КИРГИЗИЯ
Киргизию ждет клановый парламент
12.10 - 18.10.2007.
Московские новости
Камиль Маматов (Бишкек)
Большинство нового киргизского
парламента могут составить люди президента
Чуть больше недели осталось до 21 октября, когда в
Киргизии пройдет референдум. На него вынесены проекты новых Основного закона и
Кодекса о выборах. Напомним, что 19 сентября инициатором плебисцита выступил
президент Курманбек Бакиев. В начале октября глава государства подписал указ о
внесении изменений в текст проекта Конституции.
Ключевым изменением стало исключение из текста Основного
закона положений, которые позволяли президенту и парламенту давать согласие на
привлечение судей Конституционного и местных судов к уголовной и
административной ответственности. По словам Бакиева, "с принятием нового
Основного закона и последующего формирования парламента по партийным спискам
будут решены вопросы борьбы с трайбализмом и проблемы нацменьшинств в органах
власти". Кроме того, согласно новому Кодексу о выборах, в список кандидатов в
депутаты партии должны включать не более 70% лиц одного пола, не менее 15% лиц
не старше 35 лет и столько же процентов граждан, представляющих различные
национальности.
Вся интрига предстоящего референдума сводится к тому,
кто войдет в следующий парламент Киргизии. Выборы планируется провести уже в
первой декаде декабря. Сегодня в республике насчитывается 104 партии, а мест в
будущем парламенте - 90. Большинство партий представляют собой клубы по
политическим интересам земляков или родственников главы государства. Наблюдатели
убеждены, что победителями в предстоящей выборной гонке окажутся партии,
входящие в ближайшее окружение Бакиева. В последнее время ожесточенная
подковерная борьба развернулась между двумя группировками - "Моя страна" под
руководством главы администрации президента Медета Садыркулова и "Жаны
Киргизстан" ("Новый Киргизстан"), возглавляемый советником главы государства
Усеном Сыдыковым. "Моя страна" появилась под занавес правления Аскара Акаева и
по прошествии времени не только не развалилась, а даже снова вошла в ближайшее
окружение Курманбека Бакиева, несмотря на доминирование в ней северян. В "Жаны
Киргизстан", наоборот, большей частью представлены земляки президента - выходцы
с юга республики.
Южане обиделись на своего земляка и поспешили озвучить
идею убрать из Конституции страны положение о неприкосновенности депутатов,
судей и президента. "Зачем им неприкосновенность, если эти люди честно работают?
Тем более Курманбек Бакиев сразу после мартовской революции 2005 года обещал
внести соответствующие изменения в Основной закон", - заявил глава партии
"Эркиндик" ("Свобода") Топчубек Тургуналиев. Лидер партии "Ар-Намыс" Феликс
Кулов считает, что после проведения конституционной реформы Бакиев должен быть
переизбран. Кулов объясняет это тем, что в проекте Основного закона значительно
усилены полномочия главы государства. "Можно ли без правовых последствий
увеличивать полномочия? - заявил он. - Нет. Остается только одно - новые
президентские выборы. Однако в проекте Конституции об этом ничего не сказано,
что может означать: в решении о проведении референдума больше политической
тактики". По прогнозам Кулова, столь поспешное принятие поправок в Конституцию
на фоне резкого скачка цен на продукты питания и начавшихся
антиправительственных выступлений приведет к очередному обострению ситуации.
Эксперты считают, что большинство нынешних депутатов не
имеют никаких шансов пройти во вновь избранный парламент. Таким образом, глава
государства избавится от постоянной головной боли, так как в законодательный
орган пройдут только нужные ему люди.
