Кризис в Грузии наступит в начале ноября
25.10.2007.
KM.ru
Павел Захаров
Прошедшее вчера в Тбилиси заседание Смешанной
контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта
закончилось ничем. Грузинская сторона выдвинула неприемлемые требования и
отказалась предоставить осетинам хоть какие-нибудь гарантии безопасности.
Вдобавок грузины не соизволили подписать итоговое коммюнике.
«К большому сожалению, никакой итоговый документ в ходе
заседания СКК подписан не был. Грузинская сторона отказалась подписать
какой-либо итоговый документ и фактически сорвала заседание СКК», — заявил РИА
«Новости» по телефону из Тбилиси полпред Южной Осетии в России Дмитрий
Медоев.
«Нужно решать накопившиеся проблемы, а не ставить
максималистские задачи, как это сделала грузинская сторона. Поскольку взаимное
доверие сторон находится на нулевой отметке, то решение важных проблем пока не
представляется возможным», — сообщил сопредседатель СКК от России Юрий
Попов.
СКК является единственным работающим форматом
переговоров между Грузией и Южной Осетией, в рамках которого стороны имеют
возможность вести между собой прямые дискуссии и работать над урегулированием
накопившихся спорных проблем. Что касается дискуссий, то они на прошедшем
заседании были, причем весьма бурные. А вот что касается конкретных решений, то
с ними, что называется, не заладилось. Единственное, о чем договорились стороны,
— это продолжить встречи в том же формате.
Как и следовало ожидать, грузинская сторона выдвинула на
заседании заведомо неприемлемые требования — поставить под свой контроль Рокский
тоннель, ведущий из России в Южную Осетию, а также выставить пост у села Гуфта
для контроля объездной Зарской дороги в непризнанной республике. Это означает,
по сути дела, взятие под стратегический контроль Тбилиси ключевых транспортных
артерий Южной Осетии.
Как сообщает «Кавказский узел», представители Цхинвали в
свою очередь требовали прекратить незаконную практику задержания грузинскими
властями лиц осетинской национальности. Кроме того, Южная Осетия настаивала на
возобновлении сотрудничества между правоохранительными органами и деятельности
Совместного координационного центра. Однако едва ли не главным требованием Южной
Осетии является подписание соглашения о невозобновлении военных действий. Но
грузинская сторона категорически отказывается дать осетинам хоть какие-то
гарантии безопасности.
Напомним, предыдущее заседание СКК должно было
состояться в августе этого года. Однако оно было сорвано грузинской стороной,
отказавшейся участвовать в нем под предлогом «ракетного инцидента» возле села
Цителубани.
Остается гадать, почему вообще грузинская сторона
согласилась принимать участие в работе СКК — при том что она категорически не
желает прилагать никаких усилий для поиска политического урегулирования
конфликта с Южной Осетией.
Ситуацию комментирует Михаил
Александров, руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ:
— Такого результата и следовало ожидать. Грузия
использует созыв этой комиссии исключительно в тактических соображениях, ради
того, чтобы по внутриполитическим причинам представить Саакашвили в роли этакого
либерала. Почему? Потому что там на 2 ноября намечено серьезное событие —
выступление оппозиции, которое, как говорят, может даже привести к свержению
режима Саакашвили. Сейчас он заинтересован в любой международной поддержке,
которую может получить. Особенно он хочет выглядеть более подходящим партнером
по переговорам для России — по сравнению с теми, кто может прийти к власти, —
это люди Окруашвили – Патаркацишвили. Саакашвили пытается выставить себя как бы
более гибким и готовым идти на компромиссы.
Поэтому он и пошел на это заседание СКК. Созыв комиссии
должен был создать впечатление, что грузинский президент готов на переговоры,
что после посадки Окруашвили и разгрома его команды якобы в Грузии возобладали
умеренные силы. А никаких реальных целей, конечно, со стороны Тбилиси не
преследовалось. Поэтому представители Грузии выдвинули заранее неприемлемые
условия: что они хотят контроль над Рокским тоннелем. Но при этом взамен они
ничего не готовы были предложить, даже отказались подписать соглашение о
невозобновлении военных действий. А ведь это — ключевой вопрос.
Кстати, и «план Саакашвили», который он озвучил в 2004
году в ООН, и «план Кокойты», озвученный в 2006-м, подразумевают три этапа
урегулирования конфликта. Первый — это создание системы мер доверия и
безопасности в регионе. Второй — возобновление экономических связей и
гуманитарных контактов. И третий — это уже определение политического статуса
Южной Осетии. А все это реально возможно только после нормализации отношений.
Разве пойдут южные осетины на реальные соглашения с Грузией, если они
подозревают ее в злобных намерениях? Те постоянно стреляют, проводят
провокации.
Поэтому нужна принципиальная корректировка политики.
Сначала — меры доверия, потом — экономические связи. И вот в нормальных условиях
уже можно будет вести переговоры о каких-то реальных статусах Южной Осетии. Но
Грузия этого не понимает или не хочет понимать. Видимо, Тбилиси рассчитывает,
что с помощью Запада может получить, как говорится, полный пакет — то есть взять
все. А может быть, просто Саакашвили не заинтересован в урегулировании этого
конфликта. И, будучи «человеком Запада», он стремится постоянно поддерживать
антироссийские настроения и напряженность в грузинском обществе. А под этим
соусом подталкивать Грузию в НАТО. Ведь если будут урегулированы конфликты,
будут нормальные отношения с Россией, то люди там скажут: зачем нам НАТО, мы и с
Россией прекрасно сотрудничаем. Может быть, поэтому он и не хочет никакого
урегулирования и для этого создает такую атмосферу, когда урегулирование
невозможно.
А группировка Окруашвили – Патаркацишвили ничем не лучше
нынешнего грузинского президента. Их приход к власти, мне кажется, не принесет
никаких позитивных изменений. Но в любом случае мы не должны покупаться на эти
маневры Саакашвили и оказывать ему какую-нибудь поддержку в условиях кризиса в
Грузии, который там, возможно, произойдет в начале ноября.
|