Секретные деньги Бухареста
22.11.2007.
Независимая газета
Александр Исаев (Кишинев) "Пятая колонна" в Молдове выглядит жуликоватой и
безнравственной
У нас появился шанс почувствовать себя Швейцарией.
Правда, Швейцарией начала 40-х годов - нейтральным государством, на территории
которого орудуют спецслужбы нескольких чужих государств. Признания Михая Конциу,
который опубликовал в газете "Moldova Suverana" серию статей об опыте своего
сотрудничества с румынскими спецслужбами дают нам эту возможность.
То есть, и раньше было понятно, что румынская разведка
активно работает на территории Молдовы. Поражает не сам факт деятельности
спецслужб Румынии на территории Молдовы - поражают масштабы этой деятельности,
почти уже промышленные по своему размаху, и степень коммерциализации разведки, о
которой пишет Михай Конциу.
1. Напомним, журналист "Moldova Suverana" сообщил в
открытом письме президенту Румынии Траяну Бэсеску, что румынские спецслужбы
отмывают огромные суммы денег в Молдове и делят их с "клиентами". Это один из
самых тяжелых вопросов из числа тех, что Конциу выгрузил на голову румынских
спецслужб. Поверит этому Бэсеску, или нет – поди, знай. Но все равно, как в том
анекдоте о пропаже жемчужного ожерелья после ухода гостей - осадок останется.
Тем более что и жемчуг еще не нашелся. Румынские спецслужбы оказались в дурацком
положении: надо бы публичное опровержение сделать, по всем пунктам. Но что
именно опровергать? Заявлять, что не воровали денег, которые были отпущены на
подрывную деятельность против соседнего государства?
Об инциденте с признаниями бывшего румынского агента
написали все серьезные румынские газеты, не говоря уже о несерьезных. Но ажиотаж
в румынской прессе связан не столько с самим фактом деятельности румынской
разведки на территории Молдовы - помилуйте, кто бы сомневался, - сколько с тремя
неприятными аспектами этого скандала.
Во-первых, получается, что румынский патриотизм в
сердцах заметных общественных деятелей Молдовы слишком похож на любовь за
деньги. Во-вторых, эти деньги еще и разворовываются спецслужбами на пару с
местными агентами. А в-третьих, Бухаресту все врут. Вешают на уши лапшу, гонят
"дезу" - в общем, вместо достоверной информации впаривают "липу". И вот это,
третье, уже совсем непростительно.
Ну и конечно, этот скандал дополнительно играет на
сложные отношения между Бэсеску, спецслужбами и румынской оппозицией - но это
уже их внутренние "разборки", которые нас довольно слабо интересуют, но о
которых мы тоже упомянем.
2. Давайте временно отвлечемся от этических упражнений
на тему "Насколько нравственна любовь, которую покупают за деньги", и покончив,
таким образом, с моралью, сконцентрируемся на "денежном вопросе". Прежде всего -
действительно ли деньги, на которые содержится румынский патриотизм в
интеллектуальных молдавских кругах, находятся в руках спецслужб?
Судя по всему да. То есть, официальный Бухарест эти
обвинения горячо отвергает. Румынский МИД всякий раз, когда всплывает эта
скользкая тема, тыкает пальцем в свой сайт. Там в разделе "Связи с румынами
повсюду" в открытом доступе есть документы о финансировании проектов по развитию
румынского языка и румынской культуры в зарубежных странах.
Читаем отчет за 2006 год, раздел о финансировании прессы
в Молдове. "Limba Romana" - 95 тысяч румынских леев. "Literatura si Arta" - 67
тысяч. Noi – 44,6 тысячи. "Timpul de dimineata" - 244 тысячи. "Jurnal de
Chisinau" - 140 тысяч. "Flux-continuu" – 161,5 тысячи. "Cuvantul" - 9 тысяч.
"Glasul natiunii" - 95 тысяч. "Natura" – 40,5 тысяч. "Democratia" - 52 тысячи.
"Ziarul de Garda" - 70 тысяч. "Florile dalbe" - 37 тысяч.
Впрочем, это единственные цифры, которые содержатся в
отчете. Об остальном сказано расплывчато. Сообщается, что "фонды были выделены"
теле-и радиокомпаниям - DTV, "Euronova TV" и станции "Vocea Basarabiei". Кроме
того, финансировались разные семинары, летние школы, поездки преподавателей,
студентов и общественных деятелей в Румынию, издание учебников и словарей
румынского языка, а также проект по защите прав человека, в рамках которого
деньги из Румынии получила организация LADOM.
На самом деле эта информация - только часть денежного
потока, поддающегося обозрению - потому что деньги идут еще и по каналам
международных проектов, в которых задействованы организации и пресса из Молдовы.
Только в 2006 году таких проектов - и каналов финансирования - набралось 145
штук. Причем в это число мы еще не включаем проекты по развитию "религиозной
идентичности", в рамках которых разворачивается наступление Бессарабской
митрополии в Молдове.
То есть общая картина ясна. Чувствуется, что речь идет
об огромных деньгах - и о таких же огромных недомолвках. Смотрите, "показаны"
только сравнительно небольшие деньги, которые идут на издание газет. Даже
финансирование по каналам, которые румынский МИД полагает вполне легальными и
"прозрачными" (на самом деле легального тут ничего нет, но это - отдельная тема)
окутано туманом секретности. А ведь это - только верхушка айсберга.