Однако недооценивать действующих киргизских депутатов
все же не стоит. Каждый из них обладает по местным меркам неплохим состоянием и
способен вывести массы своих сторонников на улицы городов или даже столицы
Киргизии. Нельзя также забывать и про такую местную политическую забаву, как
перекрытие дорог. В условиях гористой местности достаточно поставить поперек
трассы одну грузовую машину, чтобы держать в блокаде целые области. Народные
избранники могут использовать против президента Бакиева один веский аргумент -
чуть ли не ежедневный рост цен. Им достаточно будет обвинить нынешнюю власть в
бездействии и неспособности предотвращать подобные ситуации.
Вместе с тем эксперты убеждены, что смелые инициативы
киргизского президента нашли поддержку со стороны одной из ведущих мировых
держав. Киргизский политолог Марс Сариев напомнил, что, выступая на Генассамблее
ООН 26 сентября, президент США Джордж Буш оценил Киргизию "как далеко
продвинувшуюся страну в плане демократизации". "В целом у Курманбека Бакиева
сейчас есть шанс выскочить из клановых разборок, укрепить вертикаль власти и
позиционировать Киргизию единственной страной в Центральной Азии, где
демократические ценности действуют. У него есть шансы реализовать задуманное, но
все зависит от исполнения. И главное, все ли свои планы раскрыли ему его
иностранные сценаристы, в чем я сильно сомневаюсь", - заявил Сариев.
"Взбесившаяся" инфляция
18.10.2007.
"Российская газета" - Центральная Азия
Лариса Ли (Бишкек)
Такого высокого уровня цен в
Киргизии давно не было
- Хотя цены на продовольствие выросли повсеместно, по
темпам инфляции Киргизия лидирует на всем постсоветском пространстве, - об этом
объявил вчера заместитель председателя правления нацбанка Абдыбалы тегин
Суеркул.
По данным нацстаткома, с начала года по сентябрь
инфляция составила 10,3 процента. Если в течение полугода этот экономический
показатель "вел" себя спокойно, давая лишний повод главе центробанка Марату
Алапаеву не без гордости заявлять, что в Киргизии самый низкий рост инфляции, то
уже ближе к осени цены на продукты питания ежедневного спроса словно взбесились.
Так, 27 июля хлебобулочные изделия подорожали в среднем на 1,26 процента, уже
через неделю - на 19,45, а в последнюю декаду августа - более чем на 6, потом на
7 процентов и так далее. Такова хроника скачков инфляции, зафиксированная
экспертами нацбанка.
В результате на 5 октября рост цен на хлебобулочные
изделия был зафиксирован в пределах 40 процентов, а со следующей недели, по
словам Абдыбалы тегин Суеркула, произошло падение на 9 процентов. Он надеется,
что на этом пик инфляции закончился и в дальнейшем на спад пойдут как ажиотажный
спрос на продукты питания, так и спекуляция ими. И со временем "вступит в игру
фактор стабилизации".
Основными источниками повышения цен в стране были и
продолжают оставаться немонетарные причины - 84,5 процента. Монетарные же
факторы в начале августа вкупе с инфляционными ожиданиями населения составляли в
структуре роста цен примерно 20 процентов. Однако правительству и центробанку,
который активизировал выпуск краткосрочных ценных бумаг и ограничил свое участие
на валютном рынке, удалось их снизить почти наполовину.
Этот успех и позволил заместителю главы нацбанка
утверждать, что "всплеск цен уже позади и дальше начнется их падение и наступит
долгожданная стабилизация".
Напомним, что ускорение темпов инфляции обусловили,
прежде всего, сообщения о повышении стоимости продовольственного зерна на
мировых рынках, вслед за этим последовало значительное удорожание казахстанской
пшеницы, которую в большом количестве закупает Киргизия. Но цены поднялись также
на молочные изделия, масло, жиры. Выросли и платные услуги - на 2,8 процента.
Более чем на 12 процентов повысилась стоимость образования.
Усугубило ситуацию с хлебом и мукой и то обстоятельство,
что в экономической политике правительства сельское хозяйство занимало далеко не
первое место, хотя страна в целом считается аграрной. Ведь более 40 процентов
ВВП - это доля продукции сельхозпроизводителей.
