Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №58(01.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ?
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Доклад руководителя  Департамента Международных связей Г.Л.Мурадова

Уважаемые члены Правительства! Уважаемый Валерий Павлинович!

На ваше рассмотрение выносится комплексная целевая среднес­рочная программа поддержки соотечественников за рубежом на

2003-2005 годы. Основанием для разработки программы явилось пос­тановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 года "Об ос­новных направлениях работы по поддержке соотечественников за ру­бежом".

Для подготовки программы была создана рабочая группа из чис­ла ученых, представителей Правительства Москвы, специалистов в области межнациональных отношений, фондов, занимающихся поддерж­кой соотечественников, членов совета соотечественников при Государственной Думе. Активное участи в ее работе принимали также члены межведомственной комиссии Правительства Москвы по поддержке соотечественников.

Таким образом, на Ваше рассмотрение выносится коллективный труд, позволяющий, на наш взгляд, серьезно продвинуться вперед в деле оказания помощи и поддержки соотечественников.

Программа является важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику и получат свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов.

И наконец, деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными сооте­чественниками является составной частью общегосударственной поли­тики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного "русского мира".

Работа Правительства Москвы с зарубежными соотечественниками хорошо известна и оценивается позитивно как Федеральными структу­рами, так и российским общественным мнением. Однако как отдельное направление, координирующее все аспекты данной деятельности, она сформировалась лишь недавно - с конца прошлого года с созданием в рамках ДМС Отдела по работе с соотечественниками, состоящего из 5 человек.

 В целях экономии времени, я не буду подробно останавливаться на том, что уже сделано. Перед Вами стенды, наглядно показывающие складывающуюся систему работы с соотечественниками за рубежом. Вам также представлены дополнительные материалы, с которыми Вы можете ознакомиться. Скажу буквально несколько слов о наиболее крупных делах.

Успешно осуществляется программа "Стипендия Мэра Москвы" в странах Балтии". Проведены эффективные акции по оказанию юриди­ческой помощи и защите прав соотечественников. Создан и начал действовать Центр по защите прав соотечественников. Проведены ме­роприятия по культурному обмену, фестивалей в Болгарии, Молдавии. Украине, Белоруссии, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве. Более 200 учителей русского языка прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.

Проведен "круглый стол" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России". Особое внимание уделено оказанию помощи вете­ранам войны - защитникам Москвы, оказана помощь более чем 300 ве­теранам г. Севастополя.

В работе с соотечественниками неоценимую помощь и поддержку оказывают практически все подразделения Правительства Москвы, фонды "Россияне", "Сотрудничество", "Москва - Крым", "Москва -Севастополь", "Институт стран СНГ". Особенно хочется отметить Ко­митеты образования, здравоохранения и Департамент науки и промыш­ленной политики.

Остановлюсь коротко на самой Программе поддержки соотечест­венников.

Цель программы: создание эффективной системы мер Московского правительства по поддержке соотечественников.

В основе программы: подход к российской диаспоре как к важ­нейшему социально-экономическому, демографическому, интеллекту­альному ресурсу России, способному стать весомым фактором прове­дения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и содействия решению проблем развития го­рода за счет привлечения потенциала диаспоры.

Главная задача программы: собирание и укрепление "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения Москвы в рамках общегосударственной политики к созданию эффективной систе­мы взаимодействия государственных, общественных структур и хо­зяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего зарубежья.

Работа выстраивается не только по страновому признаку, но и по признаку, предполагающему консолидацию социально значимых сло­ев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с сооте­чественниками (например, ассоциации учителей школ с русским язы­ком обучения, деятелей культуры, бизнесменов и т.д.).

Приоритетное место в Программе отводится работе, созданной в этом году. Межведомственной комиссии по работе с соотечественни­ками за рубежом, куда входят представители большинства подразде­лений Правительства Москвы. А одним из главных инструментов меж­ведомственной комиссии становится Московский Дом Соотечественни­ков, принципиальное решение о создании которого принято Мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Его создание горячо поддержано организация­ми соотечественников.

К программе приложен сводный план финансирования по годам. За исходную сумму принята сумма в 120 млн. рублей, выделен­ная на поддержку соотечественников в текущем году. Рост финанси­рования в ценах 2002 года не предусматривается. Номинальная кор­ректировка цифр идет только за счет антиинфляционного коэффициен­та и составляет в 2003, 2004, 2005 годах соответственно 138, 158. и 180 млн. рублей.

В первоначальном варианте программы, которая была одобрена на заседании нашей Межведомственной комиссии Правительства Москвы на 2003 год была заложена сумма 174 млн. рублей. Но нам не уда­лось ее отстоять перед Департаментом финансов, который отметил, что эта работа не относится к числу приоритетных.

В результате этого нам приходится отказываться от распрост­ранения программы "Стипендия Мэра Москвы" со стран Балтии на дру­гие страны СНГ, на чем уже давно настаивают наши соотечественни­ки.

Не находит своего развития программа молодежных мероприятий. Крайне недостаточно средств на пополнение библиотечного фонда на­циональных библиотек и библиотек русских культурных центров.

Мы практически оставили без внимания проблему доставки и распространения московских изданий, газет, прежде всего, в стра­ны, где проживает наибольшее количество наших соотечественников, и приходится сокращать средства, выделяемые на материальную под­держку нуждающихся ветеранов и инвалидов.

Кроме того, ряд подразделений Правительства Москвы некоторые вопросы, связанные с международной деятельностью, причем не имею­щей отношения к сотрудничеству с организациями соотечественников, перекладывает на бюджет работы с соотечественниками.

