Москва и соотечественники
Гуманитарная миссия Москвы
10.09.2007,
http://www.rdu.org.ua
Татьяна Жуняева
Более четырёхсот педагогов с Украины, из Грузии,
Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана знакомились с новейшими
методиками преподавания в Московском институте открытого образования на базе
Академии повышения квалификации и переподготовки кадров.
Делегация Крыма состояла из двадцати учителей русского
языка и начальных классов. Лекции по инновационным технологиям в системе
обучения русскому языку и литературе, психологии, культуроведению, духовному
пространству современной России читали известные учёные, доктора наук,
профессора Л. Новикова, М. Пономарёв, А. Лубков, И. Минералова.
Учитель-методист Е. Виноградова на лекции "Методики
преподавания русского языка и литературы" говорила о том, "что российская школа
перестраивается, чтобы дать ключи от чемоданчика со знаниями, а не сам
чемоданчик". Современного ребёнка необходимо учить, как результативно
воспользоваться знаниями. И в этом учителям помогают новые учебники издательства
"Русское слово". Сразу же после лекции мы смогли купить и учебники, и
методические пособия, и красочно изданные биографии писателей. Специально для
нас в Академии повышения квалификации была открыта ещё одна выставка-продажа
методической литературы. Десятки ярких каталогов, таблиц и наглядных пособий по
всем школьным дисциплинам для своих школ и методкабинетов учителя получили
бесплатно. Кроме этого, каждому из слушателей курсов были подарены великолепные
журналы "ЭТНОсфера", сборники текстов и олимпиадных заданий, большие справочники
"Русский язык" и "Русские писатели XX века".
Очень полезной и запоминающейся стала поездка в Центр
образования "Сабурово". Эта школа - победитель конкурса общеобразовательных
учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Мы увидели
современные кабинеты информатики, мультимедийный зал, специализированные
кабинеты шахмат, музей декоративно-прикладного искусства, каток с искусственным
льдом, зимний сад.
Школа даёт и широкое дополнительное образование:
физкультурно-спортивное, информационно-техническое, социально-педагогическое,
эстетическое. Находится она в одном из рабочих районов Москвы. Как сказал в
своём выступлении директор С. Горловский, "дворовая школа". И директор, и
учителя, и руководители кружков, и родители - единый творческий коллектив, очень
демократичный и дружный. Это отметили все слушатели курсов.
И искренне порадовались за школу, подвижническая работа
которой была отмечена грантом президента России, такие же гранты получили более
ста школ страны.
Живой обмен мнениями, добрые впечатления вызвало и
посещение гимназии районной управы "Ивановское", коллектив которой возглавляет
доктор педагогических наук Н. Шарай. Здесь дети углублённо изучают русский язык
и литературу, иностранные языки, историю, философию.
Учителя наглядно убеждали нас в том, что модульные
технологии помогают бороться с безграмотностью учеников. "В моём мультимедийном
кабинете даже самый ленивый рвётся работать к доске", - говорила учительница
русского языка.
Безусловно, в Москве показывали лучшие школы. В
большинстве же российских, как и в крымских, главное подспорье учителя при
объяснении - всё те же архаичные доски и кусковой мел. Но вот, что важно, и то,
чего ещё нет у нас: государство всерьёз озаботилось качеством обучения детей,
широким внедрением инновационных технологий, всемерной поддержкой творчески
работающих учителей и педколлективов. И выделяет на это огромные средства. Не из
кармана родителей, а из своего, государственного.
В этом учебном году более ста творческих школ получили
на свои нужды по миллиону рублей. Школам выделяются большие средства на
экспериментальные площадки. Если учителя решили работать по-новому, то примерно
за два года проводятся необходимые курсы, закупаются учебники, наглядные
пособия. Но через три года надо отчитаться за конкретный результат. Просто так
деньги не выделяются, а на серьёзный труд - с лихвой.
За счёт государства все учителя прошли трёхмесячные
курсы обучения работе на компьютерах. Но, повторюсь, не всё так радужно в
российских школах.