Нацбанковский чиновник, называя причины, не открыл
Америки: это отсутствие целенаправленной политики в области земледелия. Площади
посевов под зерновые из года в год уменьшались, потому что выращивать культуру
крестьянину становилось невыгодно. Ему постоянно приходилось решать вопросы
аренды земли и полива, покупки удобрений и горючего для техники и т.д. При этом
надеяться на дешевые кредиты не приходилось. Коммерческие банки весьма неохотно
ссужают деньгами фермеров, потому что ждать возврата средств нужно самое малое
год. А это неинтересно кредиторам.
Другая причина, которая в последнее время постоянно
муссируется в правительстве и в СМИ, - разветвленная сеть посредников, которые
стали играть роль монополиста на рынке продовольствия. Именно люди и компании,
ничего не производящие, но зато выполняющие функции "разводящих" между
крестьянином и торговцами, формируют окончательные цены. Их доходы на 50-80
процентов выше, чем производителей продукции.
- Здесь возникает вопрос, платят или не платят
посредники налог, - поинтересовался заместитель председателя правления
Центробанка. - Почему им все сходит с рук?
Еще один важный фактор, на которое правительство
обращало недостаточно внимания, - отсутствие планирования урожая и прогноза
тенденций потребительского рынка.
По мнению банкира, в Киргизии по сравнению с другими
странами, темпы роста на сей раз оказались гораздо выше, чем обычно, потому что
в структуре потребительской корзины продовольственный фактор составляет около 46
процентов, из них 16 процентов - это хлеб. В соседнем Китае, где цены также
поднялись, в общей доле потребления на продукты питания отводится 37
процентов.
На вопрос корреспондента Центрально-Азиатского
представительства "Российской газеты", какого показателя инфляции стоит ожидать
к концу года, Абдыбалы тегин Суеркул ответил, что важнее на сегодня другой
вопрос: сколь долго продлится "смутное время" ожидания снижения цен? Он
надеется, что в течение 6 месяцев "мы придем к тому показателю инфляции, который
присущ нашей экономике:
- Снижение цен всегда происходит медленнее и труднее,
чем их рост. Существует определенная инерция, поведенческие стереотипы.
Правительство принимает соответствующие меры, и это должно сказаться на снижении
цен на основные виды продовольствия.
Кстати
По осторожным прогнозам нацбанка, к концу года инфляция
может достичь 13 процентов, но это в лучшем случае, если все усилия
правительства по обузданию цен оправдают себя. Первоначально этот показатель
планировался на уровне 5 процентов, три месяца назад центробанк был вынужден
поднять планку до 9 процентов в год. Однако и этот прогноз оказался
преждевременным.
Референдум в Кыргызстане - сценарий повторяется
19.10.2007.
Gazeta.kz
Ибрагим Рустамбек
21 октября кыргызский народ проголосует за твердую руку
и конец эпохи демократии. В воскресенье здесь состоится референдум о принятии
проекта закона "О новой редакции Конституции", а также - "О новой редакции
кодекса о выборах".
Согласно им выборы депутатов в киргизский парламент,
Жогорку Кенеш, будут осуществляться по партийным спискам. Цель "общенародного"
мероприятия, по мнению экспертов, в укреплении вертикали власти. Ведь буквально
за десяток дней до референдума, в стране была создана новая партия "Ак жол,
Кыргызстан!" ("В добрый путь, Кыргызстан!"), которую возглавил лично президент
Курманбек Бакиев.
После референдума, как прогнозируется, действующий
парламент будет распущен и сформирован карманный и пропрезидентский ЖК. Ибо
5-процентный барьер, который отныне устанавливается для существующих в стране
многочисленных партий и партиек, преодолеют немногие. Разумеется, у новой партии
власти, в которую уже влилась целая армия чиновников, а также продолжают
вливаться другие партии, - совсем иной ресурс, нежели у других. Само собой, "Ак
жол, Кыргызстан!" рассчитывает получить большинство мест в Жогорку Кенеше, ибо к
ее услугам - весь административный ресурс, который традиционно в политической
жизни страны решает если не все, то почти все.
