Война с памятниками – средневековое варварство
В цивилизованных странах слова
«памятники» и «война» в одном предложении воспринимаются как элементарное
средневековое варварство.
12.12.2007,
www.partyofregions.org.ua
Юрий Анисимов
Во всём мире установлено множество всевозможных
памятников. Есть среди них и те, которые связаны с историей Российской империи,
Советского Союза, подвигами российских и советских воинов, деятельностью
императоров, общественных и политических деятелей, деятелей культуры, науки,
искусства. Но при всём при этом фактов вандализма, как правило, никогда и нигде
зафиксировано не было (возможно, за очень малым исключением).
Поэтому война с памятниками, которая сегодня
разворачивается в нашей стране, вызывает недоумение и досаду.
Дело уже дошло до осквернения государственной символики
(на Говерле). А что касается менее скандальных примеров, то их сколько угодно, и
общественность не торопится реагировать на это должным образом.
В результате вандалы позволяют себе надругаться над
памятником Пушкину и осквернить могилу легендарного Кузнецова во Львове. В «не
западных» регионах подвергаются нападениям памятные знаки воинам УПА (Харьков),
памятник Петру I (Полтава), жертвам Голодомора (Херсон), героям Крут (Киевская
область). И это далеко не полный перечень хамского отношения к памятникам.
Тон в этой изуверской кампании в значительной степени
задают национал–патриоты, которые при определённой поддержке из-за рубежа,
пытаются навязать стране свою агрессивную позицию. Они присвоили себе право
решать, каким памятникам можно стоять, а каким нет. Естественно, «зелёный свет»
они дали памятным сооружениям воинам УПА, музеям советской оккупации, жертвам
Голодомора, Бандере, Шухевичу и т. д. В тех областях, где это положительно
принимается местным населением, никаких возражений быть не может.
Однако когда у некоторых политиков высокого ранга
появляется желание расширить территорию для подобных сооружений на всю Украину,
тут, извините, всё не так просто: «давление» незамедлительно вызывает обратную
реакцию. И, естественно, в бело-синих регионах адекватно активизируется «своё»
патриотическое движение.
В Одессе, к примеру, разворачивается «эпопея» по
восстановлению памятника российской императрице Екатерине II ( раньше почему-то
этого делать не торопились).
Безусловно, отношение наших людей к Екатерине, как,
впрочем, и к Шухевичу, далеко не однозначное. Одни её почитают, другие
ненавидят. Для неё это не имеет никакого значения. Она давно вошла в историю как
Наполеон, Пётр I, Иван Грозный, Робеспьер, Чингисхан, Александр Македонский,
Ленин, Мао Цзе-дун и многие другие исторические личности. Их можно осуждать,
клеймить, но невозможно одного - выкинуть из истории.
Да, у каждого из них немало негативного. За многими из
них немало пролитой крови, тяжких преступлений и невинно загубленных
человеческих жизней. И, тем не менее, вести войну с памятными знаками,
связанными с их деятельностью, глупо и бесперспективно.
События в Одессе на открытии памятника Екатерине лишний
раз продемонстрировали миру нашу бестактность и дурость. Организаторы-противники
акции в надежде на определённые политические дивиденды не учли главного -
настроения одесситов. Большинство из них не возражало против возвращения на
прежнее место монумента императрицы, имевшей самое непосредственное отношение к
их городу (а бороться с большинством, как известно, не демократично). К тому же,
практичные горожане правильно рассчитали, что подобные сооружения всегда
интересуют туристов, особенно иностранных, и это может принести определённую
пользу.
Власти города в какой-то степени ориентировались и на
опыт соседей, когда в самом центре Херсона восстанавливали памятник сподвижнику
императрицы - князю Григорию Потёмкину. Этот высокохудожественный монумент стоял
здесь задолго до революции и также был заменен большевиками на низкокачественный
памятник Карлу Марксу, не имеющему к Херсону никакого отношения.
