Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

25 января. Представитель МИД РБ Антон Кудасов заявил о том, что белорусское правительство очень рассчитывает на отмену экспортной пошлины, применяемой при ввозе в страну российской нефти. Кудасов напомнил, что экспортную пошлину на нефть, экспортируемую в Белоруссию, Россия ввела в 2007 г., а открытость рынка в рамках ЕврАзЭС и Союзного государства подразумевает отсутствие пошлин. Белорусская сторона выразила уверенность в том, что будет найден «способ в будущем вернуться к свободной торговле, в т.ч. нефтью».

28 января. Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов РБ Лидия Ермошина сообщила БелаПАН о том, что дата проведения выборов в Палату представителей – 28 сентября 2008 года.

28 января. Министерство статистики и анализа РБ информировало о том, что в Белоруссии на 01.01.08 проживало 9 млн. 689,7 тыс. человек. Городское население составляет 7 млн. 108 тыс. человек, сельское - 2 млн. 581,7 тыс. В Минске проживает 1,8 млн. человек.

28 января. Первый заместитель министра финансов РБ Андрей Харковец сообщил о намерении белорусского правительства получить «на очень выгодных условиях» очередной кредит от России в объеме 2 млрд. долларов США.

29 января.  В Минске директор Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский сообщил о том, что Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства внесено в российское правительство.

29 января. Строительство объектов инфраструктуры для АЭС в Белоруссии планируется начать в январе 2009 года, - заявил первый заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко в Могилеве. До конца 2008 года, по словам Семашко, Белоруссии необходимо окончательно определиться с площадкой для размещения АЭС.

29 января. Во время встречи с министром иностранных дел России  Сергеем Лавровым в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил удовлетворение тем, как развиваются союзные отношения двух стран в последнее время, что со времени предыдущего визита Лаврова «в отношениях наших стран ничего не изменилось к худшему». В свою очередь, российский министр иностранных дел отметил, что российское руководство также весьма удовлетворено результатами двустороннего сотрудничества России и Белоруссии. Реальная экономика и рост товарооборота,  по мнению Лаврова, подтверждают, что строительство Союзного государства успешно развивается.

30 января. В Минске прошло совместное заседание коллегий министерства иностранных дел Республики Беларусь и министерства иностранных дел России. Состоялось подписание Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2008 – 2009 годы, а также Плана консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран. В рамках мероприятия глава российской делегации министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил обеспокоенность внешним давлением на Белоруссию, которое, судя по всему, призвано изменить политический курс республики. «Мы считаем такие попытки контрпродуктивными», - отметил Лавров.

30 января. Временный Поверенный в делах Венесуэлы в РБ Америко Диас Нуньес информировал о том, что в ближайшее время Уго Чавес в третий раз посетит Белоруссию. Вопрос предоставления Белоруссии запрашиваемого ею венесуэльского кредита, по словам дипломата, может окончательно решиться в феврале 2008 года.

30 января. Глава Национального банка РБ Петр Прокопович выразил уверенность в том, что Белоруссия самостоятельно справится с подорожанием энергоресурсов. Белорусская сторона рассчитывает потратить российский кредит на развитие экономики, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном секторе, строительстве дорог. Первый заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко заявил, что часть полученного российского кредита пойдет на пополнение фонда оборотных средств белорусских предприятий.

30 января. Россия готова рассмотреть предложение Белоруссии о переносе транспортного и таможенного контроля на внешние границы Союзного государства, - заявил руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. Это, по словам Бельянинова, слишком серьезное предложение, чтобы от него отмахнуться.

30 января. Министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов заявил о том, что ситуация на польской границе, вызванная забастовкой таможенников, - «это не проблема отдельной группы людей, а проблема обеспечения режима восточной границы ЕС и поддержания нормального экономического оборота и контактов людей».

31 января. Президент РБ Александр Лукашенко во время встречи с послом Германии Гебхардтом Вайсом выразил недовольство действиями послов стран Евросоюза в Белоруссии. При этом Лукашенко отметил позитивную роль посла ФРГ в Минске.  Вайс предложил белорусскому лидеру не оглядываться назад, а посмотреть вперед. Ближайшие месяцы до проведения парламентских выборов, по словам дипломатического агента, станут в определенной степени решающими для Белоруссии и ее положения в Европе. На фоне этих событий, «если процесс пойдет вперед, то, возможно, появится новая ситуация», - подчеркнул Гебхардт Вайс.

31 января. Глава белорусского государства Александр Лукашенко принял председателя правления Национального банка РБ Петра Прокоповича, который доложил об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики республики за 2007 год. Прокопович сообщил, что в минувшем году обеспечена стабильность национальной валюты, сохранено доверие к белорусскому рублю и  проведена огромная работа по наращиванию золотовалютных резервов Белоруссии.

31 января. Министр транспорта и коммуникаций РБ Владимир Сосновский сообщил о том, что за 2007 год доходы Белоруссии от транспортного транзита через территорию республики составили 1,9 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 18%.

31 января. Министерство юстиции РБ направило в Верховный суд Белоруссии просьбу приостановить производство по делу о ликвидации Партии коммунистов Белорусской (ПКБ), «учитывая необходимость внимательного изучения всех представленных партией документов для принятия окончательного решения относительно исковых требований».

1 февраля. Цена на экспортируемый в Белоруссию российский газ во втором квартале текущего года увеличится незначительно, в пределах 10%, - сообщил посол России в Минске Александр Суриков.

1 февраля. Посол Грузии в РБ Давид Залкалиани заявил о том, что Грузия заинтересована в активизации торгово-экономических отношений с Белоруссией.

1 февраля. Был повышен «бюджет прожиточного минимума» в среднем на душу населения с 185.670 до 200.080 белорусских руб.

1 февраля. Комитет государственного контроля Беларуси и Счетная палата России работают в полном взаимодействии, - заявил президент РБ Александр Лукашенко на встрече с председателем Счетной палаты России Сергеем Степашиным. В свою очередь Степашин сообщил белорусскому лидеру, что контрольные ведомства Белоруссии и России договорились в 2008 году в оперативном режиме изучить ход выполнения всех программ бюджета Союзного государства. Как подчеркнул Сергей Степашин, выполнение бюджета Союзного государства нуждается в большей эффективности, поскольку из 21 бюджетной программы выполняется только 12, а на согласование ведомствами выполнения программ, порой, уходило по два-три года.

1 февраля. Министерство торговли РБ положительно отнеслось к инициативе министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ поднять закупочные и розничные цены на молочную и мясную продукцию. Планируется поднять отпускные цены на молоко, кефир, сметану и творог на 25%, животное масло - на 47%, твердые сыры - на 16%, мясо - на 16%, мясопродукты - на 14%.

3 февраля. Российский президентом Владимир Путин обсудил с президентом РБ Александром Лукашенко в Сочи перспективы интеграционного взаимодействия, а также стратегическое сотрудничество  России и Белоруссии по различным направлениям. В числе затронутых на встрече вопросов - расширение торгово-экономических связей, контакты в оборонной сфере, транзит через белорусскую территорию, обустройство внешних границ, координация действий на международной арене. В переговорах также приняли участие премьер-министр России Виктор Зубков и его первый заместитель Дмитрий Медведев.

4 февраля. Агентство БЕЛТА со ссылкой на Информационно-аналитический центр при администрации президента распространило информацию о том, что только 3,4% граждан высказались за идею полного объединения России и Белоруссии. 43,7% опрошенных выступают за сотрудничество двух независимых государств на основе международных договоров, 42,2% хотят равноправного союза с наднациональными органами власти.

4 февраля. Национальный банк РБ ввел в обращение памятные монеты, посвященные 200-летию со дня рождения белорусского поэта и драматурга Винцента Дунина-Марцинкевича - "В.Дунін-Марцінкевіч. 200 год".

5 февраля. МИД РБ заявил о том, что инициатива группы депутатов Европарламента от фракции социалистов в отношении необходимости снижения стоимости шенгенской визы для граждан Белоруссии «является шагом в правильном направлении».

6 февраля. Государственная Дума ФС России ратифицировала белорусско-российское межправительственное соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России. Согласно документу белорусские граждане, постоянно проживающие в России, получат равные с российскими гражданами права на медицинскую помощь. Ее планируется оказывать по базовой программе обязательного медицинского страхования. За белорусских граждан, работающих в России по трудовым и гражданско-правовым договорам, работодатели будут отчислять единый социальный налог. Обязательное медицинское страхование неработающих белорусских граждан оплатят субъекты федерации. В свою очередь граждане России, постоянно проживающие в Белоруссии, получат равные права с белорусскими гражданами на медицинскую помощь, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения РБ. Российским гражданам, временно проживающим в Белоруссии, согласно соглашению, будет обеспечено право на получение скорой медицинской помощи, а также медицинской помощи в случае возникновения у них социально опасных заболеваний.

