Отражение истории России в учебных программах и учебниках Армении
Елена Севумян, учитель истории СШ «Славянская» ОО
«Россия»,
г. Ереван, Республика Армения (доклад на Конференции)
На заре моей педагогической деятельности, в бурном
событиями 1989 году, ученики демонстративно захлопнули учебники под названием
«История СССР» со словами: «Здесь все написано неправильно. А теперь скажите
нам, как все было на самом деле».
С тех пор много воды утекло. Понемногу поутихли страсти,
прошла эйфория от приобретенной бывшими республиками СССР независимости, прошло
время разбрасывать камни, наступило время их собирать и необходимость ответить
на судьбоносный вопрос: «С кем мы?»
Каждая республика ответила на этот вопрос по-своему. Не
стала исключением и Армения. Впрочем, несмотря на сиюминутные крайности, она
свой выбор сделала еще в начале XVIII века, когда выдающийся деятель армянского
освободительного движения Исраел Ори прибыл в Москву к Петру I со своей
программой освобождения Армении (1701 год) и нашел здесь понимание, которое
искал в Европе долгих 20 лет.
За прошедшие три столетия несколько изменились акценты,
что естественно, но суть внешней политики Армении, направленная на стратегическое партнерство с Россией, осталась
неизменной.
Исходя из данного основополагающего постулата и строится
преподавание истории в Армении. Я не буду идеализировать ситуацию, но у нас
никогда, даже в неоднозначные девяностые годы прошлого столетия, не делали из
России врага.
История России в школах Армении изучается в общем
контексте Всеобщей истории; специально отведенных часов нет. Министерство
образования рекомендует использовать часы школьного компонента, что не всегда
возможно. Но тем не менее, хронологически последовательно изучаются такие темы,
как «Восточные славяне в древности», «Раннефеодальное государство Киевская
Русь», «Монголо-татарское нашествие на Русь», «Возвышение Москвы», «Падение
ордынского ига», «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного», «Смутное
время», «Эпоха Петра I», «Эпоха ЕкатериныII», «Отечественная война 1812 года»,
«Восстание декабристов», «Отмена крепостного права в России». Все это – в курсе
Всеобщей истории в 7 и 8 классах.
В курсе 9 класса изучаются революции 1917 года,
гражданская война, основные события советской эпохи (1922 – 1991 гг.), история
современной России. Причем, как показывает практика последних лет, события
советской эпохи вызывают у учащихся живой и неподдельный интерес. Дети
независимости интересуются той страной, в которой родились и выросли их
родители.
Следует отметить, что все вышеуказанные темы нашли
отражение в армянских учебниках, где начисто отсутствует «передергивание»
исторических событий и фактов. В классах с русским языком обучения задача
упрощается наличием учебников и учебных пособий, издаваемых в России. Если бы
трактовка исторических событий в них принципиально не соответствовала
политическому курсу страны, вряд ли эти учебники были бы допущены к
использованию Министерством образования Армении.
Особое место в курсе истории армянского народа отводится
русско-турецким войнам в целом, и войнам XIX века в частности (изучаются в 8
классе по линейному курсу и в 11 классе по концентрическому). Мы, как правило,
освещаем события на всех театрах боевых действий (Балканы, Дунай, Кавказ, Крым),
останавливаясь более подробно на событиях Кавказского фронта, проводя параллели
с положением славянских народов Балканского полуострова под турецким игом.
Россия предстает в образе защитницы и освободительницы
армянского народа. Со страниц учебников ребята узнают о той роли, которую в
судьбе нашего народа сыграли великий писатель и дипломат А.С. Грибоедов,
фельдмаршал Паскевич (граф Эриванский), ссыльные на Кавказ декабристы. Текст
учебников и свои рассказы учителя подтверждают посещением вместе с учениками
памятных мест, связанных с этими событиями и людьми, их вершившими. (В Армении
установлены памятники Грибоедову, Паскевичу, героям Ошаканской битвы 17 августа
1827 года; есть в Армении знаменитый Пушкинский перевал).
В средних школах Армении достаточно подробно изучается
Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.(в 9 и 11 классах): ее этапы,
основные сражения, итоги, деятельность выдающихся полководцев и партизанское
движение. Особенно хочется подчеркнуть, что в армянских учебниках не утверждают,
будто исход II мировой войны предопределили победы США на Тихом океане. (Мне
довелось прочитать подобное в учебнике "Новейшей истории», изданном в
Украине.)
Тема армяно-российских взаимоотношений затрагивается
также на страницах учебников «История армянской церкви» (данная дисциплина
изучается в общеобразовательных школах Армении в 5 – 11 классах). На этих уроках
рассматриваются контакты Армянской Апостольской и Русской Православной церквей,
начиная с XIX века и по настоящее время. Приводятся факты как негативные
(например, указ о конфискации движимого и недвижимого имущества Армянской церкви
от 12 июня 1903 года), так и позитивные (современные дружественные отношения,
посещение Патриархом Всея Руси Алексием II торжеств, посвященных 1700-летию
принятия Арменией христианства).
Хотим мы, учителя, того или нет, но история – наука
политизированная. Однако, если мы не будем переписывать
ее в угоду власть придержащим и коньюктуре дня, то вчерашний друг никогда
не станет врагом сегодняшним.
|