Президент поставил перед Правительством актуальные задачи
14.11.2007. Беларусь
сегодня
Виталий Волянюк
На вчерашнее совещание у Президента был вынесен широкий
круг экономических и нравственных вопросов. Бюджет, налоги, денежно–кредитная
политика, итоги работы экономики в январе — сентябре, прогнозы развития на
будущий год. Однако разговор, длившийся более трех часов, получился еще
масштабнее, чем предполагалось. Были обсуждены глубинные проблемы нашей
экономики. Причем тональность этого диалога была весьма жесткой — Президент,
характеризуя стиль работы Правительства и отдельных министров, приводил такие
аргументы, как «предприимчивость», «ответственность», «воля», «совесть»...
Безусловно, результаты работы Правительства за последние
годы очевидны. Рост ВВП, доходов населения, снижение инфляции — все эти
макроэкономические достижения подтверждаются и независимыми международными
институтами. Положительную динамику, несмотря на резкое подорожание
энергоресурсов, удалось сохранить и в этом году. Вот данные статистики за январь
— сентябрь. ВВП увеличился на 8,4 процента. Промышленной продукции выпущено на
8,2 процента больше. Реальные денежные доходы выросли на 16,2 процента... Однако
на фоне этих цифр есть и другие, менее оптимистичные: Правительством не
выполнено 6 из 19 прогнозных показателей. Среди них выпуск сельхозпродукции,
внешнеторговое сальдо, рентабельность промышленных товаров... Но еще важнее
другое.
Вчерашнее совещание было беспрецедентно резким. И
некоторые журналисты, в кулуарах, горячо выясняли причины этого. Но как мне
представляется, никакой загадки тут нет. Обычно строгая и предметная критика
Правительства «логична» в тех случаях, когда резко падает планка экономических
показателей, пустеют прилавки и взлетают цены. Но нынче — особый случай!
Экономика, как я уже написал, существенно «прибавляет», есть немало факторов
весьма оптимистичных, но Президент, в присущей ему манере, был деловит и особо
эмоционален. И — по делу! Сегодня наша экономика оказалась в чрезвычайно
перспективной ситуации.
Этому способствует целый ряд международных, в основном,
факторов. В соседних странах немало проблем: низкий урожай зерновых культур,
инфляционные зигзаги, банковская паника и землетрясения бирж, повышение цен на
молоко и хлеб — это только небольшой перечень трудностей, сведениями о которых
полнятся телепрограммы и первые страницы газет. Дело журналистов — анализировать
события, дело публики — рыться в своих кошельках и корректировать семейные
бюджеты. Но деловые люди, руководители хозяйственных структур — не журналисты и
не обыватели. Они обязаны извлечь прагматичную выгоду для своих сегментов
производства, для своего государства, в конце концов. Это азбука
межгосударственных торговых отношений. Есть возможность оперативно отреагировать
на внешнюю ситуацию — нельзя терять ни секунды! Срочно меняй планы, переходи на
выпуск и изготовление дефицита, ищи новые рынки, заключай выгодные контракты!
Вот в этом и заключается этика прагматичного, целеустремленного руководителя, да
и вообще любого грамотного бизнесмена. Сегодня такие белорусские товары, как
тракторы, автомобили и в особенности качественные продукты питания, идут, как
говорится, «со свистом». Самое время развернуться и заработать. Такая отличная
конъюнктура!
Но, как справедливо критиковал некоторые отрасли
Президент, многие руководители попросту не понимают, что потеря темпа — это
потеря денег. Для бюджета Беларуси. Президент назвал несколько причин
инертности. Главные среди них — самолюбование, стремление довольствоваться
достигнутым и зачастую полное отсутствие деловитости и предприимчивости. «Так
дело не пойдет!» — подчеркнул Президент. Это замечание не следует расценивать
как некую «накачку», но на месте некоторых руководителей я, между нами говоря,
не стал бы испытывать терпение Президента...
Вот почему совещание приняло такой острый оборот...
Повторюсь, не потому, что зреет какой–то «кризис», а
потому что некоторые руководящие товарищи не понимают простых вещей: чтобы
достигать максимальных результатов, следует не ссылаться на «объективные
трудности», а работать так, как требует время. Предприимчиво, ответственно и
результативно.
Экономика — сложная система. Она гораздо сложнее, чем
любой набор прогнозных параметров, формул и методик. Однако есть в ней
совершенно простые вещи, по которым можно безошибочно судить, насколько
эффективно работают чиновники и директора. Скажем, умеет ли страна производить
конкурентную продукцию в таких объемах, которые принесут ей максимальную
прибыль? Или с этим трудности? Что царит на предприятиях? Дух
предпринимательской инициативы или безалаберность и головотяпство? Вот, пожалуй,
те базовые вещи, которые сегодня поважнее процентов.
