Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русские в Молдавии: влияние на внутреннюю и внешнюю политику

20 декабря 2007 г., «Пресс-обозрение», Кишинев

Русским следует искать тех, кто готов разговаривать с ними на равных. Равные права в стране и гарантии этого равноправия – вот единственный предмет для дискуссий и единственный критерий для поиска союзников как внутри Молдавии, так и за ее пределами. В том числе и к западу от границ РМ.

Русскоязычные жители составляют, по разным оценкам, от 35 до 40% населения Республики Молдова. Русским языком в Молдавии в той или иной степени владеют почти 100% населения. Несмотря на то, что за годы независимости Республики Молдова численность основных национальных меньшинств сократилась в полтора-два раза, в крупных городах Молдавии русскоязычное население или преобладает над «титульным», или составляет очень высокий процент.

Русскоязычные жители являются мощной, динамичной, интеллектуально развитой и неотъемлемой частью молдавского общества. В то же время, среди них сегодня остаются невостребованными огромное число высококвалифицированных специалистов. А у русского языка в Молдавии как не было, так и нет четкого статуса.

Социально-экономический и общественно-политический аспект

Еще в начале 90-х годов XX века подавляющее большинство русских (здесь и далее: «русские» = «русскоязычные») жителей республики были выдавлены по национально-языковому признаку из всех государственных структур, что нанесло невосполнимый урон качеству государственного управления и в целом процесса строительства молодого молдавского государства. Да и сегодня, как и в начале 90-х, в правительстве, в органах внутренних дел, в спецслужбах, в прокуратуре, в судебной системе представителей «нетитульных» национальностей днем с огнем не сыщешь.

Этот факт подтверждается и европейскими экспертами. Еще весной прошлого года в Кишиневе был представлен доклад Консультационного комитета Совета Европы и Комитета министров СЕ о межэтническом климате в Республике Молдова. Эксперты Совета Европы тщательно проанализировали выполнение республикой Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, и пришли к однозначному выводу о недостаточном участии представителей нацменьшинств Молдавии в работе государственных структур и в общественной деятельности. Еще одной проблемой, отмеченной экспертами Совета Европы, является существование в органах полиции и СМИ Молдавии проблем, касающихся межэтнических отношений. Складывается впечатление, что властные «элиты» Молдавии не доверяют представителям нацменьшинств. Не доверяют или боятся конкуренции?

Вытесненные, как уже отмечалось, в начале 90-х с государственной службы, фактически отстраненные от процесса построения молдавской государственности, русскоязычные граждане были вынуждены уйти в культуру, бизнес, медиа, другими словами – частный сектор. В результате сегодня наиболее крупными и успешными бизнесменами в Молдавии являются представители национальных меньшинств, а молдавский бизнес в целом можно по праву назвать русскоязычным. Этот факт демонстрирует, что русские в интеллектуальном плане - всё еще мощный и креативный сегмент молдавского общества, который, однако, различными гласными и негласными правилами отрезан от прямого участия в молдавской политике, от управления государством. И Республика Молдова, как государство, от этого, безусловно, только проигрывает.

Сложившийся же с подачи русофобских изданий имидж русского жителя Молдавии, как ностальгирующего по «совку» и обиженного на весь мир неудачника в ушанке, безусловно, сегодня столь же актуален, как и образ румынского жандарма 30-х годов с палкой, которым до сих пор «потчуют» своих адептов «профессиональные румынофобы». Истинный же портрет современного среднестатистического русского жителя Молдавии – это успешный, демократичный, динамичный, культурный, прогрессивно мыслящий потомственный горожанин с как минимум одним высшим образованием. Снятие этническо-языковых барьеров для доступа в молдавскую политику, таким образом, послужит подлинной ее европеизации, как в плане демократизации политических механизмов и процессов, так и в практическом измерении.

Но, как известно, права не дают, права берут. А посему едва ли стоит, сидя под деревом, ждать, что яблоко равноправия само свалится в руки. Тем более, если сидеть не под яблоней, а под березой, рядом с которой так любят фотографироваться для предвыборных агиток местные «профессиональные русские».