6 февраля. Постоянный представитель РБ при ООН Андрей Дапкюнас обратил внимание генерального секретаря ООН Пан Ги Муна на необходимость особых усилий системы ООН по содействию расширению доступа и передаче новых и новейших энергетических и природоохранных технологий развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

6 февраля. Заместитель министра экономики РБ Владимир Адашкевич заявил о том, что ситуация с инфляцией в Белоруссии остается напряженной: «та ситуация, которая произошла в четвертом квартале, в определенной степени перешла и на январь текущего года. И мы не успели еще, можно сказать, «проглотить» повышение цен на мясомолочную продукцию в четвертом квартале, как к нам уже прибыли два поручения правительства на обращение минсельхозпрода: то есть давайте сейчас запустим по новой этот круг».

6 февраля. В Белоруссии отношения католической и православной христианской конфессий развиваются динамично, - заявил глава Минско-Могилевский архиепархии Римско-католической церкви архиепископ Тадеуш Кондрусевич в ходе онлайн-конференции, состоявшейся в Минске.

6 февраля. В Белоруссии обязательно будет принят закон об Интернете, - заявил министр информации РБ Владимир Русакевич. В частности интернет-версии периодических изданий, по мнению Русакевича, должны регистрироваться как средства массовой информации.

7 февраля. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис осудил Белоруссию за приведение в исполнение трех смертных приговоров (3 члена "морозовской банды", осужденные за убийства и др. преступления, были казнены в РБ). Терри Дэвис назвал исполнение смертных приговоров свидетельством того, что власти Белоруссии продолжают "кичиться своим вопиющим пренебрежением" к гуманистическим ценностям.

8 февраля. Газпром увеличил свою долю в белорусском газотранспортном предприятии «Белтрансгаз» до 25%. Очередные акции (12,5%), купленные «Газпромом» 31.12.07 за 625 млн. долларов США, поступили на счет депо российского холдинга.

11 февраля. В 2007 году программная часть бюджета Союзного государства исполнялась со сложностями, заявил в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков. Нормальному выполнению общих замыслов, по мнению Сурикова, мешала бюрократия, «все российские и белорусские процедуры существенно забюрократизированы». Александр Суриков информировал также о том, что Россия («Атомстройэкспорт») планирует принять участие в тендере на строительство АЭС на территории Белоруссии.

12 февраля. Сальдо внешней торговли Белоруссии в 2007 году без учета роста цен на энергоносители сложилось положительное в размере 1,58 млрд. долларов, - заявил министр экономики РБ Николай Зайченко. Однако он отметил, что «итоги внешнеэкономической деятельности за прошлый год имеют неоднозначную оценку». По сравнению с 2006 годом сальдо ухудшилось на 1 млрд. 140 млн. долларов, и по итогам года оно было отрицательное: минус 2 млрд. 685,3 млн.

12 февраля. Конституция Союзного государства Белоруссии и России должна быть не слабее ныне действующего договора о создании Союзного государства, - заявил президент РБ Александр Лукашенко на встрече со студентами БГУ. По мнению белорусского президента, «у россиян другая позиция». Союзное государство должно создаваться на равноправной основе, но россияне не готовы к этому, считает Лукашенко.

13 февраля. В ходе внеочередной сессии Совет Республики Национального собрания дал согласие на назначение Григория Василевича Генеральным прокурором, а Петра Миклашевича судьей и председателем Конституционного суда РБ.

13 февраля. Представитель Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик сообщил, что  2 марта 2008 г. в Белоруссии будут открыты семь избирательных участков по выборам президента России (в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве, Бресте, Гродно, а также в поселке Клецк-2).

13 февраля. Российская депутация в Парламентском собрании Союза Беларуси и России обновилась почти на три четверти, - сообщил председатель Государственной Думы ФС России Борис Грызлов. Изменения в составе собрания связаны с обновлением нижней палаты российского парламента после прошедших в декабре 2007 года выборов. Грызлов подчеркнул, что белорусско-российские отношения - это один из тех вопросов, «по которому позиция депутатов Госдумы, как прошлого, так и нынешнего созывов, едина, независимо от их принадлежности к той или иной фракции».

14 февраля. В международном аэропорту Еревана «Звартноц» при взлете потерпел аварию, развалившись на части, пассажирский самолет CRJ-100 производства канадского концерна Bombardier Aerospace, принадлежавший белорусской авиакомпании «Белавиа». Погибших нет.




Вооруженные силы РБ как наследники КБВО

Александр Фадеев

23 февраля в Белоруссии традиционно отмечается День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь (это – рабочий день). В этом году по официальной версии Вооруженные силы республики празднуют свое…90-летие. В честь этого государственного праздника проводятся многочисленные мероприятия с привлечением общественности, ветеранов ВС СССР, молодежи, активных членов «Белорусского союза офицеров» и БРСМ. На самом деле белорусская армия молода, боевого опыта, традиций не имеет и ведет свою летопись с 16.03.1992, когда Верховный совет республики принял закон «О Вооруженных Силах Республики Белоруссия». Современная редакция Военной доктрины ставит перед Вооруженными силами республики такие задачи, как защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.

По Конституции РБ Верховным главнокомандующим является президент – А.Г. Лукашенко (с 10.07.1994), он же руководит Советом безопасности РБ. Военного образования, боевой практики, опыта командования частями и соединениями Лукашенко не имеет. В настоящее время орган высшего военного управления – министерство обороны РБ возглавляет профессиональный военный ген.-полк. Л.С. Мальцев, в свое время с отличием закончивший Военную академию им. М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба ВС России. До перехода в белорусскую армию был первым заместителем командующего одной из общевойсковых армий КБВО.

Главными тремя родами (видами) войск Белоруссии являются Сухопутные войска (более 70%), Военно-воздушные силы и войска ПВО (объединенное командование) и Силы специальных операций (Специальные войска). По официальной версии реформа Вооруженных сил была успешно завершена в 2005 году, и ее итогом стало создание боеготовой армии независимой суверенной Белоруссии. Однако в текущем году планируется разработать новую Концепцию строительства Вооруженных сил РБ на среднесрочную перспективу и существенно скорректировать План обороны. Вследствие малочисленности ВС и недостаточного военно-технического потенциала, имеющихся у Белоруссии, последний документ, скорее всего, при организации обороны будет исходить из вариантов действий потенциального противника.

Белорусские вооруженные силы переориентируются на отражение потенциальных атак десантно-диверсионных сил в условиях массированного применения авиационного и ракетного высокоточного оружия, готовятся сохранять живучесть и стойкость в обороне, преодолевать последствия информационной войны. Ведение борьбы с диверсионно-разведывательными группами и незаконными вооруженными формированиями возлагается главным образом на Силы специальных операций МО. ВВС и войска ПВО нацелены на приобретение навыков боевой работы в условиях применения противником средств РЭБ, выведения из строя стационарных пунктов наблюдения и управления на территории республики. Большое внимание уделяется развертыванию в угрожаемый период территориальной обороны и действиям по усилению охраны и обороны госграницы. Приоритетной признана задача использования современных автоматизированных средств управления войсками. Очевидно, в новой Концепции центральное место займет организация оборонительной операции.

2007 год прошел под флагом совершенствования форм и методов подготовки органов управления соединений и частей для действий в сложной и критической обстановке. Результатом этого явилось появление исправленного «Руководства по боевой подготовке Вооруженных Сил» и «Инструкции по проведению тактических учений». Кроме того, в прошлом году была завершена многолетняя работа по созданию национальной системы подготовки военных кадров. Министерство обороны РБ отрапортовало, что в республике созданы все условия для подготовки всего спектра военных специалистов, что, конечно, не совсем соответствует действительному положению вещей. Хотя белорусская сторона значительно сократила число курсантов и слушателей, направляемых на учебу в Россию, но и сегодня в 11 российских военных академиях и ФЭУ получают образование почти 100 белорусских офицеров по специальностям, которых нет в перечне белорусских ввузов. Более широко к службе в кадрах министерства обороны стали привлекаться женщины, для этой категории в/с в 2007 году был расширен перечень военно-учетных специальностей офицерского состава (до 87). Из 55 тыс. военнослужащих белорусской армии женщин – 3500, из них 245 офицеры. Однако подавляющее количество женщин служит по контракту на должностях солдат и сержантов.

Изначально Вооруженные силы Белоруссии формировались главным образом на военной и военно-технической инфраструктуре бывшего Белорусского военного округа (КБВО), хотя незаконно поглотили некоторую часть техники и структурных элементов других соединений ВС СССР, дислоцировавшихся в тот период на территории республики (2-ой отдельной армии ПВО и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что Россия немедленно после образования ВС РБ тайно вывезла с территории Белоруссии тактическое ядерное оружие и приступила к поэтапному выводу дивизий и ядерных ракетных баз РВСН.

