Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В.Жарихин: «Юлия Владимировна будет действовать по принципу «всем, кому я должен, я прощаю»

20.12.2007, KM.RU

Факты:

Владимир Леонидович Жарихин — заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии, зампредседателя Межрегионального фонда президентских программ.

Подробнее об авторе

Безусловно, случилось личное счастье Юлии Владимировны — она наконец-то была повторно назначена премьер-министром Украины. В конце концов, войти в одну реку дважды удается далеко не каждому, а особенно после того, так сказать, купания, которое произошло в прошлый раз. Я имею в ввиду ее отставку в сентябре 2005 года.

 Правительство Тимошенко вряд ли будет долговечным

Но, тем не менее, «второе пришествие» Юлии Владимировны произошло, и произошло оно в достаточно сложных для нее условиях. Она, что называется, обставлена обстоятельствами со всех сторон. Поэтому как она себя поведет, очень трудно сказать.

 Дело вот в чем. Во-первых, если в прошлый раз ее избрали подавляющим большинством на волне «оранжевой» революции 2004 года, то не надо забывать, что «оранжевое» большинство тогда было довольно сильным. Тогда в него входила и Социалистическая партия Александра Мороза. Преимущество «оранжевых» в Верховной раде было довольно значительным — порядка на 20-30 голосов было превышение над оппозиционными партиями.

 Однако сейчас перевес — всего-то 1-2 голоса! И, как мы уже увидели в прошлый раз, коалиция эта отнюдь не едина. И бизнес-интересы, да и политические интересы очень часто расходятся. Юлия Владимировна не тот человек, который действует по инерционному сценарию, то есть она всегда обостряет ситуацию. Обострение ситуации, особенно в наиболее трепетных для депутатов бизнес-вопросах (она там собирается переприватизировать собственность и т. д., большие социальные расходы обещала, например возвращение вкладов), может сразу вызвать проблемы не только с оппозицией, но и с партнерами из «Нашей Украины», да и с некоторыми ее сподвижниками.

 Поэтому вряд ли ее правительство будет очень долговечным. Это первый ограничитель. Второй, не менее серьезный и, может быть, даже более важный ограничитель — то, что, в общем-то, она уже задумывается о президентских выборах 2009 года. А это значит, что такие резкие действия в стиле публикации статьи в Foreign Affairs, где она пыталась представить Россию главным врагом, уже могут привести к тому, что сузится ее потенциальный электорат. То есть она не может на будущих президентских выборах опираться только на запад и часть центра Украины, ей надо находить поддержку и на востоке. А это значит - и более умеренная политика по отношению к России (может быть, даже более умеренная и конструктивная, чем у нынешнего президента), и более взвешенная политика по языковому вопросу, по проблеме федерализации страны. А иначе она может просто не набрать голосов.

 Неуспешный премьер вряд ли может рассчитывать на победу на президентских выборах

 Есть и третий ограничитель. Я тут много читал всяких аналитических статей, и все время говорят о том, что для Тимошенко главное — президентские выборы, и ей главное вот сейчас - пост премьер-министра, а сама работа премьер-министра ее интересовать как бы и не будет. Но ведь она же понимает, что у нее масса карт на руках, масса ресурсов — электоральный ресурс, имиджевый ресурс — все замечательно, кроме одного: она имеет за плечами негатив — как неуспешный премьер-министр.

 В прошлый раз она проявила себя как неуспешный глава Кабинета, и если она и в этот раз окажется неуспешным премьером, по той или иной причине, это будет очень сильный удар по ее президентской кампании. Значит, ей надо проявить себя на посту премьера.

 Спрашивается: как она может это сделать - учитывая то, что в ходе избирательной кампании ею было роздано огромное количество совершенно фантастических обещаний, включая контрактную армию с 1-го января 2008 года, повышение в разы пенсий и зарплат и т. п.? Так ведь Юлия Владимировна может действовать по принципу «всем, кому я должен, я прощаю». Ее имидж это позволяет. Она может ссылаться на «новые обстоятельства», на то, что «мешают враги», и т. п. Допустим, с той же выдачей вкладов - мол, надо сначала «разобраться», кто претендует на эти вклады. Или, например, можно пойти на поэтапную выдачу, как у нас в России: сначала 80-летним, потом 70-летним… То есть на самом деле выходы есть — можно тянуть время, можно сказать, что да, сделаем.

 Но в конечном итоге оценивать результат будет украинский избиратель. И в сложившихся обстоятельствах Тимошенко надо балансировать: с одной стороны — обещания, а с другой стороны — необходимость не развалить экономику. Иначе опять скажут: если она дважды не справилась на посту премьер-министра, то какой из нее президент? Поэтому думаю, что это ее премьерство будет несколько отличаться от предыдущего. По крайней мере так разваливать экономику, так напрягать бизнес-интересы, как она это делала раньше, Тимошенко не будет — если она разумно подходит все-таки к своей политической карьере. В чем-чем, а в этом ее обвинить невозможно — что она неразумно к этому подходит.

 Конечно, мы видели и многочисленные истерики с ее стороны — но по большей части они все были просчитаны. Внутри нее будет своего рода битва темперамента и политической мудрости — и это все будет отражаться на стране. Причем ситуация может повернуться и в ту, и в другую сторону.

 Я, конечно, не могу ручаться, что будет именно так — в конце концов, это только гадалка Ванга могла говорить: «Вот будет так». Но, как мне представляется, учитывая те ограничители, которые у Тимошенко есть, вполне возможно и вероятнее в

Но, с другой стороны, возможны и другие варианты. Например, она опять кинется все переделить, «побьет горшки», схлестнется с администрацией президента и в итоге получит очередную отставку. Такое тоже может быть. Хотя, честно говоря, хотелось бы посмотреть на эту замечательную парочку, замечательный дуэт во время переговоров, которым окажутся Владимир Владимирович (Путин) и Юлия Владимировна (Тимошенко) — два премьер-министра.

 Главная проблема Януковича имеет имя и фамилию — Ринат Ахметов

 Мы говорили о проблемах Юлии Владимировны, но и у оппозиции, которую возглавляет Виктор Янукович, тоже есть масса проблем. Одна из них имеет имя и фамилию — это Ринат Ахметов, который уже сейчас налаживает достаточно конструктивные отношения с Юлией Владимировной. У него ведь на руках собственность на миллиарды долларов. И если он не «наладит отношения», то с нею может случиться всякое. Поэтому степень радикальности оппозиции будет определяться также и борьбой внутри самой оппозиции — изменением баланса сил внутри нее. Так что я не очень уверен, что оппозиция будет так уж резко оппозиционна, как это кажется по некоторым заявлениям отдельных ее представителей. На самом деле это не очень здорово. Понятно, что прозападный курс усилится, ведь все-таки Янукович довольно серьезно блокировал иногда эти вещи.

 Что касается отношений с Россией по газовым вопросам, то, как известно, Тимошенко прямо не ставила под сомнение цену (определенную в ходе переговоров России с прежним министром топлива Украины Юрием Бойко — $179,5 за тысячу кубометров на следующий год). Она ставила в первую очередь под сомнение механизм — а именно наличие посредника в лице «РосУкрЭнерго». А, кстати, Дмитрий Медведев (первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома») ранее тоже говорил о том, что можно обойтись и без посредников. На самом деле это не принципиальный вопрос для России — по нему Россия торговаться до упора не будет. Тем не менее корректировка позиции Киева с приходом Тимошенко, безусловно, будет.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