Гуманитарная миссия Москвы
10.09.2007,
http://www.rdu.org.ua
Татьяна Жуняева
Более четырёхсот педагогов с Украины, из Грузии,
Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана знакомились с новейшими
методиками преподавания в Московском институте открытого образования на базе
Академии повышения квалификации и переподготовки кадров.
Делегация Крыма состояла из двадцати учителей русского
языка и начальных классов. Лекции по инновационным технологиям в системе
обучения русскому языку и литературе, психологии, культуроведению, духовному
пространству современной России читали известные учёные, доктора наук,
профессора Л. Новикова, М. Пономарёв, А. Лубков, И. Минералова.
Учитель-методист Е. Виноградова на лекции "Методики
преподавания русского языка и литературы" говорила о том, "что российская школа
перестраивается, чтобы дать ключи от чемоданчика со знаниями, а не сам
чемоданчик". Современного ребёнка необходимо учить, как результативно
воспользоваться знаниями. И в этом учителям помогают новые учебники издательства
"Русское слово". Сразу же после лекции мы смогли купить и учебники, и
методические пособия, и красочно изданные биографии писателей. Специально для
нас в Академии повышения квалификации была открыта ещё одна выставка-продажа
методической литературы. Десятки ярких каталогов, таблиц и наглядных пособий по
всем школьным дисциплинам для своих школ и методкабинетов учителя получили
бесплатно. Кроме этого, каждому из слушателей курсов были подарены великолепные
журналы "ЭТНОсфера", сборники текстов и олимпиадных заданий, большие справочники
"Русский язык" и "Русские писатели XX века".
Очень полезной и запоминающейся стала поездка в Центр
образования "Сабурово". Эта школа - победитель конкурса общеобразовательных
учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Мы увидели
современные кабинеты информатики, мультимедийный зал, специализированные
кабинеты шахмат, музей декоративно-прикладного искусства, каток с искусственным
льдом, зимний сад.
Школа даёт и широкое дополнительное образование:
физкультурно-спортивное, информационно-техническое, социально-педагогическое,
эстетическое. Находится она в одном из рабочих районов Москвы. Как сказал в
своём выступлении директор С. Горловский, "дворовая школа". И директор, и
учителя, и руководители кружков, и родители - единый творческий коллектив, очень
демократичный и дружный. Это отметили все слушатели курсов.
И искренне порадовались за школу, подвижническая работа
которой была отмечена грантом президента России, такие же гранты получили более
ста школ страны.
Живой обмен мнениями, добрые впечатления вызвало и
посещение гимназии районной управы "Ивановское", коллектив которой возглавляет
доктор педагогических наук Н. Шарай. Здесь дети углублённо изучают русский язык
и литературу, иностранные языки, историю, философию.
Учителя наглядно убеждали нас в том, что модульные
технологии помогают бороться с безграмотностью учеников. "В моём мультимедийном
кабинете даже самый ленивый рвётся работать к доске", - говорила учительница
русского языка.
Безусловно, в Москве показывали лучшие школы. В
большинстве же российских, как и в крымских, главное подспорье учителя при
объяснении - всё те же архаичные доски и кусковой мел. Но вот, что важно, и то,
чего ещё нет у нас: государство всерьёз озаботилось качеством обучения детей,
широким внедрением инновационных технологий, всемерной поддержкой творчески
работающих учителей и педколлективов. И выделяет на это огромные средства. Не из
кармана родителей, а из своего, государственного.
В этом учебном году более ста творческих школ получили
на свои нужды по миллиону рублей. Школам выделяются большие средства на
экспериментальные площадки. Если учителя решили работать по-новому, то примерно
за два года проводятся необходимые курсы, закупаются учебники, наглядные
пособия. Но через три года надо отчитаться за конкретный результат. Просто так
деньги не выделяются, а на серьёзный труд - с лихвой.
За счёт государства все учителя прошли трёхмесячные
курсы обучения работе на компьютерах. Но, повторюсь, не всё так радужно в
российских школах.
И перед ними, как и перед украинскими и крымскими, стоят
серьёзные проблемы: дети мало читают, телевидение и компьютерные игры отнюдь не
формируют высокую нравственность, при платном обучении в вузах падает стимул
качественной учёбы в школах, золотая медаль всё более относится к предметам
бижутерии, а не к открытому безэкзаменационному доступу в любой вуз страны. Да,
школе XXI века уже никак не обойтись без компьютеров, инновационных технологий,
новых программ и учебников. Но ей, как и всегда, очень нужен Учитель в самом
глубоком понимании этого слова: человек нравственный, творческий,
интеллигентный, постоянно учащийся.
2007 год объявлен в мире Годом русского языка. И Россия,
и Москва делают очень много для того, чтобы люди, говорящие и думающие на
русском, желающие изучать и беречь русский язык, были обеспечены необходимой
учебно-методической литературой, могли заниматься по программе мэра Москвы
"Московский аттестат", повышать квалификацию на курсах, участвовать в различных
конкурсах.
Большую признательность от имени коллег по курсам хочу
выразить генеральному консулу Российской Федерации в Симферополе А. Николаеву,
председателю Русской общины Крыма С. Цекову, представителю Росзарубежцентра на
Украине В. Гогач, директору культурных программ России Л. Чижовой.
Об авторе:Татьяна Жуняева, учитель-методист школы № 6,
член Русской общины Крыма
|