Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №179(01.11.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Транскаспийский прицел Вашингтона

19.10.2007. Правда

Рустам Шахсуваров

ТРИ ПРОЕКТА

По мере развития нефтяной и газовой индустрии в регионе Каспийского моря и Средней Азии страны региона все настойчивее ощущают давление Вашингтона, пытающегося выстроить нефте- и газопроводы в выгодном для себя направлении - в обход неугодных России и Ирана.

Как отмечают эксперты, сегодня сформировались три конкурирующих проекта экспорта газа из Центральной Азии: Прикаспийский газопровод через территорию России, Транскаспийский - в обход России и газопровод из Туркменистана в Китай. Причем все они рассчитаны на запасы Туркменистана. Наращивает окологазопроводную активность и Азербайджан, лелеющий надежду на транзит туркменского газа через свою территорию.

Соединенные Штаты после обсуждения в Ашхабаде идеи Транскаспийского газопровода в августе выделили Азербайджану грант в 1,7 млн. долларов для подготовки технико-экономического обоснования двух проектов: газопровода, по которому в Европу будет поступать газ из Центральной Азии, и нефтепровода по дну Каспия для подключения казахстанской нефти к трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.

Работа над проектом Транскаспийского газопровода началась в 1996 году по инициативе США, односторонне и вполне по-неоколонизаторски объявивших Черноморско-Каспийский регион зоной своих стратегических интересов и приступивших к созданию новой архитектуры трубопроводов, обходящих территории России и Ирана. Был даже создан консорциум PSG, в который вошли компании General Electric, Bechtel National и Shell. Завершить строительство газопровода, по которому ежегодно планировалось экспортировать 16 млрд. куб. м газа в Турцию и 14 млрд. - на европейские рынки, предполагалось в 2002 году. Однако в 2000-м работа над проектом была остановлена: сторонам не удалось договориться об условиях строительства.

В последние годы осуществление прозападного Транскаспийского проекта как логического продолжения инициированного в 2002 году газовыми компаниями Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции газопровода Nabucco стали лоббировать Евросоюз и страны проамериканского блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия).

В начале прошлого года вернулись к обсуждению идеи Транскаспийского газопровода Турция и Туркменистан, затем о желании подключиться к переговорам заявил Азербайджан. Проявил заинтересованность в проекте и Казахстан.

Эта идея может стать реальностью, если будет построен участок по дну Каспийского моря от Актау до Баку. К этому газопроводу возможно подключение и идущей из Ирака и стран Персидского залива южной ветки. Проектная мощность газопровода предполагается на уровне 26-32 млрд. куб. м газа в год. Реализация проекта с первоначальной стоимостью около 6 млрд. долларов (в процессе осуществления возможно увеличение этой суммы на 40-60%) планируется к 2012 году. По-видимому, ранее Вашингтону и Брюсселю такие затраты не представлялись оправданными, но рост стоимости энергоресурсов и столкновение с растущей жесткостью Кремля и "Газпрома" изменили взгляд на проблему. В Москве внешне к этим планам отнеслись спокойно, но 12 мая этого года состоялось подписание Декларации Казахстана, Туркменистана и России о строительстве Прикаспийского газопровода. Причем вопросы строительства этого газопровода рассматривались параллельно с модернизацией старого газопровода Средняя Азия - Центр (САЦ) с увеличением его пропускной мощности.

