Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №179(01.11.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



ЕС приостановил действие некоторых санкций в отношении Узбекистана

15.10.2007. Немецкая волна

М.Бушуев (Бонн)

Такое решение было принято на заседании министров иностранных дел ЕС в Люксембурге.

Ослабление санкций Евросоюза в отношении Узбекистана ожидалось. Фактически министры иностранных дел ЕС приняли предложения, которые внесла на заседание Совета ЕС по внешним делам и общим вопросам Португалия. Эти предложения, в частности, предполагали, с одной стороны, снятие визовых ограничений в отношении 8 представителей руководства Узбекистана. С другой, ЕС решил сохранить эмбарго на поставки оружия в эту страну, а также техники двойного назначения, которая может быть использована для внутренних репрессий. Официально об этом в понедельник заявила еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Ферреро-Вальднер подчеркнула, что Евросоюз решил пойти на встречу "позитивным сигналам, исходящим из Узбекистана", а также "побудить страну к дальнейшим шагам по улучшению ситуации с правами человека". В частности, комиссар назвала решение об отмене смертной казни, участие Узбекистана в диалоге по правам человека и положительных результатах двусторонних встреч европейских и узбекских экспертов. Также Ферреро-Вальднер упомянула в качестве позитивного сигнала освобождение из заключения двух гражданских активисток, не называя их имен. Ослабление санкций связано с некоторыми условиями. В частности, Евросоюз требует освобождения правозащитников, попавших в тюрьму после событий в Андижане, доступа в страну "Красного Креста" и обеспечения нормальной работы для международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч". Срок действия нынешней резолюции – 6 месяцев, после которых лидеры стран Евросоюза соберутся вновь, чтобы обсудить дальнейшие шаги.

Реакция на решение Евросоюза была неоднозначной. Например, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, приветствовал данное решение. По его словам, в последние дни власти отпустили на свободу нескольких политических заключенных. К тому же, руководство частично готово к диалогу по проблеме кровавого подавления беспорядков в мае 2005 года в Андижане. Ташкент, по словам Штайнмайера, выразил готовность возобновить работу с Красным Крестом. В то же самое время, организация "Хьюман Райтс Вотч" назвала решение Евросоюза "абсурдным". Принятая благодаря, прежде всего, давлению из Берлина резолюция является ничем иным, как капитуляцией перед узбекским руководством, заявили правозащитники. С их точки зрения, ЕС должен был настаивать на освобождении политзаключенных.

В целом, в самом Евросоюзе не существует единого мнения по вопросу о санкциях в отношении Узбекистана. Так, некоторые государства считают такие меры неэффективными, в то время как другие страны, выступая в защиту санкций, указывают на систематические нарушения прав человека в стране. За более жесткие санкции, по данным "Хьюман Райтс Вотч", выступают, в частности, Дания, Великобритания, Швеция, Ирландия и Нидерланды.

Напомним, визовые ограничения и эмбарго на поставки оружия в Узбекистан были введены в 2005 году после событий в Андижане. В ходе беспорядков, по официальным данным, были убиты 187 человек, очевидцы, среди которых были правозащитники и журналисты, называют цифры вплоть до тысячи жертв. Начиная с ноября 2006 года, Евросоюз постепенно смягчает санкции – сначала был восстановлен двусторонний договор о сотрудничестве, затем, в мае нынешнего года, сокращен список "невъездных" узбекских чиновников.




Каримов - уже не единственный

19.10.2007. РИА Новости

Фахриддин Низамов (Узбекистан)

Интрига по поводу предстоящих президентских выборов сохранялась вплоть до объявления Центризбиркомом Узбекистана о начале предвыборной кампании.

Эксперты терялись в догадках, будет ли нынешний президент Ислам Каримов выдвигать свою кандидатуру на новый срок. Слеты политических партий, прошедшие один за другим на прошедшей неделе, вроде бы расставили все точки над i. Самая молодая - УзЛиДеП - Либерально-демократическая партия Узбекистана, которую не без оснований в народе называют "партией власти", выдвинула действующего президента своим кандидатом.

Но сам Ислам Каримов еще не выразил отношения к решению либералов. Поэтому поспешные комментарии о его безоговорочной победе на декабрьских выборах как об уже свершившемся факте преждевременны.

