Новая реальность после 5 января
09.01.2008.
Рankisi.info (Российско-грузинский информационный аналитический сайт)
Димитрий Авалиани
Проведенные в Грузии досрочные президентские выборы, в
основном, соответствовали международным стандартам, однако выявившиеся в ходе
этих выборов проблемы требуют незамедлительного исправления – с этой
формулировкой миссии наблюдателей ОБСЕ согласились госдепартамент США, Евросоюз
и другие международные структуры.
А слова международных организаций о «триумфальном шаге к
демократии» в данном случае относились не к результатам голосования, а к
успешному проведению в нашей стране первых действительно конкурентных выборов.
Международные миссии еще не оценили степень справедливости этих результатов.
Несмотря на это, главы некоторых государств уже поздравили Саакашвили с
победой.
Несмотря на отсутствие окончательных результатов и
различное отношение к предварительным результатам, 5 января Грузия однозначно
вступила в качественно новую политическую реальность. В частности, время
«харизматических» лидеров, избранных 80-ю процентами голосов президентов или
правящих партий, осталось в прошлом. Отныне приход к власти той или иной силы
или сохранение власти будут возможны только в результате острой конкурентной
борьбе.
Создавшаяся в Грузии конкурентная политическая среда
стала заметным явлением в мире и говорит о демократическом продвижении страны и
общества. Такая внутриполитическая ситуация уникальна для постсоветского
пространства, за исключением Украины.
Но насколько готовы к такой реальности политические
силы, находящиеся сегодня во власти или в оппозиции?
Сегодняшним властям придется осознать, что в обществе
уже нет того революционного заряда, который обеспечивал неограниченный кредит
доверия к власти. Им также придется признать, что с сегодняшнего дня правящая
команда уже не сможет быть единственной доминантой и единственным влиятельным
игроком в политическом спектре. Соответственно, подлежит пересмотру тактика
политической борьбы, которая должна соответствовать конкурентной среде.
А сегодняшней оппозиции придется взять на себя
ответственность не только за борьбу за власть, но и за решения, от которых будут
зависеть безопасность и развитие страны.
Из этой ситуации и проистекают опасности, вставшие перед
страной именно после 5 января. В первую очередь, это связано с отсутствием
прецедента признания собственного поражения на выборах, что является
обязательным и обычным явлением для любого демократического государства. Как
видно, даже в том случае, если оппозиционные силы не смогут доказать серьезную
фальсификацию выборов 5 января властями, они не откажутся от своих требований и
продолжат борьбу в формате уличных акций, по уже «хорошо испытанному» в Грузии
сценарию. Ощутив поддержку избирателей, оппозиция, возможно, будет использовать
ее именно в такой форме – для борьбы любыми средствами.
Даже в том случае, если послевыборные события пройдут
мирно, вторым тестом на демократическое развитие страны и общества будут
парламентские выборы и деятельность будущего парламента. Сбалансированный
оппозиционными силами, а то и вовсе оппозиционно настроенный к исполнительной
власти парламент может стать как местом ведения конструктивных дебатов и
принятия совместных решений, так и средством для политических расправ, шантажа и
удовлетворения личных политических амбиций. В этом случае острый конфликт между
ветвями власти, опасность которого обусловлена существующим сегодня уровнем
противостояния политических лагерей, содержит угрозу «украинизации» Грузии и
паралича власти. А это уже создаст угрозу стабильности страны и серьезно
затормозит ее развитие.
5 января стало для Грузии датой перехода на новую
ступень демократического развития. Однако жизнь после 5 января несет стране
новые вызовы и угрозы.
"24 саати" (Тбилиси)
|