциала диаспоры.
Главная задача программы: собирание и укрепление
"русского мира" как социокультурного феномена путем подключения Москвы в рамках
общегосударственной политики к созданию эффективной системы взаимодействия
государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с
российской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья.
Работа выстраивается не только по страновому признаку,
но и по признаку, предполагающему консолидацию социально значимых слоев
диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с соотечественниками
(например, ассоциации учителей школ с русским языком обучения, деятелей
культуры, бизнесменов и т.д.).
Приоритетное место в Программе отводится работе,
созданной в этом году. Межведомственной комиссии по работе с
соотечественниками за рубежом, куда входят представители большинства
подразделений Правительства Москвы. А одним из главных инструментов
межведомственной комиссии становится Московский Дом Соотечественников,
принципиальное решение о создании которого принято Мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
Его создание горячо поддержано организациями соотечественников.
К программе приложен сводный план финансирования по
годам. За исходную сумму принята сумма в 120 млн. рублей, выделенная на
поддержку соотечественников в текущем году. Рост финансирования в ценах
2002 года не предусматривается. Номинальная корректировка цифр идет только
за счет антиинфляционного коэффициента и составляет в 2003, 2004, 2005
годах соответственно 138, 158. и 180 млн. рублей.
В первоначальном варианте программы, которая была
одобрена на заседании нашей Межведомственной комиссии Правительства Москвы на
2003 год была заложена сумма 174 млн. рублей. Но нам не удалось ее отстоять
перед Департаментом финансов, который отметил, что эта работа не относится к
числу приоритетных.
В результате этого нам приходится отказываться от
распространения программы "Стипендия Мэра Москвы" со стран Балтии на
другие страны СНГ, на чем уже давно настаивают наши
соотечественники.
Не находит своего развития программа молодежных
мероприятий. Крайне недостаточно средств на пополнение библиотечного фонда
национальных библиотек и библиотек русских культурных центров.
Мы практически оставили без внимания проблему доставки и
распространения московских изданий, газет, прежде всего, в страны, где
проживает наибольшее количество наших соотечественников, и приходится сокращать
средства, выделяемые на материальную поддержку нуждающихся ветеранов и
инвалидов.
Кроме того, ряд подразделений Правительства Москвы
некоторые вопросы, связанные с международной деятельностью, причем не
имеющей отношения к сотрудничеству с организациями соотечественников,
перекладывает на бюджет работы с соотечественниками.
Перед нами, таким образом, 2 варианта действий: либо мы
консолидируем всю работу через Межведомственную комиссию Правительства
Москвы и Московский дом соотечественника и избавляем другие подразделения
Правительства от этой нагрузки по работе с соотечественниками, но на это
потребуется дополнительно около 40-50 млн. рублей в 2003 году, либо
подразделениям Правительства будет необходимо продолжить те программы, которые
они вели в последние годы с соотечественниками.
На уровне 2002 года остаются расходы на оказание
медицинской и материальной помощи соотечественникам; на оказание юридической
помощи и защиту прав и свобод соотечественников; на производство и
распространение тематических теле- и радиопрограмм, проведение рекламных
акций.
Увеличиваются средства на мероприятия по поддержке
программ сохранения русского языка и культуры. Особое место здесь занимает
помощь в учебной и учебно-методической литературе, обучение в московских вузах
студентов из числа соотечественников. В этом смысле не оставлено без внимания
поручение Президента Путина о доведении до 1 процента количества обучающихся
студентов в вузах из числа соотечественников. В Программе предусматриваются
средства на их медицинское страхование и социальное обеспечение.
Особая роль в программе отводится созданию единой
информационной системы, способной обеспечить взаимодействие между
различными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее разобщенность и
региональную расколотость.
Весьма важно в этом контексте оказать действенную помощь
в создании Международного Совета соотечественников, в координации, разумеется, с
федеральными ведомствами.
