"Русский вопрос в Казахстане". Дрейф в Россию.
Есть и такая точка зрения на
«Русский вопрос» в Казахстане, - надо полагать, не бесспорная. Но у Михаила
Сытника, имевшего возможность некоторое время изнутри наблюдать ситуацию в
русском движении, есть безусловное право своих оценок и суждений на этот счёт.
Хотелось бы услышать мнение и других экспертов о положении дел в русском
сообществе Казахстана.
9.11.2007,http://www.russians.kz/
Михаил Сытник
1) Что собой представляет российская диаспора в стране в
настоящее время, дайте наиболее полную картину (ее численность, территориальное
распределение, возрастной, образовательный состав и пр.), каков ее статус в
обществе, степень влиятельности, каково отношение к ней со стороны других
участников национальных отношений: титульной нации, других диаспор?
-- Понятие «российская диаспора» в Казахстане не
существует и никогда существовать не будет, так как: 1) В Казахстане существует
понятие либо «русскоязычные граждане», либо «славянские этносы», либо «русское
население» Казахстана, которое в своем большинстве не относит себя к «российской
диаспоре», а считает свое происхождение коренным – на земле Казахстана. Понятие
«историческая родина» для большинства славянских этносов относится к Казахстану,
а Россия всегда была и будет для них только «духовной и культурной родиной» или
«славяно-русской цивилизацией» с которой себя идентифицирует русскоязычное
население Казахстана. 2) Если же в объем понятия «российская диаспора» включены
помимо славянских этносов другие этносы Казахстана (татары, кавказцы, корейцы и
т.д.), которые также живут в России и считаются «россиянами», то на территории
Казахстана все они не относят себя к «российской диаспоре» РК, даже если говорят
и работают по-русски, а идентифицируют себя сугубо по своему этническому
признаку и культуре, при этом часть из них готова переехать в Россию на ПМЖ,
преимущественно в те области России, где локально или масштабно проживают их
соплеменники.
2) Насколько русскоязычные граждане, проживающие в Вашей
стране, осознают себя членами некоторого объединения – т.н. российской
диаспоры?
- Русскоязычные граждане всегда будут относить себя
только к коренному населению Казахстана, поэтому никакой объединительной
мотивации русскоязычных граждан на основе принадлежности к «российской диаспоре»
или к «российской исторической родине» не существует. Более того, сами
русскоязычные граждане РК абсолютно разобщены между собой и не способны
объединиться внутри самого Казахстана даже на основе своего этнического признака
или культуры. Это объясняется тем, что русские как нация имеют более высокий
уровень сознания и социализации и давно переросли свой родоплеменной менталитет,
присущий всем тюркским и кавказским этносам. Поэтому объединить русскоязычных
граждан можно только на духовной основе (через единую религию), либо по
профессионально-экономическим сферам деятельности, в чем, кстати, проявляется
глубинный смысл будущей русской государственности, которая будет представлять из
себя единение (синтез) всех профессиональных сословий российского общества.
3) Какова политика государства в отношении российской
диаспоры (в особенности по сравнению с другими национальными диаспорами),
насколько мнение российской диаспоры учитывается при принятии государственных
решений?
- Это очень объемный и многомерный вопрос, который был
подробно и всесторонне раскрыт мною на российском сайте «Интернет против
телеэкрана», опубликовавшем мое интервью. Если же очень кратко осветить его
здесь, то вся политика в отношении русского населения РК строится на принципе
негласной дискриминации по этническому признаку под прикрытием противоположных
пропагандистских мифов и СМИшных штампов «межнационального и
межконфессионального согласия», а также на стратегии «выжидания», пока
естественная убыль русских стариков и продолжающийся выезд русских из РК не
увеличит общий состав казахов до 80%, чтобы окончательно легитимировать
результаты захвата всех систем государственной власти по
биологически-этническому признаку казахов, которые составляли лишь больше трети
общества (40%) на момент распада СССР, и не имели никаких легитимных оснований
(в том числе международных прав и общепризнанных конвенций) в условиях такой
демографии строить этнократическое государство. Мнение русского населения не
только не учитывается при принятии государственных решений, а более того,
государственные решения принимаются ВОПРЕКИ этому мнению, которое на протяжении
15 лет находиться в латентном противоречии с общей политикой казахизации и
«тихого выдавливания» русских граждан из госструктур и госбюджетных организаций,
с политикой навязывания казахского языка и т.д. Пример игнорирования мнения
русскоязычных рассматривается в статье (2).
