Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Рождение партии власти и потрясение идеологических основ

Александр Фадеев, Владислав Лосев

17 ноября 2007 г. в Минске, во Дворце Республики, состоялось событие, которого долго ждали  –  учредительный съезд Республиканского общественного объединения «Белая Русь». На него было избрано 410 делегатов, их них 80 из Минска, по 55 из каждой области. В самом же мероприятии приняло участие 380 делегатов, и оно казалось вполне заурядным. Возникло еще одно общественное объединение, каковых в Белоруссии и так более 1,5 тысяч. Однако съезд этот вызвал к себе пристальное внимание со стороны тех, кто хотя бы мало-мальски интересуется белорусской политической жизнью. Ведь возникла организация, которой накануне парламентских выборов–2008 уверенно прочат статус президентской.

Без всякого преувеличения можно сказать, что создание партии власти – Республиканского общественного объединения «Белая Русь» - стало самым значимым событием политической жизни Белоруссии 2007 года. Это не только первая попытка правящей элиты структурно организовать массы для поддержки проводимого ею политического курса, но и наглядное свидетельство трансформации основных принципов национально-государственной идеологии и политики в изменившихся экономических и социальных условиях.

Напомним, что ранее создание партии власти в «стремительно продвигающейся вперед Беларуси» президент публично объявлял нецелесообразным. Подобный процесс мог быть, по убеждению Александра Лукашенко, запущен только в самый тяжелый и острый момент, который переживает страна в своей истории. (Так он считал, по крайней мере, еще в прошлом году, заявив об этом в своем послании белорусскому народу и Национальному собранию в мае 2006 г.). Очевидно, что такой критический в истории независимой Белоруссии момент наступил. Поэтому во многом выбор нового внутриполитического ориентира, организация социального института в форме пропрезидентской партии (общественного объединения) объясняются нарастанием в республике экономических, финансовых и социальных проблем, а также ухудшением международного положения Белоруссии. Кроме того, прозападная оппозиция отнюдь не отказалась от намерения расшатать обстановку и перехватить политическую инициативу, и для нейтрализации этих попыток становится уже недостаточно использование потенциала официальных СМИ и действий одних только спецслужб.

Главным идеологическим постулатом Александра Лукашенко, как известно, является идея о суверенном, независимом белорусском государстве, неотъемлемой чертой которого является экономическая самостоятельность и самодостаточность при полном контроле государства за деятельностью предприятий и организаций и доминировании государственной собственности. Изменение финансовой и экономической политики, внутриполитического курса, как представляется, связано в первую очередь с осознанием государственной элитой новых внешних и внутренних угроз обеспечению национально-государственного суверенитета. Это ведет к серьезной корректировке идеологии и политики.

Что касается хозяйственной самостоятельности и ресурсной самодостаточности, вопросов собственности, то в последнее время руководство республики демонстрирует явный отход от ранее заявленных принципиальных позиций. Белоруссия намерена участвовать в проектах по добыче и поставкам энергоресурсов с рядом ресурсно-богатых стран Азии и Южной Америки, что объективно привяжет ее к ним. Впервые Минск дал старт продажам субъектов хозяйствования иностранному капиталу вместе с контрольными пакетами акций. Решения о продажах, фактически, принимаются в недрах президентской администрации, чаще всего тайно, без объявления конкурсов. Дан «зеленый свет» импорту в республику австрийского, израильского и китайского инвестиционного капитала, для компаний Австрии и КНР созданы особо льготные условия приватизации, а экспансию китайских товаров и внешнеторговую политику Китая по отношению к Белоруссии, исходя из категорического запрета президента, вообще нельзя обсуждать и критиковать.

Следует подчеркнуть, что Белоруссия еще весьма далека от того, чтобы войти, как намечал еще несколько лет назад Лукашенко, в группу высокоразвитых европейских государств. Не подтверждает республика, «свободная от неолиберального террора и травли», и собственных претензий стать великим духовным лидером восточноевропейской цивилизации.

Положение в хозяйственном комплексе неуклонно ухудшается, некоторые его сегменты стали проблемными. Правительство, на фоне рапортов о высоких темпах развития экономики, все более напоминает пожарную команду, борющуюся с проявлениями кризисных моментов. Преобразования в экономике в последнее время если и идут, то довольно хаотично, скачками, шесть из 19 важнейших прогнозных показателей в этом году не выполнено, во внешней торговле резко увеличилось отрицательное сальдо по товарам (- 2,4 млрд. долл. США). Наблюдается спад в пищевой, топливной и энергетической отраслях, небывалыми темпами растут складские запасы на ряде промышленных предприятий в связи с падением спроса на их продукцию. Сельское хозяйство оказалось не в состоянии обеспечить население республики мясными и некоторыми другими продуктами. Все это не укладывается в рамки намеченной государственной верхушкой целевой программы последовательного и системного развития хозяйственного комплекса, значительного наращивания экспорта. Планируемый ранее уход от всеобъемлющего государственного регулирования экономических процессов, от тотального контроля за деятельностью субъектов хозяйствования сейчас перестал рассматриваться правительством как актуальный. О принципе равноправного функционирования субъектов хозяйствования государственной и частной собственности никто не вспоминает.

