Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кто контролирует прошлое

В странах СНГ формируется поколение, в глазах которого Россия и русские становятся источником опасности

5.02.2008, http://stoletie.ru/obschestvo

Сергей Котов

В Москве прошла научная конференция Института стран СНГ, посвященная фальсификации истории в школьных учебниках, выходящих на постсоветском пространстве.

В школах и вузах большинства постсоветских государств формируется образ варварской, опасной, агрессивной и постоянно отстающей в своем развитии страны – России. В противовес этому пишется новая история, в рамках которой народы, “освободившиеся из-под гнета России”, имеют историю более богатую, более древнюю и более “цивилизованную”.

Это не плод фантазий “квасных патриотов России”, а фактически консолидированная точка зрения участников состоявшейся конференции профессиональных ученых-историков, школоведов и методистов, приехавших в Москву практически со всего пространства бывшего Союза.

Тенденция очернения русской истории характерна для государств, в той или иной степени конфликтующих с Россией.

Практически все участники конференции подчеркивали, что повсеместно происходит грубейшее вмешательство государства и государственной идеологии в, казалось бы, сугубо научно-методическое дело - составление учебников, что приводит к вульгарной абсурдизации истории. Не раз вспоминали на конференции оруэлловскую мысль: “Кто контролирует прошлое - тот контролирует будущее”. Прозвучавшие в выступлениях участников конференции массовые примеры подобного историописания могли бы вызвать смех, если бы не было так грустно: ведь формируется поколение, в глазах которого Россия и русские становятся источником опасности, а русская культура представляется малозначимым в мире явлением.

Возникающие в учебниках мифы и “страшилки” ставят в тупик учителей истории в странах СНГ, которые, зная и любя свой предмет, не могут смириться с навязываемой новыми местными политическими элитами русофобией на фоне все более укрепляющегося местного национализма.

Многие участники конференции отмечали, что на самом деле определенной мифологизации подвергаются официальные трактовки истории в любой стране мира. Но для бывших республик СССР это стало не просто невинным преувеличением масштаба того или иного исторического события, а настоящей заразной болезнью, выражающейся в замалчивании огромных пластов своей истории и ее откровенными и вульгарными фальсификациями. Лидерами в “перелицовке” школьных курсов истории (как и академической истории в целом) выступают новые члены НАТО - балтийские государства, а также стремящиеся в этот военный блок Украина и Грузия.

 Примеров тому приводилось на конференции огромное множество. Вот один из самых ярких и комичных, напрямую касающийся истории Украины.

В эстонском учебнике по истории приводится занятный факт: оказывается, решающую роль при взятии Константинополя киевским князем Олегом в 907 году сыграли... сто эстонцев (это при том, что эстонцев, как нации, тогда вообще не существовало!), приданных дружине князя.

Понятно, никаких доказательств не приводится, ни один источник не указывается, но школьники должны понимать, что еще тогда у Прибалтики и Киева была общая судьба, а оттого и общие антироссийские идейные устремления сегодня приобретают бoльшую убедительность и историческую логику.

С другой стороны, и украинские историки и политики не остаются перед прибалтами в долгу. Так, президент Украины Виктор Ющенко собирается поставить в Стокгольме памятник гетману Мазепе. Обладающий, как известно, прекрасной эрудицией, вождь украинских “оранжевых” недавно сделал историческое открытие: оказывается, Полтавская битва была битвой… за европейскую интеграцию. И начата эта битва была вместе с народами Скандинавии, чему должны быть счастливы эстонцы, идентифицирующие себя как неотъемлемую частью скандинавского пространства.

Остается удивляться, как Ющенко упустил прекрасную возможность отметить 1100-летний юбилей украино-эстонской победы под Константинополем и не издал указ (а этих указов, обеспечивающих “новую историческую правду”, Ющенко издает немало), повелевающий соорудить соответствующий памятник и отчеканить соответствующую медаль?

Вообще, все, что происходит на Украине, некоторые участники конференции весьма точно назвали “бандеризацией общества”. И речь шла не только о прославлении “героев” ОУН-УПА, отдельно взятых Бандеры или эсэсовца Шухевича. Речь - о глобальном насаждении государством идеологии национализма и, увы, принятии этой идеологии значительной частью украинского общества. Конечно, в первую очередь “бандеризации” подвергается трактовка украинской истории. Доклад украинского историка В. Корнилова вызвал у участников конференции шок похлеще байки об эстонских “спартанцах”, взявших Константинополь. Он убедительно показал, как через все украинские учебники проходит мысль о различии между Россией и Украиной, между русским и украинским народами.

