Немецкий бизнес говорит по-русски
Русская Германия,
26.11.2007.
Валерий Бехер
В Торгово-промышленной
палате Берлина (IHK) прошла первая встреча русскоязычных бизнесменов.
Те, кто присутствовал на этой встрече, устроенной в
Ludwig-Erhard-Haus, вполне мог вообразить себя в совершенно иных географических
пределах – язык, на котором обратился к собравшимся предпринимателям Дмитрий
Фельдман, был русский. Причем только один человек из 250-ти, находившихся в
зале, схватился за наушники, чтобы слышать перевод.
Сам Фельдман – один из 200 000 русскоязычных жителей
федеральной столицы и, по мнению газеты Tagesspiegel, – один из наиболее
успешных. С мнением этим вполне можно согласиться. Семнадцать лет пребывания в
стране, куда он приехал совсем молодым человеком, не прошли даром. Среди прочего
он сумел стать одним из основателей медиахолдинга Rusmedia Group, в составе
которого несколько газет, выходящих под эгидой «Русской Германии», а также Радио
Русский Берлин 97,2 FM, которое за несколько лет вещания стало привычной и
хорошо возделанной частью информационного поля. Кстати, благодаря своей
деятельности холдинг обеспечил работой 200 человек, которые не должны висеть на
шее у немецкого государства. При этом он не ограничивается германской
территорией, но и завоевывает новые пространства, полноценно оперируя также в
России и Украине.
Именно тема взаимной заинтересованности стала
лейтмотивом встречи в Ludwig-Erhard-Haus, обозначенной как «Этническая
экономика» (Ethnische Wirtschaft). Между прочим, о такой экономике уже вполне
можно говорить всерьез. В Германии в 2006 году было зарегистрировано 1500
русских магазинов, более 1000 туристических агентств, в одном только Берлине
работает 120 врачебных кабинетов, а в клинике Charite на руководящих должностях
пребывает более 20 русскоязычных врачей. О нынешних масштабах «русской Германии»
свидетельствует хотя бы такой факт, что в берлинском районе Marzahn-Hellersdorf
каждый пятый избиратель родом из бывшего СССР. А всего в Германии сегодня
проживает около 4 миллионов выходцев из бывшего Советского Союза. Их совокупный
годовой доход превышает 42 миллиардов евро.
Эта цифра покажется гораздо более значительной,
подчеркнул в своем выступлении Дмитрий Фельдман, если сопоставить ее с валовым
внутренним продуктом некоторых стран-членов ЕС. В очень удачном для Латвии 2006
году ее ВВП не достиг и 15 миллиардов евро, а совокупный годовой доход
русскоязычных в Германии больше, чем ВВП трех стран-членов ЕС: Литвы, Латвии и
Эстонии, вместе взятых!
Как отметил в своей приветственной речи президент IHK
д-р Эрик Швайтцер (Dr. Eric Schweitzer), ныне в Берлине насчитывается 2067
предприятий, которые организовали бывшие советские граждане. «И это число
заставляет нас с вниманием отнестись к этому явлению», – сказал он. Среди
различных этнических групп по масштабам своей предпринимательской деятельности
русские занимают шестое место, а украинцы – девятое. В основном это оптовая и
розничная торговля, сфера услуг, гостиничное хозяйство. Местом приложения их сил
становятся также домостроение, транспорт, медицинские и социальные отрасли.
Кроме того, традиционно представлены культура, спорт, организация досуга. Можно
отметить также участие русскоязычных жителей в сфере научных исследований.
Но не все так гладко в русском предпринимательстве.
Укором прозвучали слова д-ра Швайтцера о том, что русскоязычный бизнес слишком
мало внимания уделяет созданию учебных мест, которых у него раз-два – и обчелся.
«Ваша прямая заинтересованность, ангажированность в этом деле помогут молодым
людям обрести шансы для их будущего, обеспечить конкурентоспособные исходные
позиции», – сказал он. При этом глава IHK не ограничился упреками, а пообещал
оказать помощь в этом важном деле.
С другой стороны, до сих пор ни в одной комиссии Палаты
нет ни одного бизнесмена родом из бывшего СССР. Это ненормальное положение
изменится в следующем году. «Ума палата» пополнится, наконец, и русскоязычным
представителем. Им станет Дмитрий Фельдман, который войдет в состав комиссии под
названием «Креативная экономика». Свое выступление перед собравшимися на встречу
русскими бизнесменами он завершил призывом чаще встречаться и больше общаться:
«Будем помнить слова великого предпринимателя о том, что дружба, основанная на
бизнесе, гораздо эффективнее бизнеса, основанного на дружбе», – тем самым выдав
один из рецептов успеха на фронте предпринимательства.
|