В программе заложена тенденция постепенного сокращения
средств на поддержку объединения российских соотечественников за рубежом путем
простого грантового финансирования. Вместо этого, появляется новый раздел
экономической поддержки российской диаспоры путем оказания содействия в
развитии бизнеса наших соотечественников, а также привлечения деловыми
кругами российского зарубежья в экономику Москвы дополнительных инвестиций на
взаимовыгодной основе. Мы исходим из того, что чем активнее будет
нормальный и легальный бизнес россиян зарубежья, тем богаче будут Россия и
Москва.
Уже в текущем году отрабатывается система такого
взаимодействия. В начале года проведено первое заседание "круглого стола"
"Зарубежная диаспора - экономический потенциал России", в начале октября будет
проведен второй "круглый стол". Создается бизнес-клуб деловых людей
российского зарубежья, в Программе предусматриваются небольшие средства на
обеспечение и организацию его работы.
Создана и начала работать рабочая группа по
предварительному отбору предложений деловых кругов российского зарубежья. Надо
отметить, что деятельность на этом направлении подразделений
Правительства Москвы несколько активизировалась. Однако мы убедительно
просим наших коллег принять во внимание серьезный политический характер данной
работы и оказать содействие продвижению экономических программ
сотрудничества с организациями соотечественников. А здесь не все гладко
получается.
Вот только один пример приведу: Акционерное общество
"ASWE-GA" г. Таллин выпускает тепловые счетчики. На предприятии работает
более 90 процентов русских. Эти счетчики хорошо известны в Москве, используются,
хорошо себя зарекомендовали. Есть поручение Ю.М.Лужкова об участии этого
коллектива в конкурсах, не в каких-то прямых поставках, а в конкурсах по
закупке выпускаемой им продукции в Москве. Но все равно дело не движется,
конкурсы не проводятся, решаются каким-то другим образом эти вопросы.
Не сделана даже попытка как-то наладить взаимовыгодные
отношения с этим коллективом, а именно "ASWEGA" подпитывает, во многом
помогает, содействует организациям российских соотечественников в Эстонии,
где, как известно, очень большая русская община. Надо сказать, что и многие
другие проекты соотечественников также пока не находят поддержки в городских
структурах. Понятное дело, там уже сложившиеся какие-то, отработанные связи,
схемы и т.д. Не решается вопрос приведения в порядок помещения, выделенного для
фонда "Россияне", который выполняет большую часть работы по поддержке
соотечественников за рубежом. Т.е. ми помещение, правительство я имею
ввиду, выделило, но оно завалено мусором, порядка 30 тонн и требует хотя бы
небольшого ремонта. Уже полтора года, несмотря на поручение Мэра, не найдено
возможности для того, чтобы привести в порядок это помещение.
Складывается сложная ситуация и с выделением помещения
под Московский дом соотечественников. Мы сами в инициативном порядке нашли
варианты решения этой проблемы. Они находят поддержку у Мэра, но пока
Комплексу по имущественно-земельным отношениям нам отказывают, Юрий Михайлович
уже дважды не соглашался с этой позицией комплекса. Конечно все это
тормозит выполнение задач, поставленных Мэром Москвы и Правительством по
поддержке соотечественников за рубежом и по налаживанию соответствующей
работы. Мы убедительно просим решить эти базисные для нашей работы проблемы.
Я остановился на наиболее важных аспектах обсуждаемой
сегодня программы поддержки соотечественников на 2003 - 2005 годы на
имеющихся нерешенных проблемах.
Конечно, мы понимаем, что утверждение Программы - это
только полдела. Главное - в организации ее выполнения, но и департамент, конечно
же, готов приложить все силы, чтобы успешно справиться с этой задачей.
Но мы понимаем также и то, что одни мы мало, что можем
сделать. В этой связи мы просим об активном участии в реализации Программы
все структурные подразделения Правительства Москвы, префектуры и управы
города.
Работа с нашими соотечественниками несет в себе
колоссальный политический потенциал. Особенно это важно учитывать в год
выборов, поскольку у 2/3 москвичей волею судьбы родственники и близкие
друзья в последние годы, в последнее время, оказались зарубежными
соотечественниками и общественное мнение столицы весьма чувствительно к их
проблемам.