По западным меркам политические процессы, происходящие в Узбекистане, еще "не тянут" на стандарты классической демократии. Но, не зависимо от этого мнения, политический ландшафт в Узбекистане заметно меняется. Общественные движения страны действительно активизировались и в парламенте, и в работе с электоратом. Первые признаки проявились во время выборов в Законодательную палату в 2004 г., когда лидер Народно-демократической партии Аслиддин Рустамов открыто объявил с трибуны Законодательной палаты, что НДП будет в оппозиции УзЛиДеП, располагавшей неограниченным административным ресурсом и получившей наибольшее количество мандатов. Многие в этом заявлении увидели лишь хорошо отрежиссированный спектакль. Но горячие дебаты при принятии тех или иных законов, хоть в большинстве своем закулисные, показали, что слова лидера НДП были отнюдь не праздными. Новая генерация парламентариев сразу дала понять, что не будет сидеть на заседаниях, бурча себе под нос. Однако в существовавшем тогда законодательстве не было формулировки об оппозиции как таковой. Позже она нашла отражение в законе "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны", который вступает в силу с января 2008 г. и гарантирует права оппозиции. И это заметно подстегнуло различные силы к реальной борьбе.

Если на предыдущих выборах даже кандидат в президенты от НДП "голосовал за Каримова", то сегодняшние кандидаты от политических партий не столь наивны. Они смело полемизируют, отстаивая свою позицию и интересы определенных слоев населения, стоящих за ними.

Эксперты признают, что узбекское избирательное законодательство намного либеральнее даже некоторых западных аналогов. Но при этом полагают, что правительство не соблюдает эти законы. Впрочем, в среде госчиновников другое мнение: здесь говорят, что как общество, так и существующая политическая система должны дорасти до стандартов принятых законов, чтобы каждый раз не менять их на новом этапе.

Во всяком случае, закон "О выборах президента Республики Узбекистан" дает шансы на альтернативное волеизъявление. Если на предыдущих выборах только одна партия осмелилась выдвинуть своего кандидата на пост главы государства, то сегодня практически все без исключения заявили о намерении участвовать в важнейшем политическом событии уходящего года. Более того, одна инициативная группа избирателей решила в качестве кандидата выдвинуть юриста, председателя Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Акмаля Саидова как независимого кандидата. В списке претендентов значится и заметная женская фигура - выдвиженка от социально-демократической партии Дилором Ташмухамедова.

По словам председателя Центральной избирательной комиссии Узбекистана, после получения допуска для участия в президентских выборах как политические партии, так и инициативные группы должны собрать в поддержку своего кандидата не менее 5 процентов подписей от общего числа избирателей в не менее 8 - в административно-территориальных образованиях. Он отметил, что закон не ограничивает общее число кандидатов.

Лидеры политических партий вряд ли упустят свой шанс в борьбе за власть. Было бы уместно вспомнить о том, что в 90-е годы они боялись говорить во всеуслышание о своих претензиях на президентское кресло. Сегодня на старте предвыборной гонки выстроился целый ряд претендентов. За кем пойдет большинство избирателей, покажет финал, который определит не только победителя, но и выбор политико-экономического курса страны на следующие 7 лет.




Европа vs Узбекистан

26.10.2007. Gazeta.kz

Акрам Асроров

Андижанские события 2005 года еще раз показали, как неэффективна политика Запада по отношению к странам, которые их ослушались.

Андижан стал своего рода лакмусовой бумажкой, которая показала еще раз степень неэффективности политики Евросоюза в отношении стран, не выполняющих так называемые основополагающие принципы европейской демократии.

Узбекистан на своем примере показал, как надо относиться к европейской риторике о правах человека и других общечеловеческих ценностях. Официальный Ташкент изначально занял жесткую позицию по вопросу проведения независимого международного расследования, не допуская никаких других трактовок событий, кроме как официальной трактовки. США довольно жестко среагировали на начальном этапе, но потом их решимость увидеть ростки демократии в Узбекистане постепенно истаяла. Это связано с тем, что американцы много головной боли получили в Афганистане, Ираке и, еще не вечер, наверняка заимеют в Иране.

