Курс на Пекин
Александр Фадеев
Отношения независимой Белоруссии с Китаем за 15-летний
период их истории в последние годы получили определенный импульс. Во время
визита президента РБ Александра Лукашенко в Пекин в 2005 году, он
определил их как «стратегическое партнерство». (Очевидно, Лукашенко не
давали покоя Договор 2001 г. о дружбе между Россией и Китаем и формула
«стратегического взаимодействия», к которой Владимир Путин и Ху Цзиньтао пришли
в ходе визита председателя КНР в Москву (26-28.05.2003). Это в первую очередь
связано с тем, что в Минске взяли курс на активизацию сотрудничества с Китаем в
виду усиления роли этой державы не только на региональном, но и на глобальном
уровне, а также в силу постепенного превращения Китая в страну, экспортирующую
инвестиционные капиталы.
Белорусское руководство всячески подчеркивает, что
отношения с КНР вступили в качественно новый этап всестороннего развития и
стратегического сотрудничества, базирующийся на торгово-экономических связях.
Это в очередной раз подтвердил посол Белоруссии в Пекине Анатолий Тозик в своем
октябрьском т.г. интервью информационному агентству Синьхуа. Как аргумент при
этом он привел рост товарооборота между двумя странами, который в прошлом году
впервые превысил 1 млрд. долларов США. Действительно, темпы прироста товарных
потоков довольно значительны – почти 30%, однако объем товарооборота Белоруссии
с Китаем не идет ни в какое сравнение, например, с белорусско-российскими
торговыми отношениями, способными в этом году преодолеть планку в 20 млрд.
долларов. К тому же если брать крайне раздражающий Минск, как представляется,
Казахстан, то это государство еще шесть лет назад вышло на товарооборот с
Китаем, превышающий в ценовом выражении миллиард долларов (а доллар тогда был
гораздо весомее, чем сейчас). Почему же тогда правящая элита республики упорно
выпячивает это «достижение» и не устает утверждать приоритетность
внешнеполитической ориентации на Китай?
Причин тому несколько. Первая, на наш взгляд, состоит в
том, что стало заметно экономическое усиление Китая после начала экономических
реформ конца 70–х гг. и резкого подъема модернизированной китайской экономики в
90–е годы прошлого века. Белорусская модель экономики, напротив, в последнее
время демонстрирует явные признаки нездоровья и исчерпала внутренние ресурсы для
дальнейшего развития. Поэтому белорусских функционеров буквально завораживают
данные о том, что КНР вышла на одно из первых мест в мире по золотовалютным
резервам, а по экономическому потенциалу и объему внешней торговли – на
третье-четвертое места. Уже это заставляет Минск в контексте уменьшения много
миллиардных дотаций, льгот и преференций со стороны России, серьезно
рассчитывать на экономическую и финансовую помощь Китая, получение от этой
страны крупных кредитов и инвестиций.
Внешнеполитическое ведомство РБ вообще сделало вывод
(явно преждевременный, на наш взгляд), что для экспансии китайских инвестиций в
экономику Белоруссии сегодня сложились «исключительно благоприятные условия». По
крайней мере, наращивание импорта из Китая капиталов белорусской стороной
планировалось канализировать в рамках масштабных кредитно-инвестиционных
проектов, часть из которых имела бы экспортную направленность на Евросоюз. Так,
в июне этого года Минск разработал специальный план привлечения китайских
кредитов в объеме 2,6 млрд. долларов США на период с 2007 по 2010 гг. Всего
Китаю были представлены 35 проектов, из которых 17 китайцам предложили начать
финансировать в 2007 году (объем 1 млрд. долларов). Пока, правда, Китай
осуществляет финансирование с задержками только двух проектов – реконструкцию
Минской ТЭЦ–2 (40 млн. долл.) и китайско-белорусского предприятия по выпуску
башенных кранов.
Помимо задачи увеличения импорта китайского
инвестиционного капитала, Белоруссия стремится нарастить объем сбалансированного
взаимного товарооборота и перейти в обозримой перспективе к кооперации путем
создания сборочных линий белорусских машиностроительных предприятий в КНР и
сборочного производства китайской техники на территории РБ. Минск
продемонстрировал намерение включиться в правительственные программы КНР по
модернизации экономического потенциала северо-востока и освоению западных
регионов Китая. Речь в данном случае идет, прежде всего, о поставках туда
белорусской техники. В обмен Белоруссия пообещала не только дать зеленый свет
китайской сборке на своей территории, но и сократить импорт технологичных
товаров с Запада в пользу увеличения ввоза подобной продукции из Китая.