Интересы русских в Молдавии

Если в том, что произошло в начале 90-х годов в результате разгула национализма, вина самих русскоязычных (связанная с их политической неготовностью на тот момент к отстаиванию своих интересов) небесспорна, то в том, что им практически ничего не удалось добиться в плане соблюдения своих гражданских и политических прав за последующие полтора десятилетия, прослеживается серьезный стратегический просчет. Имея в своем распоряжении довольно значительный объем экономической власти и интеллектуального потенциала, а также относительно удачную внешнеполитическую конъюнктуру, связанную с наличием такого благоприятствующего русским в Молдавии внешнего фактора, как набирающая силу Россия, можно было добиться намного более позитивных результатов и более высокого статуса в стране.

Один из аспектов проблемы заключается в том, что русские жители Молдавии на протяжении всего этого периода недостаточно четко осознавали свои подлинные интересы, что позволяло самым различным силам манипулировать ими в своих целях.

Сегодня становится все более очевидным, что прагматичным интересам русскоязычного населения Молдавии соответствуют не высасываемые из пальца молдавскими властями пропагандистские абстракции, выдаваемые за «патриотизм» и «новые планки независимости», а совершенно конкретные вещи. Например, такие: жизнь в цивилизованной стране (повышение уровня жизни населения, уровня социально-политической культуры, высокие стандарты в правовой сфере, бизнесе, науке, образовании, соцобеспечении), повышение статуса русского языка (закрепление реального билингвизма), соблюдение в целом гражданских, политических и социальных прав русскоязычного населения (отход от неэффективной концепции этнократии как модели построения власти и государственности).

Исходя именно из этих принципов было бы правильным переформулировать сегодня свои позиции по ключевым вопросам молдавской политики. Полагаю, это справедливо, ведь в политике, а тем более в политике молдавской, нет места излишнему «витанию в облаках», а единственный путь к достижению своих целей – это прагматичное осознание своего интереса и жесткое его продвижение. Не этому ли научили русскоязычных жителей Молдавии политические уроки двух последних десятилетий? Пошли ли эти уроки впрок?

Пора вернуть себе свой голос

Итак, подчеркну еще раз: русским нужно осознать свой прагматичный интерес, набирать силу, искать точку ее приложения и диктовать условия. Так действуют все. Почему русские должны быть исключением?

Возникает вопрос: а откуда брать эту самую «силу»? Для получения ответа на этот вопрос достаточно оглянуться вокруг. На дворе XXI век. А в новом тысячелетии – свои правила. Так, например, вопросы внутренней политики в открытых обществах (а Республика Молдова сегодня вопреки стараниям ее властей является, пусть и в несколько извращенной форме, но открытым обществом) преимущественно и предпочтительно решаются на принципах ненасилия одной общественной группы над другой. В свою очередь вопросы международной политики преимущественно и предпочтительно решаются путем достижения компромисса на основе удовлетворения интересов, как минимум, крупнейших акторов в том или ином регионе мира.

Что касается внутренней политики, то это означает, ни больше, ни меньше, следующее: «контрольного пакета» нет ни у кого, и объединенные своим прагматичным интересом русскоязычные жители Молдавии при определенных условиях становятся обладателями «решающего голоса». Следует задуматься, имеет ли смысл в этих условиях отдавать свой голос даром (а как еще расценивать «спасение» от мифической «румынской угрозы», которой вот уже который год шантажируют русских нынешние молдавские власти?), позволяя подменять свои интересы интересами кишиневской правящей верхушки. Вернув свой голос себе, русские смогут сами выбирать тот вариант, который открывает перед ними большие возможности и перспективы. Другими словами, необходимо занять такую позицию, которая не позволила бы очередному «наивному пекарю» походя бросить обманутым на выборах русским насмешливо-циничное: "А что такое, мы ведь обещали лишь РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС о русском языке и сближении с Россией".

Русским следует искать тех, кто ГОТОВ РАЗГОВАРИВАТЬ С НИМИ НА РАВНЫХ. Равные права в стране и гарантии этого равноправия – вот единственный предмет для дискуссий и единственный критерий для поиска союзников как внутри Молдавии, так и за ее пределами. В том числе и к западу от границ РМ. Это должны учесть при формировании своих команд и все те политики, которые уже сейчас планируют бороться за победу на парламентских выборах в 2009 году и рассчитывают при этом на поддержку русскоязычного электората.