Современный этап жизни Белоруссии характеризуется определенной растерянностью и отрицательной реакцией населения в связи со стремительным свертыванием по личному указанию президента Лукашенко государственных программ социальной помощи. Граждане РБ на исходе 2007 года перестали чувствовать «высокий уровень социальной защищенности». В республике белорусским лидером практически заявлен отход от реализации национально-государственной идеи «прогрессивной социальной политики, наиболее полно отвечающей интересам человека». Такой поворот в политике белорусской «горки» объективно ведет к появлению факторов, способствующих возникновению общественного недовольства и социальных конфликтов. Для власти, которая давно поделила общество на «своих» и «чужих», это будет означать сокращение рядов первой категории.

Выборы президента весной 2006 года и последующие события показали, что республиканские власти так и не смогли сформировать эффективную и устойчивую политическую систему, обеспечить контроль за обществом. Госаппарат сосредоточил в своих руках все функции управления и полномочия, которые в период существования Союза ССР были у компартии, но в новых экономических и внешнеполитических условиях выяснилось, что он  не в состоянии без общественной поддержки справиться с лавиной проблем. Однако четыре столпа: президентские профсоюзы, советы депутатов, Белорусский республиканский союз молодежи и ветеранские организации, на которых, по официальной идеологии, покоится белорусская политическая система «народовластия», оказались довольно шаткими.

Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) под управлением бывшего правительственного чиновника проявляет полную пассивность в деле защиты интересов трудящихся, результаты ее деятельности не видны. БРСМ превратился в окончательно забюрократизированную организацию, которая оказалась неспособной привлечь в свои ряды и мобилизовать, активизировать большинство молодых людей. Эта организация так и не смогла, несмотря на мощную ресурсную поддержку со стороны госаппарата, стать лидером молодежного движения в республике, провалила работу в среде студентов. В целом молодежь не может рассматриваться как политическая опора и партнер власти. Местные советы сегодня лишены значимых полномочий, совершенно безынициативны и зависимы от исполкомов, их авторитет у населения крайне низок.

Поэтому властные структуры Белоруссии на рубеже 2006-2007 гг. стали осознавать необходимость создания массовой и авторитетной пропрезидентской партии. Собственно, речь об этом шла очень давно, по сути, с первых лет президентства Александра Лукашенко. Предложения об учреждении подобной организации регулярно поступали  от различных общественных деятелей, политиков и партий. Например, пять  лет назад член Совета Республики Национального собрания РБ, ныне председатель Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец выступил с предложением о создании пропрезидентской партии. На роль президентских партий последовательно претендовали - Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости, но ни одна из них не получила какой-либо поддержки. Лукашенко всем отвечал, что «народный президент не нуждается в посредниках между властью и народом».

Такая позиция, по-видимому, была обусловлена не только нежеланием создавать конкурентов (а вдруг станут чересчур самостоятельными?) на собственном электоральном поле, но и тем обстоятельством, что эти инициативные группы демонстрировали поддержку курсу на интеграцию с Россией в какой-либо форме при сохранении независимости РБ. Лукашенко же изначально оставлял за собой право дрейфа в сторону Запада, хотел иметь свободные руки в отношении Движения неприсоединения  и стран «дальней дуги».

Первоначально подобный подход власти касался и «Белой Руси», которая возникла несколько лет назад по почину «снизу» и первоначально без какого-либо содействия со стороны Администрации президента РБ  как Гродненское областное общественное объединение. Областную организацию «Белая Русь» тогда возглавил ректор Гродненского государственного аграрного университета Витольд Пестис.

Организация при поддержке местных (но не республиканских) властей довольно быстро вошла в силу и в настоящее время насчитывает  12 тыс. 200 членов и 870 первичных организаций. Она строится по территориально-производственному принципу (на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и по месту жительства граждан). Существует (по крайней мере, официально) за счет членских взносов. В последнее время ею передано на восстановление и охрану памятников 7 млн. бел. рублей (примерно 3 279 дол.), израсходовано на благотворительные цели 15 млн. бел. рублей (примерно 7000 дол.).

