Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №179(01.11.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


А.Грозин: «Бакиев обрезал киргизские тюльпаны»

22.10.2007. KM.RU

Очень многие эксперты, наблюдающие за ситуацией в Киргизии, ожидали, что после проведения референдума произойдет роспуск парламента. Но мало кто рассчитывал, что это произойдет так быстро – буквально на следующий день после голосования.

Большинство сценариев опиралось на мысль о том, что потребуется некоторое время для технической подготовки этой процедуры. Сейчас очевидно, что все было готово заранее. С одной стороны, это говорит о высокой эффективности работы администрации президента Бакиева, а с другой стороны, очевидно, это указывает на то, что нынешний парламент оказывается не очень необходимым для дальнейшего политического развития всей системы власти в республике. Несмотря на то что нынешний состав Жогорку Кенеша является в основном пропрезидентским (во всяком случае, по всем наиболее принципиальным вопросам, оппозиционные мнения в нем забываются), тем не менее он не совсем удобен для власти. В нем существует довольно значительная группа, состоящая и из оппозиционных депутатов, и из депутатов, финансово весьма состоятельных. Очевидно, дальнейший политический процесс - так, как он видится Бакиеву и его ближайшему окружению, - не предусматривает подобного положения вещей. С его точки зрения, парламент должен быть более предсказуемым и, прямо скажем, более управляемым со стороны администрации президента.

Принятые на референдуме поправки, с одной стороны, предусматривают переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системе и к голосованию за конкретные партии. Кроме того, кандидатуру премьера будет выдвигать победившая на выборах партия. Но только в случае, если она наберет не менее 50% голосов. В противном случае премьера назначит президент из попавших в парламент партий. В настоящее время в Киргизии, по официальным данным, зарегистрированы 104 партии. Ясно, что для маленькой горной страны с достаточно небольшим населением это совершенно феерическая картина. Подавляющее большинство тех структур, которые называют себя партиями, не являются таковыми в полном смысле этого слова.

Поэтому прошедший референдум – а главное, введение пропорциональной системы выборов -  позволит сократить число партий. Они начнут сливаться. Те из них, которые существуют виртуально и вспоминают о том, что они являются партиями, только в предвыборный период, со временем отомрут. Как я полагаю, после новых парламентских выборов в республике возникнет более осмысленная ситуация в сфере партстроительства. Понятно, что ни одна политическая партия (в том числе пропрезидентская «Светлый путь») не сможет набрать 50% голосов. Это совершенно исключено, если учитывать множество объективных и субъективных факторов в жизни сегодняшней Киргизии. Поэтому, естественно, будет действовать та норма, которая позволяет президенту страны назначать парламент и иметь доминирующее влияние при назначении Кабинета министров. В общем, налицо серьезный шаг в направлении того, что принято называть выстраиванием вертикали власти в Киргизии.

Насколько успешны будут такие попытки, пока говорить достаточно сложно. Хотя бы потому, что вот уже более двух лет эта страна находится в состоянии перманентного кризиса. В результате очень многие процессы здесь идут по непрогнозируемому сценарию и не подчиняются законам логики. Тот постоянный политический кризис, который осложняется вследствие тяжелой социально-экономической ситуации, может в значительной мере поломать планы президента и его ближайшего окружения. Кроме того, уже сейчас очевидно стремление большинства оппозиционных партий (а именно они являются наиболее дееспособными) к слиянию. Но здесь также есть масса вопросов. Слишком уж много лидеров и амбиций. Все считают себя достойными кандидатами от оппозиции (чуть ли не готовыми президентами). Вот эта борьба амбиций будет серьезно подрывать наметившийся процесс.

Я думаю, что администрация Бакиева очень четко отслеживает эту ситуацию. И стремление оппозиции создать некий единый крупный блок (или хотя бы два блока) будет подрываться борьбой за ресурсы и лидерство. В киргизских условиях прийти к консенсусу очень сложно. Очевидно, что предстоящие парламентские выборы не оставляют для оппозиции  необходимого временного люфта для того, чтобы объединиться и согласовать разночтения в подходах относительно того, как должен развиваться Кыргызстан.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