Военная доктрина (первая принята 16.12.1992) фактически предполагала создание небольшой национальной армии численностью до 60 тыс. в/с, оснащенной военной техникой, оружием, эксплуатирующей необходимые для ее функционирования здания, сооружения и коммуникации КБВО. При этом белорусские ВС подпадали под ограничения, установленные Договором об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также под квоты Ташкентского совещания глав-государств СНГ (15.05.1992).  Численность боевых самолетов не могла превышать 260, вертолетов – 80, танков – 1800, ББМ – 2600, орудий, минометов и РСЗО – 1615. Белорусскому правительству удалось добиться уменьшения количества отдельных систем вооружений, подлежащих сокращению. Часть вооружений и военной техники была уничтожена, значительные запасы систем вооружений, парков и запасов снаряжения бывшего КБВО были проданы за рубеж (только танков Т-80 300 ед.). Никакой стройной системы и плана формирования молодых вооруженных сил на внушительной военно-технической базе бывшего Белорусского военного округа у республиканского руководства не было.

Помимо кадровой проблемы Вооруженные силы РБ столкнулись в 90-е годы с недостаточным финансированием, поэтому, например, под статью военного бюджета, предусматривающую организацию и проведение НИОКР, ассигновались минимальные средства, а закупка вооружений и военной техники годами не проводилась, госбюджетные средства на это не выделялись.   Государственно-политическое руководство республики ориентировало министерство обороны главным образом на организацию хранения, обслуживания доставшихся в наследство от КБВО систем вооружений и техники непосредственно в частях и созданию для этой цели специальных баз с соответствующей штатной структурой. К концу 1990-х гг. почти все системы вооружений и военная техника белорусской армии перестали соответствовать современным требованиям, откровенно устарели. Все большую остроту приобретали вопросы поддержания в исправном состоянии и ремонта боевой техники и военной инфраструктуры: парков, хранилищ, строений и коммуникаций, что требовало значительных капиталовложений.

Сегодня в рамках программы «Наращивание потенциала в области управления запасами легкого и стрелкового оружия» Белоруссии финансовую помощь (уже выделено 600 тыс. долларов) оказывает ряд стран ОБСЕ. На эти деньги, в частности, в республике строится первое хранилище боеприпасов, оснащенное системами охраны, пожаротушения и вентиляции по последнему слову техники. Канада и Литва финансировали министерство обороны РБ по программе НАТО «Демилитаризация противопехотных мин в Белоруссии» для  уничтожения (или утилизации) его подразделениями противопехотных мин (ПМН, ПМН-2, ПОМЗ-2, ПОМ-2, ПОМЗ-2М). Военное ведомство Белоруссии надеется, как представляется, выиграть и тендер Европейской комиссии (4 млн. евро) на утилизацию противопехотных мин ПФМ-1.

В настоящее время проблема продления ресурса систем вооружений и военной техники становится все более актуальной. Госбюджетные средства на ремонт боевой техники, боеприпасов и объектов военной инфраструктуры в последние годы выделяются регулярно, целевым образом. Вместе с тем, значительный рост числа отказов военной техники и естественный износ механизмов, агрегатов, их частей и комплектующих, длительные сроки хранения боеприпасов вынудили руководство министерства обороны РБ принять решение о передаче существенного объема ремонтных работ непосредственно в воинские части, где создаются специализированные бригады по ремонту и восстановлению систем вооружений, техники и боеприпасов, передвижные измерительные комплексы. Ставится задача осуществления капитального ремонта авто- и бронетехники силами армейских частей в приспособленных для этого мастерских.

С целью сохранения ресурса боевой техники и систем вооружения, экономии финансовых средств военное ведомство в ущерб качеству обучения последовательно оснащает части различными видами несложных тренажеров или модернизирует старые. Планируется для экономии топлива и моторесурса оснастить все авиационные базы белорусских ВС авиатренажерами. Министерству обороны РБ республиканским руководством указано снизить расход топливно-энергетических ресурсов до 2010 года на 39%, а также существенно сократить материальные и финансовые расходы. Это обстоятельство определяет новую методику обучения в/с белорусской армии – учиться без привлечения военной техники, в классах и с использованием тренажеров и компьютерных технологий.

Госпрограмма вооружения на 2006-2015 гг. предусматривает в основном модернизацию отдельных систем вооружений и военной техники белорусской армии. Модернизируется в основном техника и системы вооружения ВВС-войск ПВО. Так, отмечены попытки модернизации оборонными предприятиями Белоруссии РЛС П-18, самолетов Су-27, МиГ-29 и вертолета Ми-8. Провалились НИОКР и процесс запуска в серию модернизированного белорусским предприятием «Агат» ЗРК ПВО «Бук», работы по которому велись с 2004 года. НИИ Вооруженных Сил РБ в свое время информировал о 15 НИОКР по модернизации образцов военной техники, которые были завершены еще в 2004 году совместно с рядом белорусских предприятий. Но эти образцы так и не были поставлены на вооружение.

Закупку новых образцов вооружения планируется осуществлять выборочно, в ограниченном масштабе, несмотря то, что системы вооружения (ЗРК С-125, С-200 и др., самолеты и вертолеты Су-24М, Су-25, Су-27, МиГ-29, Ан-26, Ми-8, Ми-24, Ми-26), бронетехника и стрелковое оружие (АКМ, АК-74, ПК, СВД, РПГ-7В, РПГ-26) в соединениях и частях ВС Белоруссии устаревших типов. Особняком стоит процесс перевооружения 115-ой зрбр в 2006 году с устаревшей ЗРК С-125 на С-300 с помощью России. В прошлом году министерство обороны РБ приняло на вооружение лишь два образца снайперских винтовок – 7,62-мм МЦ-116М и 12,7-мм ОСВ-96 для Сил специальных операций (вместо СВД). Для этого рода войск, пользующегося повышенным вниманием республиканского руководства, закупались также приборы прицеливания и наблюдения, а также защитное снаряжение.

Тем не менее, президент РБ Александр Лукашенко считает, что основным направлением остается модернизация оружия и военной техники силами белорусских предприятий, что даст возможность сэкономить валюту и загрузить национального производителя. Пока же республиканское руководство делает упор на преодолении слабых сторон в организации управления вооруженными силами, межведомственной разобщенности, повышении уровня политико-воспитательной работы в среде военнослужащих белорусской армии.




Надежный щит Республики Беларусь

Николай Сергеев

23 февраля в Белоруссии, как и в Российской Федерации, отмечается как государственный праздник – День защитника Отечества. О значении этого праздника для белорусского общества и о нынешнем дне Вооруженных сил Белоруссии  корреспонденту «Материка» рассказал первый заместитель начальника главного управления идеологической работы – начальник управления информации министерства обороны Республики Беларусь полковник Владимир Матвеевич Макаров.

– 23 февраля еще с советского времени отмечается, как праздник тех, кто защищает Отечество. А как этот день связан с рождением и становлением Вооруженных Сил Республики Беларусь?

– Современные Вооруженные Силы Республики Беларусь являются наследниками и продолжателями героических традиций Белорусского военного округа. Помимо того, вся Белоруссия по праву является духовным преемником лучших традиций Советского Союза. И поэтому символично, что в нашей республике, первой на постсоветском пространстве, был дан мощный импульс по возрождению смыслов Великой Победы.

Несомненно, что одной из самых ярких дат истории нашего народа остается 23 февраля, с которой связаны победы Красной Армии в Великой Отечественной войне и спасение человечества от фашизма. С этой датой связывается и мощь Советской Армии, которая сделала невозможной новую мировую войну и обеспечила стратегический паритет на планете.

Кстати, этот паритет так и не был разрушен и сохраняется до сих пор. С точки зрения ракетно-ядерных потенциалов мир остается двуполярным. С одной стороны США, а с другой – Россия, которая благодаря мощи еще Советского Союза обладает потенциалом, делающим большую войну в мире бессмысленной, а, следовательно, невозможной.

Если же говорить об экономике, то мир становится все более многополярным. Центрами силы в этом смысле на глазах становятся и Китай, и Евросоюз, и ряд других регионов планеты.

А вот что касается области культуры и идеологии, то здесь мы наблюдаем очень мощную волну, направленную на глобализацию духовной сферы всего мира, что весьма опасно для будущего нашего народа и необходимо должным образом реагировать на эти процессы.