Прикаспийский же газопровод, идею которого поддерживает Россия, пройдет не по дну моря, а вдоль побережья - по территории Туркменистана и Казахстана, выйдет на российскую территорию, где вольется в транспортные сети "Газпрома". Ожидалось, что строительство нового трубопровода мощностью 30 млрд. куб. м в год начнется в будущем году. Однако в намеченный декларацией срок - к 1 сентября - Россия, Казахстан и Туркменистан не успели подготовить межправительственное соглашение о его строительстве. Поэтому в сентябре в Ашхабаде прошла встреча лишь президентов Казахстана и Туркменистана. Возможно, Назарбаев и Бердымухамедов взяли тайм-аут для прояснения ситуации с двумя другими альтернативными проектами (Транскаспийским и газопроводом в Китай), и обсуждение сконцентрировалось на вопросах ценообразования. Назарбаев предложил Туркменистану вместе определять выгодную цену на углеводороды, экспортируемые в основном в Россию. Предложение прозвучало в контексте обсуждения конкурирующих проектов: Транскаспийского, Прикаспийского и "китайского" газопроводов. По словам казахстанского лидера, "обоюдный интерес Казахстана и Туркменистана заключается в том, чтобы вывести свои энергетические ресурсы на международный рынок и продать их по выгодной цене".

Пока же Ашхабад рассматривает предложения по маршрутам экспорта своего газа чисто по-восточному: ни да, ни нет. Он не желает ни попасть в категорию ближайших политических союзников России, ни потерять совсем ее расположение на радость Вашингтону.

В июле президент Туркменистана не только договорился с Пекином о планах строительства газопровода для поставок газа из своей страны в Китай, но и подписал соглашение, по которому китайская компания China National Petroleum получает лицензию на освоение одного из самых перспективных месторождений республики - Багтыярлык. В Поднебесной надеются, что его ресурсов окажется достаточно для функционирования нового газопровода.

КИТАЙСКИЙ АСПЕКТ

В конце августа в Астане Председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали ряд документов о сотрудничестве. Среди самых значительных - прокладка по казахстанской территории газопровода из Туркменистана. Газопровод, строительство которого должно завершиться к 2010 году, будет иметь пропускную способность 40 млрд. куб. м в год и пойдет от Хоргоса на китайско-казахстанской границе, а в районе Шымкента разделится на две ветви. Одна пойдет через Узбекистан в Туркменистан, вторая - к месторождению Бейнеу на западе Казахстана: трасса как таковая уже есть, вдоль нефтепровода Атасу - Алашанькоу.

Подписание соглашений с Китаем о строительстве газопровода в перспективе дает возможность Астане и Ашхабаду напрямую выйти на китайский рынок энергоресурсов. Таким образом, у них появляется довольно ощутимый инструмент давления как на российский "Газпром", так и на возможных европейских потребителей.

Однако газопровод Туркменистан - Китай порождает много вопросов. Похоже, что Бердымухамедов пошел по пути своего предшественника, продававшего газа больше, чем страна может произвести, что делает перспективу реализации проекта загадочной. В частности, по оценкам российских и западных экспертов, совокупный потенциал месторождений не превышает 15,5 трлн. куб. м газа. Однако Ашхабад заявляет о более высоких показателях: если ранее говорилось о 23 трлн. куб. м, то в этом году Бердымухамедов настаивает уже на 42-44 трлн. кубометров.

Что же касается Транскаспийской нитки, то большинство аналитиков полагает: в соревновании с "Газпромом" и Китаем западные планы имеют мало шансов на успех. По мнению профессора Джонатана Стерна, сотрудника подразделения Оксфордского института по энергетическим вопросам, "для построения Транскаспийского газопровода необходимы три вещи - газ, рынки и деньги. В настоящий момент Запад не обладает ни одним из этих ресурсов".

Азербайджан, также активно лоббирующий этот проект, даже через 8-10 лет сможет покрывать только половину планируемой мощности Транскаспийского газопровода. А значит, основными поставщиками в этом проекте должны стать Казахстан и Туркменистан - без их присоединения он теряет всякий смысл.

Не зря Натик Алиев, министр промышленности и энергетики Азербайджана, после подписания с министром экономики и труда Австрии Мартином Бартенштейном протокола о намерениях, охватывающих сотрудничество между странами в энергетической сфере, заявил: "Для успеха проекта за компаниями-строителями обязательно должны стоять производители энергоресурсов, как это наблюдается, скажем, на примере проекта Баку - Тбилиси - Джейхан. Иначе стоимость проекта Nabucco, которая сейчас оценивается в 5-6 млрд. долларов, возрастет на порядок".

