Общественный диалог — реальность или утопия?
Шестнадцатый год продолжается
реформа системы образования, столько же укрепляются позиции государственного
языка, восьмой год длится интеграция общества, столько же создается единая
концепция понимания истории и единое информационное пространство для латышской и
русскоговорящей общин. Реформированию не видно ни конца, ни края, вот только о
результатах мы не слышали ни одного официального отчета.
17.10
2007,http://www.zapchel.lv
Валерий Бухвалов, Яков Плинер
Все эти реформы и единения создавались властями, при
участии чиновников, с поправками самих чиновников и... для создания
дополнительных рабочих мест опять же для чиновников. Общество выполняло роль
статистов. Очередная концепция, например реформирования русских школ, выносилась
якобы на широкое общественное обсуждение только с одной целью – создать имитацию
соблюдения демократической процедуры. Псевдодемократия, имитация диалога, по
принципу «вот мы и обсудили, теперь я приму решение», продолжается все эти годы.
Реформирование образования или укрепление позиций
госязыка возможны тогда, когда они, во-первых, научно обоснованы, во-вторых,
методически и финансово обеспечены для их реализации, и диалог с обществом
показал, что люди мотивированы и считают, что эти начинания выполнимы и полезны
для них и развития государства. Однако даже имитация общественных диалогов в
свое время показала, что общество не приемлет реформы образования, которая
сводилась по большому счету к замене русского языка преподавания на латышский и
постепенному насаждению устаревших западных стандартов образования. Еще хуже
было и есть с укреплением позиций госязыка. Эта реформа вообще не обсуждалась и
на первых этапах реализации государством практически не поддерживалась. Главным
инструментом реализации этой реформы были, есть и остаются языковые налеты
инспекции с последующими сердечными приступами, штрафами и запугиванием.
Создание единой концепции истории процесс весьма
сложный. Попробуйте найти доказательства, что латвийский легион войск СС
сражался за независимость Латвии. Тут целая комиссия нужна, которая и была
создана при президенте ЛР. Сложность поиска доказательств заключается в том, что
трудно совместить присягу Гитлеру, уничтожение мирного населения и борьбу за
независимость Латвии. Здесь здравый смысл и исторические факты не совместимы с
новыми идеологическими пожеланиями заказчиков единой концепции истории. Значит
нужно извращать исторические факты, другого не остается. И несмотря на то, что и
прошлый и нынешний президенты с уважением относятся к борцам за независимость
Латвии в мундирах СС, здоровая часть общества, а это к счастью большинство, не
принимают единой исторической концепции и нового понимания истории 20-го века,
созданного пресловутой комиссией. Вранье, оно и есть вранье. Черного кобеля не
отмоешь до бела.
Опять же болевая проблема власти – создание единого
информационного пространства. Для тех, кому непонятно, что это такое, поясним,
чтобы как в советские годы и латышские, и русские газеты писали одно и то же.
При этом, информация должна иметь позитивный акцент. Мол все у нас хорошо: ВВП
стремительно растет, народ массово покупает квартиры и машины, зарплаты
растут. Есть правда отдельные недостатки, ну почти, как в советские годы – то
врачи грозят забастовкой, то учителя, то работники почты, то пенсионеры грозятся
устроить марш протеста. Но ведь это отдельные недостатки на общем фоне наших
успехов. Почитаешь латышскую прессу, так оно и получается. Да вот беда, русская
пресса режет правду-матку, да еще в таком контексте, что единое информационное
пространство ну никак не получается. Что тут делать? Скупить русские газеты? Так
скупить с помощью зарубежных спонсоров конечно же можно, но ведь никто не
продаст. Создать проправительственные, «интеграционные» газеты? Так ведь уже
были такие и давно сдохли, ну не читает народ тухлятину, пусть даже и в красивой
упаковке.
Русская пресса, несмотря на огромные трудности и не
прекращающееся шельмование со стороны власти и некоторых общественных
организаций, борющихся за «свободу слова» уверенно стоит на ногах и
действительно является четвертой властью, главный признак которой конструктивная
критика первой власти. А такая позиция русской прессы, как вы сами понимаете,
как серпом по одному месту для властей предержащих.
