Инициативы президента Воронина. Чудес не бывает
25.10.2007.
НИКА-пресс
Владимир Цеслюк
Напрасно кишиневские пропагандисты новых инициатив
Воронина сделали вывод, что в Тирасполе не знают, как реагировать на предложения
Кишинева, направленные на разблокирование переговорного процесса и укрепление
мер доверия между конфликтующими сторонами. Напрасно они едва ли не с
секундомером отмечают сроки реакции представителей различных ветвей власти
Приднестровья на газетные выступления молдавского лидера, высматривают в них
какие-то скрытые, но показательные тенденции. Напрасно (и, тем более, так
откровенно и с таким восторгом) пытаются показать противоречия и в подходах к
урегулированию приднестровского конфликта в высших исполнительных и
законодательных структурах ПМР. Заметим сразу же, различные взгляды на целый ряд
внутренних и внешних проблем здесь, действительно, нетрудно обнаружить. Но,
во-первых, к Кишиневу это не относится – его давние мечты сыграть на внутренних
тираспольских проблемах нереализуемы в принципе. Во-вторых, эти противоречия
есть признак правильно устроенного государственного механизма, чего не скажешь о
кишиневской власти. Тишь да гладь в отношениях между парламентом и
правительством, между президентом и парламентом, а также в работе самого
парламента – лишь говорит об уродливом, если не преступном, нарушении
элементарных норм и законов сосуществования ветвей власти.
Тирасполь не просто знает, как реагировать на газетные
выступления Воронина (нет его документально оформленных инициатив,
поэтому вещи следует называть своими именами), но знает, что говорить в ответ и
даже каким тоном и какими словами. Сказано за эти дни на левом берегу много –
и с употреблением различных словосочетаний в адрес интервьюируемого
президента: от любимых самим Ворониным медицинских терминов, как, например,
«бред воспаленного мозга», до более или менее щадящих, как, например,
«утопические идеи». Была высказана и мысль о том, что Воронин со своими
«газетными предложениями» словно бы проснулся и вспомнил о майском (2001 года)
пакете документов, подписанном им же и Игорем Смирновым, предусматривающих
создание общих для сторон пространств, а теперь пытается пожурить кого-то
в Тирасполе за нерадивость, лень и неисполнительность…. В общем, Тирасполь
сказал «нет» и «не верим». И он еще жалеет президента Воронина. А ведь мог
бы для полноты впечатлений об общественно-политической обстановке в
республике «в период новых инициатив Воронина» сделать то же самое, что сделал
министр реинтеграции РМ Василий Шова. А сделал Шова следующее: направил
всем участникам переговорного процесса (всей семерке) распечатку газетного
интервью Воронина с короткой сопроводительной запиской – дескать, читайте – там
о перспективах урегулирования все сказано. Если бы из Тирасполя пришла
аналогичная бумага - сопроводительная записка к стенограмме
пресс-конференции председателя ВС Евгения Шевчука, данной им по случаю интервью
молдавского президента, то она добавила бы мрачных красок в и не без того
беспросветную картину, иллюстрирующую современные отношения между конфликтующими
сторонами.
Кишинев, между тем, демонстрирует общественности
горделивую осанку – шаг в сторону мирного разрешения проблемы сделан,
президент-коммунист показал политическую волю и понимание глубинных процессов,
разделяющих два берега…. Кишинев даже идет дальше. Устами руководителя
внешнеполитического ведомства Андрея Стратана он заявляет, что, кроме МИД РМ,
который «приветствует инициативы президента» (вообще пустая фраза – какое
отношение имеет МИД к переговорам, и попробовал бы он не приветствовать),
приветствуют их и США, и ЕС, и ОБСЕ. Рассказывает Кишинев и о том, что
побывавший недавно в Молдове высокопоставленный чиновник Госдепа также
приветствует…. Но, обратим внимание, рассказывает, показывает и демонстрирует
Кишинев, взяв на себя право и ответственность доводить до общественности мнения
выше означенных господ. И вот странно: нет ни одного документа, подтверждающего
данные «приветственные оценки», ни одной цитаты…. И еще: если «приветствие»
выражено в устной форме или даже в рамках какого-нибудь интервью, то это ровным
счетом ничего не значит. И значить не может, поскольку на интервью Воронина,
пусть самое подробное, пусть самое распрекрасное, не имеющее никакого
официального веса и статуса, не может быть получена официальная реакция ни
одного уважающего себя дипломатического учреждения. Так, легкое одобрение в виде
похлопывания по плечу. Однако и в этих похлопываниях больше снисхождения, чем
веры в то, что у Воронина на этот раз (уж на этот-то раз!) получится. Как
отношение к воронинским неофициальным предложениям активизировать урегулирование
формируется или уже сформировано в группе международных участников переговоров,
можно определить по интервью посла РФ в Молдове В.Кузьмина.
