Каким процветающим он был!...
Продолжая тему смены названия г.Семипалатинска, начатую
на страницах предыдущих «Бюллетеней», предлагаем вниманию читателей рассказ о
том, что представляет из себя город в настоящее время.
05.09.2007,
http://www.ferghana.ru/
Юлия Гужвенко (Барнаул)
Контраст – отличительная особенность казахстанской
действительности. Крупный областной город Семипалатинск (ныне Семей),
образованный еще в XVIII веке, после обретения Казахстаном независимости
постепенно стал терять свое экономическое, политико-административное и
социокультурное значение.
Экономический кризис
Первоначально город пострадал от
социально-экономического кризиса первой половины 1990-х годов. В Семипалатинске
существовали мукомольная, шерстяная, хлопчатобумажная, чулочно-носочная,
швейная, кожевенная и обувная промышленность. В регионе была развита мясная
промышленность (Семипалатинский мясокомбинат), основой хозяйственной
деятельности в Семипалатинской области всегда был аграрный сектор - сельское
хозяйство, в первую очередь - животноводство.
Политика восстановления деятельности крупных
промышленных предприятий путем привлечения иностранных инвестиций оказалась
непривлекательной. В Семипалатинской области иностранный капитал присутствовал в
гораздо меньшей степени, в основном предприятия находились на
самофинансировании, что стало причиной постепенного закрытия сначала отдельных
цехов Семипалатинского мясокомбината, цементного, арматурного заводов,
перчаточной фабрики и многих других, а затем и заводов в целом. Инвесторов, в
первую очередь, интересовали сырьевые объекты - в связи с ростом цен на металлы
на мировом рынке. Из-за экономического кризиса в промышленном производстве
городское население, работающее в промышленности, которое было преимущественно
русским (80 процентов от всего населения, занятого в промышленном секторе),
потеряли рабочие места. Данный факт являлся одной из причин массовой миграции
русскоязычного населения в начале 1990-х годов.
Административно-территориальные
преобразования
В 1997 году в рамках реализации мероприятий по
оптимизации административно-территориального устройства Республики Казахстан
Семипалатинская область была упразднена и присоединена к Восточно-Казахстанской.
Экономическую подоплеку такого решения правительство объясняет тем, что в
Семипалатинской области на тот момент было очень много дотационных районов и
существенно снизились объемы промышленного производства. Жители бывшей
Семипалатинской области высказывают мысль, что упразднение Семипалатинской
области вконец расстроило ее промышленную базу. Предприятия, и без этого
работавшие не в полную силу, в основном обанкротились и были выкуплены
иностранными инвесторами.
До сего дня идет борьба семипалатинцев за восстановление
Семипалатинской области, поскольку жители данного региона, особенно сельчане,
вынуждены решать свои проблемы в совершенно незнакомой обстановке, с
бесконечными выездами за сотни километров, так как многие филиалы областных
организаций в Семипалатинске либо упразднены, либо отсутствуют. К тому же
Усть-Каменогорск (административный центр Восточно-Казахстанской области. - прим.
ред.) географически расположен в тупике, добраться до него из Семипалатинска в
зимний период очень трудно. Чтобы попасть в областной центр, приходится делать
82-километровый объезд по территории России. Между тем, в плане транспортной
инфраструктуры Семипалатинск имеет самую развитую сеть коммуникаций:
железнодорожный, воздушный, речной и автомобильный пути, соединяющие его с
населенными пунктами не только Казахстана, но и России, Центральной Азии и
Китая.
Социокультурные
изменения
Ухудшение экономической ситуации в городе, кризис в
сельской местности, ликвидация статуса областного центра не лучшим образом
сказались на Семипалатинске. Из районов со стопроцентной концентрацией казахов -
Абайского, Аксуатского, Аягозского, Чубартауского и других, – началась миграция
сельчан в город. По данным опросов в 2004 году, только 38,9 процента
респондентов родились и выросли в городе, остальные являются переселенцами из
сельской местности. Массовое переселение в Семипалатинск казахов, говорящих в
основном на родном языке, сохраняющих традиционный сельский уклад жизни и не
умеющих социализироваться в условиях города, значительно изменил культурный
облик Семипалатинска. К тому же массовое переселение в город сельских жителей
(механизаторов, животноводов и полеводов и других) сопровождается ростом
предложений на рынке труда аналогичных специальностей, в то время как городу
требуются высококвалифицированные сварщики, слесари, ремонтники, рабочие и так
далее.
