Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ашхабад торопит Москву с Прикаспийской «трубой»

21.11.2007. КМ ру

Факты: Туркмения является вторым после России производителем и экспортером газа на постсоветском пространстве. Потенциальные запасы газа Туркмении оцениваются в объеме 22 триллиона кубометров, что ставит страну по этому показателю на пятое место в мире.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов предлагает начать реализацию проекта Прикаспийского газопровода раньше запланированного срока, сообщает РИА «Новости» из Ашхабада.

 «Сейчас мы должны были, согласно ТЭО и проектной документации, начать во второй половине 2008 года, но у Туркмении есть возможность начать раньше», — сказал Бердымухаммедов на пресс-конференции по итогам переговоров с российским премьером Виктором Зубковым.

Зубков в свою очередь сообщил, что в ходе переговоров достигнута договоренность о том, чтобы подписать межправительственное соглашение по Прикаспийскому газопроводу в ближайшее время и «быстро начать его строительство».

Россия и Туркмения также договорились ускорить работу по реконструкции системы «Средняя Азия — Центр», сообщил Зубков. По его словам, по сотрудничеству в нефтегазовой сфере в ходе российско-туркменских переговоров достигнуто «полное взаимопонимание».

В проекте Прикаспийского газопровода, по которому газ из Средней Азии пойдет по территории России в Европу, участвуют Россия, Туркмения и Казахстан. В проекте модернизации газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр», кроме этих стран, участвует также Узбекистан. Бердымухаммедов также отметил, что российские компании могут принять участие в модернизации газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр».

Газовые надежды России, Китая и Европы оказались в руках Гурбангулы Бердымухамедова.Фото Александра Шалгина (НГ-фото)Итоги российско-туркменских переговоров комментирует руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:

— Определенный торг, который имел место, скорее всего, перешел в определенную пиковую фазу. Туркмении нужны деньги, ситуация в социальной и экономической сфере страны довольно сложная, это с одной стороны. С другой стороны, вполне можно допустить мысль о том, что усиливается западное давление на Туркменистан и в данной ситуации Ашхабад хочет, с одной стороны, получить как можно больше от России, а с другой стороны, очевидно, Бердымухаммедов не готов сейчас жестко и однозначно отвергнуть инициативы европейцев и американцев. То есть здесь идет поиск определенного компенсаторного механизма. И Россия в данном случае, если она быстро подпишет проект, окажется, конечно, в наиболее выгодных положениях. Но очевидно, что за это придется платить. И Ашхабад это, как мне представляется, четко дал понять и российскому премьеру, и российскому вице-премьеру, ответственным за прокладку Прикаспийского газопровода. Во всяком случае, судя по тем скупым комментариям, которые доходят в последние два дня из Ашхабада, у меня, например, складывается именно такое впечатление.

От России требуются определенные уступки: во-первых, по цене на газ. Однозначно Ашхабад хочет увеличить ее если не до среднеевропейских 250-260 долларов за тысячу кубометров с нынешних 100 долларов, то по крайней мере как минимум до 150 и сразу, с перспективой дальнейшего увеличения этой цены. Это с одной стороны. С другой стороны, очевидно, что от России требуется оплатить значительную часть технологического проекта собственно строительства Прикаспийской «трубы», соответствующих инфраструктурных объектов и всего, что с этим связано.

Я думаю, что Туркменистан сейчас находится на определенной геополитической, геоэкономической развилке. С одной стороны, есть соглашение с Путиным и с Назарабаевым, с другой стороны, есть соглашение с Китаем, а с третьей стороны, есть масса пока совершенно неопределенных, но звучащих достаточно заманчиво предложений со стороны европейцев и американцев.

Туркмения очень долго играла вот в эту трубопроводную многовекторность, и ясно, что с каждой неделей, с каждым месяцем сохранять более-менее равные дистанции со всеми партнерами, обещая им при этом какие-то заманчивые экономические проекты, становится все труднее. Нужно определять, какой проект будет реализовываться на самом деле.

Я думаю, что более чем два крупных проекта, несмотря на все заявления о «несметных богатствах» туркменской земли, страна осилить просто не сможет. Я имею в виду в первую очередь, конечно же, ранее существовавшие и очевидно имеющие серьезные перспективы расширения поставок туркменского газа через российскую территорию и китайский проект. Я думаю, для европейцев, которые до сих пор не смогли выработать какой-то единой позиции по своим оценкам возможного участия в крупных инвестпроектах Туркмении, остается только смотреть и, наверное, сожалеть. Ну и понятно, что те соглашения, которые достигнуты в Кремле вчера с итальянским премьером, тоже, наверное, вынуждают Ашхабад достаточно критично оценивать заявления, которые делаются по линии евробюрократов. То есть понятно, что двусторонние энергетические проекты, мягко говоря, идут вразрез с теми заявлениями, которые делаются в Брюсселе по поводу желания избавиться от так называемой российской энергетической зависимости.

Ашхабад понимает, что неплохо было бы, конечно, продавать свой газ по цене 250 долларов и непосредственно европейским потребителям. Но надо трезво смотреть на вещи. Ясно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Существуют географические факторы, существуют технологические факторы, существует, в конце концов, исторически сложившееся разделение труда на мировых экономических рынках.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