И перед ними, как и перед украинскими и крымскими, стоят
серьёзные проблемы: дети мало читают, телевидение и компьютерные игры отнюдь не
формируют высокую нравственность, при платном обучении в вузах падает стимул
качественной учёбы в школах, золотая медаль всё более относится к предметам
бижутерии, а не к открытому безэкзаменационному доступу в любой вуз страны. Да,
школе XXI века уже никак не обойтись без компьютеров, инновационных технологий,
новых программ и учебников. Но ей, как и всегда, очень нужен Учитель в самом
глубоком понимании этого слова: человек нравственный, творческий,
интеллигентный, постоянно учащийся.
2007 год объявлен в мире Годом русского языка. И Россия,
и Москва делают очень много для того, чтобы люди, говорящие и думающие на
русском, желающие изучать и беречь русский язык, были обеспечены необходимой
учебно-методической литературой, могли заниматься по программе мэра Москвы
"Московский аттестат", повышать квалификацию на курсах, участвовать в различных
конкурсах.
Большую признательность от имени коллег по курсам хочу
выразить генеральному консулу Российской Федерации в Симферополе А. Николаеву,
председателю Русской общины Крыма С. Цекову, представителю Росзарубежцентра на
Украине В. Гогач, директору культурных программ России Л. Чижовой.
Об авторе:Татьяна Жуняева, учитель-методист школы № 6,
член Русской общины Крыма
Издания Правительства Москвы
В рамках широкомасштабной
издательской программы Правительства Москвы, осуществляемой под эгидой
Департамента внешнеэкономической деятельности и международных связей города
Москвы, вышел в свет ряд новых изданий для российских соотечественников. Среди
них - 2-е исправленное и дополненное издание книги "Международный опыт поддержки
соотечественников. Мировая и отечественная практика", 2-е исправленное и
дополненное издание книги "Справочник российского соотечественника", впервые
публикуемая "Антология российских писателей Северной Америки".
7.09.07, http://www.mosds.ru/default.shtml
По инициативе Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Правительства
Москвы под эгидой Департамента международных связей осуществляется
крупномасштабный издательский проект, целью которого является публикация серии
книг на бумажных и электронных носителях, с разных сторон освещающих весь круг
вопросов и проблем современной российской диаспоры.
В этой работе самое активное участие принимают
сотрудники Московского Дома соотечественника. К подготовке изданий широко
привлекаются научные, культурные, образовательные организации столицы, ведущие
ученые, специалисты, работники федеральных и московских органов власти.
Особую важность для нас представляют серийные издания,
выпускаемые по инициативе Международного Совета российских соотечественников, —
"Антология русского зарубежья" и "Библиотека русской классики". Каждый год эти
продолжающиеся проекты пополняются новым томом, к настоящему моменту увидело
свет уже по два тома каждой серии.
Московский Дом соотечественника постоянно издает также
различные справочные пособия, сборники материалов о важнейших событиях,
проводимых Правительством Москвы в сфере поддержки российской диаспоры, и другую
литературу.
Помимо публикации традиционных книг на бумаге, в
последние годы мы все шире осуществляем подготовку электронных изданий, что
позволяет расширить круг читателей и облегчить использование этих
материалов.
Все наши издания распространяются бесплатно.
В 2007 году изданы:
Второе, исправленное и дополненное издание книги "Международный опыт поддержки
соотечественников за рубежом. Мировая и отечественная практика".
В книге рассматривается мировой опыт поддержки своих
диаспор различными государствами мира, а также международными организациями.
Структура книги, основана на дифференцированном изучении проблемы на трех
иерархических уровнях: мировом, российском и региональном (московском). Книга
дополнена материалами о событиях, происшедших после первого издания.
Второе, исправленное и дополненное издание книги "Справочник российского
соотечественника".
Справочник значительно пополнен информацией, особенно в
разделе об организациях российских соотечественников в различных странах мира.
Основной раздел книги составлен по принципу "вопрос-ответ" и освещает все
основные проблемы, интересующие наших соотечественников. В Приложениях
содержится обширная подборка нормативно-правовых актов, касающихся поддержки
российских соотечественников, с добавлением всех документов, вышедших после
появления первого издания Справочника.