Спасибо за внимание.
Содоклад заместителя директора Департамента по поддержке соотечественников и правам человека МИД России А.Б.Гусева
'Уважаемый Валерий Павлинович! Уважаемые члены
Правительства Москвы! Уважаемые участники заседания!
Прежде всего хотел бы выразить признательность за
возможность принять участие в сегодняшней очень важной встрече. Она имеет
во многом знаковый характер.
Сегодня мы участвуем не в обычном заседании
Правительства Москвы. Вопрос сегодняшней повестки дня - не рядовой вопрос из
того длинного списка более или менее острых проблем, которые волнуют
сегодня москвичей и власти столицы. Проблемы миллионов соотечественников,
проживающих за рубежом, проблемы организации дальнейшей работы на этом
направлении - это проблемы по-настоящему крупные, политические и
приоритетные, а факт принятия Правительством Москвы первой комплексной
целевой программы в данной области - событие действительно неординарное и
общегосударственного значения.
Как представителю Департамента по делам
соотечественников и правам человека МИД России, мне особенно приятно отметить
высокий профессионализм разработчиков программы, которая фактически
приобретает модельный характер. Ее текст показывает, что практика
взаимодействия Москвы с соотечественниками претерпевает ряд качественных
изменений. Системный и комплексный подход при подготовке документа позволил
дополнить традиционные, апробированныеформы поддержки новыми. Среди них
компьютеризация классов, организация дистанционного образования,
предоставление медицинской и профессиональной юридической помощи и многие другие
направления.
Как известно, в октябре прошлого года прошел Конгресс
соотечественников. С учетом его итогов и последовавших затем решений
Президента Российской Федерации сейчас должна быть выстроена новая
конфигурация работы по поддержке зарубежных соотечественников, защите их
законных прав и интересов.
Ее смысл - в создании на общегосударственном уровне
единой мощной системы органов, инструментов и механизмов, с помощью которых
можно было бы целенаправленно, оперативно и комплексно заниматься всем
кругом вопросов соотечественников, продвижением по этим каналам российских
национальных интересов. Программа Правительства Москвы - крупный шаг в этом
направлении.
Хочу подчеркнуть - сейчас проблемами соотечественников
пытаются заниматься очень многие, и сам факт работы на этом поле большого
круга партнеров, безусловно, позитивен. Но эта деятельность приобретет
особый эффект, когда станет по-настоящему осмысленной на всех уровнях,
станет системной, скоординированной, когда не придется каждому вариться в
своем соку и по двадцать раз выдумывать собственный велосипед. В этом плане
должен отметить, что уже несколько месяцев обсуждается идея создания постоянно
действующего консультативного органа субъектов Российской Федерации,
работающих на поддержку соотечественников. Уже имеется и формальное решение о
создании соответствующей рабочей группы при Правительственной комиссии по делам
соотечественников под эгидой Совета Федерации (руководитель - Густов). Но я
уверен, импульс первому этапу этой работы должен быть дан политический - с
участием на уровне глав заинтересованных регионов. Хотелось бы
предложить, чтобы Москва взяла на себя такую инициативу, заодно и опытом
поделились бы на таком уровне, который позволяет сразу принимать очень важные
решения, решения долговременного характера.
Исключительно важной сегодня представляется также задача
полноценного включения в эту работу всех полезных общественных инициатив, задача
поддержки объединительных тенденций в среде соотечественников. Эти
тенденции на лицо, причем в самых разных странах и иногда даже неожиданных
регионах. Но крайне важно не дать им увянуть, дать живую, в том числе
информационную и организационную подпитку.
Еще на одну проблему я хотел бы обратить внимание также,
как чиновник, профессионально занимающийся проблемами соотечественников, но
также как заинтересованный московский налогоплательщик, житель Северо-Восточного
округа. В этих двух качествах мне вовсе небезразлично, какова материальная,
деловая отдача от всех этих затратных проектов. Нас правильно критиковали - от
Президента России до едва ли не всех соотечественников - здесь надо
проявлять гораздо больше смекалки.
