Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Образование на экспорт

28.01.2008, http://www.ia-centr.ru

Юлия Якушева

Юлия Якушева: Образование на экспорт. Казахстанские студенты в России.  Складывание системы высшей школы Казахстана относится к 20-мгг. XX века. До этого времени казахстанцы, составившие элитарный костяк, имели возможность получить высшее образование исключительно в российских вузах. В первые годы советской власти, уже после появления в Казахстане собственных высших учебных заведений, ситуация значительным образом не изменилась.  Проявившаяся потребность в квалифицированных профессорско-преподавательских кадрах, а главное в формировании новой политической  элиты и партийно-руководящего состава,  продолжала удовлетворяться за счет обучения казахстанских студентов в российских учебных заведениях. Таким образом, к 70-м гг. XX века национальная политическая элита Казахстана и значительная часть научной интеллигенции почти полностью состояла из  выпускников российских вузов.

С распадом Советского Союза и появлением на политической карте мира Независимой Республики Казахстан сотрудничество России и Казахстана в области образования продолжилось уже в рамках таких интеграционных объединений, как СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Внутри этих организаций был подписан ряд соглашений о взаимном сотрудничестве в гуманитарной сфере, способствующих, в том числе развитию и углублению отношений между крупнейшими учебными заведениями государств-членов данных интеграционных объединений в области обмена студентами, признании эквивалентности дипломов и ученых степеней, открытии филиалов зарубежных вузов на территории государств-участников.

Принятые нормативные акты являются мощной правовой базой для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в образовательной сфере. Высокое качество российского образования и его невысокая по сравнению с другими крупными экспортерами образовательных услуг ценами также способствует привлекательности российского рынка образовательных услуг для студентов из Казахстана. В настоящее время в вузах России обучается около 16 тыс. студентов из Казахстана, причем, как и в начале прошлого века предпочтение отдается престижным вузам Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов: Екатеринбурга, Томска,  Казани.

Говоря о наиболее востребованных среди казахстанцев специальностях, следует упомянуть в первую очередь инженерно - технические и медицинские отрасли. Примечательно и то, что в настоящее время между Россией и Казахстаном ведутся переговоры о допуске казахстанских студентов к получению образования по специальности в такой обычно закрытой для иностранцев отрасли, как аэрокосмическая.

Сейчас значительная часть казахстанских студентов обучается в России на бюджетной основе, в том числе на стипендию президентской программы «Болашак». С каждым годом число приезжающих в Российскую Федерацию с целью получения высшего образования стипендиатов этой программы увеличивается. Правительство Республики Казахстан стремится к созданию максимально благоприятных условий для обучения и проживания «птенцов Президента» в России. С этой целью в 2007 году были предприняты такие меры, как повышение размера стипендии для участников программы «Болашак», кроме того, важным шагом стало принятие решение об открытии московского представительства АО «Центра международных программ и стипендиатов «Болашак».

В 2001 году в Астане на базе Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева был открыт филиал Московского государственного университета. Студенты филиала получают возможность на старших курсах учиться в Москве, а наиболее способные смогут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре МГУ. Следует отметить и то, что МГУ регулярно проводит олимпиады среди школьников Казахстана, предоставляя наиболее способным и талантливым из них возможность поступления в главный российский вуз на бюджетной основе.

Но и это не предел. «Все более сложные задачи стоят перед Казахстаном, и поэтому необходимо качественное, совершенно новое профессиональное образование, в связи с чем потребность в подготовке казахстанских специалистов в ведущих российских вузах в ближайшие годы будет только расти» – так о намерении руководства Казахстана способствовать дальнейшему увеличению числа обучающихся в Российской Федерации казахстанских студентов заявил премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов, выступая перед студентами и профессорско-преподавательским составом РУДН  в апреле 2007 года.

Казалось бы, налицо все условия для поддержания и углубления двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере: Россию и Казахстан объединяет и долгое совместное прошлое, и близость культур, и динамично развивающиеся взаимоотношения в настоящем. Между тем, нельзя не отметить и неблагоприятные факторы, часто омрачающие сложившуюся, на первый взгляд,  весьма благополучную картину. Оформление регистрации по месту жительства, жилищная и бытовая неустроенность, трудоустройство по окончании университета, проявления расовой неприязни – вот лишь часть проблем, с которыми казахстанские студенты зачастую сталкиваются, обучаясь в России.

Значительным образом возникающие трудности удается решать Ассоциации казахстанских студентов вузов России, образованной в апреле 2006 года из трех разрозненных студенческих объединений Москвы. Главными целями Ассоциации  стало  «формирование консолидированного, дружного культурно и духовно обогащенного  студенческого сообщества».  Кроме того, она призвана содействовать «развитию российско-казахстанских отношений и способствовать формированию положительного имиджа Казахстана в глазах россиян, обеспечивать социально-правовую защиту казахстанских студентов».      

  Для достижения этих целей в Ассоциации была разработана и реализована серия проектов.  В 2006 году активисты Ассоциации  приняли участие в подготовке и проведении национального праздника Наурыз в Манеже.  Эта же организация, начиная с 2006 года, проводит  и первый в  России конкурс красоты среди казахстанских девушек. В планах ассоциации - создание собственной библиотеки для всех желающих и организация курсов обучения игре на домбре и других казахских национальных инструментах. Планируется выпуск дисконтной карты, с помощью которой студенты - казахстанцы смогут получать денежные переводы из дома и со скидкой оплачивать покупки и услуги. По разрабатываемому проекту «Трудоустройство» планируется ежегодно проводить ярмарку вакансий. В целях содействия трудоустройству казахстанских студентов создаётся база данных выпускников и свободных рабочих мест на казахстанских предприятиях.

Очевидно, что деятельность Ассоциации казахстанских студентов российских вузов, а также заинтересованность и российской, и казахстанской сторон преодолевать возможные и реально существующие сложности на пути к развитию сотрудничества в образовательной сфере, важным проявлением которого является обучение казахстанских студентов в российских вузах, делают проблемы, стоящие на пути взаимодействия двух стран, вполне решаемыми. Следовательно, тенденции к развитию двухстороннего сотрудничества между Россией и Казахстаном в области образования будут углубляться и в будущем, а заинтересованность руководства двух стран в этом взаимодействии позволит делать его взаимовыгодным.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