"Антология российских писателей Северной Америки". Книга представляет
собой подборку произведений писателей и поэтов США и Канады, пишущих на русском
языке. Предполагается, что Антология станет серийным изданием с ежегодной
публикацией очередного тома.
"Комплексная целевая среднесрочная Программа осуществления государственной
политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы". Красочное,
богато иллюстрированное издание рассказывает об итогах выполнения первой
Программы на 2003-2005 годы, о подготовке и принятии ныне действующей Программы.
Приводится полный текст Программы и соответствующие нормативно-правовые акты
Правительства Москвы.
"Московский Дом соотечественника". Красочный, богато иллюстрированный буклет
повествует о деятельности МДС по поддержке российских соотечественников,
приводится список всех сотрудников МДС с указанием их телефонов и адресов
электронной почты. В Приложениях опубликованы Устав МДС и другие нормативные
акты, касающиеся деятельности МДС.
В Софии (Болгария) отметили День Москвы
04.09.2007,
http://www.mosds.ru
3 сентября с.г. в Софии, столице Болгарской Республики,
состоялась торжественная встреча болгарской общественности и российских
соотечественников, проживающих в Болгарии, посвященная 860-летию Москвы.
Праздничное мероприятие происходило в Доме Москвы в
Софии – Московском культурно-деловом центре (МКДЦ), расположенном в
восстановленном и отреставрированном московским Правительством здании первого
Посольства России (1880-1971 гг.) в независимой Болгарии.
Встречу открыл директор МКДЦ – Борис Александрович
Громов. От имени болгарской общественности гостей приветствовал Любомир Коларов,
председатель софийской организации Дружбы с народами России и СНГ. Представитель
Московского Дома соотечественника Александр Викторович Горенков рассказал гостям
о традиции празднования Дня города в истории Москвы и его проведении в связи с
860-летием.
Сотрудником Музея истории Москвы Юлией Ивановной
Михайловой гостям МКДЦ была представлена специально разработанная фотовыставка –
«Прогулка по Москве», вызвавшая ностальгирующий интерес у публики.
С лексики начинается нация
«С лексики начинается нация и человек», - так считает
методист лаборатории русского языка и литературы Московского института открытого
образования (МИОО), лауреат премии Президента РФ в области национального
проекта, член Федерального экспертного совета по общему образованию
Минобразования России в направлении «русский язык», учитель лингвистической
гимназии № 1513 г. Москвы Наталья Петрова. Она приехала из Москвы в Симферополь,
чтобы провести семинар для учителей русского языка и литературы школ АРК под
названием: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в современной
школе». Он проходил с 20 по 22 августа в Русском культурном центре при поддержке
Московского Дома соотечественника и Департамента международных связей г.
Москвы.
23.08.07,
http://www.ruscultura.info
Алена Армашевская
- Цель данного семинара, - говорит Наталья Алексеевна, -
состоит в обмене опытом. Крымские учителя испытывают информационный голод.
Хочется дать им возможность ознакомиться с наработками московских учителей,
увидеть новый подход к обучению русскому языку. Положение преподавателя русского
языка в Крыму затруднительно, потому что он преподает всего два часа в неделю.
Нужно подобрать содержание и форму работы. Мне очень понравился учебник Татьяны
Фроловой, в нем содержится близкий мне текстоориентированный подход. Я
рассказываю, как, имея этот учебник, я бы выстроила по нему уроки.
Моя задача - поделиться приемами и методами с учителями
крымских школ, которые уже успешно работают и умеют заинтересовать ребенка.
Деятельность МИОО, где работает Наталья Алексеевна,
включает в себя несколько направлений: повышение квалификации учителей,
получение ими второго образования, создание и поддержка научно-методических
центров в каждом округе Москвы, мониторинг состояния здоровья учащихся.
- У нас замечательная лаборатория с большим стажем,
которую возглавляет заслуженный учитель России Надежда Александровна Нефедова. В
этом году наш институт будет отмечать 70 лет. За предыдущий учебный год мы
обучили более 500 учителей Москвы, провели олимпиады по русскому языку.
Осуществляется серьезная деятельность по
совершенствованию структуры и содержания образования. В частности, были
разработаны несколько подходов к обучению русскому языку: компетентностный,
языковедческий и культурологический.
