Российские эксперты об итогах Архиерейского Собора УПЦ МП 21 декабря 2007 года
(полностью см. «Мониторинг
«Украина» Института Стран СНГ №6)
Как Вы оцениваете решение
Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 21
декабря, который, с одной стороны, продекларировал единство украинской
православной Церкви с Московским патриархатом, а, с другой, осудил политическое
православие и активные церковные общественные организации, выступающие против
проекта так называемой Поместной украинской Церкви? Это шаг к укреплению
единства Русской Церкви или к отделению Украинской Церкви от Русской?
Е. Холмогоров, редактор «Русского
проекта» : Прежде всего, я расцениваю это решение как довольно серьезную и
достаточно трагическую ошибку, которая очень часто происходит из-за определенной
интеллектуальной изоляции УПЦ от остальной Русской Церкви. Дело в том, что, к
великому сожалению, архиереи УПЦ МП оказались фактически в состоянии
интеллектуальной изоляции от тех процессов, которые происходят в Москве, они
очень в сильной степени в своем постановлении стали жертвами внутрироссийских
маргинальных и антицерковных по своей сути группировок, которые ведут атаку на
термин «политическое православие» в России. Дело в том, что эти маргинальные
группировки фактически добиваются культурной, общественной и политической
изоляции Русской Православной Церкви, недопущения и срыва уже установленных
контактов между Церковью и государством в России. Эти решения Архиерейского
Собора УПЦ выстраиваются в логику той антицерковной кампании, которую
либеральное лобби развернуло в этом году против Русской Православной Церкви, и
вело ее в самых грязных формах. Вероятно, недоброжелатели русского православия
внедрили свою агентуру в церковные круги, просто протащили осуждение
термина «политическое православие» Собором УПЦ МП, прекрасно зная, что нанесли
таким образом серьезный удар по церковно политическим процессам. происходящим в
Москве. В связи с этим, я полагаю, что Священноначалию Русской православной
Церкви логично в связи с этим напомнить своей украинской части о том, кто
является главой всей Русской Православной Церкви, и в той или иной степени
скорректировать ситуацию, сложившуюся в результате постановления собора УПЦ МП.
Понятны тот смысл и та логика, которые вкладывают украинские архиереи в эти
решения, а именно попытаться каким-то образом дистанцироваться от той жесткой
«антиоранжевой» линии, которую занимают те организации, от которых было
произведено отмежевание. Было как бы заявлено, что «антиоранжевое»
противостояние не должно вноситься в церковную ограду. Совершенно очевидно, что
с премьерством Тимошенко для УПЦ наступают достаточно тяжелые времена, и можно
понять, что здесь есть определенный политический момент, который может привести
к каким-то благим последствиям в том случае, если удастся этот удар и этот
кризис, это напряжение пережить. Но может и не привести, потому что, на самом
деле, в вопросе была продемонстрирована некая слабость, некое стремление идти на
поводу у «оранжевых», и, главное, некое дистанцирование от сути тех процессов,
которые происходят в России. И это дистанцирование может достаточно серьезно
спровоцировать внутреннее отчуждение от УПЦ в Русской Церкви. Уже сегодня время
от времени раздаются разговоры на эту тему: а нужно ли нам их тащить с собой,
раз у них такая «незалежность»? То есть это очень тревожный психологический
симптом, который может спровоцировать раскол не только с одной, но и с другой
стороны, что может оказаться. что в Русской Церкви русские окажутся сторонниками
того, чтобы отпустить УПЦ, и пусть делают. что хотят. И это увеличение дистанции
за счет такого неаккуратного влезания в идеологическую картину, прежде всего,
происходящего в России, а не на Украине. Оно может только усугубить эту
ситуацию.
А. Рудаков: Трудно ответить на
этот вопрос однозначно, потому что необходимо учитывать, в каких непростых
условиях действует и Блаженнейший митрополит Владимир и в целом Украинская
Православная Церковь Московского Патриархата. Очевидно, что в условиях, когда
она подвергается политическому, культурному давлению, в условиях явного
предпочтения, которое оказывают официальные власти раскольничьим группам, в
условиях того, что УПЦ МП приходится вести борьбу за свою паству в Центральной,
на Западной Украине, эти решения можно интерпретировать как попытку отделить
политическую составляющую православных граждан Украины от миссионерской
деятельности УПЦ МП.
Надо отдавать себе отчет в том, что большое количество
прихожан УПЦ МП живут и на Волыни, и в Центральной Украине (Луцк, Черкассы,
Ровно), где, как известно, на всех выборах с большим отрывом побеждают
«оранжевые» силы. Однако в силу своего консерватизма и в силу огромной
миссионерской работы, которую проводит Священноначалие, удается во многом
избежать раскола. Видимо, здесь и стоит искать ответ на этот непростой вопрос.
Очевидно, что УПЦ МП предстоит пройти между Сциллой и Харибдой, с одной стороны,
и нельзя уклоняться на путь конформизма и односторонних уступок. С другой
стороны, если идти на некоторые компромиссы, то можно потерять целые регионы,
где до сих пор позиция канонического Православия очень сильна.
Дьякон Андрей Кураев, профессор
Московской Духовной Академии: Для того, чтобы вполне оценить, надо
быть в ситуации, какие именно шаги, суждения Каурова все-таки так настроили
Архиерейский собор, надо бы спросить у правящего архиерея митрополита
Агафангела.
В любом случае, я бы сказал, независимо от тех или иных
личностей, удач или неудач, на основе Социальной концепции Русской Православной
Церкви, накопить опыт общественно-политический и гражданский действий церковных
людей. Необходимо понимать и доводить до общественного сознания, что
Церковь это не только батюшки, это не только люди в рясах, что могут говорить,
иметь свое мнение и миряне, соответственно, я думаю, что православие будет
сильнее, если в нем будут объединены миряне, имеющие опыт гражданской и
общественно-политической деятельности.
Вадим Солод, Председатель
Правления ГК «Нерком»: Я думаю, что у всех православных людей единство
Православной Церкви не вызывает никаких сомнений. Попытки разделения Церкви по
национальным квартирам это естественное стремление для молодой политической
элиты, которая вызрела в бывших странах Советского Союза. Они считают, что их
стремление к национальному самоопределению должно укрепляться независимостью
церковной, что, с моей точки зрения, наносит колоссальный ущерб, прежде всего,
церковной религиозной жизни народов, проживающих там. Поэтому любое заявление,
которое в очередной раз подтверждает, что Православная Церковь является единым и
неделимым организмом, конечно, способствует укреплению такому. Другой вопрос,
что, к большому сожалению, появляются молодые священники, которые воспитаны
совершенно на других основах, и молодые владыки. в том числе, которые считают,
что они должны привнести новое движение в православной Церкви. Вот они и могут
как раз быть проводниками этих идей, когда Украинская
Церковь начинает заявлять о своей все большей и большей
автономии и стремиться к отделению. Это крайне негативный процесс.
|