4) Каково представительство российской диаспоры в
политике в целом, в органах государственной власти и местного самоуправления (в
местах компактного проживания)?
- Из органов государственной власти славянские этносы
практически полностью вытеснены и составляют не более 10% кадров в среднем и
высшем уровне государственного управления. Исключения составляют лишь те русские
кадры, которые либо состоят на службе (например, в силовых или следственных
органах) по причине высокого профессионализма и «везут» на себе всю трудную и
сложную работу (стандартная схема: начальник казах, его заместитель русский),
либо попавшие во власть благодаря личным связям и отношениям с казахскими
околовластными кланами и ФПГ. В высшие законодательные или местные органы власти
(маслихаты) фильтруются и пропускаются лишь особо лояльные и сервильные
представители русского населения, которые не только не способны отстаивать его
интересы, но и даже заикаться о них.
5) В каких сферах деятельности представители российской
диаспоры имеют наибольший вес в обществе, достигли наибольшей успешности,
максимально представлены?
- В основном в экономической деятельности: в мелком и
среднем бизнесе, связанном со всеми видами инженерно-технической деятельности
(все виды производства в Казахстане), с высокими технологиями (практически весь
компьютерный бизнес и сервис принадлежит русскоязычным), со сферой технического
обслуживания (все СТО и механизированные базы обслуживают русскоязычные), а
также в сфере коммерческой медицины, маркетинга и торговли.
6) Насколько подробно и адекватно представляется мнение
российской диаспоры в федеральных\региональных национальных СМИ, какие из них
наиболее лояльны к российской диаспоре?
-Общий принцип при освещении мнения русскоязычных
граждан на всех казахстанских телеканалах сводиться к негласному табу,
наложенному на все острые межэтнические противоречия и проблемы. «Русский
вопрос» старательно замалчивают как все провластные печатные СМИ, так и
малочисленные оппозиционные издания. Более того, общий уровень негласной цензуры
распространяется не только на казахстанские СМИ, но и на трансляцию российских
каналов и передач, затронувших острые темы в Казахстане, есть факты отключения
сигнала таких передач по кабельному ТВ. Любое неугодное событие, мероприятие или
заявление, связанное с общественно-политической деятельностью даже малочисленных
и малоэффективных русских, славянских и казачьих организаций подается
фрагментарно, порою лишь на одном телеканале (как правило на 31-ом) и носит лишь
информационно-констатирующий характер, без необходимого освещения содержания и
смысла этих событий.
7) Как осуществляется выработка общей позиции в
российской диаспоре: как, когда, кем, с какой периодичностью, как доводится эта
позиция до диаспоры, уровень известности этой позиции среди диаспоры (через
какие СМИ)?
В настоящее время никак не осуществляется, т.к. в
Казахстане не существует единой сетевой организации или блока эффективно
функционирующих русских организаций, способных реально участвовать в
общественно-политической жизни страны, вырабатывать общие позиции и планы
деятельности, а также доводить результаты этой деятельности до всего
русскоязычного населения Казахстана.
8) Кто непосредственно продвигает мнение диаспоры в
органах государственной власти, в каких формах осуществляется это
продвижение?
-После распада СССР в начале 90-ых годов в Казахстане
были созданы две основные русские организации Славянское Движение ЛАД и Русская
община Казахстана (РОК), а также несколько казачьих объединений, которые стали
лидерами в борьбе против первой и самой мощной волны националистической
вакханалии 90-ых годов. Примерно до рубежа нового тысячелетия они находились в
жесткой конфронтации с властью, их шантажировали, избивали, некоторым из числа
их руководства пришлось покинуть Казахстан и уехать в Россию. После моего
вступления в алма-атинский филиал ЛАДа в начале 2003 года, эта славянская
организация сохраняла свою высокую активность, публиковала свою газету, давала
различные пресс-конференции, проводила круглые столы, участвовала в выборах
законодательных органов. Все эти формы деятельности активно продвигали мнения
славян до высших органов власти и распространялись в СМИ, как например, данное
интервью (3). При этом в качестве бывшего члена ЛАДа и активного участника
Русского Движения Казахстана могу уверенно (точнее проверенно) заявить, что
деятельность русских и славянских организаций, которые за все время своего
существования не имели статуса и полномочий политических партий (как организаций
не по этническому признаку, что запрещено законом РК, а по программе и по целям:
русский язык второй государственный и т.д.), оставалась малоэффективной и
малоизвестной для русского населения Казахстана, об этих организациях после
рубежа 2000 года имели представление или что-то слышали о них менее половины от
всего русского населения Казахстана, причем в основном городского, т.к. в
сельских регионах о них практически вообще ничего не знают.