Отделить историю Украины от России любой ценой - вот сверхзадача, которую выполняли и выполняют на Украине школьные учебники еще со времен провозглашения ею независимости. И эта задача системно выполняется, начиная с описания истории Киевской Руси. В украинских учебниках нет ни слова о единстве Новгорода и Киева или о том, что язык новгородских берестяных грамот почти не отличается от языка древних киевских летописей. Признать последнее - значит разрушить концепцию “неродственности русского и украинского народов”. Более того, тенденции отделения истории Украины от истории России сменяются тенденциями противопоставления двух братских народов, их истории, культуры и традиций.

Не стоит забывать, что в ближнем зарубежье живут миллионы русских.

Большинство из них (в соответствии с опросом, проведенном учеными Института стран СНГ) не удовлетворены преподаванием “такой” истории, а на Украине таких – 65%. Такая оценка нового украинского исторического образования не случайна. Ведь именно власти этой страны хотят воздвигнуть памятник Карлу XII за сотрудничество с предателем Мазепой, сделать героем нацистского пособника Шухевича и называют геноцидом (“голодомором”) то, что было общей бедой всех советских крестьян – коллективизацию.

Более того, в украинских учебниках, по которым учится подрастающее поколение, Великая Отечественная война называется “советско-немецкой”, да при этом еще утверждается, что якобы украинцы с нетерпением ждали прихода немцев.

И ни слова о том, что по нацистскому плану “Ост” пространство Украины должны были заселить немецкие колонисты, а оставшиеся славяне стали бы фактически их рабами.

Авторы украинских учебников пишут об Украине как о “колонии Российской империи”, любое вооруженное столкновение с участием “московитов” и “киевлян”, российских и запорожских отрядов, советских воинов и бандеровских вояк пытаются преподнести украинской молодежи как извечную “борьбу за свободную, независимую Украину”. Дело дошло до того, что авторы современных украинских учебников среди героев Великой Отечественной войны выделили всего три фигуры, поставленные в один ряд – фашистских пособников Шухевича и Бандеру и… легендарного героя-партизана Ковпака. Про героев “Молодой гвардии” в учебниках даже не упоминается. А о массе украинских маршалов, генералов в составе Красной Армии, о Героях Советского Союза, имевших украинские корни, миллионах украинцев, награжденных за борьбу с фашистскими полчищами орденами и медалями СССР, нет ни слова. И это, понятно: такая история не вписывается в образ “закабаленной” Украины, которую “империя” держала в подчинении только силой “колониальной” армии.

Немало было сказано на конференции и о фальсификации истории в школьных учебниках прибалтийских стран. Так, директор эстонского Института экономики и управления Х. Барабанер рассказал о том, что главными темами для спекуляций становятся, разумеется, вхождение Эстонии в СССР в начале 1940-х годов (зачастую это называется аншлюсом или оккупацией), отношение к освобождению Эстонии советскими войсками в 1944 году (это также именуется оккупацией) и т.д.

Неудивительно, что около 82% эстонцев (этот факт деликатно замалчивался в российской печати) поддержало перенос “Бронзового солдата” в Таллине.

Представитель Ассоциации учителей русских школ Литвы А. Фомин рассказал о том, что история России в большинстве учебников для литовских школ представлена фрагментарно и только через отрицательную оценку деятельности Ивана IV, Петра I, Ленина и Сталина. Так у литовской молодежи формируется образ опасной, агрессивной, варварской и постоянно отстающей в своем развитии страны. При этом о русской культуре вообще практически не говорится. Такая “история” преподается и русским, живущим в Литве, что не может не вызывать резкого протеста их родителей. На волне этого протеста ситуация начинает меняться: появился специальный учебник для русских школ, где нет таких гигантских искажений. Так в школах Литвы параллельно начинают существовать “две истории”: одна – для литовцев, другая – для русских.

Сегодня предпринимаются все возможные меры, призванные исправить ситуацию - создана Ассоциация историков стран СНГ, которая призвана ликвидировать “недопонимание” в преподавании истории в наших странах, работает российско-украинская комиссия молодых историков…

Как отметили участники конференции, необходимо объединить усилия различных организаций и ведомств, как в России, так и за рубежом, для противодействия фальсификации истории. Иначе воспитанные поколения “манкуртов” окажутся “иванами, не помнящими родства”, а межнациональный и межгосударственный мир в этой части планеты может быть просто взорван.

Об авторе: Сергей Котов, академик АПСН. Специально для Столетия


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