И в этом смысле 23 февраля очень важная дата. В начале 1990-х годов у нас пытались переписать историю и тогда из государственного реестра был вычеркнут День защитника Отечества. Была предпринята попытка изменить саму сущность армии, ее «культурный генотип». Тогда даже форма одежды в белорусской армии напоминала форму коллаборационистов времен Второй мировой войны. Но даже тогда граждане республики, не только военнослужащие, продолжали отмечать 23 февраля и добились восстановления этого праздника, который является одним из самых почитаемых в народе.

Это особенно важно в нынешних условиях, когда каждый гражданин, даже если он и не держит в руках оружие, является бойцом, ибо сегодня войны ведутся не только в физическом пространстве, но и в сфере духа и смыслов. Борьба ведется за символы и против символов. А 23 февраля является для нас одним из самых священных символов, который необходимо всемерно защищать.

– Современная белорусская армия возникла на основе Краснознаменного Белорусского военного округа. Как показывает не самый лучший опыт ряда постсоветских государств, подобные преобразования самым отрицательным образом сказались на дееспособности и боеготовности вновь возникших суверенных армий. А как проходили реформы в белорусских вооруженных силах?

– Попытки строительства белорусских вооруженных сил в начале 1990-х годов проводились с очень серьезными системными ошибками и тогда основное содержание так называемых преобразований сводилось к механическому сокращению мощнейшей группировки войск Белорусского военного округа.

Конечно, содержание такого количества войск для Республики Беларусь было просто неподъемным. В то время республика по количеству боевой техники и военнослужащих на единицу территории занимала практически первое место в Европе, т.к. КБВО играл исключительную роль в системе обеспечения военной безопасности Советского Союза и являлся важнейшим фактором сдерживания. Классическую войну против СССР в тот период, вплоть до 1991 года, вести было бесполезно.

Все изменилось в 1992 году, когда началось т.н. строительство национальных вооруженных сил. Все это проводилось бессистемно, не было даже программы реформирования, издавались только директивы. Помимо сокращения частей и подразделений, перешедших под юрисдикцию Республики Беларусь, был осуществлен и вывод из республики российской стратегической авиации.

Надо сказать, что расставание было непростым, все понимали абсурдность происходящего. Когда из Белоруссии улетали российские стратегические бомбардировщики, то на них были начертаны следующие пронзительные слова:

«Прости нас, белорусская земля,

Не мы тебя с Россией разлучили,

Мы как Россию берегли тебя,

И как Россию мы тебя любили».

Все это привело к тому, что под серьезной угрозой оказался моральный дух белорусских вооруженных сил.

В 1994 году Александр Лукашенко принял не только находящуюся в глубочайшем кризисе республику, но и армию, в которой буквально зашкаливали деструктивные процессы. Достаточно сказать, что на сто тысяч человек на тот период совершалось сорок два самоубийства. Это были запредельные показатели. Не проходило месяца, чтобы в печати не появлялись статьи типа «Казарменное мясо» или «Синдром цвета хаки». Ежегодно погибало до ста человек. Сегодня об этом страшно вспомнить, но это все было.

В 1994-95 годах началось возрождение республики. Была создана сильная и надежная вертикаль власти и укреплены структуры системы обеспечения безопасности. И к 2001 году были созданы условия для фундаментальных преобразований военной организации государства и вооруженных сил. Чем они были вызваны?

Во-первых, изменением сущности войны и вооруженной борьбы. Советский Союз обладал уникальной, в том числе и ядерной мощью. Ядерное оружие осталось, а государства нет. Знаменитая формула Карла фон Клаузевица, что война является продолжением политики иными средствами, значительно расширилась. Насильственные средства трансформировались таким образом, что вооруженная борьба становится лишь обеспечивающей подсистемой информационного, психологического, экономического и прочего невоенного насилия. В настоящее время собственно военная безопасность тесно связана с иными видами безопасности, которые дополняют друг друга и их нужно рассматривать в единстве.

Изменяются и формы собственно вооруженной борьбы. Как показывает последнее десятилетие, особое внимание уделяется бесконтактным способам ведения противоборства, когда ракетами поражается территория противника из-за пределов зоны действия ПВО, активно используются диверсионно-террористические действия и другие специальные операции.

И поэтому не случайно в качестве главных направлений строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь в 2001 году были определены развитие систем ПВО, авиации и радиоэлектронной борьбы, т.е. то, что определяет интеллектуальную сторону современной армии.

Но так как сегодня войны ведутся не только в физическом пространстве, то ныне защитником Отечества является каждый гражданин, патриотическая позиция которого заключается в поддержке собственных вооруженных сил.

– Исторические события повернулись так, что войска НАТО стоят на нашей границе и, чтобы не пыталась утверждать западная и прозападная пропаганда о его миролюбии, этот военно-политический блок всего несколько лет назад вел массированные боевые действия против Югославии, несет непосредственную ответственность за гибель этого славянского государства и отторжение Косова от Сербии. Войска стран-участниц НАТО ведут войны в Ираке и Афганистане и готовы напасть на Иран. А если к этому добавить стремление НАТО к безудержному расширению на восток и намерение США разместить в Польше и Чехии противоракеты и радар системы ПРО, то обстановка вырисовывается совсем непростая. Готовы ли в этих условиях белорусские вооруженные силы достойно ответить на возникающие вызовы и угрозы?

– Согласно военной доктрине Республики Беларусь в настоящее время ни одна страна мира не рассматривается в качестве вероятного противника, и свою безопасность наше государство обеспечивает за счет того, чтобы не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу.

Военная опасность существует всегда пока в мире существуют ядерное оружие и блоковая система. А военная угроза – это крайняя форма опасности, когда вероятность войны чрезвычайно высока. И поэтому расширение НАТО на восток - это повышение опасности, в том числе и вследствие растущей милитаризации. К такому ходу событий мы были готовы, пойдя на фундаментальные преобразования вооруженных сил в 2001 году. При этом необходимо исходить из того, что армия в современных условиях – это прежде всего фактор сдерживания, на укрепление которого направлено и наше сотрудничество со стратегическим союзником – Российской Федерацией и взаимодействие в рамках Организации договора коллективной безопасности.

Необходимо подчеркнуть, что военное строительство в Белоруссии направлено на то, чтобы в отношении Республики Беларусь не возникало военных угроз  и в будущем не появлялись потенциальные противники. И здесь уместно вспомнить аксиому, что армии выигрывают или проигрывают сражения, а войны выигрывают или проигрывают народы. И в этом смысле нужно понимать, что безопасность государства – это общее дело и вооруженных сил, и органов власти, и всего общества. Поэтому Республику Беларусь защищают не только 50 тысяч военнослужащих белорусской армии, но и все десять миллионов ее граждан

– Миротворческая деятельность является одной из важных сторон деятельности союзной российской армии. А предполагается ли участие белорусских военнослужащих в миротворческих операциях? Насколько это необходимо для Республики Беларусь?

– В Республике Беларусь 29 ноября 2003 года был принят закон, определяющий порядок направления военнослужащих, а также сотрудников МЧС, МВД, прокурорских работников и гражданских лиц за пределы Белоруссии для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, что полностью соответствует обязательствам нашей республики по Уставу ООН.

Надо заметить, что миротворческие операции в настоящее время являются одной из основных форм применения вооруженных сил на международной арене и включают в себя разъединение и разоружение враждующих сторон, контроль за соблюдением прекращения огня, выполнение полицейских функции, а также введение в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.

В настоящее время белорусские военные не выполняют миротворческих функций, так как в основе этих действий должны лежать, прежде всего, национальные интересы Белоруссии. И в то же время белорусская армия обладает колоссальным опытом по гуманитарному разминированию. Наши инженерные войска ежегодно обезвреживают на территории Белоруссии от 7 до 10 тысяч взрывоопасных предметов, оставшихся со времен Великой Отечественной войны.

Поэтому если возникнет необходимость участия в миротворческих операциях, мы сможем предоставить соответствующий хорошо подготовленный контингент. Но подчеркиваю, что участие белорусских военнослужащих в миротворческих операциях может осуществляться только с их личного письменного согласия и только по решению Президента Республики Беларусь.

– Современная армия – это не только мощная боевая техника, но и личный состав, который должен обладать необходимыми профессиональными и морально-психологическими качествами. Что лежит в основе воспитания белорусских военнослужащих?

– К настоящему времени в белорусских вооруженных силах сформирована абсолютно новая система работы с сознанием человека, в основе которой лежат современные научные исследования в области военной психологии и других гуманитарных дисциплин. Созданы соответствующие подразделения идеологической работы, в деятельности которых большое внимание уделяется культуре во всех ее формах. Нами осуществлено несколько молодежных музыкальных проектов, где рок-музыка не просто развлекает, а служит идеям патриотизма. Но было бы в корне неверно полагать, что только за счет современной эстрады можно формировать патриотические чувства. Вне высокой культуры говорить о противоборстве в области смыслов и сознания не приходится.