Компетентностный подход представляет собой систему
приемов и способов обучения. Происходит овладение основами устной и письменной
речи. Устная речь особенно важна, ведь на стандартных уроках русского языка в
течение недели ребенок говорит всего две минуты. Прививается умение использовать
язык в различных сферах общения. Например, в рамках публицистического стиля
ученик должен научиться брать и давать интервью, писать заметку, отзыв и
рецензию. Официально-деловой стиль предполагает составление расписки, резюме и
заявления (в том числе, при приеме на работу).
Языковедческий подход означает освоение языка как
знаковой системы, его устройства и функций. Уделяется внимание овладению
произношением слова, лексическими, грамматическо-морфологическими,
синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами, в то время как
раньше делался упор на два последних пункта. Помимо этого, ребятам
предоставляются общие сведения о лингвистике и ученых-русистах.
Культурологический подход включает в себя осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи его с развитием
народа. Сюда входит и овладение нормами речевого этикета – например, при беседе
вживую и по телефону.
- Смысл новой методики образования - в том, чтобы
ребенок умел пользоваться словом. Язык – это средство общения. Ребенок должен
уметь грамотно использовать его в жизни.
Слово живет по своим законам. От умения говорить
происходит и умение писать. Мы обговариваем все основные виды речевой
деятельности – умение слышать, слушать, читать, говорить и писать.
В процессе преподавания делается упор на психологический
аспект. Первым выступает наименее способный ученик, а за ним уже – более
сильный. Так делается для того, чтобы в сравнении с одноклассником не возникало
неуверенности в своих силах. Широко применяется и «метод пряника»: ребенка
хвалят перед всем классом даже за незначительные успехи.
Упор делается на личностную ориентацию образования. Она
состоит в том, что дети объединяются в группы, меньшие по объему, чем класс, и
учитель создает план их развития. Для выяснения динамики ребенок в конце
четверти сравнивается не с другим учеником, а с самим собой в ее начале.
- Я преподаю в очень большой школе. У меня хорошая
нагрузка – больше 18 часов в неделю. Интрига – это начало мыслительной
деятельности, - считает Наталья Алексеевна, - поэтому с нее начинается каждый
урок.
В ходе занятия учительница старается использовать
задания, направленные на развитие мыслительного процесса. Уроки должны побуждать
к размышлениям, поиску. По высказыванию Л.В. Щерба, «русский язык в школе – это
предмет предметов». Ведь успешность обучения в школе напрямую зависит от степени
владения русским языком. Наталья Алексеевна поддерживает и развитие интуитивных
способностей ребенка, в частности, языковой интуиции, ведь в процессе обучения
она используется далеко не в полной мере.
В 10-11 классах ребенок уже должен определиться для себя
с будущей профессией, и поэтому было создано профильное образование. Но как ему
не ошибиться в выборе профиля? Для этого в 5-7 классах были введены элективные
курсы, способствующие углублению знаний в определенном направлении. Ученик
выбирает для себя предмет и каждые полгода его меняет. Таким образом, он
получает более полное представление о той или иной теме. В пределах курсов
предусмотрена и система отчетности – коллективной и индивидуальной.
В ходе семинара преподаватели ознакомились со структурой
и тонкостями ЕГЭ в России. По его результатам оказалось, что на самом низком
уровне у ребят находится работа с текстом, которая включает в себя его
составление, поиск темы и идеи. Таким образом, можно сделать вывод, что не
развит целостный подход к обучению языка. Наталье Алексеевне по душе интеграция
русского языка и литературы: до революции в царской России существовал один
предмет под названием «словесность».
Радует, что обмен опытом не был односторонним:
- Встреча с крымскими учителями была для меня своего
рода открытием. Я увидела, как можно при минимальном количестве часов найти
оптимальные формы и приемы преподавания языка. Все сводится в единую четкую
систему, по которой выстраиваются уроки.
График работы Натальи Алексеевны очень насыщенный: утром
она преподает в школе, днем спешит на встречу с учителями, а вечером анализирует
и обобщает полученные знания: пишет методические пособия, составляет уроки.
Такая трудоспособность объясняется одной фразой:
- Я нашла себя.
|