Примечательный штрих: на место и.о. мэра Бишкека
назначен бывший 1-й вице-премьер-министр страны, бизнесмен и одна из самых
одиозных личностей в киргизской политике - Данияр Усенов. Последний твердо
обещает навести порядок в непростом хозяйстве кыргызской столицы и обеспечить ей
процветание…Но скептики едины во мнении: президент призвал одного из главных
своих соратников (по революции, по устранению с политарены неугодных и т.д.) -
для того, чтобы, используя административный ресурс, обеспечить явку избирателей
и необходимый процент голосов жителей столицы страны, где рейтинг нынешней
власти, пожалуй, один их самых низких.
Словом, не мудрствуя лукаво, глава Кыргызстана решил в
своей стране повторить казахстанский и российский сценарии развития событий.
Точнее, его тут расписали для киргизского лидера заезжие политтехнологи и
пиармены. Как известно, короля делает свита, а в кыргызской политической жизни
всем заправляют варяги из Москвы. Так было, считай, во всех выборных кампаниях
первого президента Аскара Акаева, так происходит и сейчас. Правда, сведущие люди
добавляют, что теперь к российским режиссерам политической сцены добавились и
казахстанские.
Однако, как полагает ряд экспертов, не факт, что
получится все так гладко, как у соседей и наших главных партнеров по СНГ, ШОС и
проч.
Ведь и "Нур Отан" и "Единая Россия" возникли не на
пустом месте, они показали свою жизнеспособность, эффективность на деле.
А главное - за ними стоят лидеры и силы, реально
доказавшие, что способны работать во благо своих стран и народов, получившие
"мандат доверия" от самых разных и широких социальных слоев.
Тогда как Кыргызстан последние годы "отмечался" лишь
бесконечными митингами, революционными ситуациями и подковерными интригами
регионально-клановых группировок и их главарей. На сегодня в стране едва не
самый низкий в СНГ уровень жизни населения, социальный раздрай и экономическая
нищета. И нынешний референдум, по правде говоря, является лишь очередной
интригой киргизского истеблишмента, но никак не общественной потребностью и
необходимостью. Большинство населения вряд ли вообще понимает: зачем референдум
нужен и "за что", собственно, предстоит голосовать.
Противники К.Бакиева сейчас на каждом углу кричат, что
глава государства решил окончательно узурпировать власть и ведет дело чуть ни к
абсолютной монархии или диктатуре; что демократии, свободе слова и прочим, так
сказать, атрибутам здешних суверенитета и независимости теперь кирдык... Но,
во-первых, народ за последние полтора десятка лет столько "этого" нахлебался,
так обрыдли всем бесконечные митинги, интриги, передел власти и собственности,
что по большому счету, для большинства не имеет значения: кто, там, и что
захватит; кто на самом верху, а кто - пониже.
Да и Курманбек Бакиев со своим окружением ничего нового,
чего бы ни делала на их месте любая другая власть, не предпринимает. После того,
как весной нынешнего года она прикрыла оппозицию и на тот момент главного
противника главы государства - экс-премьера и руководителя "Народного фронта"
Феликса Кулова, останавливаться на достигнутом, мягко говоря, было бы не
логично.
Киргизская оппозиция между тем оживилась, и уже
объявила, что тоже будет объединяться для предстоящей борьбы за парламентские
места. Три партии "с прошлым" вроде как готовы слиться в одну и, скорее всего,
их поглотит наиболее известная - социалистическая "Ата Мекен", которую
возглавляет Омурбек Текебаев. На сегодняшний день, он один из самых авторитетных
лидеров в стане оппозиции и целом в киргизском истеблишменте, не замешанный ни в
коррупционных скандалах, ни в регионально-клановых играх. Другое дело, что в
рядах самой оппозиции нет единства, а вожди многочисленных партиек - всяк тянет
одеяло на себя. Впрочем, это особенность менталитета киргизской элиты: каждый
мнит себя спасителем Отечества. Пролистайте подшивку газет за текущую неделю: у
нас любой заштатный политик, правозащитник, журналист начинает свой опус с
обращения к нации и соотечественникам - ни больше ни меньше.