3. В обтекаемости и расплывчатости "прозрачных"
документов румынского МИДа нет ничего удивительного. Еще в 2003 году Алексей
Тулбуре, тогда Постоянный представитель Молдовы в Совете Европы заявил с этой
высокой трибуны: "Десять лет правительство Румынии тратит на территории Молдовы
сотни тысяч, миллионы долларов. Несмотря на то, что оно было обязано
координировать свои траты с правительством Молдовы - этого не было сделано до
сих пор и не делается и сейчас, хотя обещания в этом смысле были даны". Четыре
года назад в Совете Европы Молдова подчеркивала тот факт, что финансовые
операции на территории Молдовы проводятся Румынией тайно.
Напомним, как выглядела политика Румынии, которая
заставила Кишинев пойти на этот дипломатический демарш. В марте 2003 года
премьер-министр Румынии подписал ордонанс, которым фактически устанавливал
секретность каналов финансирования организаций и изданий в Молдове.
В пояснительной записке к ордонансу было сказано,
цитируем: "Так как в последние годы, особенно начиная с 2001 года, после прихода
к власти кишиневских коммунистических (прорусских) сил, двусторонние отношения
претерпели глубокую деградацию, определение приоритетных целей, которые должны
были финансироваться из Фонда развития отношений с Республикой Молдова, и
особенно их согласование с властями Республики Молдова стало невозможным в
соответствии с духом и буквой указанного закона.
По этой причине... было отдано предпочтение более общим
формулировкам, без конкретного указания партнеров в Республике Молдова или
конкретных мероприятий. Детали по каждому проекту Межминистерский комитет
Правительства Румынии по развитию отношений с Республикой Молдова сообщает
непосредственно главным заинтересованным распорядителям кредитов". Конец цитаты.
А теперь сделаем вывод, который не требует ни особого
дипломатического образования, а требует всего лишь обыкновенного житейского
опыта и здравого смысла. Звучит этот вывод так.
Если государство разворачивает секретные финансовые
проекты, то каналы для этого финансирования обеспечивают спецслужбы. Это
совершенно естественная процедура - хотя бы потому, что только спецслужбы
обладают ресурсами, умением и опытом для поддержания надлежащей секретности.
4. Вернемся к заявлению бывшего румынского агента,
который прямо подтверждает то, что нам уже очевидно: фондами румынского
правительства в Молдове распоряжаются румынские спецслужбы. Даже теми фондами,
которые выглядят как "прозрачные" и "легальные". В самом деле, как ограничить
круг лиц, которые точно знают суммы, каналы, счета и конечных получателей? Выход
здесь один: передать всю работу по проектам в распоряжение секретной службы.
Мы даже знаем, которой именно. В скандале с молдавской
"пятой колонной", которая содержится на румынские деньги, бриллиантом сверкает
Служба внешней информации (SIE) при МИД Румынии. Том самом МИД, который
распоряжается фондами, отпущенными на "культуру" и "гражданское общество" в
Молдове. Конечно, забавно, что развитием культуры и гражданского общества в
Молдове занимается румынская внешняя разведка (а SIE - именно разведслужба).
А тут уже стоит вспомнить и внутренний румынский
скандал, (связанный) с неимоверной централизацией спецслужб и постепенным их
переходом под крыло лично Траяна Бэсеску. Помните, какая волна поднялась в
Румынии после создания "Национального разведывательного сообщества" (CNI),
которое должно координировать деятельность всех разведывательных структур?
Во главе новой разведывательной организации в 2005 году
был поставлен советник президента Румынии по вопросам безопасности,
генерал-лейтенант Серджиу Медар. Знаете, при такой организации дела не только
глава МИД, но даже румынский парламент может не иметь никакого представления, на
что идут и как тратятся румынские деньги в Молдове. Финансовая - секретная (!)
информация просто не выходит за пределы линии: Траян Бэсеску - глава SNI - глава
SIE - конкретные исполнители.
Осталось добавить, что в феврале 2007 года румынская
пресса подняла вокруг Серджиу Медара коррупционный скандал, а в марте он был
освобожден от должности по состоянию здоровья.
5. Убеждает ли это нас, что румынские деньги, которые
поступали в Кишинев по секретным каналам разведслужб, не разворовывались и не
разбазаривались? Скорее, наоборот. Фон уж очень неприятный. В секретности, кроме
массы преимуществ, есть и свои недостатки. И главный из них - невозможность
обеспечить нормальный, прежде всего, парламентский контроль. Кто будет сторожить
сторожей?
Впрочем, пусть сама Румыния разбирается с
морально-нравственным состоянием своей разведки - хотя она, разведка SIE, для
нас почти уже родная и близкая. В конце концов, эти люди шагают с нами по одним
и тем же улицам и, не исключено, выносят мусорные ведра по вечерам на ту же, что
и мы, свалку. В тапочках и куртке, наскоро накинутой на плечи, наступая в
собачьи какашки и сквозь зубы ругая примара, который не может сделать так, чтобы
даже вечером в кишиневских дворах было светло.
Хотя зря они это делают. Кишиневский примар ведь так
предан Траяну Бэсеску. А вдруг и он, это: коллега?
|