9) Насколько российская диаспора однородна, какие в ней
существуют группы, течения и т.п.: чем они отличаются, на каких основаниях
объединены, чего добиваются, каков характер отношений между группами внутри
диаспоры?
-Русскоязычное население расслоено на разные
имущественно-финансовые уровни, разобщено идеологически (от
пенсионеров-коммунистов до либералов и маргиналов) и религиозно (от атеистов до
«свидетелей Иеговы»), абсолютно безразлично и апатично в отношении внутренних
общественно-политических процессов «казахского государства» и замкнуто на сугубо
личных проблемах и вопросах материального обеспечения. Мизерная часть из них
вовлечена в околовластные кланово-экономические связи или находится во власти.
Характер отношений между остатками славянских и русских организаций в Казахстане
можно определить как «мышиная возня» их руководителей за получение преференций и
финансов от российских или казахских властей.
10) Какие организации российской диаспоры Вы считаете
наиболее конструктивными, ответственными, эффективными, а какие организации,
наоборот, деструктивными, безответственными, неэффективными?
-Весной 2005 года между представителями казахской власти
и лидерами русских, славянских и казачьих организаций состоялся договор, после
которого мною было сделано заявление о поддержке кандидатуры Н. Назарбаева на
президентских выборах, после чего ими была проведена активная агитационная
кампания в поддержку Н. Назарбаева, тогда как у лидеров русских организаций был
вариант поддержать нейтральную кандидатуру в президенты. С этого времени русские
и казачьи организации, некогда противостоящие этнократическому режиму
Назарбаева, существуют в лице кучки людей, сотрудничающих и поддерживающих
высшее руководство Казахстана.
11) Кто из лидеров российской диаспоры имеет высокий
авторитет внутри самой диаспоры, кто обладает наибольшим влиянием в обществе в
целом?
- НИКТО не имеет, все лидеры славянских и русских
организаций дискредитировали себя «конструктивным сотрудничеством» с
этнократическим и кланово-коррупционным режимом Назарбаева, уже давно подмяты им
под себя и больше не представляют из себя никакой общественной силы или
духовно-нравственного авторитета в глазах той части русского населения, которая
что-то о них знала. По состоянию на конец 2007 года можно лишь констатировать
некролог: Русское Движение Казахстана УМЕРЛО и существует в виде мертвых
останков разлагающихся структур, состоящих из небольших кучек
бабушек-пенсионерок, ветеранов движения и пожилых мужчин около руководящего
состава. Окончательным аккордом, поставившим жирную точку на существовании
русских организаций Казахстана, стало то, что ни один лидер русских организаций
не вошел в список от Ассамблеи Народа Казахстана для прохождения в парламент на
прошедших выборах. Их просто открыто «кинули», а точнее выбросили на свалку
истории как устаревший материал, что является закономерным итогом, т.к. холуев и
лакеев любая власть никогда не уважает, а только использует в своих интересах,
что и было сделано на президентских выборах в 2005 году. Нужно особо
подчеркнуть, что этому во многом способствовала политика российских властей,
которые через свои каналы влияния (Посольство РФ, российские структуры
соотечественников и т.д.) планомерно и целенаправленно подавляли сопротивление
русских организаций казахским властям и скрытно принуждали сотрудничать с
режимом Назарбаева как с «главным стратегическим партнером России», а точнее
партнером российских сырьевых олигархов.
12) Какова роль Русской православной церкви (РПЦ) в
жизни диаспоры? Насколько российская диаспора религиозна: отношение к религии,
степень соблюдения церковных ритуалов, количество и масштаб церковных
приходов?