Если говорить, о других партиях, то есть еще "Ар Намыс"
того же Феликса Кулова, есть коммунисты, есть социал-демократическая партия
нынешнего премьер-министра страны Алмазбека Атамбаева. Однако о том, что каждая
из них представляет, чего они хотят - мало кто знает. Да и сами-то партийцы не
имеют четкой платформы. Тот же "Железный Феликс" то свергает нынешнего
президента, то его партия начинает сбор подписей за объединение с Россией…
Фиаско следует за фиаско, а оппозиция дискредитировала себя окончательно и,
похоже, бесповоротно.
Нынче противники власти кричат, что президент вообще,
согласно действующей Конституции 2003 года, не имел никаких законных прав
назначать референдум; что перекраивая "под себя" Основной закон, он поступает
точь-в-точь как и его предшественник Аскар Акаев. А чем это для первого
президента завершилось, все знают…То есть, это надо понимать так: впереди новые
социальные бунты. Тем более, что непомерное подорожание цен на продукты питания
для нищей страны - смерти подобно. Тем более и из истории известно: хлеб и водка
дорожает - жди революции.
Однако, как представляется, киргизстанцев, переживших
мартовский переворот 2005 года и ночь погромов и мародерства в Бишкеке, нынче
мало чем напугаешь и удивишь. "Хуже не будет" - такова примерно квинтэссенция
общественного мнения. Также как не будет, не просматривается, увы, в ближайшей
перспективе правителя, способного стать отцом нации, сплотить все общество.
Поэтому какой смысл бойкотировать предстоящий референдум (к чему призывают ряд
деятелей)?! И те, кто сегодня говорят о том, что как политик Курманбек Бакиев
наступает на те же грабли, что и Аскар Акаев, что происходящее - начало его
конца, как представляется, сильно заблуждается. Когда ААА приближался к своему
неизбежному финалу, страна еще не переживала революций, экономического обвала,
морального унижения, принявших позже хронический характер. И просвета, увы, пока
не видно: назовись ты хоть демократической страной, хоть
феодально-патриархальной.
И потому в декабре, судя по всему, парламент будет
распущен, и состоятся новые выборы в Жогорку Кенеш по партийным спискам, где
большинство мест займет партия власти и действующего президента. А главное, что,
это, похоже, для страны единственно приемлемый сценарий, дабы избежать новой
революции, а то и гражданской войны.
Конечно, оппозицию и всех тех, кого отстранили от власти
(читай, "кормушки"), нынешняя ситуация не устраивает. Но вы сильно
заблуждаетесь, уважаемые, когда заявляете, что происходящее - это начало конца
нынешней власти и лично действующего президента Курманбека Бакиева. Страна на
осадном положении: не до жиру - быть бы живу!
А потому, как говаривал покойный Александр Лебедь (когда
его послали в Чечню спасать ситуацию): "Приходится выбирать между х... и очень
х...". В киргизском варианте, первое - это действующая власть, а второе - все
остальное.
Как повлияет роспуск парламента на русско-киргизские отношения?
23.10.2007. КМ
ру
22-го октября президент
Киргизии Курманбек Бакиев распустил парламент. В своем указе он заявил, что
«парламент своими действиями и решениями создал кризис, вызванный непреодолимыми
противоречиями между парламентом и Конституционным судом». Парламентом «были
приняты решения и осуществлены действия, нарушающие принцип независимости судей
и подчинения их только Конституции и законам Кыргызской Республики». Этот указ
был подписан на следующий день после проведения общенационального референдума, в
результате которого 75 процентов избирателей проголосовали за внесение изменений
в Конституцию страны. Принципиальное отличие новой редакции - это проведение
парламентских выборов исключительно по партийным спискам.
