Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №176(15.09.2007)
<< Список номеров
ЗА 2 НЕДЕЛИ ДО ДОСРОЧНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ НА УКРАИНЕ
УКРАИНА
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
К ВЫХОДУ В СВЕТ КНИГИ
«РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Москва и соотечественники



Гуманитарная миссия Москвы

10.09.2007, http://www.rdu.org.ua

Татьяна Жуняева

Более четырёхсот педагогов с Украины, из Грузии, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана знакомились с новейшими методиками преподавания в Московском институте открытого образования на базе Академии повышения квалификации и переподготовки кадров.

Делегация Крыма состояла из двадцати учителей русского языка и начальных классов. Лекции по инновационным технологиям в системе обучения русскому языку и литературе, психологии, культуроведению, духовному пространству современной России читали известные учёные, доктора наук, профессора Л. Новикова, М. Пономарёв, А. Лубков, И. Минералова.

Учитель-методист Е. Виноградова на лекции "Методики преподавания русского языка и литературы" говорила о том, "что российская школа перестраивается, чтобы дать ключи от чемоданчика со знаниями, а не сам чемоданчик". Современного ребёнка необходимо учить, как результативно воспользоваться знаниями. И в этом учителям помогают новые учебники издательства "Русское слово". Сразу же после лекции мы смогли купить и учебники, и методические пособия, и красочно изданные биографии писателей. Специально для нас в Академии повышения квалификации была открыта ещё одна выставка-продажа методической литературы. Десятки ярких каталогов, таблиц и наглядных пособий по всем школьным дисциплинам для своих школ и методкабинетов учителя получили бесплатно. Кроме этого, каждому из слушателей курсов были подарены великолепные журналы "ЭТНОсфера", сборники текстов и олимпиадных заданий, большие справочники "Русский язык" и "Русские писатели XX века".

Очень полезной и запоминающейся стала поездка в Центр образования "Сабурово". Эта школа - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Мы увидели современные кабинеты информатики, мультимедийный зал, специализированные кабинеты шахмат, музей декоративно-прикладного искусства, каток с искусственным льдом, зимний сад.

Школа даёт и широкое дополнительное образование: физкультурно-спортивное, информационно-техническое, социально-педагогическое, эстетическое. Находится она в одном из рабочих районов Москвы. Как сказал в своём выступлении директор С. Горловский, "дворовая школа". И директор, и учителя, и руководители кружков, и родители - единый творческий коллектив, очень демократичный и дружный. Это отметили все слушатели курсов.

И искренне порадовались за школу, подвижническая работа которой была отмечена грантом президента России, такие же гранты получили более ста школ страны.

Живой обмен мнениями, добрые впечатления вызвало и посещение гимназии районной управы "Ивановское", коллектив которой возглавляет доктор педагогических наук Н. Шарай. Здесь дети углублённо изучают русский язык и литературу, иностранные языки, историю, философию.

Учителя наглядно убеждали нас в том, что модульные технологии помогают бороться с безграмотностью учеников. "В моём мультимедийном кабинете даже самый ленивый рвётся работать к доске", - говорила учительница русского языка.

Безусловно, в Москве показывали лучшие школы. В большинстве же российских, как и в крымских, главное подспорье учителя при объяснении - всё те же архаичные доски и кусковой мел. Но вот, что важно, и то, чего ещё нет у нас: государство всерьёз озаботилось качеством обучения детей, широким внедрением инновационных технологий, всемерной поддержкой творчески работающих учителей и педколлективов. И выделяет на это огромные средства. Не из кармана родителей, а из своего, государственного.

В этом учебном году более ста творческих школ получили на свои нужды по миллиону рублей. Школам выделяются большие средства на экспериментальные площадки. Если учителя решили работать по-новому, то примерно за два года проводятся необходимые курсы, закупаются учебники, наглядные пособия. Но через три года надо отчитаться за конкретный результат. Просто так деньги не выделяются, а на серьёзный труд - с лихвой.

За счёт государства все учителя прошли трёхмесячные курсы обучения работе на компьютерах. Но, повторюсь, не всё так радужно в российских школах.