-Русская православная церковь в Казахстане выполняет
роль «свадебного генерала», приглашаемого казахской властью на различные
общественно-политические мероприятия. Более половины русского населения
Казахстана ФОРМАЛЬНО относят себя или идентифицируют как «православные», однако
в реальной жизни лишь мизерное количество таких «православных» посещают церковь
хотя бы раз в неделю. Количество церковных приходов составляет примерно 1-2% от
всего русского населения Казахстана, ведь даже по великим христианским
праздникам количество русских прихожан во всех церквах г.Алма-Аты, где проживает
более полумиллиона славянских этносов, составляет не больше 30 тыс. человек.
Основная причина слабого влияния РПЦ на сознание славянского населения
заключается в общем кризисе христианских ценностей в условиях дикого капитализма
и либеральных ценностей, когда прибыль и деньги интересуют людей гораздо больше
любых религиозных и моральных ценностей. Более того, сам институт РПЦ открыто
поддерживает и публично «признается в любви» кланово-коррупционному режиму
власти в Казахстане и превращен в один из рычагов политики как со стороны
российских, так и со стороны казахских властей. И, наконец, сама религия
православия вызывает у современных, образованных поколений славян критическое
осмысление стародавних догматов и ритуалов, и если провести метафору – подобна
старому, обветшавшему комоду, который вытащили (возродили) из подвала в комнату,
но пока выбросить жалко и вроде иконку есть на что поставить. Осталось добавить,
что религия православия уже никогда не сможет выступить тем духовным основанием,
которое было бы способно объединить русское население Казахстана, тем более в
преддверии назревающей Русской Реформации в России.
13) Как воспринимается политика РФ в настоящее время в
отношении соотечественников в Вашей стране: в чем она состоит, как и кем
проводится, какие результаты существуют, какую помощь от РФ Вы хотели бы
получить?
- Подробнейший и развернутый ответ на этот вопрос был
дан мною в интервью в конце прошлого года – сразу же после моей поездки в
Санкт-Петербург на 2-ой Всемирный конгресс соотечественников. Мое восприятие
политики РФ в отношении соотечественников за прошедший год ни на грамм не
изменилось, а помощь от РФ я хотел бы получить только после того, как в ней
смениться либерально-олигархическая власть.
14) Какими видятся преимущества и недостатки российской
диаспоры, ее членов по сравнению с другими национальными диаспорами?
- Главное преимущество русских в отсутствии отсталого
родоплеменного сознания, более того, русские в Казахстане ментально отличаются
от русских в России (я говорю из личного опыта, у меня половина родственников в
России), русские казахстанцы – созидатели и не способны хвататься за кинжал или
автомат в случае своего притеснения, и конечно же они профессионалы своего дела.
Я всегда говорил казахским националистам, что если бы вместо 52% славянских
этносов (включая в эту цифру немцев) в Казахстане в 1990 году проживало бы 52%
кавказцев – чеченцев, азербайджанцев или турков, то никогда бы из Казахстана
мирно, спокойно и без войны не выехало бы 3 млн. человек и никогда бы «великие
номады-скотоводы» не создали бы свое «независимое казахское государство», и что
Косово или Нагорный Карабах были бы только цветочками по сравнению с
Казахстаном. К отрицательным качествам русских можно отнести генетическое
холуйство перед высшей властью – царем, президентом, чиновником и т.д., а
отсутствие родоплеменного сознания оборачивается против самих русских своим
полным разобщением и неспособностью помогать друг другу. Поэтому большинство
русских всегда проиграет сплоченному по этническому признаку и организованному
меньшинству (диаспоре), особенно в условиях дикого рынка и конкуренции.
15) Какова степень владения национальным языком в
российской диаспоре, отношение к его изучению?
- Русский язык сохраняет свой высокий статус и степень
владения не только среди русского населения Казахстана, но и во всех сферах
государственной и экономической деятельности титульного этноса благодаря своим
лингвистическим, информационно-функциональным качествам языка, о чем я
неоднократно писал в СМИ. Казахский язык не способен стать языком
научно-технических знаний или информационных технологий в ближайшие 20 лет из-за
неразвитых качеств самого языка, что открыто признают сами казахи –
профессиональные лингвисты. Поэтому никаких опасений по поводу степени владения
своим языком среди русского населения нет и быть не может. Однако изучение
русского языка во всей средне-образовательной системе Казахстана имеет очень
низкое качество преподавания по двум причинам: в связи с малым количеством часов
(уроков) русского языка и по причине всеобщей профессиональной деградации
педагогов, в виду замены их титульными кадрами. Поэтому дети русского населения
Казахстана будут иметь низкую грамотность русского языка после средней школы, но
при этом легко наверстывать упущенное в процессе профессиональной деятельности
или при дополнительном самообразовании через учебники и компьютер.
