С лексики начинается нация
«С лексики начинается нация и человек», - так считает
методист лаборатории русского языка и литературы Московского института открытого
образования (МИОО), лауреат премии Президента РФ в области национального
проекта, член Федерального экспертного совета по общему образованию
Минобразования России в направлении «русский язык», учитель лингвистической
гимназии № 1513 г. Москвы Наталья Петрова. Она приехала из Москвы в Симферополь,
чтобы провести семинар для учителей русского языка и литературы школ АРК под
названием: «Актуальные проблемы преподавания русского языка в современной
школе». Он проходил с 20 по 22 августа в Русском культурном центре при поддержке
Московского Дома соотечественника и Департамента международных связей г.
Москвы.
23.08.07,
http://www.ruscultura.info
Алена Армашевская
- Цель данного семинара, - говорит Наталья Алексеевна, -
состоит в обмене опытом. Крымские учителя испытывают информационный голод.
Хочется дать им возможность ознакомиться с наработками московских учителей,
увидеть новый подход к обучению русскому языку. Положение преподавателя русского
языка в Крыму затруднительно, потому что он преподает всего два часа в неделю.
Нужно подобрать содержание и форму работы. Мне очень понравился учебник Татьяны
Фроловой, в нем содержится близкий мне текстоориентированный подход. Я
рассказываю, как, имея этот учебник, я бы выстроила по нему уроки.
Моя задача - поделиться приемами и методами с учителями
крымских школ, которые уже успешно работают и умеют заинтересовать ребенка.
Деятельность МИОО, где работает Наталья Алексеевна,
включает в себя несколько направлений: повышение квалификации учителей,
получение ими второго образования, создание и поддержка научно-методических
центров в каждом округе Москвы, мониторинг состояния здоровья учащихся.
- У нас замечательная лаборатория с большим стажем,
которую возглавляет заслуженный учитель России Надежда Александровна Нефедова. В
этом году наш институт будет отмечать 70 лет. За предыдущий учебный год мы
обучили более 500 учителей Москвы, провели олимпиады по русскому языку.
Осуществляется серьезная деятельность по
совершенствованию структуры и содержания образования. В частности, были
разработаны несколько подходов к обучению русскому языку: компетентностный,
языковедческий и культурологический.
Компетентностный подход представляет собой систему
приемов и способов обучения. Происходит овладение основами устной и письменной
речи. Устная речь особенно важна, ведь на стандартных уроках русского языка в
течение недели ребенок говорит всего две минуты. Прививается умение использовать
язык в различных сферах общения. Например, в рамках публицистического стиля
ученик должен научиться брать и давать интервью, писать заметку, отзыв и
рецензию. Официально-деловой стиль предполагает составление расписки, резюме и
заявления (в том числе, при приеме на работу).
Языковедческий подход означает освоение языка как
знаковой системы, его устройства и функций. Уделяется внимание овладению
произношением слова, лексическими, грамматическо-морфологическими,
синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами, в то время как
раньше делался упор на два последних пункта. Помимо этого, ребятам
предоставляются общие сведения о лингвистике и ученых-русистах.
Культурологический подход включает в себя осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи его с развитием
народа. Сюда входит и овладение нормами речевого этикета – например, при беседе
вживую и по телефону.
- Смысл новой методики образования - в том, чтобы
ребенок умел пользоваться словом. Язык – это средство общения. Ребенок должен
уметь грамотно использовать его в жизни.
Слово живет по своим законам. От умения говорить
происходит и умение писать. Мы обговариваем все основные виды речевой
деятельности – умение слышать, слушать, читать, говорить и писать.
В процессе преподавания делается упор на психологический
аспект. Первым выступает наименее способный ученик, а за ним уже – более
сильный. Так делается для того, чтобы в сравнении с одноклассником не возникало
неуверенности в своих силах. Широко применяется и «метод пряника»: ребенка
хвалят перед всем классом даже за незначительные успехи.
Упор делается на личностную ориентацию образования. Она
состоит в том, что дети объединяются в группы, меньшие по объему, чем класс, и
учитель создает план их развития. Для выяснения динамики ребенок в конце
четверти сравнивается не с другим учеником, а с самим собой в ее начале.
- Я преподаю в очень большой школе. У меня хорошая
нагрузка – больше 18 часов в неделю. Интрига – это начало мыслительной
деятельности, - считает Наталья Алексеевна, - поэтому с нее начинается каждый
урок.
В ходе занятия учительница старается использовать
задания, направленные на развитие мыслительного процесса. Уроки должны побуждать
к размышлениям, поиску. По высказыванию Л.В. Щерба, «русский язык в школе – это
предмет предметов». Ведь успешность обучения в школе напрямую зависит от степени
владения русским языком. Наталья Алексеевна поддерживает и развитие интуитивных
способностей ребенка, в частности, языковой интуиции, ведь в процессе обучения
она используется далеко не в полной мере.
В 10-11 классах ребенок уже должен определиться для себя
с будущей профессией, и поэтому было создано профильное образование. Но как ему
не ошибиться в выборе профиля? Для этого в 5-7 классах были введены элективные
курсы, способствующие углублению знаний в определенном направлении. Ученик
выбирает для себя предмет и каждые полгода его меняет. Таким образом, он
получает более полное представление о той или иной теме. В пределах курсов
предусмотрена и система отчетности – коллективной и индивидуальной.
В ходе семинара преподаватели ознакомились со структурой
и тонкостями ЕГЭ в России. По его результатам оказалось, что на самом низком
уровне у ребят находится работа с текстом, которая включает в себя его
составление, поиск темы и идеи. Таким образом, можно сделать вывод, что не
развит целостный подход к обучению языка. Наталье Алексеевне по душе интеграция
русского языка и литературы: до революции в царской России существовал один
предмет под названием «словесность».
Радует, что обмен опытом не был односторонним:
- Встреча с крымскими учителями была для меня своего
рода открытием. Я увидела, как можно при минимальном количестве часов найти
оптимальные формы и приемы преподавания языка. Все сводится в единую четкую
систему, по которой выстраиваются уроки.
График работы Натальи Алексеевны очень насыщенный: утром
она преподает в школе, днем спешит на встречу с учителями, а вечером анализирует
и обобщает полученные знания: пишет методические пособия, составляет уроки.
Такая трудоспособность объясняется одной фразой:
- Я нашла себя.
|