Вторая причина кроется в стремлении правительства
Белоруссии извлечь выгоды от постепенного роста международного авторитета и
повышения роли Китая в мировой политике, который из крупной региональной державы
может в долгосрочной перспективе превратиться в одну из доминирующих мировых.
Отмечается и успешная модернизация Народно-освободительной армии Китая. Поэтому
укрепление партнерских связей с Пекином рассматривается белорусским правящим
классом в качестве пути улучшения незавидного сейчас международного положения
Белоруссии.
С одной стороны, Китай открыто поддержал военную
операцию США и Соединенного Королевства в Афганистане, а также не оказал
решительного противодействия США в ходе их вторжения в Ирак, что было болезненно
воспринято в Минске. С другой – не лучше вели себя Евросоюз и Россия, а также
другие страны СНГ в отношении американской агрессии. Однако у Белоруссии с
Китаем (в отличие от Евросоюза и России), нет конфликтогенных зон, как по
торгово-экономическим вопросам, так и, что более важно, по проблеме соблюдения
принципов демократии и прав человека. В МИДе РБ любят при этом подчеркивать, что
отношения Белоруссии с Китаем базируются на принципах высокого доверия и
взаимопонимания, а Пекин близок к тому, чтобы рассматривать белорусское
государство в качестве перспективного европейского партнера.
Следует при этом учитывать и то, что внешняя политика
Белоруссии на западном направлении исходит из необходимости восстановления
политического диалога и активизации экономического партнерства с Евросоюзом. В
этом ключе на фоне затухания посреднической миссии Берлина, Варшавы и Вильнюса в
реализации интересов республики в рамках ЕС, роль которой, кстати, никогда не
преувеличивалась МИДом РБ, особое значение белорусская сторона придает все
нарастающей динамике взаимоотношений по линии Евросоюз – Китай.
С 1985 года, с подписания первого двустороннего
соглашения между КНР и Европейским сообществом, товарооборот между Китаем и ЕС
приблизился к 80 млрд. долларов, ЕС стал третьим по величине торговым партнером
КНР. Почти половину зарубежных кредитов (порядка 55 млрд. долларов) Пекин за
последние годы получил по линии правительств государств-членов Евросоюза. С
середины 90–х гг. ХХ в. установился постоянный политический контакт между
Брюсселем и Пекином, а Лондонский форум 1998 года вывел отношения ЕС – Китай на
высший международный уровень. Стоит напомнить, что Европейский союз -
единственная МПО, которая однозначно поддержала политику Пекина по модернизации
и либерализации национальной экономики, «раскрытию во внешний мир» и внесла
решающий вклад в принятие Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 г.
Укрепление кооперации и партнерства во всех сферах по
линии ЕС – Китай, тенденция признания Пекина незаменимым стратегическим
партнером для Евросоюза при решении глобальных проблем, а также призывы
превратить «большую восьмерку» в «большую девятку» (способную в будущем
фактически подменить ООН) за счет принятия в нее Китая учитываются Минском. При
этом видение решения проблемы интенсификации взаимодействия Белоруссии с ЕС
состоит в том, что активизация сотрудничества и сближение с имеющим солидный
политический вес Китаем будет объективно способствовать и продвижению
белорусских интересов на западно-европейском векторе ее политики. В свою
очередь нормализация отношений между Белоруссией и Европейским союзом, как
ожидают в Минске, побудит Китай отбросить стремление оглядываться на Брюссель
при выстраивании зоны реального китайско-белорусского партнерства.
Для Китая побудительным мотивом укрепления
взаимодействия с Белоруссией, как надеются в Минске, должно стать заявленное
президентом РБ Александром Лукашенко предложение Пекину максимально использовать
Белоруссию, ее территорию в качестве плацдарма китайской экономики в Европе. С
целью инициировать китайское руководство, как представляется, аналогичные
предложения Лукашенко сделал недавно ОАЭ и Японии. Политические отношения с
Китаем белорусская «горка» пытается выстроить на высшем уровне: по линии диалога
глав государств и по оси Администрация президента РБ – ЦК КПК. При этом
белорусская сторона всячески подчеркивает схожесть, а, часто, и единство,
подходов обеих стран к основным мировым и региональным проблемам, что уже само
по себе диктует им тактику взаимной поддержки на международной арене «на
принципах высокого доверия и понимания».
В заключение напомним, что
именно внешнеполитический курс на стратегическое партнерство с Китаем привел
пару лет назад к тому, что в закон конституционного звучания «Об утверждении
Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» не были
включены положения ни о Союзном российско-белорусском государстве, ни о
стратегическом партнерстве с Россией. Этот закон, по утверждению министра
иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова, «принят навсегда и не должен
меняться».
|