Несколько лет назад был создан Драматический театр Белорусской Армии, где уже поставлено несколько уникальных спектаклей, – «Не покидай меня», «Ты помнишь, Алеша», – посвященных Великой Отечественной войне, которые оказывают сильнейшее воздействие на чувства, в первую очередь, молодых зрителей.

Кроме того, недавно вышел первый художественный фильм о белорусской армии «Щит Отечества», где армия показана не так зона социальных аутсайдеров, а как (и это есть на самом деле) технически насыщенная интеллектуальная патриотическая среда. Ведь только такая армия способна защитить Отечество в XXI веке.

В целом же работа с сознанием человека была и остается главным направлением в воспитательной работе в белорусских вооруженных силах.




Из солнечного Сочи Лукашенко привез густой туман

03.02.2008. Белорусские новости

Александр Зайцев

Фото РИА НовостиВоскресный визит Александра Лукашенко в Сочи отнюдь не прояснил характер его нынешних отношений с Владимиром Путиным. Туман, в который попал белорусско-российский вопрос после приезда Путина в Минск в декабре прошлого года, кажется, стал еще гуще. Пожалуй, это единственное, что можно утверждать с определенностью. Все остальное — лишь версии, предположения и догадки, число которых после встречи Лукашенко и Путина в «Бочаровом ручье» может лишь множиться.

Впрочем, одна из них получила косвенное подтверждение. Как предполагалось еще накануне поездки Лукашенко в Сочи, белорусский и российский президенты намеревались обсудить реализацию договоренностей, достигнутых в Минске. Примерно в таком же духе суть поездки объяснила и пресс-служба белорусского лидера, сообщившая, дословно, что «нынешний рабочий визит президента Беларуси в Россию является логическим продолжением контактов в рамках договоренностей, достигнутых в Минске в декабре 2007 года во время визита Владимира Путина в Беларусь и заседания Высшего государственного совета Союзного государства».

Другой вопрос, что никто достоверно так и не знает, о чем же Лукашенко и Путин договорились во время своей многочасовой вечерней беседы в «Силичах» и на следующий день в резиденции белорусского президента. Версий по итогам той встречи было достаточно, актуальны они и сегодня, тем более что круг взаимоинтересных тем действительно широк — это и традиционный газ, и зависший в неопределенном положении проект Конституционного акта, и участие Беларуси в симметричном ответе России на американскую систему ПРО в Восточной Европе, и статус Беларуси, как стратегического союзника Кремля в период обострения отношений России и Запада.

В любом случае, эксперты отмечают, что, судя по всему, во время декабрьской встречи Лукашенко и Путин договорились о чем-то серьезном. Причем, вопрос этот настолько щекотлив, что его не хотят до поры до времени афишировать и всячески прикрывают другими малозначимыми темами, вроде, как сегодня, участия Беларуси в олимпийской стройке или очередном рекорде в товарообороте. Не исключено, что этот щекотливый вопрос касается развития Союзного государства.

Из всего множества версий именно интеграционный проект больше других подходит для уравновешивания финансовой помощи, которую Россия вновь решила оказать Беларуси. Действительно, еще год назад Кремль без стеснения рассказывал всему миру, сколько миллиардов долларов он безвозмездно вбухал в белорусскую экономику, что время благотворительности прошло, а экономические отношения переводятся на уровень субъектов хозяйствования, где действуют законы рынка, а не союзной политики.

Но после загадочного визита Путина в Минск ситуация развернулась почти на 180 градусов. Вместо рыночной цены Беларуси выписали весьма льготные 119 долларов за газ на первый квартал (на второй, вероятно, цена возрастет, но в пределах всего 10%), оперативно дали кредит на 1,5 млрд. долларов, которого Минск безрезультатно добивался почти целый год. Теперь говорят о возможности выделения еще 2 млрд. кредита.

Понятно, что все эти коврижки официальный Минск получает не за просто так. Но достоверного ответа на вопрос «так за что же?» сегодня нет.

Любопытно, что для неформальной встречи с Лукашенко в Сочи прибыл не только Путин, но и его преемник Дмитрий Медведев и глава правительства Виктор Зубков. Причем, Лукашенко и Медведев не только вместе опробовали местные горнолыжные трассы, но и провели некоторое время в беседе за чашечкой чая. Безусловно, Лукашенко и Медведев были знакомы и раньше, но все их встречи приходились на официальные мероприятия. В Сочи же, можно предположить, президент Беларуси и будущий президент России получили возможность познакомиться поближе, посмотреть, так сказать, друг друга в глаза.

Впрочем, определенно, что не это было главной целью поездки Лукашенко в Сочи. Тем более, если предположить, что обсуждаемая президентами тема в самом деле носит некий судьбоносный характер, не исключено, что Медведева и Зубкова в Сочи вызвали в качестве своеобразного подкрепления. Трое на одного, конечно, не честно, но, можно предположить, весьма эффективно.




Согласье есть

31.01.2008. Беларусь сегодня

Игорь Кольченко

Беларусь и Россия согласовали внешнюю политику. Вчера закончился двухдневный рабочий визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Беларусь. В Минск он прилетел вечером во вторник и сразу же отправился на переговоры в резиденцию Президента. Встречая московского гостя, Александр Лукашенко дал свою оценку нынешнему состоянию белорусско–российских отношений: «Я очень доволен тем, как развиваются отношения между Беларусью и Россией. В худшую сторону со времени вашего прошлого визита они не изменились. Наоборот, выправлены те ненужные моменты, которые существовали. Я имею в виду экономику». Кризисы разной степени интенсивности, периодически сотрясавшие двусторонние отношения в последние годы, согласитесь, как–то не давали повода говорить о союзнических отношениях между Минском и Москвой, между тем именно такими они и остаются.

В свой нынешний приезд Сергей Лавров при каждом своем появлении перед журналистами обращался к теме интеграции. «Наши экономики показывают хорошие темпы роста и укрепляют фундамент Союзного государства», — заявил он на встрече с Президентом. Он также назвал конец 2007 — начало 2008 года временем «интенсификации политических контактов между двумя странами».

Еще во вторник на переговорах с Александром Лукашенко Сергей Лавров анонсировал подписание Программы согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства. Это, собственно, и была главная цель его визита в Минск. В среду утром на совместной коллегии белорусского и российского МИДов это подписание состоялось. Документ этот принимается раз в два года (нынешний рассчитан на 2008 — 2009 годы) и определяет основные направления сотрудничества Минска и Москвы на международной арене.

Сергей Лавров раскритиковал политику давления и санкций, которая применяется Западом в отношении Минска: «Такое давление, судя по всему, призвано изменить политический курс Беларуси. Мы считаем такие попытки контрпродуктивными». Российский министр отметил, что у России тоже есть проблемы в отношениях с западными государствами, но «решать вопросы необходимо не через диктат, а посредством диалога, с учетом взаимных интересов стран». Впрочем, нельзя сказать, что два дипломата слишком уж сгущали краски. Вовсе нет. Глава МИДа Беларуси, например, заявил: «В настоящее время мы активно работаем над тем, чтобы максимально нейтрализовать имеющиеся разногласия со странами Запада и добиться отказа от экономических санкций».

Еще одна актуальная тема, которую не обошли министры, — это блокирование границы с Евросоюзом из–за забастовки польских таможенников. По мнению Сергея Мартынова, ситуация на польской границе — «это не проблема отдельной группы людей, а проблема обеспечения режима восточной границы ЕС и поддержания нормального экономического оборота и контактов людей».

Мой вопрос министрам касался подготовки к избирательным кампаниям и приезду международных наблюдателей. В России, напомню, вскоре пройдут выборы президента, в Беларуси, как было объявлено буквально на днях, в конце сентября будет избираться новый Парламент. Ранее Минск и Москва вместе критиковали миссию наблюдателей ОБСЕ за предвзятость и непрозрачность. Сергей Мартынов сказал, что и по этому вопросу позиции двух стран очень близки: «ОБСЕ использует разные стандарты наблюдения за выборами для разных государств. Так продолжаться не должно». А его российский коллега отметил, что Беларусь и Россия добросовестно выполняют свои международные обязательства по приглашению наблюдателей от ОБСЕ, в то время как некоторые западные государства, регулярно критикующие Минск и Москву, до сих пор не закрепили соответствующие нормы в своем законодательстве. Беларусь и Россия совместно оформили свои предложения по организации наблюдения и сейчас ждут на них ответа из Вены.




Беларусь продолжает балансировать между Западом и Востоком

13.02.2008. Салiдарнасць

Павел Самохин

Беларусь продолжает балансировать между Западом и Востоком, как акробат на канате. Выступая перед студентами Белорусского государственного университета, президент Лукашенко вновь заговорил о Союзном государстве. Но не забыл упомянуть и о шагах, сделанных навстречу Евросоюзу.