Данное общественное объединение  показало себя как вполне дееспособное, хотя бы потому, что  половина депутатов всех уровней в области состоят в этой организации. «Белая Русь»  возникла на Гродненщине, где существовала насущная потребность в общественном  противовесе быстро  набиравшему силу польско-католическому влиянию. В области  компактно проживает порядка четырехсот тысяч поляков, причем,  10%  процентов из них  являются членами Союза поляков в Белоруссии, который непосредственно патронируется правительством Польши.

Гродненская областная «Белая Русь»  также неоднократно обращалась к Лукашенко с предложением создания общереспубликанского движения в его поддержку, но безуспешно. Однако в конце 2006 –  начале 2007 года положение изменилось, и очередное обращение нашло положительный отклик у республиканских властей. Во всех областях республики и  Минске начали образовываться  оргкомитеты, а затем и местные организации «Белая Русь». А уже в начале  июля был сформирован оргкомитет по созданию Республиканского общественного объединения «Белая Русь», с целью, как было заявлено, поддержки курса А.Г. Лукашенко.

К тому же, что бы там ни утверждали белорусское телевидение и газета администрации президента «Советская Белоруссия», в обществе нарастает разочарование в действиях   Александра Лукашенко как главы государства. Можно, конечно, и дальше говорить о всенародном обожании нынешнего белорусского президента, но, как известно, для политика и государственного деятеля самое страшное – это поверить в данном ключе собственной пропагандистской машине.

Очевидно, в окружении президента, наконец, поняли, что без создания соответствующего  «проводника идей в массы» далее поддерживать политическую стабильность в обществе будет все сложнее. Да и успешный опыт «Единой России», которую сам Лукашенко не единожды подвергал резкой критике и остракизму, показал, что без пресловутых «приводных ремней» никак не обойтись.

Сам общереспубликанский съезд РОО «Белая Русь» прошел в типичной казенно-торжественной обстановке. Не было какого-либо предметного разговора о положении дел в республике или о месте Белоруссии на международной арене. Общий настрой всех выступлений, прозвучавших на съезде, наиболее полно выразил председатель Могилевского областного совета ветеранов Анатолий Любченко, с восторгом заявивший, что ныне в Белоруссии «хорошо работается, хорошо живется и хорошо поется».

Съезд закончился в течение двух часов, а его результатом стало избрание председателем республиканского совета РОО «Белая Русь» министра образования РБ, доктора педагогических наук, профессора Александра Радькова, а также руководящих и контрольных органов объединения.

Появление  республиканской  организации «Белая Русь» вызвало напряжение в среде прозападной оппозиции. И это обусловлено не только тем, что на белорусском политическом поле может появиться тяжеловесный игрок, но и тем обстоятельством, что само название «Белая Русь» (а не «Беларусь», как власти теперь называют Белоруссию на польский манер) вызвало опасение у оппозиционеров о некой нацеленности организации на общерусское (восточнославянское) единство.

«Белая Русь», несомненно,  может, если не лишится поддержки президентской администрации, стать мощной и дееспособной организацией, т.к. многие ее участники, в том числе и члены республиканского совета, заинтересованы в ее развитии. «Белая Русь», возможно, не будет стремиться стать партией, т.к. в белорусских условиях преимуществом пользуются как раз общественные объединения, которые  по законодательству РБ могут, в отличие от партий, проводить работу  и создавать свои первичные организации на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Лидер «Белой Руси» Александр Радьков вполне может стать влиятельной фигурой в белорусском парламенте следующего созыва, выборы в который должны состояться осенью 2008 года. Отводимая ему «горкой» политическая роль многогранна. Она, в частности, включает, как можно предположить, и воздействие на часть колеблющейся оппозиции, вовлечение ее в ряды партии власти.  По крайней мере Радьков в интервью оппозиционной газете «Народная воля» (22.11.07) заявил, что «Белая Русь» намерена сотрудничать со всеми заинтересованными лицами, в том числе, оппозиционными и  готова к разговору и диалогу со всеми и каждым.

Не исключается возможность установления в будущем деловых и партнерских отношений между РОО «Белая Русь» и партией «Единая Россия». Кстати, именно возможное взаимодействие «Белой Руси» и «Единой России» очень беспокоит функционеров белорусской оппозиции.

В целом переход на методы стимулирования общества в целях его консолидации вокруг главы государства следует рассматривать как радикальный поворот, который со всей очевидностью говорит о кризисе ряда идейных основ и политических принципов, сформулированных ранее самим белорусским лидером.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