КАЗАХСТАНСКОЕ УЧАСТИЕ

Безусловно, заинтересованные стороны все настойчивее будут предлагать Казахстану сделать выбор в пользу Транскаспийской трубы. Однако президент Нурсултан Назарбаев вряд ли пойдет на прямую конфронтацию с Россией по этому поводу. Учитывая, что часть добываемого в Казахстане газа пойдет в Китай, часть - на внутренние нужды республики, остальное поставят на экспорт через СП "Казросгаз", для Транскаспийского проекта ничего не останется. И Туркменистан ссориться с Россией по-крупному пока не намерен. Кроме того, эксперты предупреждают, что для выполнения всех данных Ашхабадом обещаний стране нужно, как минимум, удвоить добычу природного газа. Однако темпы роста, как показывает статистика, невелики, и реальные объемы добычи газа постоянно отстают от запланированных. Аналитики сомневаются в способности Туркменистана резко увеличить экспорт газа и выполнить свои амбициозные намерения: в 2006 году показатель добычи вырос всего на 1%. Таким образом, в обозримой перспективе значительных источников газа для Транскаспийской трубы в регионе нет.

Более того, осуществление Транскаспийского проекта сопряжено с рядом труднопреодолимых проблем: ветка должна быть проложена по не обладающему тектоническим спокойствием дну Каспийского моря. Но даже если технические задачи по проекту будут решены, останутся проблемы юридического характера, связанные с неопределенностью правового статуса Каспия.

Следует учитывать и факторы геополитического и военно-политического характера. Интенсивными темпами идет поддерживаемая американцами милитаризация Грузии. Это увеличивает геополитические риски на Южном Кавказе.

Одной из важнейших проблем являются перспективы военной агрессии США против Ирана. Не исключено, что для своего удара возмездия Тегеран может выбрать объекты инфраструктуры, обеспечивающей транспортировку энергоресурсов. И с точки зрения безопасности проект Прикаспийского газопровода явно предпочтительнее.

О нежелании Астаны и Ашхабада быть жестко привязанными к такому проблемному проекту, как Транскаспийский, свидетельствует повышенное внимание, уделяемое ими строительству собственного танкерного флота и технологиям производства сжиженного природного газа и его переправки по Каспию. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил этот вариант председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлю Баррозу. Европейцы думают.

Строительство Прикаспийского газопровода отвечает интересам не только России, но и ее центральноазиатских партнеров. Реализация этого проекта означает возникновение де-факто так называемой газовой ОПЕК (создание которой изначально и предполагалось в формате Россия + Центральная Азия), которая сможет диктовать цену на газ для европейских потребителей.

В свою очередь вашигтонские стратеги строят планы транскаспийского маршрута экспорта казахстанской и среднеазиатской нефти в Европу в обход России.

Существенную роль здесь играют и амбициозные планы Турции по сближению тюркских стран и формированию "тюркского сообщества". Турция инициировала несколько политических проектов по созданию общетюркских международных организаций. Проводятся съезды дружбы, братства и сотрудничества тюркских стран и общин, регулярные саммиты лидеров тюркских стран. "В мире происходят глобальные изменения. Сотрудничество тюркских стран и организаций стало неизбежным. Наше дальнейшее сотрудничество должно быть построено на почве общих ценностей",- заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на саммите глав государств тюркского мира, прошедшем в ноябре 2006 года. Азербайджанский президент достаточно прозрачно указал на то, что совместные экономические проекты - это главная основа чисто политического процесса сближения тюркских стран.

Итак, Казахстан и Туркменистан сейчас стоят перед выбором между транскаспийско-южнокавказским и российским маршрутами. Выбор этот означает выбор судьбы многих стран.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