 В рамках Союзного государства с Россией Беларусь сможет легче обеспечить свое развитие, считает президент. «Беларусь - естественный, исторический союзник России, с которой она связана военно-техническим сотрудничеством, духовными узами, экономическими интересам. В рамках Союзного государства нам гораздо легче обеспечить свое устойчивое развитие», - заявил он.

«Нам ни в коем случае нельзя уходить друг от друга. Зачем нам замещать рынки постсоветского пространства, мы их должны сохранить» - приводит слова Лукашенко ИТАР-ТАСС. Однако в бочку меда для россиян белорусский президент не преминул добавить ложку дегтя. Все союзные отношения это, конечно, хорошо, но… После этого «но», как обычно, и следует самое главное. А именно то, что Россия пока не готова строить Союзное государство с Беларусью на равноправной основе. Слово «равноправной» тут ключевое.

«При союзном строительстве в первую очередь должен учитываться принцип равноправия. Это главный принцип создания любого союза. Россияне это понимают, но не готовы к этому», - приводит слова Лукашенко РИА «Новости». Что ж, тут Лукашенко прав – к равноправию Россия действительно не готова. И уже на протяжении многих лет склоняет Беларусь к неравному браку. Никакого равноправия в отношениях «естественных, исторических союзников» в Кремле явно не предполагают.

И требовать равноправия от России – все равно что просто поставить крест на союзнических взаимоотношениях. Что, собственно, Лукашенко и делает на протяжении уже многих лет. «Когда (Россия) будет готова, откровенно скажу, не знаю… Но от своей принципиальной позиции мы не отойдем», - подчеркнул белорусский лидер, еще раз обозначив приоритеты.

«Проехавшись» по России, белорусский президент не забыл сделать реверанс в сторону Европы. И сделано это было, очевидно, не случайно. Лукашенко вспомнил об освобождении Дашкевича и Финькевича, объяснив этот шаг желанием Беларуси сделать шаг навстречу нормализации отношений с Европейским союзом. «Мы пошли навстречу. Я имею в виду досрочное или условное освобождение некоторых заключенных, к которым Запад испытывает особые чувства. Их освобождение никоим образом не связано с оправданием совершенных преступлений, а обусловлено лишь гуманными соображениями». Хотя фамилии президент не называл, и так понятно, кто именно подразумевался под псевдонимами «некоторые заключенные».

«Мы закрыли эту болезненную страницу в отношениях с Западом и первыми предлагаем движение вперед. Теперь очередь Евросоюза продемонстрировать свои добрые намерения в отношении белорусского народа», — отметил президент Беларуси. По словам Лукашенко, Беларусь связывает особые надежды в развитии взаимовыгодного партнерства с Европой с открытием представительства Европейской комиссии.

Официальный Минск продолжает игру под условным названием «и вашим, и нашим». Отступая в мелочах, лавируя и торгуясь, белорусская власть стремится максимально долго сохранить существующий статус-кво – не свалится окончательно в «дружеские объятия России», но и не позволить Европе диктовать ей свои условия. Вот и приходится балансировать по тонкому канату между. Причем вариант, когда из двух зол выбирают меньшее, тут не проходит – и Россия, и Европа для официального Минска одинаково неприятны.

У любого канатоходца по сравнению с Беларусью есть одно существенное преимущество – его путь конечен. То есть пройти необходимо от сих и до сих. Путь Беларуси по «канату, натянутому, как нерв», не имеет конца. Вернее, конец может быть только один – рано или поздно все равно придется выбирать между Востоком и Западом. Да вот только белорусская власть изо всех сил оттягивает момент выбора. Надеясь на то, что либо ишак заговорит, либо падишах помрет. Проблема в том, что новые ишаки и падишахи будут возникать на том же месте с завидной регулярностью. А вот силы и возможности самого канатоходца не безграничны.




Свои валютные резервы Беларусь разместила в первоклассных банках

30.01.2008. Белорусские новости

Елена Новожилова

 Золотой запас страны не лежит мертвым грузом, он лежит в «первоклассных банках», принося доход в виде не ахти каких, но все-таки процентов. О некоторых секретах жизни золотовалютных резервов 30 января поведал журналистам глава Нацбанка Петр Прокопович.

Урок, который напрашивается из поразившего многие рынки, но не белорусский, финансового кризиса, один — не складывайте все яйца в одну корзину, убежден Петр Петрович. Иными словами, разнообразьте свои золотовалютные резервы (ЗВР).

По его словам, «кризис, разразившийся на американском рынке строительства жилья, привел к отрицательным последствиям во всем мире. Ведущие банки списывают убытки по 5 миллиардов. А все почему? Потому что все они были нацелены на одно: несмотря ни на что, покупать ценные бумаги Минфина США, ценные бумаги, выпущенные под ипотечное строительство. Вот результат этой работы».

На Беларуси же, по оценке руководителя НБРБ, глобальный фондовый кризис никак не скажется — в стране нет фондового рынка. Удорожания кредитных ресурсов в этой связи Прокопович также не прогнозирует: кредит, говорит он, можно взять и под гарантии правительства, а в этом случае размер ставок корректируется.

Многие, отмечает глава Нацбанка, правильные выводы из глобальных финансовых неприятностей уже сделали. Тот же Китай заявил о планах диверсификации своих золотовалютных запасов. «И у нас доля доллара в ЗВР должна быть не выше, чем евро и прочих валют», — заявил Прокопович.

«Чем вообще занимаются эти ЗВР, работают ли они на страну?», — спросили главного белорусского банкира. «Естественно, — ответил он. — Мы эти деньги размещаем в первоклассных банках и зарабатываем на процентах. Но эти доходы не столь значительны: как правило, они колеблются в пределах ставки LIBOR».

Золотовалютный запас, подчеркивает Петр Петрович, нельзя подвергать риску, поэтому деньги хранятся и работают исключительно в первоклассных банках.

Несмотря на все долларовые перипетии последнего времени, отказ от привязки к нему белорусской экономики глава Нацбанка целесообразным не считает. По крайне мере, до тех пор, пока доллар остается доминирующей валютой в мире. Привязка к «корзине» пяти валют, по его мнению, эффективной не будет. Сегодня 55% всех внешнеторговых операций в Беларуси проворачивается при долларовых расчетах, а у населения — и вовсе около 80%.

Что бы ни говорили, но экономика США сегодня самая мощная, и ее обвал через год-два, как некоторые пророчат, нереален, уверен П.Прокопович.

Другое дело, что доля американской валюты в наших ЗВР должна сокращаться, тем более что роль других валют во внешней торговле Беларуси день ото дня растет.

По итогам 2007 года ЗВР в национальном определении приблизились к 5 млрд. долларов. За нынешний год, в очередной раз подтвердил Прокопович, их нужно нарастить до 5,5 миллиарда, а к 1 января 2011 года золотой запас страны не должен быть меньше 10 млрд. долларов.

Полученный в конце декабря российский государственный кредит в размере 1,5 млрд. долларов также был зачислен в состав здешних ЗВР.

Руководитель Нацбанка заявил, что средства российских кредитов (ни уже полученного, ни планируемого) для поддержания курса белорусского рубля не понадобятся. «Пока необходимости в трате привлеченных денег на эти цели не было и, я думаю, не будет», — сказал он, объяснив свою позицию тем, что по итогам прошлого года положительное сальдо валютной интервенции Нацбанка составило 309 млн. долларов. Поэтому «необходимости использовать валютные ресурсы для поддержания курса белорусского рубля не было. Я думаю, что такие же условия будут и в этом году», повторил П.Прокопович.

Кредитные деньги, по его словам, будут направлены на другие цели, в первую очередь инвестиционные.

«Получая кредит, мы имеем двойную выгоду: с одной стороны, его можно продать Нацбанку, а белорусские рубли направить на инвестиционные проекты, прежде всего, на те, где требуется бюджетная поддержка, — отметил глава Нацбанка. — Путем выдачи бюджетных ссуд и бюджетных кредитов правительство сможет стимулировать экономический рост в стране, используя в том числе российский кредит. С другой стороны, заимствованные средства можно использовать для поддержания курса национальной валюты. Но необходимости в этом пока нет, хотя в принципе такая возможность не исключается».

При этом П.Прокопович высказался за проводимые правительством переговоры о привлечении кредитных ресурсов, в том числе из Венесуэлы, — деньги «нам нужны для развития нашей экономики». При этом он не стал называть сумму возможного венесуэльского кредита, сославшись на то, что переговоры по его привлечению ведет не Нацбанк, а правительство.