Он «с удовольствием прочитал… интервью … с президентом
Владимиром Ворониным» и отметил в его высказываниях «свежий позитивный настрой
на поиск точек соприкосновения в диалоге берегов…». Отметив также «отсутствие
должной степени взаимного доверия между людьми, выстраивающими диалог», посол
сказал: «Непродуктивны и звучащие порой в Кишиневе утверждения о том, что
Тирасполь – партнер, так сказать, неравноценный: на равных дискутировать с ним,
дескать, нецелесообразно…». Тема взаимного доверия сторон вообще и людей,
участвующих в переговорах от Кишинева и Тирасполя, в частности, никогда не
снималась с повестки дня, и сейчас, после интервью Воронина, она, безусловно,
зазвучит с новой силой. Но молдавской стороне поддерживать ее с каждым днем все
труднее, а сегодня – практически и невозможно. Перечисленные Ворониным шаги
навстречу Тирасполю – это продолжение разговора, начатого в мае 2001 года по
созданию общих пространств (для начала информационных и юридических). Но
от этой работы сам Воронин в том же 2001 году (точнее сказать, 30 августа
2001 года) и отказался, объявив о «наведении конституционного порядка на границе
с Приднестровьем). И сегодня Воронин, предлагая Тирасполю проект объединения
железнодорожных служб, а также признание дипломов тираспольского университета и
создание общественного телевидения для обоих берегов, спокойно взирает на
подконтрольный ему парламент РМ, планомерно уничтожающий общие для обоих берегов
пространства. Это касается свежих действий законодателей по запрету двойного
гражданства в РМ – явный и недвусмысленный намек всем приднестровцам. Это же
касается и готовящегося к обсуждению молдавскими законодателями проекта
Концепции национальной безопасности, в котором, кроме всего прочего,
основными направлениями в политике национальной безопасности определены –
«восстановление территориальной целостности государства, устранение иностранного
военного присутствия, сохранение высокой динамки процессов европейской
интеграции и укрепление отношений с НАТО, а также развития прозрачного
сотрудничества с государствами – членами ЕС и НАТО». Среди авторов проекта
– и президент Воронин. Расклад политических сил в парламенте и нынешнее
послушное состояние мажоритарной фракции ПКРМ дает основания полагать, что
личное мнение Воронина будет решающим в период обсуждения и принятия
документа.
И что же даст Тирасполю основания для того, чтобы
поверить Воронину? Только чудо. Но чудес в современной политике не бывает. Более
того, приднестровской проблеме они противопоказаны как крайне опасные. Чего же
хотел Воронин, демонстрируя в прессе «шаги навстречу»? Ничего. Если бы он хотел
настоящего сближения, то объявил бы о том, что в состоянии реализовать без
трудных консультаций с Тирасполем. Ну, например, восстановил бы нормальную
телефонную связь между берегами. При нем она стала ненормальной и остается
таковой по сей день. Вернул бы в правобережные газетные киоски левовобережные
периодические издания – при нем они после длительного перерыва появились в
продаже и при нем же без объяснений исчезли. Сегодня, кстати, распространение их
на правом берегу без труда бы разрушило очередной миф коммунистической
пропаганды о гениальных и своевременных инициативах товарища Воронина. Мог бы
президент, искренне желая возобновления диалога с Тирасполем, объявить, наконец,
об отказе официального Кишинева от проведения на территории Коржево выборов
властей всех уровней - до окончательного урегулирования вопроса.
Собственно, вот и ответ на вопрос о жизнеспособности его
инициатив.
|