Анализируя работу Правительства, Александр Лукашенко
возвращался к ним не раз. Так, Президент жестко критиковал министра сельского
хозяйства Леонида Русака за то, что вверенная ему отрасль оказалась фактически
не готова к всплеску цен в России и других странах на молочные и мясные
продукты. Воспользовавшись конъюнктурой, белорусские хозяйства могли бы выйти на
бездотационную работу. Но нет... Не вполне понятна и ситуация с мясными
продуктами. Сегодня Правительство ограничивает их вывоз, чтобы обеспечить
внутренний рынок. А ведь наличие дополнительных объемов принесло бы хорошие
доходы на экспорте.
Претензии Президент высказал и в адрес строительной
отрасли. Нынешний бум, имеющий место в Беларуси и соседних странах, можно было
предсказать. Будь мощности по производству цемента и стройматериалов больше,
страна на одном экспорте в Москву и Санкт–Петербург могла бы заработать
миллиарды долларов! Речь идет о суммах, эквивалентных тем, которые сегодня
тратятся на закупку нефти и газа.
Определенную порцию критики получила и промышленность.
Продукция МТЗ, МАЗа, Белорусского металлургического завода, БелАЗа сегодня
нарасхват. Но успешным предприятиям не хватает мощностей, чтобы сполна
удовлетворить спрос. В то же время есть десятки заурядных заводов, у которых
объем складских запасов уже превзошел все мыслимые пороги. В этой связи
Президент поставил резонный вопрос. Почему неэффективные производства не
перепрофилируются на выпуск востребованной продукции и не присоединяются к
ведущим экспортерам?
В своих оценках Александр Лукашенко был достаточно
критичен: «К сожалению, у меня возникает впечатление, что действующее
Правительство начинает обрастать тиной. Мне не хотелось бы прибегать к принципу
ротации кадров, но вы должны понять, что ваша задача — не просто чертить графики
и писать доклады, а прилагать усилия к тому, чтобы общество увидело реальные
подвижки в вашей деятельности».
К факторам, которые тормозят развитие экономики,
Президент, помимо безынициативности, неразворотливости чиновников и директоров,
отнес и запутанность налоговой системы: «Сегодня все — от рядового бизнесмена до
директора крупного предприятия — жалуются на то, что они должны содержать по 5
бухгалтеров, чтобы разобраться в налоговых инструкциях». Президент жестко
предупредил: «Еще одна такая жалоба — и я буду серьезно разбираться с
налоговиками. Ведь сегодня бизнес, даже если и готов платить крупные суммы
налогов, не может разобраться во всех этих требованиях».
Особое внимание во вчерашнем разговоре было отведено
теме внешней торговли. По данным за девять месяцев, внешнеторговое сальдо
составило минус 1,5 миллиарда долларов. К концу года, как ожидается, этот
показатель превысит минус 2 миллиарда. По мнению Президента, провалы во внешней
торговле могут свести на нет успехи в других сферах. При этом Александра
Лукашенко не удовлетворили аргументы, будто отрицательное сальдо — это
нормальная мировая практика. Оппонентом этого тезиса выступил и глава
Национального банка Петр Прокопович. По его мнению, стране необходимо
увеличивать золотовалютные резервы. А для этого нужно наращивать ВВП и экспорт.
Тогда сальдо будет положительным. Еще одним источником пополнения золотовалютных
резервов П.Прокопович назвал привлечение прямых иностранных инвестиций. Опыт
стран с переходной экономикой, таких как Венгрия и Чехия, показал, что
привлечение подобных инвестиций позволяет не только улучшить платежный баланс
страны, но и создать конкурентные производства, новые рабочие места...
Почему же объем прямых вложений из–за рубежа в Беларусь
сегодня находится на весьма скромном уровне? По мнению главы Нацбанка, главная
причина этого — сложные и длительные бюрократические процедуры. Петр Прокопович
предложил Правительству поработать над тем, чтобы создать в нашей стране самый
оптимальный деловой климат. По его мнению, вся Беларусь должна превратиться в
свободную экономическую зону, в которой будет комфортно бизнесу и гражданам.
Однако при существующей нормативной базе это вряд ли возможно.
Президент поддержал такую точку зрения. И призвал
Правительство провести капитальную ревизию нормативно–правовых актов. Он
напомнил, что сложность и противоречивость действующего законодательства вызвана
тем, что в наиболее трудные для экономики годы приходилось применять практику
«ручного управления». Но теперь положение стабилизировалось. Законодательство
необходимо упростить и сделать так, чтобы оно работало в «автоматическом
режиме». За проделанную в этой части работу будут отчитываться Премьер–министр
Сергей Сидорский и Петр Прокопович.
...Подводя итоги совещания, Президент подчеркнул, что
Правительству предстоит крайне напряженная работа. И от того, как нынешний Совет
Министров справится со своими задачами, можно сказать, зависит его дальнейшая
судьба. Поэтому Александр Лукашенко призвал министров и других руководителей «не
засиживаться» в кабинетах, а почаще выезжать на производства, чтобы видеть
проблемы экономики изнутри.
|