Подобный шаг президента еще до объявления референдума
прогнозировал известный киргизский политолог Валентин Богатырев: «Мы имеем дело
с серьезными противоречиями между двумя ветвями власти - судебной и
законодательной. Не исключено, что президент будет вынужден принять меры для
разрешения этого кризиса. И такие меры в Конституции 2003 года предусмотрены -
это роспуск Жогорку Кенеша».
Как повлияет роспуск парламента
на русско-киргизские отношения?
На этот вопрос специально корреспонденту КМ.RU
Новиковой Веронике ответили:
Андрей Грозин, руководитель
отдела Средней Азии Института стран СНГ:
- Я не думаю, что предстоящие парламентские выборы, как
и прошедший референдум, могут как-то серьезно отразиться на внешнеполитической
линии республики Кыргызстан. Во-первых, парламент в соответствии с теми
поправками, которые внесены в Конституцию на прошедшем референдуме, не имеют
особого влияния на формирование внешней политики страны. Во-вторых, в Киргизии,
как и в других центрально-азиатских государствах, несмотря на все пережитые ею
потрясения и пертурбации со времен «тюльпановой» революции, определение
внешнеполитической линии остается прерогативой президента и его администрации.
Коррекция же политической системы, которая сейчас происходит, в принципе не
повлияет на внешнюю политику.
Само усиление президентской власти, попытка выстраивания
в Киргизии партийной модели представительства в парламенте, как в
Казахстане и России, продиктовано стремлением навести элементарный порядок
в стране и желанием расширить свои собственные права и полномочия. Переход от
постоянных политических потрясений к более стабильной системе отвечает
интересам всех игроков, всех центров силы, которые следят за ситуацией в
республике. Кыргызстан стремится выстроить отношения стратегического партнерства
с Россией, не ущемляя при этом интересы Запада и Китая, оно как было, так и
останется. Подобное было при Акаеве и Бакиеве и, очевидно, продолжится в
ближайшие годы. Есть еще один небольшой нюанс, о котором говорят многие
журналисты в Киргизии как об общеизвестном факте. Они считают, что к усилению
позиций президента, наступательной тактике вытеснения оппозиции приложили руку,
в том числе и специалисты из России, Казахстана и собственно киргизские
эксперты. Усиление позиций президента отвечает не только интересам России,
но и строится, как мне представляется, с использованием российских
интеллектуальных ресурсов.
Андрей Жуков, член Комитета ГД
по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- В принципе, это внутреннее дело Киргизии, их
противоречия и их проблемы. У населения были претензии к нынешнему парламенту, к
его формированию. Ходили разговоры, даже были публикации в СМИ, что многие во
время этих выборов использовали значительные денежные средства. Мне сложно
судить, как повлияет роспуск парламента на дальнейшие отношения двух стран. Но я
предполагаю, что никаких радикальных подвижек в ту или иную сторону не может
быть по определению. Роспуск парламента, назначение новых выборов, изменения
процедуры избрания - это обычный рутинный политический процесс.
Василий Лихачев, заместитель
председателя Комитета СФ по международным делам:
- Российская сторона приветствует все действия, которые
ведут к внутриполитической стабилизации республики, являющейся нашим
стратегическим партнером. Очень важно, что действия, которые предпринимает
президент Кыргызстана, идут в русле демократических ценностей - четкого
разделения власти. Главное, чтобы декларируемые Бакиевым цели и задачи, были
доведены до конца. И здесь нам только стоит пожелать нашим партнерам успехов в
их начинаниях. Крайне важно, чтобы в качестве субъекта международной политики,
международных отношений он оказался предельно устойчивой и авторитетной
структурой. Если предлагаемые решения будут проходить в этом ключе, то их надо
только приветствовать.