Русские в Молдавии и Русский Мир

Мы плавно перешли к международной политике. Одним из ключевых и влиятельных действующих лиц в регионе сегодня является Россия. И, безусловно, русским в Молдавии выгодно, чтобы их интересы и интересы России в регионе совпадали. Это же, впрочем, выгодно и России, поскольку более надежных союзников в Молдавии у Москвы нет, в чем она имела возможность неоднократно убедиться. Именно русскоязычные жители Молдавии, как внутриполитический фактор, и Россия, как фактор внешнеполитический, являются силой, способной, работая в связке, оказать значимое влияние на ситуацию в Молдавии и быть ПОЛНОЦЕННОЙ СТОРОНОЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПЕРЕГОВОРАХ ПО СУДЬБЕ РЕГИОНА.

К сожалению, на практике зачастую они действуют вразнобой. Москва порой оказывается готова заключить в свои объятия молдавских лидеров только на том основании, что они на время, пока им это выгодно, перестают «гавкать на Кремль». При этом тот факт, что Молдавия при этом продолжает оставаться этнократическим государством, где русские гласно или негласно лишены целого ряда политических прав, а сферы применения русского языка сжимаются как шагреневая кожа, похоже, в этот момент перестает кого-либо беспокоить.

По результатам последнего исследования, произведенного по заказу МИД РФ, 80% российских соотечественников в Молдавии не ощущают поддержки со стороны России или считают, что ее недостаточно. Для большей уверенности в будущем российским соотечественникам не хватает двойного гражданства и придания русскому языку статуса государственного. При этом наличие второго российского гражданства, как отмечается в исследовании, воспринимается как возможность беспрепятственных связей с Россией и, «скорее всего, будет служить закреплению соотечественников в стране их нынешнего жительства, чем иммиграции в Россию». Это не пустые цифры и слова: действительно, даже этническому русскому в Молдавии сейчас получить гражданство РФ практически невозможно. В целом, получается очень неприятная ситуация, когда русских жителей Молдавии не считают «своими» ни в стране проживания, ни в России.

Впрочем, другая сторона, конечно, тоже «не без греха». Так, значительная часть русскоязычных жителей Молдавии не прочь занять якобы «прагматичную», а на самом деле откровенно подленькую позицию в духе «пусть Приднестровье сдастся Кишиневу, и в «единой и неделимой» нам всем станет чуть легче тянуть ярмо молдавской этнократии». Или заклеймить с подачи местных князьков «антимолдавскую политику России» и «приднестровский сепаратизм». Понятно, что все это – как бальзам на душу для официального Кишинева, но едва ли может найти понимание у наших внешнеполитических союзников. А ведь в Русском Мире у молдавских русскоязычных и так не самый положительный имидж – людей, скажем так, без чувства собственного достоинства. Стоит ли усугублять ситуацию подобными недостойными глупостями? Тем более что на деле этот кажущийся «здоровым» эгоизм ведет в никуда.

Вывод же прост и очевиден: для усиления своей позиции, для того, чтобы эффективно добиваться реализации своих интересов, Россия и русские жители Молдавии должны сопоставлять свои интересы и действовать сообща. Кроме того, очевидно, что есть необходимость в политической самоорганизации русских в Молдавии, поскольку в противном случае активизация деятельности России на этом направлении будет выглядеть вмешательством во внутренние дела Республики Молдова.

Что дальше?

Далее же предстоит произвести полную переоценку всего, что ранее считалось аксиоматикой существования русских в Молдавии. Пересмотреть все свое черно-белое «политическое бессознательное» исходя из новых условий и своих новообретенных интересов. Это в первую очередь касается таких ключевых вопросов региональной политики, как проблема лингвонима «молдавский язык» и этнонима «молдавский народ», их сущности и их роли в проекте новой независимой государственности, возникшей на территории постсоветской Молдавии. Очень странно видеть сегодня русскоязычных, с пеной у рта отстаивающих (чаще) «молдовенистскую» или (реже) «румынистскую» сторону в этих конфликтах. Может, пора, наконец, найти СВОЮ «сторону», сформулировать СВОЮ позицию? Думаю, стоит попробовать.

Подобная полномасштабная ревизия своих заваленных обрывками пропагандистского хлама позиций позволит освободить и рационализировать мышление, а также, безусловно, поставит русских в более выгодную позицию, позволяющую эффективно отстаивать свои интересы, превратив русскоязычный сегмент молдавского общества в реальную, самостоятельную и эффективную внутриполитическую силу. Непосредственный же разбор этих идеологических завалов выходит за рамки данной статьи и является темой для одной из следующих публикаций.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