Камень преткновения
27.11.2007. ИАЦ
Кабар (Киргизия)
Альберт Богданов Водно-энергетические проблемы стран ЦентрАзии
Более десяти лет не могут найти консенсуса в совместном
распределении воды и электроресурсов страны центрально-азиатского региона.
Противоречий у них больше, чем точек соприкосновения, хотя проблема затрагивает
основы экономического развития пяти стран региона.
На встрече в Душанбе экспертам не удалось договориться о
создании общего энергетического рынка. Богатые углеводородными ресурсами
Казахстан и Узбекистан не хотят платить за воду для орошения их полей. Они
полагают, что это дар Божий и его нельзя расценивать как ресурсное богатство
нации, подобное газу, углю, нефти. Но если в Душанбе Кыргызстану и Таджикистану
не удалось ничего выторговать, то встреча премьеров СНГ в Ашхабаде высветила
надежду. Здесь председатели правительств договорились о совместном решении
взаимосвязанных проблем - поставке энергоносителей, перемещении через границы
электроэнергии и продовольственной безопасности.
Эта последняя проблема для всех стран региона, где с
каждым годом население быстро увеличивается, становится острее и напрямую
зависит от воды. Основные ее запасы сосредоточены в Кыргызстане и Таджикистане.
Накопленная в Токтогульском водохранилище влага идет на орошение
сельскохозяйственных угодий Узбекистана и Казахстана. В условиях обострившегося
дефицита продовольствия и резкого скачка цен на продукты, решено разработать
программу продовольственной безопасности, сказал казахский премьер Карим
Масимов. По его мнению, надо торопиться и в ближайшее время рассмотреть вопрос
на заседание Совета глав правительств. Эти меры призваны снизить инфляцию и
защитить интересы социально уязвимых слоев населения в государствах СНГ. "Начата
новая страница в деятельности Содружества, когда Россия намерена играть более
весомую роль в процессах интеграции", сказал директор Института стран СНГ
Константин Затулин.
Встреча в Ашхабаде показала, что наметилось решение
злободневных проблем под эгидой Содружества, которое предоставляет государствам
неоспоримые конкурентные преимущества. "Последние политические события в СНГ
доказывают: государства союза заинтересованы в укреплении интеграции. Это
подтверждают результаты саммитов Содружества, шести стран ЕврАзЭС, где была
принята концепция СНГ, первые документы договорно-правовой базы Таможенного
союза России, Казахстана, Белоруссии. Эффект объединения скажется в самое
ближайшее время. Единое таможенное пространство приведет к снижению цен,
поскольку товары будут свободно перемещаться на данном пространстве. Это
означает высокую конкуренцию, усиление кооперационных связей между
производителями. Тем более, что к союзу могут присоединиться и другие страны.
Так что развитие интеграции в рамках СНГ становится основным стержнем, вокруг
которого происходит им гуманитарное и культурное сотрудничество на постсоветском
пространстве", заявил в эксклюзивном интервью "Голосу России" вице-премьер РФ
Сергей Нарышкин.
Словом, укрепление экономической мощи России оказывает
благотворное влияние на процессы в СНГ, и появились шансы отрегулировать
вводно-энергетические проблемы в Центральной Азии. Ситуация с водными ресурсами
здесь постоянно ухудшается. По запасам чистой воды Кыргызстан и Таджикистан
уступают только России. Но запасы законсервированной в ледяных кристаллах влаги
за последние годы сократились примерно на 25%. Быстрое таяние ледников идет не
только из-за глобального потепления климата. В странах региона никак не могут
перейти на капельное орошение и воду на поля подают в избытке. Результат –
заболачивание, засоление, эрозия почв. В результате с 1965 года в Кыргызстане,
например, обеспеченность землей на душу на селения сократилось почти наполовину,
а качество почв таково, что урожай они дают в 3-5 раз меньше, чем в развитых
странах. Собрать с гектара 77 центнеров пшеницы, как в Швеции, не сбыточная
мечта кыргызского крестьянина.
Нерациональное использование стока рек породило и другу
опасность: озеро Арал стремительно уменьшается. Ветры поднимают соль в
атмосферу, она оседает на ледниках, ускоряя их таяние. Этому способствует и
возросшее вдвое за два десятка лет количество пыли в регионе, считают
специалисты ПРООН. Выделенные международным сообществом полторы миллиарда
долларов на реабилитацию водоема - сумма явно недостаточная. "Арал может
проблемой мирового масштаба", сказал на одном из совещаний представитель
минсельхоза Казахстана Анатолий Рябцев. Если не навести порядок в распределении
и использовании воды, то земли Чуйской, Ошской, Джалалабаской областях могут
стать непригодными для сельского хозяйства. И это при том, что в ближайшие годы
население республики увеличится до 8 млн.человек. Придется идти в средне - и
высокогорные долины, которые в Кыргызстане занимают более трети всей
территории.
Кыргызстану волей-неволей придется ужесточать водную
политику, в самой республике и у соседей применять рациональные схемы орошения,
поднимать тарифы за воду. Но камнем преткновения стали законы. Многие годы в
Жогорку Кенеше шли только дебаты по этой проблеме, а представители властных
структур на переговорах с соседями не могли отстаивать интересы республики. Надо
полагать, что решающую роль в этом сыграло засилье коррупции. Так, на воровство,
технические потери, свидетельствую данные президента страны за 1997 год,
списывали более 4.6 млрд. кВтч, а расход воды на производстве электроэнергии
вообще во внимание не принимали. В 2004 году тогдашний вице-премьер Дж.Оторбаев,
заявил на пресс-конференции: ежегодно республика теряет половину всей
выработанной электроэнергии или 6 млрд. киловатт-часов. Представляете, какие
деньжищи крутились в руках воротил?! Стоимость потерянных энергоресурсов за
несколько лет могла бы покрыть все расходы на модернизацию энергооборудования,
износ которого составляет от 50 до 80 процентов. Но все ограничивалось лишь
констатацией фактов, хотя проектов по улучшению работы топливно-энергетического
комплекса было предостаточно. Были и средства. Но где они? Выходит, что
крупнейшее воровство так и осталось безнаказанным.
Похоже, что сейчас власти начинают пони мать, что без
решительных мер в отрасли, страна может остаться без света и тепла. Специалисты
"Института по исследованию проблем водопользования и вводно-энергетических
ресурсов, констатирую, что приток в Токтогульское водохранилище сократился на
25-30% и надо принимать срочные меры. Пока же энергетическая политика страны
есть лишь в документах: "Стратегия развития энергетики Кыргызстана до 2015
года", "Национальная энергетическая программа до 2025 года". Эти проекты
парламенту предстоит принять. Однако, если в Жогорку Кенеш придет хотя бы треть
бывших нардепов, то на скорую модернизацию вводно-энергетической политики
рассчитывать не приходится: народ видел "энтузиазм" и профессионализм своих
избранников. Новому парламенту придется не один месяц учиться разрабатывать
законы. За это время немало утечет воды и исчезнет киловатт-часов. Пока к этим
кладовым нет ключа, но лишь отмычки у оборотистых людей.
|