И перед ними, как и перед украинскими и крымскими, стоят серьёзные проблемы: дети мало читают, телевидение и компьютерные игры отнюдь не формируют высокую нравственность, при платном обучении в вузах падает стимул качественной учёбы в школах, золотая медаль всё более относится к предметам бижутерии, а не к открытому безэкзаменационному доступу в любой вуз страны. Да, школе XXI века уже никак не обойтись без компьютеров, инновационных технологий, новых программ и учебников. Но ей, как и всегда, очень нужен Учитель в самом глубоком понимании этого слова: человек нравственный, творческий, интеллигентный, постоянно учащийся.

2007 год объявлен в мире Годом русского языка. И Россия, и Москва делают очень много для того, чтобы люди, говорящие и думающие на русском, желающие изучать и беречь русский язык, были обеспечены необходимой учебно-методической литературой, могли заниматься по программе мэра Москвы "Московский аттестат", повышать квалификацию на курсах, участвовать в различных конкурсах.

Большую признательность от имени коллег по курсам хочу выразить генеральному консулу Российской Федерации в Симферополе А. Николаеву, председателю Русской общины Крыма С. Цекову, представителю Росзарубежцентра на Украине В. Гогач, директору культурных программ России Л. Чижовой.

Об авторе:Татьяна Жуняева, учитель-методист школы № 6, член Русской общины Крыма




Издания Правительства Москвы

В рамках широкомасштабной издательской программы Правительства Москвы, осуществляемой под эгидой Департамента внешнеэкономической деятельности и международных связей города Москвы, вышел в свет ряд новых изданий для российских соотечественников. Среди них - 2-е исправленное и дополненное издание книги "Международный опыт поддержки соотечественников. Мировая и отечественная практика", 2-е исправленное и дополненное издание книги "Справочник российского соотечественника", впервые публикуемая "Антология российских писателей Северной Америки".

7.09.07, http://www.mosds.ru/default.shtml

По инициативе Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Правительства Москвы под эгидой Департамента международных связей осуществляется крупномасштабный издательский проект, целью которого является публикация серии книг на бумажных и электронных носителях, с разных сторон освещающих весь круг вопросов и проблем современной российской диаспоры.

В этой работе самое активное участие принимают сотрудники Московского Дома соотечественника. К подготовке изданий широко привлекаются научные, культурные, образовательные организации столицы, ведущие ученые, специалисты, работники федеральных и московских органов власти.

Особую важность для нас представляют серийные издания, выпускаемые по инициативе Международного Совета российских соотечественников, — "Антология русского зарубежья" и "Библиотека русской классики". Каждый год эти продолжающиеся проекты пополняются новым томом, к настоящему моменту увидело свет уже по два тома каждой серии.

Московский Дом соотечественника постоянно издает также различные справочные пособия, сборники материалов о важнейших событиях, проводимых Правительством Москвы в сфере поддержки российской диаспоры, и другую литературу.

Помимо публикации традиционных книг на бумаге, в последние годы мы все шире осуществляем подготовку электронных изданий, что позволяет расширить круг читателей и облегчить использование этих материалов.

Все наши издания распространяются бесплатно.

В 2007 году изданы:

               Второе, исправленное и дополненное издание книги "Международный опыт поддержки соотечественников за рубежом. Мировая и отечественная практика".

В книге рассматривается мировой опыт поддержки своих диаспор различными государствами мира, а также международными организациями. Структура книги, основана на дифференцированном изучении проблемы на трех иерархических уровнях: мировом, российском и региональном (московском). Книга дополнена материалами о событиях, происшедших после первого издания.

               Второе, исправленное и дополненное издание книги "Справочник российского соотечественника".

Справочник значительно пополнен информацией, особенно в разделе об организациях российских соотечественников в различных странах мира. Основной раздел книги составлен по принципу "вопрос-ответ" и освещает все основные проблемы, интересующие наших соотечественников. В Приложениях содержится обширная подборка нормативно-правовых актов, касающихся поддержки российских соотечественников, с добавлением всех документов, вышедших после появления первого издания Справочника.