В самой невыгодной ситуации оказался Евросоюз, который сначала пошел на поводу американцев и ввел санкции, а теперь никак не может эту ситуацию разрулить. Сама природа введенных санкций навевала на мысль о том, что в Старом Свете затеяли очередную авантюру. Группе узбекских чиновников заказали дорогу в Европу и ввели запрет на торговлю оружием с Узбекистаном. Сразу стало понятно, что узбекские высшие чиновники как-нибудь обойдутся без посещения европейских городов, а узбекская армия и силовые структуры и раньше, и сейчас не особенно жалуют западное вооружение. Того, что поставляет Узбекистану Россия вполне достаточно, чтобы поддерживать боеспособность армии и эффективность силовых структур.

Так что априори санкции оказались малоэффективными и обреченными на провал.

Германия была права

В период председательствования Германии в европейских структурах наступил период активного лоббирования политики смягчения санкций в отношении Узбекистана. И первопричиной такого подхода нельзя назвать до сих сохранившуюся немецкую военную базу в узбекском городе Термезе. Во-первых, Германия прекрасно осознала бесперспективность режима санкций против официального Ташкента. Если в отношении Ирака программа санкций под названием "нефть - в обмен на продовольствие" сработала и поставила Багдад в довольно сложное экономическое положение, то в отношении Ташкента санкции не могли принести результата. Во-вторых, Берлин прекрасно понимал, что, ослабив позиции в Узбекистане, Евросоюз дает шанс Москве и Пекину усилить свое влияние в регионе. Чем, естественно, Россия и Китай в полной мере воспользовались.

И самое важное. Режим санкций никак не повлиял на жизнеобеспечение Узбекистана. Экспортная газовая труба, соединяющая Узбекистан с Россией и далее уходящая в ту же Европу, работала на полную мощность, обеспечивая официальный Ташкент ресурсами. С другой стороны, страна спокойно экспортировала через третьи страны хлопок, цветные металлы, золото - основные составляющие узбекского экспорта.

В ситуации, когда поддержка России и Китая обеспечила Узбекистан необходимыми ресурсами, любые санкции, мягко говоря, выглядели смешными.

Не на того поставили?

Кто думает, что Россия и Китай сумели воспользоваться ухудшением отношений Узбекистана с США в полной мере, тот глубоко ошибается. Во-первых, Узбекистан так пока и не стал государством, прозрачным для других стран СНГ, а интеграция посредством ЕврАзЭС, ШОС и ОДКБ вызывает множество вопросов, ответить на которые сложно. Все ожидали, что официальный Ташкент будет безоговорочно поддерживать инициативы Москвы, но этого не случилось.

Отказ Ташкента стать третьим участником международного Центра по обогащению урана в российском Ангарске, изоляционистская политика по отношению к Киргизии, Таджикистану, Туркменистану и непонятная ситуация на узбекско-казахстанской границе свидетельствуют о том, что Ташкент занял выжидательную позицию.

Таджикский президент Эмомали Рахмон устал критиковать узбекские власти за необъявленную блокаду страны, лидер Киргизии Курманбек Бакиев, как это проходило и раньше, ведет довольно сложные переговоры со своим узбекским коллегой по газу. И таких мелких придирок к Ташкенту набралось достаточно много. Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС фактически ничего не изменило, а присутствие этой центрально-азиатской страны в ШОС гарантировало защиту от США. Ничего больше.

Во-вторых, предполагалось, что обязательства по экономическим и военным структурам заставят Ташкент играть по правилам, которые не по вкусу Западу. Что еще более ухудшит отношения с США. На самом деле происходит непонятное: официальный Ташкент формально берет на себя разного рода обязательства, но фактически их не выполняет. Это, в первую очередь, касается вопроса принятия пакета документов по ЕврАзЭС. В отношении Киргизии визовый режим отменен, в отношении Таджикистана - нет. С другой стороны, двоякое впечатление остается и от участия Узбекистана в ОДКБ и ШОС. Военные составляющие обеих структур периодически видят узбекских военных на совместных учениях, однако нельзя сказать, будут ли они участвовать в следующих учениях. Никаких заявлений, никаких конкретных обязательств. И все это делается при молчаливом согласии Москвы и Пекина. По всей видимости, в обеих столицах решили не напрягать Каримова, сделав ставку на человека, который придет после него. Правда, никто сейчас не может сказать, когда это произойдет де-факто. Не секрет, что декабрьские президентские выборы в Узбекистане пройдут с вполне предсказуемым сценарием - Каримов останется на следующий срок. И трудно предположить, что после декабря 2007 года узбекский президент станет сговорчивее.

