Нейтралитет Молдовы и ее отношения с НАТО
Рудольф Матвеев
В последнее время тема нейтрального статуса Республики
Молдова стала вновь активно обсуждаться в молдавских политических кругах, в
средствах массовой информации. Нашла она свое отражение и на страницах
зарубежной печати.
Поводом послужило высказывание президента РМ В.Воронина
в интервью газете «Известия в Молдове» от 10 октября с.г., когда он заявил, что
Молдова – нейтральное государство, которое не входит и не собирается входить ни
в какие военные блоки. Он утверждал также, что для правящей Партии коммунистов
конституционный нейтралитет Молдовы является безоговорочным. В случае же прихода
к власти других политических сил все равно не удастся изменить Основной закон
страны, т.к. изменить нейтральный статус страны можно только посредством
референдума, если против нейтралитета проголосуют 50% плюс один голос из всего
списочного состава избирателей. А мы (коммунисты – прим. автора), добавил
президент, будем всячески этому сопротивляться.
Надо сказать, что вопрос о нейтралитете и внеблоковой
политике Молдовы президент В.Воронин поднимает не в первый раз. Как ни странно,
но это происходит в то время, когда ему необходимо сделать такой по отношению к
Москве жест, который позволил бы найти там понимание его позиции по другим
проблемам внутренней и внешней политики страны, в частности, по проблеме
приднестровского урегулирования. Позитивная реакция России на обращения
молдавской стороны, как, видимо, полагает президент, способствует также
сохранению и даже укреплению его авторитета среди молдавского населения, который
в последние годы довольно существенно пошатнулся. Представляется, что в
значительной степени это произошло, в том числе по причине неурегулированности
приднестровского конфликта и стремления заполучить в союзники в его решении
Североатлантический альянс (согласно проводимым в республике социологическим
опросам, 70% респондентов не поддерживает сближение Молдовы с НАТО).
В августе 2006 г. президент В.Воронин в ходе встречи с
президентом В.Путиным в Москве уже муссировал тему своей лояльности по отношению
к России и заверял в незыблемости положения Конституции Молдавии о нейтралитете
страны. К этому времени в Кишиневе начали понимать, что безоглядный курс на
европейскую интеграцию не восполнил потерь от свертывания российско-молдавских
политических и экономических связей. К тому же стало окончательно ясно, что
вывести из тупика переговорный процесс по приднестровскому урегулированию, в
котором он оказался, прежде всего, по вине Молдовы, возможно только при
активном участии России.
В стремлении добиться поддержки Москвой молдавского
плана решения проблемы Приднестровья В.Воронин также обещал признать сделки по
приватизации приднестровской собственности российскими инвесторами и т.д.
Но вот, что интересно. Президент В.Воронина и его
посланники в ходе своих визитов в Россию заверяют Москву в приверженности
официального Кишинева принципу нейтралитета страны, а мининдел РМ А.Стратан и
ряд молдавских политических деятелей, в том числе союзников Компартии в
парламенте страны, считают необходимым привлечение США и НАТО к решению
национальных проблем, заявляя, что без альянса сама Молдова не сможет решить
приднестровский вопрос и обеспечить свою безопасность.
В одном из интервью государственному агентству Молдпрес
А.Стратан прямо говорит о стремлении Молдовы подключить к ее решению
НАТО.
Министр, в частности, отметил, что позиции США за столом
переговоров по приднестровскому урегулированию наиболее близки позициям
молдавской делегации. И далее глава молдавского внешнеполитического ведомства
подчеркивает: "Повторяю наше желание - видеть НАТО, а также ЕС в качестве
полноправных посредников. Считаю, что опыт и ресурсы США существенны в контексте
демократизации и демилитаризации приднестровского региона. Нам предстоит еще
очень многое сделать, и мы рассчитываем на поддержку США".
Еще одно высказывание. О.Нантой, бывший член руководства
Народного фронта Молдовы, ставший затем социал-демократом, а нынче просто
демократом, заявил кишиневской газете «Флукс», что военного потенциала Молдовы
абсолютно недостаточно для обеспечения национальной безопасности….
"В этой ситуации существует только одно логическое
решение - Республика Молдова может обеспечить свою национальную безопасность
путем вступления в общую систему безопасности. В регионе Европы, где мы
находимся, существует только одна такая система - НАТО", - продолжал Нантой.
Поэтому не случайно, что президент В.Воронин тогда
ничего многообещающего от российской стороны не услышал, кроме пожелания
развивать сотрудничество с Молдавией, но исключительно на взаимовыгодных
условиях. Москва решила подождать, что на самом деле и конкретно готова
предпринять молдавская сторона, чтобы изменить отношения двух стран к лучшему.
Что изменилось сегодня по сравнению с серединой 2006
г.? Определенные подвижки в отношениях с Россией и во внутриполитической
ситуации в стране есть, но кардинальных изменений к лучшему для правящей
верхушки в Молдове практически нет.
