Беларусь настойчиво призывает Россию не идти в обход
Белорусские новости.
17.10.07
Дмитрий Сергейчик
Свои транзитные возможности Беларусь сегодня
рассматривает чуть ли не как козырную карту в переговорах с Россией. По крайней
мере, официальные лица выражают уверенность, что вариант, предложенный
Беларусью, дешевле, проще и эффективнее, чем тот, который хочет реализовать
Россия.
Напомним, что президент Беларуси Александр Лукашенко в
ходе недавней пресс-конференции для российских СМИ сделал России интересное, как
он считает, предложение.
Лукашенко предложил отказаться от строительства
Северо-европейского газопровода в пользу второй ветки газопровода «Ямал-Европа»,
проходящего через Беларусь. Взамен Минск предложил освободить Россию от налогов
на транзит газа по территории Беларуси на пять лет.
«Зачем прокладывать трубу по морю, когда в Беларуси есть
готовые мощности по перекачке газа?», — задавался тогда вопросом Лукашенко. Он
напомнил, что в 90-х годах прошлого века Россия планировала строить через
территорию Беларуси две нитки газопровода «Ямал-Европа». Построили только одну.
Но необходимые мощности — компрессорные станции и другие объекты инфраструктуры
в Беларуси — созданы под две нитки: «Если есть все готовое, то зачем же искать
другие пути. Хотели показать, что некуда деньги девать?». По мнению Лукашенко,
это ничем не обоснованные амбиции.
Любопытно, что аргументирую свое предложение, Лукашенко
фактически выступил как защитник экономических интересов России. По его словам,
от прокачки газа по своей территории Беларусь получила бы лишь чуть более 100
млн. долларов. В тоже время Россия, пойдя обходным путем, будет ежегодно терять
до 2 млрд. долларов. «Зачем вам это надо? Пока цены на углеводородное сырье
высоки и продолжают расти, это незаметно, а если завтра этого может не быть?» —
спросил белорусский президент.
Специалисты «Белтрансгаза» уже даже провели
предварительные подсчеты, которые еще раз демонстрируют выгодность для России
белорусского варианта.
По словам главного инженера «Белтрансгаза» Цвитомира
Сорохана, первую очередь второй ветки «Ямал-Европа» — от компрессорной станции в
Несвиже до границы с Германией — можно построить за два года. Сумма инвестиций
при этом составит порядка 2,6 млрд. долларов, а объем транзита газа за 2-3 года
может вырасти на 23,5 млрд. кубометров.
На втором этапе, по словам Цвитомира Сорохана, можно
будет заняться участком второй ветки газопровода от Несвижа до Торжка. «С такими
предложениями мы неоднократно выходили и выходим, даем расчеты, и мы надеемся,
что все равно этот вариант раньше или позже будет принят российской стороной», —
резюмировал представитель «Белтрансгаза».
«Белорусская система готова к наращиванию объемов
транзита российского газа», — заверил Цвитомир Сорохан.
Комментируя это предложение белорусской стороны, посол
России Александр Суриков выражать какую-либо категоричность по поводу перспектив
белорусского проекта не стал. По его словам, строительство второй нитки
газопровода «Ямал-Европа» отложено на неопределенный срок из-за проблем с
собственностью на территории Польши.
«Мы обожглись на первой нитке с собственностью на
территории Польши и, пока этот вопрос не урегулирован, строительство второй
нитки оттягивается», — сказал Александр Суриков.
Что же касается проекта по строительству
Северо-европейского газопровода в обход Беларуси, то, по словам Сурикова, «это
традиционная борьба страны производителя и страны транзитера, каждый хочет
максимально миновать посредников».
Конечно, в Москве прекрасно понимают, что столь щедрое
предложение Беларусь делает не от доброты душевной и не по причине славянской
солидарности или неких союзнических настроений. У Минска тоже есть свои
интересы, которые пока не артикулированы, но, в случае, если Россия примет
белорусский вариант, непременно будут выложены на стол.
Впрочем, большинство аналитиков сходится во мнении, что
ни «Газпром», ни Кремль навстречу белорусскому предложению не пойдут. Россия
начинает выстраивать четкую политику независимости от стран-транзитеров, в
которой старается исключить даже минимальные факторы риска. А сегодняшняя
Беларусь — это сплошной риск.
|