Отрадно, что эти моменты нашли свое, хотя и довольно
скромное, отражение в программе Правительства Москвы. Но это основное,
магистральное направление, которое требует безусловной поддержки. Именно оно
позволит в перспективе перейти от чисто затратных экстенсивных форм
поддержки соотечественников к подлинному сотрудничеству и взаимодействию с
зарубежным многонациональным русским миром.
С этим же тесно связана проблема миграции, в том числе
трудовой. Ее актуальность и острота для Москвы сомнения не вызывает. Здесь
считаю необходимым отметить, что при должном понимании, а оно, очевидно, имеется
при должной координации деятельности заинтересованных подразделений
Правительства Москвы, а все предпосылки для этого, как я понимаю, также
имеются, на рабочем уровне проблемы могут и должны найти взаимоувязанные решения
во благо соотечественников и во благо москвичей.
И последнее. Мне недавно пришлось побывать в Украинском
доме на Арбате. Получается так, что украинцам в Москве есть где собираться,
а в Киеве, например, наши соотечественники нашли свой специфический вариант
места сбора. Там им помещение предоставляет еврейское общество. На фоне этих
примеров, мне кажется, стоит более серьезно подумать о том, где бы в Москве
могли собираться наши зарубежные соотечественники. Тем более, как мы
слышали, уже имеется на этот счет и соответствующее решение Мэра Москвы.
Спасибо за внимание.
Выступление директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина
Уважаемый Валерий Павлинович, уважаемые члены
Правительства, товарищи, дамы и господа!
10 лет, прошедшие с момента разрушения Советского Союза,
которые изменили мир, породили чрезвычайно острую проблему наших
соотечественников Эта проблема присутствовала и в советский период
несколько в иной форме. В советские годы у нас за рубежом соотечественников не
было, у нас были эмигранты, а эмигранту синоним - слово «предатель». Прошло
уже 10 лет с момента распада Советского Союза и теперь очевидно, что и те,
кто в советские годы оказался в эмиграции, по крайней мере большинство из
них, и особенно те, кто после 1991 года образовал новую русскую диаспору в
странах СНГ, Латвии, Эстонии и Литве - это люди, которые нуждаются в
поддержании связей, в заботе, в опеке со стороны России и Москвы, как столицы
России. Потому что все вместе они создают тот самый русский мир, о котором
достаточно много говорится во вступительной части и в преамбуле программы,
представленной на утверждение Правительства Москвы.
Мне приходилось в течение этого года уже дважды
выступать на сходные темы. Я не буду повторяться, хочу только обратить ваше
внимание на то, что положение, в котором оказались наши соотечественники
именно на постсоветском пространстве на территории стран СНГ и Прибалтики, это
положение реально приводит к массовой, масштабной депрессии именно у
русских и русскоязычных. За это время все государства на пространствах СНГ
потеряли в населении. Россия потеряла миллион человек. В общей сложности
число проживающих в пределах бывшего Советского Союза сократилось на 6
миллионов человек и при этом число русских, проживающих на этих
пространствах, сократилось почти на 11 млн.человек. То есть происходит не
пропорциональное выбытие именно русских, и это является самым ярким и
непреложным свидетельством той депрессии, которая охватила русское
население в ситуации, когда от этого населения уехало собственное
государство без всякого на то их согласия. И, естественно, поэтому первый
главный вопрос, который может возникнуть: почему именно Правительство
Москвы, почему вот уже много лет именно Москва является инициатором обсуждения
этих проблем, а самое главное - не только обсуждения, но и решения?
Георгий Львович приводил эту цифру, она может по-разному
трактоваться - от трети москвичей, которые имеют прямых родственников в так
называемом ближнем зарубежье, до двух третей, которые имеют не только близких
родственников, но и дальних родственников, друзей и как-то связаны сами по жизни
с бывшими союзными республиками. Все это не мелочи. Это создает атмосферу,
ту самую ситуацию, которая является подтверждением факта, что Москва является
соборным городом, Москва является собирательницей если не земель, то
народа, и роль Правительства Москвы здесь ничем нельзя заменить. Я не хочу на
эту тему долго распространяться и очень рад выслушать выступление
представителя Министерства иностранных дел. Отрадно, что у нас появились
чиновники, которые занимаются профессионально проблемами соотечественников.