Рейтинг Компартии и лично ее председателя и президента
Молдовы В.Воронина упал и продолжает падать, что подтвердили выборы в местные
органы власти и самоуправления страны, проходившие 3 и 17 июня с.г. И
воронинская команда по-прежнему нуждается в поддержке.
Хотя и забрезжил свет в конце длинного тоннеля
приднестровского урегулирования после того, как появилась информация о согласии
руководства Тирасполя при определенных условиях рассмотреть предложения
президента РМ В.Воронина, изложенные им в интервью газетам «Комсомольская
правда» и «Известия» в Молдове, до начала полнокровных переговоров в формате
«5+2» еще очень и очень далеко. Хорошо хоть то, что молдавская сторона поняла
бесперспективность своих попыток отстранить Приднестровье от участия в решении
их общей затянувшейся проблемы. Сдвинуть переговоры с мертвой точки опять же без
посредников и, прежде всего, без России, молдаванам, видимо, не удастся.
Экономическая ситуация усугубилась последствиями
небывалой засухи, от которой пострадало более 80% сельскохозяйственных угодий.
Постепенное восстановление позиций Молдовы на российском рынке еще заработало не
в полной мере. Наметившееся улучшение двусторонних торгово-экономических связей,
по мнению Кишинева, должна подтвердить и закрепить своими решениями
Межправительственная российско-молдавская комиссия по экономическому
сотрудничеству, которая начала свою работу 29 октября.
Все эти факторы вновь подвигли В.Воронина сделать
очередной реверанс в сторону России.
Насколько последовательно молдавские власти намерены
действовать в плане выполнения своих заявлений, в том числе относительно учета
российских интересов в регионе, покажет ближайшее будущее. Пока же можно
констатировать, что требования вывода российских военных из Молдавии, замены
ныне действующей миротворческой операции в Приднестровье и перевод ее под мандат
ОБСЕ продолжают озвучиваться первыми лицами государства. Правда, как сказал
В.Воронин в своем интервью, о замене российских миротворцев солдатами из НАТО
речи уже не идет. Ну, и на этом спасибо.
По-прежнему президент и его министры, отвечающие за
приднестровское урегулирование, намерены решать эту проблему в рамках унитарной
Молдовы и на основе ее внутреннего законодательства, что Тирасполь категорически
отвергает.
Тем не менее, предложения молдавского президента,
которые пока можно рассматривать лишь как «пробный шар», запущенный для
прощупывания позиции Приднестровья и России (к тому же они не носят официального
характера), гипотетическое изменение подходов к приднестровской проблеме с
большим привлечением возможностей Москвы в ее решении и, как следствие,
известное ослабление влияния в этом евро-атлантических структур, уже весьма
обеспокоили крайне правых националистов. И вот уже знакомый нам лидер ХДНП, он
же вице-спикер молдавского парламента Ю.Рошка на 53-й сессии Парламентской
ассамблеи НАТО в Рейкьявике 10 октября заявляет, что нейтралитет Молдовы - это
идея, инспирированная Москвой для того, чтобы Кишинев не потерял статус
геополитического приложения России и не присоединился к свободным западным
нациям. По его мнению, «установленный в Конституции Республики Молдова принцип
«постоянного нейтралитета» является «наивным», от него следует отказаться.
Он считает, что «для обеспечения национальной
безопасности и стабильности Молдовы, для гарантирования устойчивого развития
страны следует отказаться от этой концепции» и «ходатайствовать перед НАТО о
новом плане сотрудничества…».
Зря так обеспокоился Рошка и иже с ним. Молдавское
руководство, В.Воронин в первую очередь, не собирается сокращать
военно-политическое и военно-техническое сотрудничество страны с НАТО, также как
и с США.
Вся история молдавско-натовских отношений, начавшаяся с
присоединения Кишинева к рамочному документу программы «Партнерство ради мира»
(ПРМ) 16 марта 1994 г., свидетельствует о наращивании из года в год
сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Далее последовало, как известно,
подписание Основного документа Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП),
Дополнительного протокола к Соглашению о статусе вооруженных сил между
государствами-членами НАТО и государствами-участниками ПРМ. Это дает Молдове ряд
льгот при участии в миротворческих операциях (например, финансовых), вводит
Молдову в число стран-партнеров НАТО, военнослужащие которых могут быть
прикомандированными или приданными военным штабам, дислоцированным на территории
натовских государств, а также на территории стран-участников ПРМ.
При президенте Воронине у Молдовы отношения с НАТО стали
более активными, чем при М.Снегуре и П.Лучинском. Нынешний глава молдавского
государства за время своего нахождения у власти посетил штаб-квартиру НАТО уже
пять раз: в 2001 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., тогда как его
предшественники совершили визиты в Брюссель соответственно в 1994 г. и в
1996 г.