В середине 1990-х годов сотрудники жилищно-коммунального
хозяйства города забили тревогу – участились случаи засорения канализации в
многоэтажных домах. Причина проста: сельские жители, не представляя механизм
действия канализации в квартирах, сливали и сбрасывали в туалет все отходы. До
сих пор санитарно-гигиеническая обстановка в многоэтажках для ЖКХ проблема
№1.
Следующий факт – сельчане при переезде в город
предпочитают селиться в частном секторе. За участками и огородами они обычно не
ухаживают, предпочитая пасти на этой территории баранов. Однако дешевизна
квартир в отдаленных районах Семипалатинска способствовала и их заселению.
Зафиксированы факты, когда сельские мигранты пытались держать в подъездах
баранов, «выгуливать» их на детских площадках. В центральных частях города
появились многочисленные свалки, которые не убираются годами.
Другой интересный факт - традиционные нормы казахов
таковы, что баранину они не могут покупать на рынке, в отличие от «городских»
казахов. Барана для застолья мужчины должны зарезать и разделать лично
непосредственно перед приготовлением, что весьма затруднено в условиях города.
Первоначально эти процедуры проводились во дворах, на детских площадках, где и
оставлялись все ненужные отходы. Понятна реакция соседей. После многочисленных
жалоб городских жителей для любителей свежего мяса в центре города был отведен
рынок, где торгуют живым скотом и здесь же созданы все условия для его забивания
и разделывания.
Другой важный момент – общение коренных горожан и
сельских переселенцев (а на это практически не влияет этнический фактор) весьма
затруднено. Некоторые нормы городской жизни с трудом прививаются сельчанам. К
примеру, работа общественного транспорта в Семипалатинске зеркально отражает
действительность города, в котором за все приходится бороться, даже за место в
маршрутке, в которой положено везти пятнадцать человек, а на самом деле едут
тридцать. В час пик пассажиры распихивают друг друга локтями, чтобы попасть в
маршрутку и хоть и в «скрюченном» положении, но добраться домой. Трудно
утверждать, что уклад сельской жизни приносит только негативные перемены в
культурный облик Семипалатинска, но доля истины в этом предположении
имеется.
Косвенно это доказывают натянутые отношения между
городскими казахами и сельскими. Урбанизированные казахи считают своих сельских
сородичей грубыми и неотесанными, в то время как сельчане часто делают замечания
казахам-«двуязычникам», привыкшим общаться на русском языке. Это ставится им в
упрек, сопровождая указанием на то, что в первую очередь нужно выучить свой
родной язык. Зачастую нарастает неприятие. Так, Зоя Николаевна (русское имя
казашки, всю жизнь прожившей в Семипалатинске) сдавала свои полдома семье
казахов из Аксуатского района. Через несколько месяцев, по словам Зои
Николаевны, дом превратился в сарай. Ей пришлось выпроводить квартирантов из
своего жилья и наводить в нем порядок. Зоя Николаевна не скрывает, что с тех пор
в объявлении о сдаче дома она сделала пометку «казахов прошу не беспокоить» и
сдает жилье русскому.
Стоит отметить, что казахов, особенно сельских, отличает
особая сплоченность и распространение такого явления, как кумовство,
предусматривающего тесную связь родственников и продвижение по службе членов
своей семьи. Так, в определенных учреждениях, институтах, магазинах и так далее
формируются целые семейные кланы, монополизирующие власть. Для казахов, не
принадлежащих к этому роду, такой расклад оказывается неприемлемым. Это
недовольство, по мнению русских, может явиться одним из факторов межродовых
столкновений, что, на мой взгляд, является сомнительным. Традиционная сельская,
а иногда, и исламская культура отражается и в одежде. На улицах города
встречаются женщины в туниках, широких брюках и в хиджабах.
Старожилы часто вспоминают, каким процветающим
Семипалатинск был в советский период. В рассказах старшего русскоговорящего
населения звучит горечь и тревога о том, что сейчас некоторые районы города
стали похожими на близлежащие аулы.
В настоящее время на Семипалатинском мясокомбинате
открываются отдельные цехи, в городе создаются различные частные предприятия и
магазины. Население находит работу в сфере услуг (например, торговля), где как
таковая квалификация не нужна. Зато теряется специализация города.
Однако, как и в любом явлении, можно выделить и
положительные стороны миграции село-город. К ним относится повышение роли
государственного языка (правда, только на бытовом уровне) в городской среде,
которая в советский период была преимущественно русскоязычной. Тем не менее,
город живет по своим правилам. К сожалению, при этом часто забывая о
культуре.
|