Как повлияет роспуск парламента на русско-киргизские отношения?
23.10.2007. КМ
ру
22-го октября президент
Киргизии Курманбек Бакиев распустил парламент. В своем указе он заявил, что
«парламент своими действиями и решениями создал кризис, вызванный непреодолимыми
противоречиями между парламентом и Конституционным судом». Парламентом «были
приняты решения и осуществлены действия, нарушающие принцип независимости судей
и подчинения их только Конституции и законам Кыргызской Республики». Этот указ
был подписан на следующий день после проведения общенационального референдума, в
результате которого 75 процентов избирателей проголосовали за внесение изменений
в Конституцию страны. Принципиальное отличие новой редакции - это проведение
парламентских выборов исключительно по партийным спискам.
Подобный шаг президента еще до объявления референдума
прогнозировал известный киргизский политолог Валентин Богатырев: «Мы имеем дело
с серьезными противоречиями между двумя ветвями власти - судебной и
законодательной. Не исключено, что президент будет вынужден принять меры для
разрешения этого кризиса. И такие меры в Конституции 2003 года предусмотрены -
это роспуск Жогорку Кенеша».
Как повлияет роспуск парламента
на русско-киргизские отношения?
На этот вопрос специально корреспонденту КМ.RU
Новиковой Веронике ответили:
Андрей Грозин, руководитель
отдела Средней Азии Института стран СНГ:
- Я не думаю, что предстоящие парламентские выборы, как
и прошедший референдум, могут как-то серьезно отразиться на внешнеполитической
линии республики Кыргызстан. Во-первых, парламент в соответствии с теми
поправками, которые внесены в Конституцию на прошедшем референдуме, не имеют
особого влияния на формирование внешней политики страны. Во-вторых, в Киргизии,
как и в других центрально-азиатских государствах, несмотря на все пережитые ею
потрясения и пертурбации со времен «тюльпановой» революции, определение
внешнеполитической линии остается прерогативой президента и его администрации.
Коррекция же политической системы, которая сейчас происходит, в принципе не
повлияет на внешнюю политику.
Само усиление президентской власти, попытка выстраивания
в Киргизии партийной модели представительства в парламенте, как в
Казахстане и России, продиктовано стремлением навести элементарный порядок
в стране и желанием расширить свои собственные права и полномочия. Переход от
постоянных политических потрясений к более стабильной системе отвечает
интересам всех игроков, всех центров силы, которые следят за ситуацией в
республике. Кыргызстан стремится выстроить отношения стратегического партнерства
с Россией, не ущемляя при этом интересы Запада и Китая, оно как было, так и
останется. Подобное было при Акаеве и Бакиеве и, очевидно, продолжится в
ближайшие годы. Есть еще один небольшой нюанс, о котором говорят многие
журналисты в Киргизии как об общеизвестном факте. Они считают, что к усилению
позиций президента, наступательной тактике вытеснения оппозиции приложили руку,
в том числе и специалисты из России, Казахстана и собственно киргизские
эксперты. Усиление позиций президента отвечает не только интересам России,
но и строится, как мне представляется, с использованием российских
интеллектуальных ресурсов.
Андрей Жуков, член Комитета ГД
по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- В принципе, это внутреннее дело Киргизии, их
противоречия и их проблемы. У населения были претензии к нынешнему парламенту, к
его формированию. Ходили разговоры, даже были публикации в СМИ, что многие во
время этих выборов использовали значительные денежные средства. Мне сложно
судить, как повлияет роспуск парламента на дальнейшие отношения двух стран. Но я
предполагаю, что никаких радикальных подвижек в ту или иную сторону не может
быть по определению. Роспуск парламента, назначение новых выборов, изменения
процедуры избрания - это обычный рутинный политический процесс.
Василий Лихачев, заместитель
председателя Комитета СФ по международным делам:
- Российская сторона приветствует все действия, которые
ведут к внутриполитической стабилизации республики, являющейся нашим
стратегическим партнером. Очень важно, что действия, которые предпринимает
президент Кыргызстана, идут в русле демократических ценностей - четкого
разделения власти. Главное, чтобы декларируемые Бакиевым цели и задачи, были
доведены до конца. И здесь нам только стоит пожелать нашим партнерам успехов в
их начинаниях. Крайне важно, чтобы в качестве субъекта международной политики,
международных отношений он оказался предельно устойчивой и авторитетной
структурой. Если предлагаемые решения будут проходить в этом ключе, то их надо
только приветствовать.
|