Очередное окончательное решение

Белорусский рынок. 04 – 11.02.2008

Ирина Крылович

Строительство атомной электростанции законодательно утверждено постановлением Совета безопасности Беларуси. Постановление Совбеза № 1 "О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь" президент подписал 31 января.

О том, что какой-то документ по вопросу строительства АЭС будет подготовлен, А. Лукашенко заявил еще на заседании Совбеза 15 января, где было "принято политическое решение" о ее строительстве, пообещав подписать документ в течение двух недель. Можно считать, что обещание выполнено в срок. Хотя не совсем понятно, зачем понадобилось две недели на подготовку постановления, состоящего всего из 3 пунктов.

В первом пункте документа постановляется "осуществить строительство" АЭС. Причем даются некоторые параметры станции — электрическая мощность, как и предполагалось, составит 2.000 МВт, а также определяются сроки строительства — ввод в эксплуатацию первого блока намечен на 2016 год, второго — на 2018 г.

Вторым пунктом даются поручения Совмину: во-первых, сообщить новость о строительстве АЭС Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ); во-вторых, совместно с Нацбанком определить схемы и источники финансирования, причем делать это можно на протяжении целого года — доложить президенту о результатах предписано до 1 января 2009 года; и, в-третьих, совместно с НАН РБ обеспечить реализацию плана основных подготовительных работ, о ходе которых также нужно будет доложить к концу 2008 года.

Документ, скажем прямо, необычный. Других постановлений Совбеза в открытом доступе в юридической базе белорусского законодательства найти вообще не удалось.

Почему же президент решил утвердить строительство станции именно этим документом, а не указом или декретом?

Возможно, чтобы подчеркнуть, насколько важно строительство АЭС не только с точки зрения национальной безопасности (например, Директива № 3 также была принята в связи с вопросами национальной безопасности), но и безопасности в глобальном масштабе, — все же строим ядерный объект. Не исключено также, что такая форма документа понадобилась для того, чтобы придать большую коллегиальность процессу принятия решения. Мол, не я один отдал распоряжение о строительстве — Совет безопасности решил, соответственно, и отвечать будем все вместе.

Удивляет и то, что такой документ вообще появился. Ведь 12 ноября был подписан Указ президента № 565 "О некоторых мерах по строительству АЭС", которым, как казалось, строительство атомной станции в Беларуси уже было узаконено. Но при тщательном прочтении указа можно заметить, что в нем речь идет лишь об "организации выполнения подготовительных работ" для строительства атомной станции, а вот слов "постановляю осуществить строительство" там нет. Нет там и параметров самой станции, а также сроков строительства. Подготовительный этап может ведь длиться бесконечно долго, да и закончиться может ничем — в науке, как известно, отрицательный результат — тоже результат.

Возможно, все это насторожило потенциальных партнеров по строительству АЭС, а именно — россиян, которые в последние полгода упорно не желали принимать всерьез многочисленные заявления про АЭС, принятые концепции и постановления, где речь до сих пор шла лишь о намерениях, и намекали на необходимость принятия какого-то документа, подтверждающего факт будущего строительства. То есть, как говаривал профессор Преображенский из "Собачьего сердца" Булгакова, "кем угодно, когда угодно" подписанная, но чтобы это была "окончательная бумажка". "Фактическая! Настоящая! Броня!"

Возможно, таким образом российская сторона решила "забронировать" себе место в планах Беларуси по строительству АЭС.

Интересно отметить в связи с этим некоторые весьма симптоматичные совпадения. Памятное совещание Совбеза 15 января было созвано после телефонного разговора Александра Лукашенко и Владимира Путина (разговор состоялся 10 января "по инициативе белорусского президента", сообщила пресс-служба Кремля), а постановление Совбеза вышло через день после встречи Александра Лукашенко с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и накануне возможной встречи с Путиным в Сочи.

Обращает на себя внимание и то, что на прошлой неделе министру финансов Николаю Корбуту была выписана командировка в Москву. Напомним, 15 января Н. Корбут оценил стоимость строительства белорусской АЭС в 4 млрд. USD (ранее представители науки и чиновники говорили о 3-3,5 млрд. USD, а иногда даже называли такие наивные суммы, как 2,5 млрд. USD). Министр финансов тогда же определил и источники финансирования (без всякого, заметим, постановления Совбеза). По его мнению, это могут быть бюджетные деньги, внешние заимствования, фонд национального развития и средства инновационного фонда Минэнерго.

Что же касается внешних заимствований, то, как известно, на сегодня самые "дешевые" деньги нам удается получить в России. Причем в конце прошлого года, когда Беларусь получила кредит в размере 1,5 млрд. USD, министр финансов РФ Алексей Кудрин неожиданно сообщил, что в 2008 году Россия рассмотрит вопрос о предоставлении еще одного кредита в размере 2 млрд. USD, хотя вроде бы мы ничего подобного не просили. Но уже 30 января Н. Корбут подтвердил журналистам, что "у нас ставится вопрос о новом российском кредите".

Так что, возможно, "окончательная бумажка" по строительству АЭС и дальнейшее кредитование Беларуси правительством России — вещи тесно связанные, и в этом случае вопрос о том, кто будет строить, очевидно, уже решен. Впрочем, в том, что это будут россияне, мало кто сомневался и ранее, и не только по экономическим причинам, но прежде всего — по политическим. Странно было бы думать, что Россия позволит кому-то другому строить на территории Союзного государства с отсутствием внутренних границ ядерный объект в нескольких десятках километров от своих земель.

Впрочем, тендер ради приличия можно провести, но вполне вероятно, в нем будет всего один участник.




Евросоюз призывает Беларусь к реформам и свободным выборам

04.02.2008. БДГ

Федор Стефанович

Евросоюз надеется, что запланированные на сентябрь парламентские выборы в Беларуси будут отвечать стандартам демократии, а страна начнет либеральные реформы, которые Запад ставит условием возобновления диалога с Минском, сказала в понедельник на пресс-конференции посол Франции Мирей Мюссо.

Французское посольство сейчас представляет интересы Евросоюза в Беларуси, так как здесь нет посольства Словении, которая председательствует в этом году в ЕС.

Евросоюз надеется, что запланированные на сентябрь парламентские выборы в Беларуси будут отвечать стандартам демократии, а страна начнет либеральные реформы, которые Запад ставит условием возобновления диалога с Минском, сказала посол Франции Мирей Мюссо.

Мы очень рассчитываем, что 2008 год будет годом, подающим надежды по развитию демократии в Беларуси... Мы очень надеемся, что выборы будут свободными и будут соответствовать демократическим принципам", - сказала французский посол.

"Надеемся, что общими усилиями мы будем продвигаться к осуществлению политики добрососедства вместе с Беларусью… Мы знаем, что господин Лукашенко и власти страны хотят развития независимости белорусского государства и более тесных отношений с Европейским Союзом", - сказала госпожа Мюссо.

"Важно, чтобы в Беларуси существовал, как внутренний, так и внешний диалог… Это важно, как для Беларуси, так и всех европейских стран", - подчеркнула Мирей Мюссо.

На прошлой неделе в аналогичном ключе высказался на встрече с Лукашенко посол Германии Гебхардт Вайс.

"Европейский Союз приветствует освобождение трех важных заключенных (Дмитрия Дашкевича, Юрия Леонова и Николая Автуховича ). Надеемся, что в скором времени последуют другие освобождения, и в дальнейшем в Беларуси не будут заключать в тюрьму людей за их мнения", - сказал дипломат. "Мы знаем, какую роль в этих освобождениях сыграл господин Лукашенко… Особую роль в этих вопросах сыграл также посол ФРГ", - отметила посол Франции в Беларуси.

ЕС продолжает требовать освобождения всех белорусских политзаключенных, включая соперника Лукашенко на последних выборах Александра Козулина. Официальный Минск отрицает наличие политических заключенных, говоря об осужденных за уголовные преступления.

Госпожа посол также сообщила, что власти Франции были бы заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью при строительстве АЭС. "Думаю, что французские власти были бы заинтересованы в сотрудничестве в рамках МАГАТЭ по вопросам мирного использования атома, вопросам обеспечения безопасности атомной электростанции", - заявила Мирей Мюссо.

"Учитывая горький опыт Чернобыльской катастрофы, надеюсь, что белорусские власти предпримут необходимые меры, чтобы белорусы были в полной безопасности и чтобы это было подтверждено технически", - выразила надежду дипломат. По ее словам, "в настоящее время посольство может способствовать установлению тесных контактов между теми, кто занимается этим вопросом в Беларуси и представителями частной компании.




Ригони в роли Христоса

28.01.2008. БелГазета

Виктор Мартинович

В крайне неоднозначной обстановке началось обсуждение «белорусского вопроса» на зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге 22 января. Мало того что Европа гудела после приговора редактору «Згоды» Александру Сдвижкову, именно в этот день суды вынесли решения по задержанным участникам акции предпринимателей, приговорив 21 человека к административным арестам и штрафам. Однако благодаря новому спецдокладчику ПАСЕ Андреа Ригони разговоры о диалоге снова вернулись в конструктивное русло.