Несколько лет назад приходилось доказывать Правительству России, что это вообще
необходимо. Правительству Москвы это не нужно было доказывать - с первых
дней.
Теперь по сути вопроса, который сегодня обсуждается. Я
хотел обратить внимание на один важный раздел этой программы, а именно о
создании Московского Дома соотечественников. Эта идея была изложена, в
частности, мной и Б.Н.Пастуховым в совместном письме к Ю.М.Лужкову уже около
года назад, и мы здесь ссылались на примеры и опыт, которые есть у Москвы, есть
у соответствующих подразделений Москвы, которые создали в свое время
Московский Дом национальностей. Действительно, у разных национальностей,
проживающих в Москве есть место, где они могут обменяться своим опытом,
скоординировать свои планы, у соотечественников-россиян, проживающих за
рубежом, должно быть в Москве место, где они могут встретиться, получить
квалифицированную консультацию, выйти на связи, которые им необходимы. Этот
опыт существует за рубежом. В Польше, например, существует Дом Полонии, куда
каждый поляк, проживающий за рубежом, может обратиться, придти,
получить ответы и советы. В Словакии маленькой существует
соответствующая структура, которая занимается словаками, проживающими за
рубежом. Я не буду сейчас сравнивать, каждый человек - это индивидуальность
и ценность, целый мир и целый Космос, поэтому не буду сравнивать количество
словаков, проживающих за рубежом, и русских, проживающих за рубежом. Но ясно,
что у нас это тоже по крайней мере также важно, как для словаков и поляков.
Что касается Московского Дома соотечественников, мое
глубокое убеждение, что это, конечно, не должно никак подменять
деятельность департамента, общественных организаций и фондов, которые здесь
в фойе представили свои материалы. Но это должен быть координатор, это должно
быть муниципальное, унитарное предприятие, которое также, как Московский Дом
национальностей, иметь свой Общественный, Попечительский совет и будет таким
образом организатором всей этой работы.
В отношении программы. Мы принимали участие в ее
создании, это плод коллективного труда и, конечно, как всегда бывает, есть у
отдельных авторов свои претензии к этому документу. Лично я считаю, что она
вполне добротная, она действительно может быть модельной, учитывая тот факт, что
программа соответствующих мер Правительства России еще не утверждена.
Я бы только, может быть, предостерег не столько в
программе, сколько в разговорах по этому поводу от излишней эйфории в
отношении экономического потенциала и инвестиций, которые с собой
неизбежно принесут соотечественники, чуть ли не сразу. Этого, конечно,
не произойдет, потому что сегодня возможности наших соотечественников
далеко не так велики, особенно в странах СНГ. Но на это надо рассчитывать, это
надо постепенно готовить безусловно. Я думаю, что на перспективу очень большая
роль Правительства Москвы в поддержании культурных связей, сохранения
культурного наследия, поддержке общественной и политической наших
соотечественников за рубежом.
Что касается экономических связей, если они к этому
приложатся, это будет замечательно. Однако я бы не хотел, чтобы
соответствующие структуры превращались в хозяйствующие субъекты, оставив
эти общеполитические, общекультурные проблемы в поддержку русского
языка, главные свои усилия направляли на заключение
договоров и пробивание каких-то подрядов.
