Это не наш выбор.
Заявление Президиума
Республиканского Славянского движения «Лад» в Казахстане по итогам выборов в
Мажилис РК
04.09.2007,
http://www.russians.kz
Президиум Республиканского Славянского движения
«Лад»
Республиканское
Славянское движение «Лад» глубоко разочаровано парламентскими выборами в
Казахстане. Для так называемого «нетитульного» населения РК основным итогом
прошедшей избирательной кампании стало снижение статуса этнических русских,
второй по численности нации республики, сознательно и преднамеренно исключённой
казахстанскими властями из политического процесса.
Формирование партийных списков кандидатов в депутаты
Мажилиса проходило без каких-либо консультаций с руководителями авторитетных
русских общественных объединений. Причём, осуществлялось это действо в недрах
президентской администрации, традиционно аппаратным способом и без участия
русской общественности. Казахстанские власти сами решали, в ком из «нетитульных»
менее всего выражено чувство национальной самоидентификации, и назначали быть
«русскими». В результате ряд зависимых от властей госчиновников и бывших
парламентариев, с русскими и не совсем русскими фамилиями, были включены в
кандидатские списки «Нур Отана».
Таким же образом – через «назначение», была заполнена
квота Ассамблеи народа Казахстана. В президентской администрации были отобраны 9
граждан из числа нацменьшинств, которые через сомнительную процедуру «двойного
голосования» были предъявлены общественности в качестве «легитимных»
представителей «ведущих этносов». Основными принципами, которыми
руководствовались в Астане при отборе назначенцев, были национально-политическая
стерильность и предельная лояльность будущих кандидатов к правящему режиму.
Поэтому по президентскому списку в Сенат попал не просто заурядный чиновник с
русской фамилией, а завотделом кадровой работы администрации президента.
Ни о каких «демократических выборах» в Казахстане не
может быть и речи, поскольку известно, как в областях республики кандидатов в
депутаты маслихатов, в том числе немногих представителей русских организаций,
власти «отфильтровывали» ещё на стадии регистрации. При этом местные власти
руководствовались теми же самыми критериями, по которым формировались
«ассамблеевская квота» и партийные списки. Перед акиматами всех уровней стояла
задача – любыми средствами не допустить в городские и областные маслихаты
оппозиционеров, представителей русских организаций и всех тех, кто способен на
принципиальный и равноправный диалог с казахстанской клановой бюрократией.
Особенно цинично эти «технологии» проявили себя в
«русской» Северо-Казахстанской области, где независимых кандидатов в депутаты
власти подвергали жёсткому административному давлению и шантажу, вынуждая
«добровольно» снять свои кандидатуры. Если же это сделать не удавалось, то
«потенциально-опасных» граждан по надуманным предлогам посредством ночных судов
«законно» изымали из кандидатского списка в самый канун выборов. По
предварительным данным, таких, «нелояльных» властям кандидатов, набралось около
двух десятков.
И это не отдельный случай. В частности, практика
планомерного выдавливания активистов русских организаций из местных
представительных органов власти давно распространена по всему Казахстану.
Динамика этнических «зачисток» такова, что в маслихатах республики на
сегодняшний день не осталось депутатов, прямо или опосредованно делегированных
известными русскими общественными объединениями. А поскольку в Казахстане
персональные списки «проходных» кандидатов в депутаты всецело определяются
властями, то речь надо вести о дискриминационной государственной политике,
направленной на последовательное исключение «русского фактора» из
социально-экономической и политической жизни республики.
При этом национальные диспропорции в Казахстане выросли
до таких масштабов, что стали предметом внимания со стороны ОБСЕ, организации,
казалось бы, по определению далёкой от проблем русских в странах СНГ .
Международная Миссия по наблюдению за выборами в Казахстане (Бюро по
демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), Парламентская
Ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ), и Парламентская Ассамблея Совета Европы - ПАСЕ) в
своём предварительном отчёте от 19 августа вынуждена была зафиксировать
сверхдоминирование казахского большинства в партийных списках и, соответственно,
ограничение в правах 4-х млн. русского меньшинства.
В предварительном Заключении Международной Миссии в
разделе «Участие национальных меньшинств» прямо говорится об ущербном
политико-правовом положении граждан русской национальности в казахстанской
избирательной кампании: «Проблемы национальных меньшинств не играли значительной
роли в ходе избирательной кампании. Национальные меньшинства в целом
представлены в списках кандидатов недостаточно, при этом доля этнических казахов
в них в 1.5 – 2 раза превышает их долю в населении в целом. Доля представителей
русской национальности, самой крупной из этнических меньшинств (26 %) составляла
19 % в прошлом Мажилисе. Учитывая общий состав этнических русских в партийных
списках, их доля в составе нового Мажилиса скорее всего снизится».
Разумеется, такое явное поражение в правах второй по
численности нации республики не может устроить русскую общественность. Ещё
меньше гражданская «второсортность» устраивает русское население, ответившее на
национальное неравноправие ростом миграционных настроений и низкой явкой на
избирательные участки. «Сокрушительная победа» партии «Нур Отан» на
парламентских выборах стала очередным торжеством выборных манипуляций
астанинских властей и очевидной победой казахской этнократии, закрепившей своё
абсолютно доминирующее положение во всех структурах государственной власти.
Русские общественные организации в Казахстане были
устранены от формирования «русской» части партийных списков, а потому не имеют и
не могут иметь никаких обязательств по отношению к новому составу Мажилиса РК,
не отражающему законные интересы русского населения республики. В этих
обстоятельствах Президиум Республиканского Славянского движения «Лад» заявляет о
своём непризнании итогов парламентских выборов в Казахстане и считает
необходимым довести свою точку зрения до сведения казахстанской и международной
общественности.
|