Несмотря на то, что зимняя сессия ПАСЕ не была специально посвящена Беларуси, ситуация в Минске затрагивалась в работе многих комитетов и подкомитетов - от политического до конференции международных неправительственных организаций в рамках СЕ.

В Страсбург отправилась официальная делегация от ПП НС. Напомним, что белорусский парламент не только не является членом ассамблеи европейских парламентов, но даже его статус специального приглашенного приостановлен ПАСЕ в 1997г. Восстановление этого статуса - одна из ключевых политических задач белорусской дипломатии, точно так же как восстановление преференций в торговле с ЕС и снятие американской блокады «Белнефтехима» являются ключевыми экономическими задачами МИД.

Аресты, задержания, а также приговор по делу Александра Сдвижкова создавали политический фон, на котором было довольно сложно говорить о продолжении диалога Беларуси и Европы. Выступая на заседании политического комитета ПАСЕ, зампред БНФ Винцук Вячорка заявил, что «надежда на политическую оттепель в Беларуси, появившаяся после визита в Минск докладчика политического комитета ПАСЕ Андреа Ригони, исчезла».

Конференция международных неправительственных организаций Совета Европы, заседание которой состоялось в тот же день в Страсбурге в рамках сессии, также признала «ухудшение ситуации с правами человека в Беларуси». В документе, принятом по итогам ее работы, выражается «глубокое беспокойство» в связи с тем, что «за две недели не менее 45 человек были приговорены к 15 или более суткам ареста, а сотни людей жестоко избиты сотрудниками правоохранительных органов во время мирной демонстрации».

Белорусский МИД продолжал демонстрировать несгибаемость. На брифинге 24 января в качестве индикатора готовности официального Минска к диалогу было рассказано о решении «в одностороннем порядке» снизить стоимость виз для граждан ряда стран-соседей, вступивших 21 декабря в Шенген.

Впрочем, в самой ПАСЕ теперь есть человек, готовый заступаться за официальный Минск перед представителями БНФ, - это Андреа Ригони, итальянский депутат, зампред ПАСЕ. По сравнению с бывшим докладчиком ПАСЕ по Беларуси Христосом Пургуридесом он демонстрирует куда больше понимания и терпимости. Его поведение на заседании 22 января заставило интернет-газету «Белорусские новости» оценить произошедшее так: «Ригони уговаривает Европу дружить с Минском».

«Совету Европы совершенно необходимо серьезно задуматься о том, что можно сделать с целью продвижения европейских ценностей в Беларуси», - сказал Ригони. Обращает на себя внимание то, что его слова адресованы не официальному Минску, «тормозящему», как считают коллеги Ригони, процесс диалога своими поступками в отношении политических оппонентов, а именно к СЕ. По мнению итальянского депутата, СЕ следует вести с Беларусью«пошаговый диалог, в основе которого будут лежать добрососедские отношения». При этом он «против разрыва всех контактов с белорусскими властями», ибо «подобная политика не оказывает влияния на ситуацию в стране, только затрудняя наше общение с белорусским народом».

Депутат ПП НС Наталья Андрейчик добавила к словам Ригони, что Беларусь готова содействовать работе Совета Европы и ПАСЕ, в частности делиться опытом в области борьбы с коррупцией, торговли людьми, межрелигиозного диалога и миграции. Очевидно, что у ПАСЕ и ПП НС намечается весьма тесное и плодотворное сотрудничество и есть вероятность, что никакие разгоны митингов и новые уголовные дела в отношении молодежных активистов ему уже не смогут помешать.




Цену на газ для Беларуси Россия формирует методом вычитания

11.02.2008. Белорусские новости

Елена Новожилова

Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции в Минске 11 февраля растолковал по просьбе «Белорусских новостей», почему белорусская цена на газ не стыкуется с известной частью формулы, выведенной совместно с «Газпромом» на финише 2006 года и привязывающей Минск к стоимости газа для Польши.

В соответствии с долгосрочным контрактом, в 2008 году цена «белорусского» газа должна была бы составить 67% от «польского» за вычетом транспортных издержек. Из-за резкого роста цен на нефть газ Польше в первой половине текущего года обходится более чем в 300 долларов за 1 тыс. кубометров, а во второй — не исключены и все 360. Беларусь тем временем получает топливо за 119,5 доллара. Математический феномен налицо.

«В формуле цены для Беларуси экспортная пошлина на газ вычитается», — заявил Александр Суриков. Именно поэтому цена получается ниже, чем для остальных потребителей. Но «это не какая-то специальная поблажка — к такой цене нас привела формула и ее зависимость от стоимости нефтепродуктов», отметил дипломат.

По его словам, «цены на нефтепродукты отстают от цены на нефть на два-три месяца, и мы не исключаем, что со второго квартала, а может быть, и со второго полугодия, цены будут пересмотрены. Это записано в контракте». Однако, подчеркнул Суриков, «там есть ограничение: повышение цены не может превышать 10%, если она пересматривается в текущем году. С учетом цен на нефтепродукты формула нас сможет привести и к совершенно другим цифрам — условно к 150 долларам, но цена не может быть выше, чем 119,5 доллара плюс 10% в этом году. В будущем году — это уже другое дело».

Накануне первый вице-премьер России Сергей Иванов, выступая на конференции по вопросам безопасности в Мюнхене, заявил, что Россия поставляет газ Беларуси по цене несколько ниже, чем для других европейских потребителей: «Сегодня Европа платит за тысячу кубометров газа 314 долларов. Лукашенко сказал, что у него нет таких денег».

При этом, по словам Иванова, цены на российские энергоносители не зависят от политики: «Связь цены на нефть и газ с политикой? Ее нет. Цена определяется всем известной прозрачной рыночной формулой. Но мы никому не поставляем газ бесплатно».

Как заметил сегодня российский посол, вопрос газовой цены для самой России — не менее актуален, чем для внешних покупателей: «Для нас это тоже актуальнейшая тема. Мы говорим о равнодоходности цен к 2009-2010 годам, и, безусловно, это будет проходить небезболезненно, как для белорусской, так и для российской экономики. И уже проходит. Но в любом случае и белорусская, и российская экономики должны носить конкурентный характер. Без приведения цен на энергоносители к близким к мировым мы конкурентной экономики не построим. Это нас стимулирует к сокращению издержек производства в других точках, что пока проходит сложно. Причем в Беларуси этот процесс идет более активно, чем в России».

Зная о прежде неизвестных деталях определения цены на газ для Минска, оптимизм первого вице-премьера белорусского правительства Владимира Семашко становится легко объясним. Он рассчитывает, что цена на газ во втором квартале текущего года «будет приемлемой для экономики страны». «Наши прогнозы относительно цены на второй квартал вполне благоприятны», — говорит он, отмечая, что переговоры продолжаются, и цена окончательно не сформирована.

При этом В.Семашко обращает внимание, что с 1 января цена российского газа возросла для Беларуси всего на 19,5 доллара за 1 тыс. кубометров, тогда как для Украины — на 49,5 доллара, а для Молдовы — на 50. По его мнению, на основании этих цифр можно судить о позитивных настроениях России в газовых переговорах с Беларусью.

Как уже сообщали «Белорусские новости», по неофициальной информации, средняя цена российского газа для нас уже определена на весь 2008 год: 125 долларов за 1 тыс. кубометров, что в Минске считают «идеальной ценой», хотя местные переговорщики и хотели сбить 7-8 долларов даже с 119,5 доллара. В программу же максимум входил пересмотр самой формулы, привязывающей страну к европейской цене. Однако этого добиться от «Газпрома» не удалось, чем, по некоторым сведениям, белорусские переговорщики остались крайне неудовлетворены.

По данным газеты «Белорусы и рынок», на финише прошлого года белорусская сторона вела интенсивные переговоры с представителями российского правительства в надежде зафиксировать газовую цену и на последующие два года — на 2009 и 2010. Пока и эти желания Минска остались не воплощенными.

Посол Александр Суриков сегодня неоднократно делал акцент на том, что перечисленные им условия действительны только на этот год.

Рассматривая газовую проблему сквозь транзитную призму, посол был предельно краток: Nord Streem, и точка. «В любом случае мы сначала закончим строительство Nord Streem. Закончим его — посмотрим, нужны ли еще дополнительные трубопроводы для передачи газа в Европу. Наша позиция такова: в первую очередь Nord Streem».

Минск, как известно, настойчиво предлагает Москве строительство второй ветки «Ямал-Европа» вместо «дурацкого, глупого проекта».



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