Наконец, последнее что я хотел бы сказать, я хотел бы
сказать, что мы пытаемся в нашем институте со своей стороны при
поддержке соответствующих подразделений, прежде всего Департамента
международных связей и Комитета общественных и межрегиональных связей
Правительства Москвы развивать соответствующие научные программы, кое-какие
материалы мы вам представили. Мы договорились с ТВЦ (надеюсь, что по крайней
мере однажды здесь присутствующие видели наши передачи) и делаем для канала
передачи, посвященные в значительной степени нашим соотечественникам за
рубежом, это передачи телецикла "Материк". Я считаю, что безусловно очень важно
помогать нашим соотечественникам впрямую, поддерживать программы, связанные
с развитием русского языка, направлением учебников, оздоровлением детей и
т.д. Но пока у нас в России недостаточно сформирована структура по работе с
соотечественниками. Это то, о чем я говорил в связи с Московским Домом
соотечественника.. Это то, о чем я сейчас говорю в связи с научными
учреждениями. Наш Институт, к сожалению, остается единственным существующим в
стране, который занимается этими проблемами. Поверьте, нас это совсем не
радует. Поэтому я бы хотел обратить внимание, что здесь, конечно, очень
правильно поступили разработчики программы, значительную часть усилий направить
на то, чтобы создать, собственно, механизм, с помощью которого дальше, в
течение многих лет - может быть, очень долгих лет - будут решаться эти
вопросы.
Спасибо.
Справка о работе Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом в 2002 году
На протяжении многих лет Правительство Москвы ведет
целенаправленную и планомерную работу по поддержке соотечественников,
делает все, что в его силах, понимая под словом "соотечественники за рубежом"
всех тех, кто проживая за пределами Российской Федерации, считает именно
Россию своим Отечеством, независимо от того, где они родились и гражданами
какого государства они являются.
Можно с уверенностью констатировать, что работа с
соотечественниками не только выделилась в самостоятельное направление, но
стала также одним из главных приоритетов работы Правительства Москвы в сфере
международных отношений. Именно таким образом определяет ее сегодня Мэр
столицы Ю.М. Лужков и это нашло свое отражение в постановлении
Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года № 844-ПП "Об основных
направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом".
Эта работа носит комплексный характер и в основном
ориентирована на сохранение и развитие русского языка, культуры и
образования, оказания юридической, материальной, финансовой и иной поддержки,
стимулирования развития взаимовыгодных отношений с хозяйствующими
субъектами, участвующих в программах поддержки русскоязычного населения за
рубежом, оказания помощи в трудоустройстве наших зарубежных соотечественников,
тесное взаимодействие в сфере СМИ. Большое внимание уделяется поддержке Русской
православной Церкви и ее единству. Сохранение Русской зарубежной Церкви - фактор
дезинтеграции организаций соотечественников. В решении данных задач принимают
участие многие структурные подразделения Правительства Москвы и
территориальные органы исполнительной власти города. Стержневой является
работа в сфере образования, сохранения и развития русского языка,
обеспечение учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации
преподавательских кадров русскоязычных школ, открытие новых учебных
заведений с преподаванием на русском языке, которая проводится в соответствии с
принятой Правительством Москвы программой по поддержке русского
образования в странах СНГ и Балтии.
В государствах Балтии продолжает осуществляться
программа "Стипендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению
высшего образования на русском языке в Прибалтике, где проживает в общей
сложности около 2 млн. жителей для которых русский - родной язык. В
настоящее время стипендиатами Мэра Москвы являются 164 студента различных
высших учебных заведений, которым в торжественной обстановке
представителями Правительства Москвы и посольств вручены дипломы стипендиата
Мэра Москвы.
В текущем году по рекомендациям организаций российских
соотечественников, посольств Российской Федерации в ближнем зарубежье
оказывается медицинская стационарная помощь в лечении 265 ветеранов войны,
Вооруженных сил, труда, участников ВОВ, детей соотечественников на базе
московских медицинских учреждений. Оказана безвозмездная материальная помощь
более 700 остро нуждающимся соотечественникам на сумму 5 300 тыс. рублей.
Проводится работа по поддержке мероприятий, направленных на сохранение и
развитие русской культуры. Так, впервые было поддержано проведение в Болгарии
Фестиваля русской песни награждением лауреатов призами и сувенирами, участием в
нем московского ансамбля русской песни.