В 2005 г. В.Воронин дал команду разработать с натовскими
консультантами т.н. Индивидуальный план действий по партнерству между РМ и НАТО
(ИПДП), который был одобрен Советом безопасности Молдовы и политическим и
военно-политическим комитетами НАТО и в мае 2006 г. официально утвержден Советом
альянса.
Но этого некоторым атлантистам кажется мало.
Вспоминаются слова известного американского ястреба, председателя комитета США
по НАТО Брюса Джексона, который пребывая примерно в это время в Кишиневе, заявил
все той же газете ХДНП «Флукс», что "Молдова должна срочно предпринять самые
энергичные шаги по сближению с евроатлантическими организациями (понятно, что
это, прежде всего, НАТО), если не желает остаться в изоляции от европейской
цивилизации на долгие годы". И его в Молдове услышали.
Говоря о значении для его страны упомянутого
плана, президент В.Воронин заявил, что расширение взаимодействия с
Североатлантическим блоком и реализация ИПДП позволит добиться совместимости
Молдовы с государствами-членами НАТО в политической, социально-экономической и в
военной областях.
Прошедшие на молдавской территории в сентябре 2006 г. в
рамках ПРМ международные военные учения «Cooperative Lancer Longbow 2006»
были как бы одобрением руководством альянса линии молдавских властей на
реформирование молдавских вооруженных сил, предусматривающее постепенную
адаптацию и полное ее переоснащение по натовским стандартам до 2010 г.
А вот перечень мероприятий во исполнение плана РМ-НАТО,
проведенных в 2007 году.
18 июня президент В.Воронин встретился в Брюсселе с
генсекретарем Североатлантического пакта Я. де Хооп Схеффером, с которым он
обсудил приднестровскую тематику, а также ходатайствовал о технической и
логистической поддержке НАТО в модернизации Военного института Вооруженных сил
им. Александру чел Бун, подчеркнув значимость данного аспекта в контексте усилий
по реформированию и модернизации системы безопасности и обороны Молдовы.
Генсек НАТО заверил о готовности альянса и впредь
оказывать помощь Молдове в осуществлении реформ системы безопасности и обороны,
а также в процессе проведения демократических реформ в стране в целом.
В связи с приднестровской проблемой генсек НАТО
подчеркнул заинтересованность организации в нахождении устойчивого политического
решения в формате "5+2" и заверил, что НАТО будет продолжать поддерживать
позицию Молдовы в отношении требования о безусловном выполнении Россией своих
обязательств по вывозу вооружений и боеприпасов из Приднестровья.
С 30 июля по 10 августав Молдове вновь были проведены
международные учения по линии НАТО "Medceur-2007", в которых принимали участие
представители 13 стран НАТО и государств-участников программы "Партнерство ради
мира" - Албании, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана,
Киргизии, Македонии, Сербии, Украины, Хорватии, Молдавии и США. Учения проходили
в непосредственной близости от Приднестровья и Зоны безопасности. В связи с этим
командующий учениями со стороны США М.Петерсон заявила, что это было сделано не
намеренно. Просто учебная база "Бульбоаке", где состоялись учения, мол,
"наиболее удачно расположенный по отношению к Кишиневу полигон".
3 октября в Кишиневе открылся Центр информирования и
документирования НАТО, что было предусмотрено Индивидуальным планом действий
РМ-НАТО.
Центр будет работать в партнерстве с Международным
секретариатом НАТО (отдел публичной дипломатии) при финансовой поддержке
посольства Румынии в Молдове.
В настоящее время в Молдове подготовлен проект Концепции
национальной безопасности, который вскоре должны будут обсудить молдавские
парламентарии. В проекте, в частности, сказано, что основными направлениями в
политике национальной безопасности являются – «восстановление территориальной
целостности государства, устранение иностранного военного присутствия,
сохранение высокой динамики процессов европейской интеграции и укрепление
отношений с НАТО, а также развития прозрачного сотрудничества с государствами –
членами ЕС и НАТО».
Что можно сказать по этому поводу. Молдова – независимое
государство и ее суверенное право строить свои отношения с другими государствами
и международными организациями так, как она считает нужным.
Однако остается непонятным, что имеют в виду
молдавские руководители, когда говорят о незыблемости принципа нейтралитета
своей страны и одновременно заявляют о стремлении Молдовы стать «составляющей
частью пространства НАТО (из выступления спикера парламента РМ М.Лупу на
семинаре в Кишиневе «Молдавия и евро-атлантические институты: объединение
усилий»).
Однажды в 2003 г. Москва поверила президенту В.Воронину,
но вскоре выяснилось, что сделала это совершенно напрасно. Наступать второй раз
на грабли, наверное, не стоит.
Тем более, подчеркнем, что официальных обращений
Кишинева к России в связи с предложениями молдавского президента по
приднестровскому урегулированию и нашему содействию в этом Молдове в Москву пока
не поступало.
|