Киргизию насадили на вертикаль
23.10.2007. РБК
daily
Виктор Ядуха
Бакиев подстраховал соседей от
«цветных революций»
В понедельник президент
Киргизии Курманбек Бакиев распустил парламент. Это произошло сразу после
воскресного референдума по поправкам к конституции, где, как утверждает
президент, 75% киргизов поддержали усиление его власти. Выборы нового
парламента пройдут до конца года. Если к этому времени оппозиция не объединится,
парламент окажется полностью управляемым и самая свободная страна Средней Азии
уподобится авторитарным соседям.
Референдум по новой конституции Бакиев провел вскоре
после создания пропрезидентской партии «Ак Жол» («Светлый путь») и разгрома
оппозиции во главе с Феликсом Куловым. Отныне парламент избирается только по
партийным спискам, порог прохождения — не менее 5% голосов. Это отсечет мелкие
партии, которых в Киргизии свыше 100. Премьер-министра назначает партия,
получившая больше половины мандатов, но поскольку таковой не предвидится,
кабинет сформирует партия, указанная президентом. Он же единолично принимает
решение об отставке правительства и назначает половину ЦИК. Преодолеть вето
президента парламенту будет трудно, поскольку начать эту процедуру можно с лагом
в несколько месяцев.
«Оппозиция раздроблена, вряд ли за два месяца она сумеет
объединиться и выбрать группу лидеров, которые возглавили бы партийный
избирательный список», — сказал РБК daily профессор Киргизско-российского
славянского университета Александр Князев. «Личные амбиции и завышенная
самооценка всегда мешали киргизским оппозиционерам объединиться», — напоминает
заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
Возможно, это и к лучшему: страна без нефти и газа с
бюджетом меньше миллиарда долларов и населением 5 млн человек, где каждый второй
не работает и каждый третий состоит в негосударственных организациях, вряд ли
жизнеспособна. Кроме того, двухлетний хаос в Киргизии давно беспокоит соседей, а
также Россию и Китай. «Именно Москва и Пекин дали Бакиеву добро на наведение
порядка, — сказал РБК daily на условиях анонимности бывший депутат Жогорку
Кенеша. — По нашим данным, это произошло 16 августа на седьмом саммите ШОС в
Бишкеке». Не исключает этого и Андрей Грозин. «В Бишкеке пишут, что строить
вертикаль Бакиеву помогали политтехнологи из России и Казахстана, — говорит
эксперт. — Косвенно это подтверждает и быстрое создание партии «Светлый путь» по
российской модели».
Внешнеполитические последствия усиления Бакиева
просчитать пока трудно. «У Киргизии нет внешнеполитической стратегии, — поясняет
Александр Князев. — Есть ситуативное реагирование: сегодня шаг в сторону США,
завтра в сторону России, потом в сторону Китая. Яркий пример — наличие в
Киргизии двух военных баз, российской и американской. Но сидеть на двух стульях
бесконечно нельзя, рано или поздно придется делать выбор». Каким он будет,
зависит не от Киргизии, а от внешних центров силы, считает эксперт. «Объективно
оптимальным партнером для Киргизии была бы Россия, — говорит Князев. — Там
работает большинство трудовых мигрантов, переводы которых на родину образуют 31%
ВВП, киргизы в целом пророссийски настроены. Однако если до сих пор оппозиция
могла влиять на внешнеполитический выбор, то теперь его будет делать лично
Бакиев. А он ведет себя, как на базаре: кто больше предложит».
А.Грозин: «Бакиев обрезал киргизские тюльпаны»
22.10.2007.
KM.RU
Очень многие эксперты, наблюдающие за ситуацией в
Киргизии, ожидали, что после проведения референдума произойдет роспуск
парламента. Но мало кто рассчитывал, что это произойдет так быстро – буквально
на следующий день после голосования.