                "Антология российских писателей Северной Америки". Книга представляет собой подборку произведений писателей и поэтов США и Канады, пишущих на русском языке. Предполагается, что Антология станет серийным изданием с ежегодной публикацией очередного тома.

               "Комплексная целевая среднесрочная Программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы". Красочное, богато иллюстрированное издание рассказывает об итогах выполнения первой Программы на 2003-2005 годы, о подготовке и принятии ныне действующей Программы. Приводится полный текст Программы и соответствующие нормативно-правовые акты Правительства Москвы.

               "Московский Дом соотечественника". Красочный, богато иллюстрированный буклет повествует о деятельности МДС по поддержке российских соотечественников, приводится список всех сотрудников МДС с указанием их телефонов и адресов электронной почты. В Приложениях опубликованы Устав МДС и другие нормативные акты, касающиеся деятельности МДС.




В Софии (Болгария) отметили День Москвы

04.09.2007, http://www.mosds.ru

3 сентября с.г. в Софии, столице Болгарской Республики, состоялась торжественная встреча болгарской общественности и российских соотечественников, проживающих в Болгарии, посвященная 860-летию Москвы.

Праздничное мероприятие происходило в Доме Москвы в Софии – Московском культурно-деловом центре (МКДЦ), расположенном в восстановленном и отреставрированном московским Правительством здании первого Посольства России (1880-1971 гг.) в независимой Болгарии.

Встречу открыл директор МКДЦ – Борис Александрович Громов. От имени болгарской общественности гостей приветствовал Любомир Коларов, председатель софийской организации Дружбы с народами России и СНГ. Представитель Московского Дома соотечественника Александр Викторович Горенков рассказал гостям о традиции празднования Дня города в истории Москвы и его проведении в связи с 860-летием.

Сотрудником Музея истории Москвы Юлией Ивановной Михайловой гостям МКДЦ была представлена специально разработанная фотовыставка – «Прогулка по Москве», вызвавшая ностальгирующий интерес у публики.




С лексики начинается нация

«С лексики начинается нация и человек», - так считает методист лаборатории русского языка и литературы Московского института открытого образования (МИОО), лауреат премии Президента РФ в области национального проекта, член Федерального экспертного совета по общему образованию Минобразования России в направлении «русский язык», учитель лингвистической гимназии № 1513 г. Москвы Наталья Петрова. Она приехала из Москвы в Симферополь, чтобы провести семинар для учителей русского языка и литературы школ АРК под названием: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в современной школе». Он проходил с 20 по 22 августа в Русском культурном центре при поддержке Московского Дома соотечественника и Департамента международных связей г. Москвы.

23.08.07, http://www.ruscultura.info

Алена Армашевская

- Цель данного семинара, - говорит Наталья Алексеевна, - состоит в обмене опытом. Крымские учителя испытывают информационный голод. Хочется дать им возможность ознакомиться с наработками московских учителей, увидеть новый подход к обучению русскому языку. Положение преподавателя русского языка в Крыму затруднительно, потому что он преподает всего два часа в неделю. Нужно подобрать содержание и форму работы. Мне очень понравился учебник Татьяны Фроловой, в нем содержится близкий мне текстоориентированный подход. Я рассказываю, как, имея этот учебник, я бы выстроила по нему уроки.

Моя задача - поделиться приемами и методами с учителями крымских школ, которые уже успешно работают и умеют заинтересовать ребенка.

Деятельность МИОО, где работает Наталья Алексеевна, включает в себя несколько направлений: повышение квалификации учителей, получение ими второго образования, создание и поддержка научно-методических центров в каждом округе Москвы, мониторинг состояния здоровья учащихся.

- У нас замечательная лаборатория с большим стажем, которую возглавляет заслуженный учитель России Надежда Александровна Нефедова. В этом году наш институт будет отмечать 70 лет. За предыдущий учебный год мы обучили более 500 учителей Москвы, провели олимпиады по русскому языку.

Осуществляется серьезная деятельность по совершенствованию структуры и содержания образования. В частности, были разработаны несколько подходов к обучению русскому языку: компетентностный, языковедческий и культурологический.

