Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №183(15.01.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Новая реальность после 5 января

09.01.2008. Рankisi.info (Российско-грузинский информационный аналитический сайт)

Димитрий Авалиани

Проведенные в Грузии досрочные президентские выборы, в основном, соответствовали международным стандартам, однако выявившиеся в ходе этих выборов проблемы требуют незамедлительного исправления – с этой формулировкой миссии наблюдателей ОБСЕ согласились госдепартамент США, Евросоюз и другие международные структуры.

А слова международных организаций о «триумфальном шаге к демократии» в данном случае относились не к результатам голосования, а к успешному проведению в нашей стране первых действительно конкурентных выборов. Международные миссии еще не оценили степень справедливости этих результатов. Несмотря на это, главы некоторых государств уже поздравили Саакашвили с победой.

Несмотря на отсутствие окончательных результатов и различное отношение к предварительным результатам, 5 января Грузия однозначно вступила в качественно новую политическую реальность. В частности, время «харизматических» лидеров, избранных 80-ю процентами голосов президентов или правящих партий, осталось в прошлом. Отныне приход к власти той или иной силы или сохранение власти будут возможны только в результате острой конкурентной борьбе.

Создавшаяся в Грузии конкурентная политическая среда стала заметным явлением в мире и говорит о демократическом продвижении страны и общества. Такая внутриполитическая ситуация уникальна для постсоветского пространства, за исключением Украины.

Но насколько готовы к такой реальности политические силы, находящиеся сегодня во власти или в оппозиции?

Сегодняшним властям придется осознать, что в обществе уже нет того революционного заряда, который обеспечивал неограниченный кредит доверия к власти. Им также придется признать, что с сегодняшнего дня правящая команда уже не сможет быть единственной доминантой и единственным влиятельным игроком в политическом спектре. Соответственно, подлежит пересмотру тактика политической борьбы, которая должна соответствовать конкурентной среде.

А сегодняшней оппозиции придется взять на себя ответственность не только за борьбу за власть, но и за решения, от которых будут зависеть безопасность и развитие страны.

Из этой ситуации и проистекают опасности, вставшие перед страной именно после 5 января. В первую очередь, это связано с отсутствием прецедента признания собственного поражения на выборах, что является обязательным и обычным явлением для любого демократического государства. Как видно, даже в том случае, если оппозиционные силы не смогут доказать серьезную фальсификацию выборов 5 января властями, они не откажутся от своих требований и продолжат борьбу в формате уличных акций, по уже «хорошо испытанному» в Грузии сценарию. Ощутив поддержку избирателей, оппозиция, возможно, будет использовать ее именно в такой форме – для борьбы любыми средствами.

Даже в том случае, если послевыборные события пройдут мирно, вторым тестом на демократическое развитие страны и общества будут парламентские выборы и деятельность будущего парламента. Сбалансированный оппозиционными силами, а то и вовсе оппозиционно настроенный к исполнительной власти парламент может стать как местом ведения конструктивных дебатов и принятия совместных решений, так и средством для политических расправ, шантажа и удовлетворения личных политических амбиций. В этом случае острый конфликт между ветвями власти, опасность которого обусловлена существующим сегодня уровнем противостояния политических лагерей, содержит угрозу «украинизации» Грузии и паралича власти. А это уже создаст угрозу стабильности страны и серьезно затормозит ее развитие.

5 января стало для Грузии датой перехода на новую ступень демократического развития. Однако жизнь после 5 января несет стране новые вызовы и угрозы.

"24 саати" (Тбилиси)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