6) Как общество/государство отнесется к тому, что
российская диаспора будет более настойчиво отстаивать свои интересы, какие
проблемы можно предвидеть в таком случае?
-Русское население Казахстана никогда самостоятельно не
начнет отстаивать свои интересы и права или самоорганизовываться с целью их
защиты, т.к. большинство активных и принципиальных русских граждан, которые не
собирались мириться с тотальной политикой казахизации, покинули Казахстан на
протяжении 90-ых годов. Оставшееся же русское население политически неактивно,
разобщено и замкнуто на сугубо экономических проблемах выживания и готово
мириться с любой политикой казахских властей. Поэтому при любом серьезном
обострении политической или межэтнической обстановки, когда станет выбор между
защитой своих интересов в Казахстане или отъездом на «духовно-культурную», но
чуждую историческую родину России, русскоязычные граждане предпочтут последнее.
Государство же, в лице представителей сплошного титульного этноса, будет
открыто, косвенно или скрытно пытаться нейтрализовать любые, даже слабые попытки
организовать русскоязычное население на защиту своих интересов. Отсюда вывод:
только внешняя военно-политическая стратегия России вкупе с экономическими
рычагами может защитить интересы и права русскоязычного населения Казахстана и
обеспечить морально-идеологическую поддержку казахстанским русским. В этом
случае, у нового российского руководства появятся реальные возможности для опоры
на оставшееся русское население Казахстана, особенно в северных, русскоязычных
регионах. Однако в настоящее время отношения России и Казахстана можно
охарактеризовать моим докладом «Иллюзия дружбы: Россия и Казахстан», который был
передан мною на конференции в Москве Институту стран СНГ и опубликован на
российском сайте.
17) В чем, по мнению диаспоры, она могла бы принести
наибольшую пользу стране проживания (Вашей стране), как можно было
сформулировать ее «миссию»?
-С момента обретения Казахстаном независимости «миссия»
русского населения Казахстана состояла в том, что фактом своего масштабного
наличия во всех слоях общества они препятствовали и сдерживали процессы
децивилизации, трайбализма, непотизма и т.д., и не позволили Казахстану
моментально скатиться до уровня Киргизии. Ведь соседние киргизы – это «казахи в
миниатюре», которые на практике продемонстрировали и показали то, кем были бы
сейчас казахи и что бы сейчас представляло из себя «великое казахское
государство», если бы не 52% славянских этносов, проживавших в 1990 году в
Казахстане, и если бы не сырьевые ресурсы, которых нет у киргизов. Ведь именно
благодаря славянскому населению казахи сейчас могут кичится на весь мир «своими
достижениями» – «зерновой державой», которая имеет миллионы тон хлеба за счет
созданной Целины или «космической державой» за счет умов и специалистов
российского Байконура, ведь только благодаря русским «великие скотоводы» сейчас
имеют высокое образование, города, а также всю экономическую инфраструктуру,
созданную в советское время и т.д. Я всегда советовал казахским националистам
почаще ездить в соседнюю Монголию, которая является историческим образцом и
практическим результатом развития кочевой цивилизации – чтобы изучать плоды
того, чем было бы сейчас «великое казахское государство» на основе самобытного
развития казахской культуры и без славянской цивилизации.
18) Каковы, по Вашему мнению, перспективные направления
повышения роли российской диаспоры в жизни общества, государства?
-В условиях тотальной казахизации и аулизации городов,
кланово-коррупционной экономики, правового беспредела и полного морального
разложения власти , у русского населения Казахстана должно быть только одно
перспективное направление – постепенный и организованный отъезд из Казахстана на
«духовно-культурную», но чуждую историческую родину России, ради будущего своих
детей. Мы, русские казахстанцы, должны помочь подняться России с колен и
сохранить славяно-русскую цивилизацию на Земле. А у «казахского государства»
остаются перспективы, которые были проанализированы мною еще полтора года
назад.
Об авторе: Михаил Сытник - политолог, г. Алма-Ата.
|