Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №179(01.11.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Обходят!

12.10.2007, «Новое время»

Олег Сальманов

На саммите по энергетической безопасности в Вильнюсе Азербайджан, Грузия и Литва договорились присоединиться к украинско-польскому проекту нефтепровода «Одесса-Гданьск». Суть проекта в том, чтобы пустить среднеазиатскую нефть в европейском направлении в обход российских трубопроводных мощностей. По достигнутым договоренностям, к уже действующему польско-украинскому предприятию-оператору Sarmatia присоединились азербайджанское нефтяное общество Soca, грузинское GOGC и литовское Klaipedos nafta.

В саммите участвовали президенты Республики Азербайджан, Республики Грузия, Литовской Республики, Республики Польша и Республики Украина, а также специальный представитель Президента Казахстана, которые выпустили совместное коммюнике, где положительно оценили соглашение, «которое станет основой для дальнейшего сотрудничества в энергетическом секторе, особенно с учетом цели создания нового транспортного коридора для сырой нефти и природного газа». Они также сформулировали главную цель создающегося консорциума, как «исследование возможностей создания транспортной системы от Каспийского моря через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу на европейские и международные рынки».

Сейчас уже построен участок нефтепровода, соединяющий Одессу с городом Броды в Львовской области, а теперь ставится задача протянуть его в Польшу сначала до Плоцка, где находится крупнейший в Польше НПЗ, а затем до Гданьска. Украина построила нефтепровод Одесса-Броды для транзита каспийской нефти в Европу, однако пока труба простаивала, запустила нефтепровод в обратном направлении для поставок российской нефти к Черному морю. В стратегическом плане этот нефтепровод рассматривается как составная часть Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, состоящего из нефтепровода Баку-Супса и танкерного сообщения по Черному морю, в результате чего нефть Каспийского бассейна сможет транспортироваться в регион Балтийского моря минуя Россию. В качестве основных потенциальных партнеров-поставщиков инициаторы проекта рассматривают Азербайджан и Казахстан.

И Азербайджан, и Казахстан пока присматриваются к проекту трубопровода, и опасаются, что он будет экономически невыгоден. Азербайджан, стремящийся всерьез конкурировать с Россией в экспорте нефти и газа в Европу, говорит, что присоединится к проекту, только если получит возможность купить активы в тех странах, по которым пролегает его маршрут, а также если будет доказана экономическая эффективность трубопровода.

Директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что новый проект «очень уязвим с политической точки зрения», поскольку у стран, готовых участвовать в нем, существует много острых проблем. Далее депутат Госдумы Константин Затулин перечислил болевые точки стран-участниц, на которые и будет, видимо, нажимать Россия, стараясь не допустить реализации этого проекта: «У Азербайджана - это неурегулированный карабахский конфликт на фланге, это Грузия, которая хочет официально и неофициально вернуть себе территорию Абхазии и Южной Осетии и в которой из-за расхождений в методах этого возвращения возник внутренний кризис. Это Украина, чья политическая стабильность скорее реликтовое явление». По всем этим причинам, считает Затулин, Европа выражает «сдержанность по поводу этого проекта, они хотят рисковать своим сотрудничеством с Россией пусть и не потому, что очень нас любят, а из прагматичных соображений».

В России проект называют политическим. «Безусловно, коммерческая выгода в этом проекте на втором месте, если она вообще присутствует. Это острополитический, а не коммерческий проект. Проект антироссийский», - говорит Константин Затулин. Однако, вряд ли участники саммита ассоциировали страну и «корпорацию», правящую в ней. Поэтому проект скорее можно назвать «античекистским», чем «антироссийским». А что касается политики, то в условиях, когда «труба» становится политическим инструментом одной из стран, остальные страны начинают использовать ее в том же качестве.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