Россия и Узбекистан. Крепкая авиационная дружба. Слияние на небе и на земле...
28.11.2007. Немецкая
волна
Дмитрий Аляев
В ходе визита в Ташкент российской правительственной
делегации подписан целый ряд документов. По мнению узбекских экспертов,
подписанные соглашения оживят экономическое сотрудничество между двумя
странами
В Ташкенте прошло заседание межправительственной
российско-узбекской комиссии. Подписан ряд важных для обеих стран документов.
Так, к примеру, решено, что Россия и Узбекистан создадут совместное предприятие
по производству железнодорожных вагонов на базе одного из существующих в
Узбекистане заводов.
Российские инвестиции. Настоящее
и перспективы
По словам первого вице-премьера Российской Федерации
Сергея Иванова, на долю России сегодня приходится 40 процентов всех иностранных
инвестиций Узбекистана. В числе приоритетных отраслей сотрудничества Иванов
назвал топливно-энергетический комплекс, авиацию и космос, науку, технику.
Первый вице-премьер России сообщил, что в настоящее время в Узбекистане
зарегистрировано более 500 предприятий с участием российского капитала.
Совместное авиастроение
Помимо всего прочего, в Ташкенте был согласован механизм
интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П.
Чкалова (ТАПОиЧ) в российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).
Как заявил журналистам президент ОАК Алексей Федоров, Ташкентский авиазавод
войдет в состав корпорации уже к середине следующего года. При этом ТАПОиЧ
передаст корпорации пятидесятипроцентный пакет плюс одну акцию. В ответ
Объединенная корпорация отдаст долю своих акций узбекской стороне.
В свою очередь первый вице-премьер Российской Федерации
Сергей Иванов пояснил, что после вхождения в корпорацию Ташкентский авиазавод
будет производить региональные лайнеры Ил-114 и его транспортные модификации,
легкий военно-транспортный самолет Ил-112 и отдельные узлы для Ил-76. "ТАПОиЧ
сохранит свой профиль, получит новые заказы и будет продолжать работать по
транспортной и военно-транспортной авиации, входя в соответствующий дивизион
ОАК", - сказал российский вице-премьер.
Ташкентский завод и его
печальное прошлое
Ташкентский авиазавод на протяжении многих постсоветских
лет был не единственной, но одной из основных причин напряженности в отношениях
между Узбекистаном и Россией. За все время своего существования ТАПОиЧ выпустил
более девятисот самолетов Ил-76 для гражданской и военно-транспортной авиации.
Однако после распада Советского Союза завод оказался фактически на грани
банкротства. Квалифицированные специалисты стали покидать республику, а в
простаивающих цехах стало пропадать оборудование.
Дело доходило до того, что после 2000 года на
предприятии отключали за неуплату все городские телефоны. После безуспешных
попыток договориться о реанимировании завода Москва решила в прошлом году
перенести производство аналогичных самолетов на собственные производственные
мощности в Воронеже и Ульяновске.
Россия "перебила" китайский
интерес
На последнем авиасалоне МАКС стало известно, что Россия
попыталась, и небезуспешно, если так можно выразиться, "перебить" уже
существующий контракт ТАПОиЧ с Китайской Народной Республикой на поставку 38
военно-транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78 стоимостью 1 млрд.
долларов. Как считают наблюдатели, срыв этого контракта и сделал Ташкент более
сговорчивым.
По словам наших источников, на самом ТАПОиЧ, несмотря на
официальное молчание, решение о вхождении предприятия в российскую
авиакорпорацию было принято уже давно. Все ждали только формального заявления и
обнародования технической, финансовой и имущественной сторон сделки.
|