Перед нами, таким образом, 2 варианта действий: либо мы кон­солидируем всю работу через Межведомственную комиссию Правитель­ства Москвы и Московский дом соотечественника и избавляем другие подразделения Правительства от этой нагрузки по работе с сооте­чественниками, но на это потребуется дополнительно около 40-50 млн. рублей в 2003 году, либо подразделениям Правительства будет необходимо продолжить те программы, которые они вели в последние годы с соотечественниками.

На уровне 2002 года остаются расходы на оказание медицинской и материальной помощи соотечественникам; на оказание юридической помощи и защиту прав и свобод соотечественников; на производство и распространение тематических теле- и радиопрограмм, проведение рекламных акций.

Увеличиваются средства на мероприятия по поддержке программ сохранения русского языка и культуры. Особое место здесь занимает помощь в учебной и учебно-методической литературе, обучение в московских вузах студентов из числа соотечественников. В этом смысле не оставлено без внимания поручение Президента Путина о доведении до 1 процента количества обучающихся студентов в вузах из числа соотечественников. В Программе предусматриваются сред­ства на их медицинское страхование и социальное обеспечение.

Особая роль в программе отводится созданию единой информаци­онной системы, способной обеспечить взаимодействие между различ­ными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее разобщенность и региональную расколотость.

Весьма важно в этом контексте оказать действенную помощь в создании Международного Совета соотечественников, в координации, разумеется, с федеральными ведомствами.

В программе заложена тенденция постепенного сокращения средств на поддержку объединения российских соотечественников за рубежом путем простого грантового финансирования. Вместо этого, появляется новый раздел экономической поддержки российской диас­поры путем оказания содействия в развитии бизнеса наших сооте­чественников, а также привлечения деловыми кругами российского зарубежья в экономику Москвы дополнительных инвестиций на взаимо­выгодной основе. Мы исходим из того, что чем активнее будет нор­мальный и легальный бизнес россиян зарубежья, тем богаче будут Россия и Москва.

Уже в текущем году отрабатывается система такого взаимодей­ствия. В начале года проведено первое заседание "круглого стола" "Зарубежная диаспора - экономический потенциал России", в начале октября будет проведен второй "круглый стол". Создается биз­нес-клуб деловых людей российского зарубежья, в Программе предус­матриваются небольшие средства на обеспечение и организацию его работы.

Создана и начала работать рабочая группа по предварительному отбору предложений деловых кругов российского зарубежья. Надо от­метить, что деятельность на этом направлении подразделений Прави­тельства Москвы несколько активизировалась. Однако мы убедительно просим наших коллег принять во внимание серьезный политический характер данной работы и оказать содействие продвижению экономи­ческих программ сотрудничества с организациями соотечественников. А здесь не все гладко получается.

Вот только один пример приведу: Акционерное общество "ASWE-GA" г. Таллин выпускает тепловые счетчики. На предприятии работа­ет более 90 процентов русских. Эти счетчики хорошо известны в Москве, используются, хорошо себя зарекомендовали. Есть поручение Ю.М.Лужкова об участии этого коллектива в конкурсах, не в ка­ких-то прямых поставках, а в конкурсах по закупке выпускаемой им продукции в Москве. Но все равно дело не движется, конкурсы не проводятся, решаются каким-то другим образом эти вопросы.

Не сделана даже попытка как-то наладить взаимовыгодные отно­шения с этим коллективом, а именно "ASWEGA" подпитывает, во мно­гом помогает, содействует организациям российских соотечественни­ков в Эстонии, где, как известно, очень большая русская община. Надо сказать, что и многие другие проекты соотечественников также пока не находят поддержки в городских структурах. Понятное дело, там уже сложившиеся какие-то, отработанные связи, схемы и т.д. Не решается вопрос приведения в порядок помещения, выделенного для фонда "Россияне", который выполняет большую часть работы по под­держке соотечественников за рубежом. Т.е. ми помещение, прави­тельство я имею ввиду, выделило, но оно завалено мусором, порядка 30 тонн и требует хотя бы небольшого ремонта. Уже полтора года, несмотря на поручение Мэра, не найдено возможности для того, что­бы привести в порядок это помещение.

Складывается сложная ситуация и с выделением помещения под Московский дом соотечественников. Мы сами в инициативном порядке нашли варианты решения этой проблемы. Они находят поддержку у Мэ­ра, но пока Комплексу по имущественно-земельным отношениям нам отказывают, Юрий Михайлович уже дважды не соглашался с этой пози­цией комплекса. Конечно все это тормозит выполнение задач, пос­тавленных Мэром Москвы и Правительством по поддержке соотечест­венников за рубежом и по налаживанию соответствующей работы. Мы убедительно просим решить эти базисные для нашей работы проблемы.

Я остановился на наиболее важных аспектах обсуждаемой сегод­ня программы поддержки соотечественников на 2003 - 2005 годы на имеющихся нерешенных проблемах.

Конечно, мы понимаем, что утверждение Программы - это только полдела. Главное - в организации ее выполнения, но и департамент, конечно же, готов приложить все силы, чтобы успешно справиться с этой задачей.

Но мы понимаем также и то, что одни мы мало, что можем сде­лать. В этой связи мы просим об активном участии в реализации Программы все структурные подразделения Правительства Москвы, префектуры и управы города.

Работа с нашими соотечественниками несет в себе колоссальный политический потенциал. Особенно это важно учитывать в год выбо­ров, поскольку у 2/3 москвичей волею судьбы родственники и близ­кие друзья в последние годы, в последнее время, оказались зару­бежными соотечественниками и общественное мнение столицы весьма чувствительно к их проблемам.

Спасибо за внимание.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