Настоящее время ознаменовано качественными изменениями в
организации работы с соотечественниками. В рамках Департамента
международных связей создан Отдел по работе с соотечественниками за
рубежом, приступила к работе Межведомственная комиссия по работе с
соотечественниками за рубежом Правительства Москвы.
Впервые бюджетом города была предусмотрена
консолидированная статья по поддержке соотечественников и выделено для этих
целей 120 миллионов рублей, что позволило подготовить соответствующий план
работы и претворить в жизнь ряд практических мероприятий.
Это:
- международный "круглый стол" на тему "Зарубежная
диаспора -экономический потенциал России" (февраль с.г.), в работе которого
приняли участие более 250 предпринимателей, в том числе 187 бизнесменов из 24
зарубежных стран, с целью обеспечить консолидацию усилий представителей
деловых кругов российского зарубежья, готовых содействовать налаживанию
плодотворного экономического сотрудничества между Россией, Москвой и
странами их проживания в реализации программы Правительства Москвы по
поддержке соотечественников;
- международную научно-практическую конференцию "Новое в
российско-украинских отношениях" (февраль с.г.);
- заседание координационного совета Центра по защите
прав соотечественников за рубежом (март с.г.);
- "круглый стол" по обсуждению проекта Комплексной
целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на
2003-2005 годы (апрель с.г.), с участием членов Совета соотечественников при
Государственной Думе Российской Федерации;
- оказание адресной гуманитарной помощи ветеранам -
соотечественникам, проживающим в Севастополе, к Дню Победы в Великой
Отечественной войне;
- открытую международную олимпиаду по русскому языку для
учащихся школ стран СНГ и Балтии;
- совещание директоров русских школ стран ближнего
зарубежья;
- курсы повышения квалификации учителей русского языка
из стран СНГ и Балтии, Болгарии;
- международный фестиваль "Дети - детям" в Крыму;
- фестивали "Поет гармонь в Прибалтике" и авторской
русской песни в Эстонии.
Впервые осуществляется реализация проекта дистанционного
обучения старшеклассников в странах СНГ и Балтии.
Под существующую программу на 20 августа с.г. оформлены
договора на сумму около 90 млн. рублей, которые находятся в стадии
выполнения.
Эффективную роль в решении вопросов по поддержке
соотечественников играют созданные при участии структурных подразделений
Правительства Москвы фонды: "Москва-Крым", "Сотрудничество",
"Москва-Севастополь", "Россияне". В изучении реального положения
соотечественников за рубежом, в подготовке и проведении мероприятий с
соотечественниками немаловажную помощь оказывает Институт стран СНГ.
Сегодня по существу создается долговременная модель
поддержки соотечественников, проживающих за рубежом и отрабатывается
механизм по оказанию необходимой помощи. В разработанной
Правительством Москвы, при участии видных ученых и практиков в области
проблем российских соотечественников за рубежом "Комплексной целевой
среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005
годы" предлагается модель взаимодействия Москвы с зарубежной диаспорой,
которая носит двусторонний , взаимовыгодный характер, что позволит использовать
потенциал столицы для поддержки тех категорий соотечественников, которые
нуждаются в защите и покровительстве, и привлечь возможности той части
диаспоры, чей потенциал позволяет разработать и осуществить четкую и
эффективную систему экономического, культурного сотрудничества, основанного
на взаимных интересах сторон.
Работа Правительства Москвы заслужила высокую оценку
участников Конгресса соотечественников, Совета соотечественников при
Государственной Думе Российской Федерации, в средствах массовой информации,
в письмах и обращениях, приходящих на имя Мэра Москвы Ю.М. Лужкова.
Помимо деятельности, направленной на поддержку
соотечественников за рубежом, важной для Правительства Москвы оставалась и
остается работа с многочисленными национальными диаспорами и различными
конфессиями в столице России. Этим Москва подает странам СНГ м Балтии
Многочисленные примеры уважительного отношения к национальным и
конфессиональным меньшинствам, что является весомым аргументом в
отстаивании прав соотечественников, проживающих в этих государствах.
|