Компетентностный подход представляет собой систему приемов и способов обучения. Происходит овладение основами устной и письменной речи. Устная речь особенно важна, ведь на стандартных уроках русского языка в течение недели ребенок говорит всего две минуты. Прививается умение использовать язык в различных сферах общения. Например, в рамках публицистического стиля ученик должен научиться брать и давать интервью, писать заметку, отзыв и рецензию. Официально-деловой стиль предполагает составление расписки, резюме и заявления (в том числе, при приеме на работу).

Языковедческий подход означает освоение языка как знаковой системы, его устройства и функций. Уделяется внимание овладению произношением слова, лексическими, грамматическо-морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами, в то время как раньше делался упор на два последних пункта. Помимо этого, ребятам предоставляются общие сведения о лингвистике и ученых-русистах.

Культурологический подход включает в себя осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи его с развитием народа. Сюда входит и овладение нормами речевого этикета – например, при беседе вживую и по телефону.

- Смысл новой методики образования - в том, чтобы ребенок умел пользоваться словом. Язык – это средство общения. Ребенок должен уметь грамотно использовать его в жизни.

Слово живет по своим законам. От умения говорить происходит и умение писать. Мы обговариваем все основные виды речевой деятельности – умение слышать, слушать, читать, говорить и писать.

В процессе преподавания делается упор на психологический аспект. Первым выступает наименее способный ученик, а за ним уже – более сильный. Так делается для того, чтобы в сравнении с одноклассником не возникало неуверенности в своих силах. Широко применяется и «метод пряника»: ребенка хвалят перед всем классом даже за незначительные успехи.

Упор делается на личностную ориентацию образования. Она состоит в том, что дети объединяются в группы, меньшие по объему, чем класс, и учитель создает план их развития. Для выяснения динамики ребенок в конце четверти сравнивается не с другим учеником, а с самим собой в ее начале.

- Я преподаю в очень большой школе. У меня хорошая нагрузка – больше 18 часов в неделю. Интрига – это начало мыслительной деятельности, - считает Наталья Алексеевна, - поэтому с нее начинается каждый урок.

В ходе занятия учительница старается использовать задания, направленные на развитие мыслительного процесса. Уроки должны побуждать к размышлениям, поиску. По высказыванию Л.В. Щерба, «русский язык в школе – это предмет предметов». Ведь успешность обучения в школе напрямую зависит от степени владения русским языком. Наталья Алексеевна поддерживает и развитие интуитивных способностей ребенка, в частности, языковой интуиции, ведь в процессе обучения она используется далеко не в полной мере.

В 10-11 классах ребенок уже должен определиться для себя с будущей профессией, и поэтому было создано профильное образование. Но как ему не ошибиться в выборе профиля? Для этого в 5-7 классах были введены элективные курсы, способствующие углублению знаний в определенном направлении. Ученик выбирает для себя предмет и каждые полгода его меняет. Таким образом, он получает более полное представление о той или иной теме. В пределах курсов предусмотрена и система отчетности – коллективной и индивидуальной.

В ходе семинара преподаватели ознакомились со структурой и тонкостями ЕГЭ в России. По его результатам оказалось, что на самом низком уровне у ребят находится работа с текстом, которая включает в себя его составление, поиск темы и идеи. Таким образом, можно сделать вывод, что не развит целостный подход к обучению языка. Наталье Алексеевне по душе интеграция русского языка и литературы: до революции в царской России существовал один предмет под названием «словесность».

Радует, что обмен опытом не был односторонним:

- Встреча с крымскими учителями была для меня своего рода открытием. Я увидела, как можно при минимальном количестве часов найти оптимальные формы и приемы преподавания языка. Все сводится в единую четкую систему, по которой выстраиваются уроки.

График работы Натальи Алексеевны очень насыщенный: утром она преподает в школе, днем спешит на встречу с учителями, а вечером анализирует и обобщает полученные знания: пишет методические пособия, составляет уроки. Такая трудоспособность объясняется одной фразой:

- Я нашла себя.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