И здесь в ходе реставрационных работ активисты РУХа, не
отличающиеся любовью к России, пытались этому всячески противодействовать. Но
городские власти проявили принципиальность и уважительное отношение к мнению
горожан. Памятник Потёмкину был восстановлен своевременно и без проблем. И
теперь он, как и ранее установленные памятники Суворову, Ушакову, украшают
Херсон, основанный также по указу Екатерины II.
С проблемами реставрации исторических памятников
столкнулся и Крым. Вполне объяснимо, что здесь герои западной Украины не в
почёте, а вот история присоединения Крыма к России и те, кто осуществил этот
исторический акт, всегда воспринимались положительно. Но тут к противникам той
же Екатерины добавилось руководство татарского народа. Дело дошло до абсурда.
Непримиримость позиции татар открывает теперь возможность русскоязычным Крыма (а
это, ни много – ни мало, под 90% населения) накладывать табу на любые памятные
знаки, связанные с историей Крымского ханства. Оснований более чем достаточно:
татары многократно нападали на Русь, когда-то сожгли Москву и физически
уничтожили множество славян.
Особая тема - легендарный Севастополь - «кость в горле»
для украинских националистов. Они просто не знают, что с ним делать. Здесь
столько ненавистных их сердцу памятников, что город проще снести с лица земли,
чем снести их.
Все «национально не зашоренные» люди прекрасно понимают,
что на западе Украины, кроме общенациональных, есть свои герои, на юго-востоке –
свои. И навязывать их друг другу – категорически противопоказано. Если какие-то
исторические личности и герои Великой Отечественной войны не всеми
воспринимаются на западе страны, то почему нужно незамедлительно возлюбить
«галичанских» кумиров на юге и востоке? Почему надо пытаться устанавливать
сверху «единый стандарт» на выдающихся людей для всей Украины?
Насилуя сознание по-разному воспитанных людей в разных
частях Украины - значит не уважать их и целенаправленно продолжать раскалывать
общество.
Почему у нас твердолобо игнорируется мировой опыт
цивилизованного отношения к монументальному искусству во многих странах? В
частности, Финляндии, которая, казалось бы, должна иметь немало претензий к
своему огромному соседу, так как продолжительное время была колонией Российской
империи. После 1917 года эта страна пережила гражданскую войну, в результате
которой появилось немало могил и красных, и белых финнов (для справки, сегодня
одинаково ухоженных и почитаемых). Значительные финские территории,
правдами-неправдами, отошли к России. Всему миру памятна кровопролитная
советско-финская война с ее многочисленными человеческими жертвами.
И, тем не менее, все это не сделало финнов злостными
русофобами. Они даже не снесли бронзовый памятник российскому царю Александру
II, завоевателю Финляндии, установленный в самом центре Хельсинки на Сенатской
площади. Возможно ли вообразить себе в центре Львова памятник руководителю
государства, который, несмотря на свою чрезмерную жестокость, практически
возвратил этот город Украине?
В Финляндии никто и не собирался посягать на
многочисленные «ленинские места» (они по сей день в состоянии принимать всех
желающих туристов). Ни у кого нет и мысли уничтожать памятные знаки, связанные с
Россией или СССР, а тем более разорять могилы, как до этого додумались в
современной Эстонии.
Анализ ситуации, связанной с памятниками, наводит на
грустные мысли. Может быть, дело вовсе не в монументах, а в том, что кто-то
очень хочет обострить отношения с Россией. Может, это и есть главная цель
«патриотов» и тех, кто стоит за ними?
Если это на самом деле соответствует действительности, то
создавшаяся ситуация требует очень серьёзного изучения и определённой
корректировки.
На политику страны не должны влиять идеологи пещерного
национализма и все тех, кто пытается переписывать историю. В противном случае
война с «неправильными» памятниками, несмотря на свою очевидную абсурдность,
будет серьёзно угрожать расколу нашего и без этого не очень монолитного
общества.
|