Выступление директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина
Уважаемый Валерий Павлинович, уважаемые члены
Правительства, товарищи, дамы и господа!
10 лет, прошедшие с момента разрушения Советского Союза,
которые изменили мир, породили чрезвычайно острую проблему наших
соотечественников Эта проблема присутствовала и в советский период
несколько в иной форме. В советские годы у нас за рубежом соотечественников не
было, у нас были эмигранты, а эмигранту синоним - слово «предатель». Прошло
уже 10 лет с момента распада Советского Союза и теперь очевидно, что и те,
кто в советские годы оказался в эмиграции, по крайней мере большинство из
них, и особенно те, кто после 1991 года образовал новую русскую диаспору в
странах СНГ, Латвии, Эстонии и Литве - это люди, которые нуждаются в
поддержании связей, в заботе, в опеке со стороны России и Москвы, как столицы
России. Потому что все вместе они создают тот самый русский мир, о котором
достаточно много говорится во вступительной части и в преамбуле программы,
представленной на утверждение Правительства Москвы.
Мне приходилось в течение этого года уже дважды
выступать на сходные темы. Я не буду повторяться, хочу только обратить ваше
внимание на то, что положение, в котором оказались наши соотечественники
именно на постсоветском пространстве на территории стран СНГ и Прибалтики, это
положение реально приводит к массовой, масштабной депрессии именно у
русских и русскоязычных. За это время все государства на пространствах СНГ
потеряли в населении. Россия потеряла миллион человек. В общей сложности
число проживающих в пределах бывшего Советского Союза сократилось на 6
миллионов человек и при этом число русских, проживающих на этих
пространствах, сократилось почти на 11 млн.человек. То есть происходит не
пропорциональное выбытие именно русских, и это является самым ярким и
непреложным свидетельством той депрессии, которая охватила русское
население в ситуации, когда от этого населения уехало собственное
государство без всякого на то их согласия. И, естественно, поэтому первый
главный вопрос, который может возникнуть: почему именно Правительство
Москвы, почему вот уже много лет именно Москва является инициатором обсуждения
этих проблем, а самое главное - не только обсуждения, но и решения?
Георгий Львович приводил эту цифру, она может по-разному
трактоваться - от трети москвичей, которые имеют прямых родственников в так
называемом ближнем зарубежье, до двух третей, которые имеют не только близких
родственников, но и дальних родственников, друзей и как-то связаны сами по жизни
с бывшими союзными республиками. Все это не мелочи. Это создает атмосферу,
ту самую ситуацию, которая является подтверждением факта, что Москва является
соборным городом, Москва является собирательницей если не земель, то
народа, и роль Правительства Москвы здесь ничем нельзя заменить. Я не хочу на
эту тему долго распространяться и очень рад выслушать выступление
представителя Министерства иностранных дел. Отрадно, что у нас появились
чиновники, которые занимаются профессионально проблемами соотечественников.
Несколько лет назад приходилось доказывать Правительству России, что это вообще
необходимо. Правительству Москвы это не нужно было доказывать - с первых
дней.
Теперь по сути вопроса, который сегодня обсуждается. Я
хотел обратить внимание на один важный раздел этой программы, а именно о
создании Московского Дома соотечественников. Эта идея была изложена, в
частности, мной и Б.Н.Пастуховым в совместном письме к Ю.М.Лужкову уже около
года назад, и мы здесь ссылались на примеры и опыт, которые есть у Москвы, есть
у соответствующих подразделений Москвы, которые создали в свое время
Московский Дом национальностей. Действительно, у разных национальностей,
проживающих в Москве есть место, где они могут обменяться своим опытом,
скоординировать свои планы, у соотечественников-россиян, проживающих за
рубежом, должно быть в Москве место, где они могут встретиться, получить
квалифицированную консультацию, выйти на связи, которые им необходимы. Этот
опыт существует за рубежом. В Польше, например, существует Дом Полонии, куда
каждый поляк, проживающий за рубежом, может обратиться, придти,
получить ответы и советы. В Словакии маленькой существует
соответствующая структура, которая занимается словаками, проживающими за
рубежом. Я не буду сейчас сравнивать, каждый человек - это индивидуальность
и ценность, целый мир и целый Космос, поэтому не буду сравнивать количество
словаков, проживающих за рубежом, и русских, проживающих за рубежом. Но ясно,
что у нас это тоже по крайней мере также важно, как для словаков и поляков.
Что касается Московского Дома соотечественников, мое
глубокое убеждение, что это, конечно, не должно никак подменять
деятельность департамента, общественных организаций и фондов, которые здесь
в фойе представили свои материалы. Но это должен быть координатор, это должно
быть муниципальное, унитарное предприятие, которое также, как Московский Дом
национальностей, иметь свой Общественный, Попечительский совет и будет таким
образом организатором всей этой работы.
В отношении программы. Мы принимали участие в ее
создании, это плод коллективного труда и, конечно, как всегда бывает, есть у
отдельных авторов свои претензии к этому документу. Лично я считаю, что она
вполне добротная, она действительно может быть модельной, учитывая тот факт, что
программа соответствующих мер Правительства России еще не утверждена.
Я бы только, может быть, предостерег не столько в
программе, сколько в разговорах по этому поводу от излишней эйфории в
отношении экономического потенциала и инвестиций, которые с собой
неизбежно принесут соотечественники, чуть ли не сразу. Этого, конечно,
не произойдет, потому что сегодня возможности наших соотечественников
далеко не так велики, особенно в странах СНГ. Но на это надо рассчитывать, это
надо постепенно готовить безусловно. Я думаю, что на перспективу очень большая
роль Правительства Москвы в поддержании культурных связей, сохранения
культурного наследия, поддержке общественной и политической наших
соотечественников за рубежом.
Что касается экономических связей, если они к этому
приложатся, это будет замечательно. Однако я бы не хотел, чтобы
соответствующие структуры превращались в хозяйствующие субъекты, оставив
эти общеполитические, общекультурные проблемы в поддержку русского
языка, главные свои усилия направляли на заключение
договоров и пробивание каких-то подрядов.
Наконец, последнее что я хотел бы сказать, я хотел бы
сказать, что мы пытаемся в нашем институте со своей стороны при
поддержке соответствующих подразделений, прежде всего Департамента
международных связей и Комитета общественных и межрегиональных связей
Правительства Москвы развивать соответствующие научные программы, кое-какие
материалы мы вам представили. Мы договорились с ТВЦ (надеюсь, что по крайней
мере однажды здесь присутствующие видели наши передачи) и делаем для канала
передачи, посвященные в значительной степени нашим соотечественникам за
рубежом, это передачи телецикла "Материк". Я считаю, что безусловно очень важно
помогать нашим соотечественникам впрямую, поддерживать программы, связанные
с развитием русского языка, направлением учебников, оздоровлением детей и
т.д. Но пока у нас в России недостаточно сформирована структура по работе с
соотечественниками. Это то, о чем я говорил в связи с Московским Домом
соотечественника.. Это то, о чем я сейчас говорю в связи с научными
учреждениями. Наш Институт, к сожалению, остается единственным существующим в
стране, который занимается этими проблемами. Поверьте, нас это совсем не
радует. Поэтому я бы хотел обратить внимание, что здесь, конечно, очень
правильно поступили разработчики программы, значительную часть усилий направить
на то, чтобы создать, собственно, механизм, с помощью которого дальше, в
течение многих лет - может быть, очень долгих лет - будут решаться эти
вопросы.
Спасибо.
|