В собственный капкан

Если поначалу США думали, что Узбекистан можно сломить за счет санкций и жесткого идеологического противостояния, сейчас, представляется, эти заблуждения стали более чем очевидны. Ухудшение узбекско-американских отношений были инициированы Вашингтоном на волне андижанских событий 2005 года. Видимо, американским стратегам показалось, что андижанская волна - это как раз начало процесса дестабилизации ситуации в Узбекистане, которая, в конечном счете, приведет к смене режима.

Но подавление мятежа стало как раз-таки концом дестабилизации, когда одна сторона - население - осознало, что власти не потерпят никаких бунтов, а любые их проявления будут жестко пресекаться. Американцам вдруг показалось, что трещавшая от протестного потенциала Ферганская долина не остановится на полпути и продолжит бушевать, дав возможность мировой общественности поднять вопрос о вводе миротворческих сил ООН, естественно, под командованием американцев. Все произошло с точностью до наоборот. США потеряли военную базу и надежды в ближайшее время закрепиться в стратегически важной стране региона.

С другой стороны, Евросоюз, последовавший примеру США, оказался на распутье. Сейчас европейцам нельзя отойти от режима санкций без угрозы потерять лицо и уважение в мире. Во-первых, как объяснить своим еврогражданам, что ЕС снимает санкции даже несмотря на то, что официальный Ташкент не сделал ни одного шага навстречу ЕС в вопросе международной комиссии по расследованию причин андижанских событий. Преподнести предложение Ташкента передать документы расследования официальных властей европейским структурам вовсе не то, чего добивался санкциями ЕС. При таком стечении обстоятельств получается, что ЕС выдает желаемое за действительное. Нежелание Каримова пускать международных экспертов и предоставление материалов расследования, проведенное узбекскими силовиками, в принципе есть одно и то же. Европейцы надеялись, что после встречи экспертов сторон, Ташкент пойдет на следующую уступку - в той или иной форме пустит в страну иностранных наблюдателей. Но и этого не произошло.

Не думаю, что европейские стратеги глупы и недалеки. Они прекрасно осознают, что режим санкций в отношении Узбекистана не больше чем игра. При этом, ее нельзя назвать эффективной. Получается, что ЕС дал втянуть в себя в "политбой", где победителей нет и быть не может. И по большому счету, оказался в довольно глупом положении. И чем дольше санкции сохраняются, тем нелепей все выглядит.

Не поздно ли?

В середине октября текущего года министры иностранных дел государств, входящих в Евросоюз, наконец, решили смягчить санкции против Узбекистана. Во время встречи в Люксембурге министры пришли к выводу, что необходимо продлить срок эмбарго на ввоз вооружений в Узбекистан на 12 месяцев. В то же время ограничения по выдаче виз, касающиеся ряда высокопоставленных чиновников из Узбекистана, решено отменить на ближайшие шесть месяцев.

Как подчеркнули на заседании, "в случае если в стране не будет наблюдаться улучшение ситуации с правами человека, санкции могут быть снова ужесточены".

Можно ли проследить логику в действиях европейских чиновников? Определенные надежды, судя по всему, они связывают с переизбранием на очередной срок Ислама Каримова. Мол, получив еще один срок на посту президента, он предпочтет кардинально сменить векторы внешней политики и пойти на сближение с Западом. Быть может, эти надежды зиждятся на каких-то устных обещаниях узбекских властей о том, что после декабря Узбекистан смягчит свою позицию по отношению к международному расследованию андижанских событий.

Серьезные аналитики и эксперты не должны делать ставку на то, что произойти на самом деле не может. В таком случае их следует называть шарлатанами. Надо видеть, что вся история отношений Узбекистана и Запада - это одна большая игра в "кошки-мышки". Или поддавки. Ташкент обещал реформы, но реально их не проводил, декларировал приверженность общечеловеческим ценностям, однако на деле и не собирался соблюдать права человека и жить по нормам международного права.

Ташкент всегда предлагал Западу лишь свою лояльность, а страну подставлял под ветры российско-китайского влияния. И вряд ли стоит ждать в скором будущем перемен …


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