Большинство сценариев опиралось на мысль о том, что
потребуется некоторое время для технической подготовки этой процедуры. Сейчас
очевидно, что все было готово заранее. С одной стороны, это говорит о высокой
эффективности работы администрации президента Бакиева, а с другой стороны,
очевидно, это указывает на то, что нынешний парламент оказывается не очень
необходимым для дальнейшего политического развития всей системы власти в
республике. Несмотря на то что нынешний состав Жогорку Кенеша является в
основном пропрезидентским (во всяком случае, по всем наиболее принципиальным
вопросам, оппозиционные мнения в нем забываются), тем не менее он не совсем
удобен для власти. В нем существует довольно значительная группа, состоящая и из
оппозиционных депутатов, и из депутатов, финансово весьма состоятельных.
Очевидно, дальнейший политический процесс - так, как он видится Бакиеву и его
ближайшему окружению, - не предусматривает подобного положения вещей. С его
точки зрения, парламент должен быть более предсказуемым и, прямо скажем, более
управляемым со стороны администрации президента.
Принятые на референдуме поправки, с одной стороны,
предусматривают переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системе
и к голосованию за конкретные партии. Кроме того, кандидатуру премьера будет
выдвигать победившая на выборах партия. Но только в случае, если она наберет не
менее 50% голосов. В противном случае премьера назначит президент из попавших в
парламент партий. В настоящее время в Киргизии, по официальным данным,
зарегистрированы 104 партии. Ясно, что для маленькой горной страны с достаточно
небольшим населением это совершенно феерическая картина. Подавляющее большинство
тех структур, которые называют себя партиями, не являются таковыми в полном
смысле этого слова.
Поэтому прошедший референдум – а главное, введение
пропорциональной системы выборов - позволит сократить число партий. Они
начнут сливаться. Те из них, которые существуют виртуально и вспоминают о том,
что они являются партиями, только в предвыборный период, со временем отомрут.
Как я полагаю, после новых парламентских выборов в республике возникнет более
осмысленная ситуация в сфере партстроительства. Понятно, что ни одна
политическая партия (в том числе пропрезидентская «Светлый путь») не сможет
набрать 50% голосов. Это совершенно исключено, если учитывать множество
объективных и субъективных факторов в жизни сегодняшней Киргизии. Поэтому,
естественно, будет действовать та норма, которая позволяет президенту страны
назначать парламент и иметь доминирующее влияние при назначении Кабинета
министров. В общем, налицо серьезный шаг в направлении того, что принято
называть выстраиванием вертикали власти в Киргизии.
Насколько успешны будут такие попытки, пока говорить
достаточно сложно. Хотя бы потому, что вот уже более двух лет эта страна
находится в состоянии перманентного кризиса. В результате очень многие процессы
здесь идут по непрогнозируемому сценарию и не подчиняются законам логики. Тот
постоянный политический кризис, который осложняется вследствие тяжелой
социально-экономической ситуации, может в значительной мере поломать планы
президента и его ближайшего окружения. Кроме того, уже сейчас очевидно
стремление большинства оппозиционных партий (а именно они являются наиболее
дееспособными) к слиянию. Но здесь также есть масса вопросов. Слишком уж много
лидеров и амбиций. Все считают себя достойными кандидатами от оппозиции (чуть ли
не готовыми президентами). Вот эта борьба амбиций будет серьезно подрывать
наметившийся процесс.
Я думаю, что администрация Бакиева очень четко
отслеживает эту ситуацию. И стремление оппозиции создать некий единый крупный
блок (или хотя бы два блока) будет подрываться борьбой за ресурсы и лидерство. В
киргизских условиях прийти к консенсусу очень сложно. Очевидно, что предстоящие
парламентские выборы не оставляют для оппозиции необходимого временного
люфта для того, чтобы объединиться и согласовать разночтения в подходах
относительно того, как должен развиваться Кыргызстан.
|