За все годы после восстановления независимости, власти
так и не поняли, а скорее и не хотят понять, что ни одна реформа не будет
успешной, если она не поддерживается обществом. Поддержка реформ достигается не
репрессиями с помощью всевозможных инспекций, а поиском компромисса в процессе
диалога с обществом. Но диалога с обществом, как не было, так и нет, есть диалог
министров с чиновниками, правящих партий между собой, правительства и правящего
большинства Сейма. С народом конструктивного диалога нет. Что остается делать
народу? Ставить перед властями ультиматумы, что и делают уже второй десяток лет
учителя, врачи, почтовики, пенсионеры, инвалиды.
Дождемся ли мы конструктивного
диалога с властями?
Мы не являемся поклонниками американского опыта
общественного диалога, но только один пример. В начале тридцатых годов, когда в
Америке бушевала великая депрессия и президентом стал Ф. Д. Рузвельт, начался
распад банковской системы. Люди штурмом брали банки и забирали свои деньги. Что
могла сделать в этих условиях власть? Власть могла сделать только то, ради чего
ее и выбирают – вернуть веру в государство. Что сделал Рузвельт? Он начал два
параллельных процесса – вкладывал государственные ресурсы в строительство дорог,
школ, вокзалов, жилых домов и почти ежедневно выступал по радио. В своих
выступлениях он самыми простыми и понятными словами объясняет людям весь план
работы правительства для преодоления кризиса. Он просил людей вернуть деньги в
банки, ведь они необходимы для финансирования правительственных проектов
строительства. Случилось чудо, люди поверили своему президенту и понесли деньги
в банки. Рузвельт четыре раза избирался президентом и все свои обещания
выполнял, потому и выбирали. Единственное обещание, которое он не смог выполнить
– это то, что американцы не будут воевать за пределами Америки, но это другая
история. Мы приводим этот пример вовсе не для того, чтобы предложить план по
борьбе с инфляцией, мы не экономисты. Мы приводим этот исторический опыт,
как пример успеха конструктивного диалога власти и народа.
В Латвии таких примеров, к сожалению, нет. Есть другие
примеры. Прозвучало мнение представителей одной правительственной партии о том,
что негражданам можно было бы предоставить право участия в выборах. Прозвучало и
заглохло. Обратились ряд общественных организаций к новоизбранному президенту с
той же просьбой и в ответ получили глупую отписку – президент якобы не в курсе
положений закона о гражданстве. А советники, помощники и прочие
высокооплачиваемые ребята при президенте зачем? Могли бы ввести своего шефа в
курс дела. Зато обращение «борцов за независимость» — легионеров и прочей лесной
шпаны, к сожалению, вызвало ответное уважение со стороны президента.
«Деятельность партизан сегодня необходима не только ради сохранения истории, но
и для формирования национального самосознания», — пишет Затлерс. Возникает
вопрос, что же это за национальное самосознание, если для его формирования
необходимо изучать эсэсовские архивы. И как это самосознание совместить с
историей Холокоста, бесправным и нищим положением ветеранов Великой
Отечественной войны? А может у нас самосознание неправильное? А может быть
Победа в Великой Отечественной войне – большая историческая ошибка? Ведь, если
бы победили фашисты, то наверное Латвия стала бы независимой, раз президент так
уважает «борцов за независимоть»?
Вот такой бред с односторонним подходом и есть
сегодняшний диалог власти и народа. Если ты негражданин и на твои налоги
существуют самоуправления, то решать, кто будет сидеть в саомуправлениях ты не
можешь. И диалога здесь не было, нет и неизвестно будет ли. А если ты активно
формируешь «национальное самосознание», то тебе почет и уважение. Такими
диалогами общество не объединишь никогда, а вот для «разделяй и властвуй» в
самый раз.
Так будет или нет когда нибудь конструктивный диалог с
властью? Опыт независимой жизни показывает, что такой диалог происходит только в
тех самоуправлениях, где в правящей коалиции представлена нынешняя оппозиция
Сейма. Других вариантов нет. К сожалению для всех проповедников диалога. Почему
врачи, учителя и почтальоны грозят забастовками? Потому что понимают, что
сложившаяся политическая система понимает только один язык – язык массовых акций
протеста. Других языков они не понимают. Разве мы не правы?
Об авторах:
Валерий Бухвалов, депутат 9
Сейма от ЗаПЧЕЛ,
Яков Плинер, председатель
фракции ЗаПЧЕЛ в 9 Сейме
|