Quo vadis, русская община?
13.02.2008, http://rus.delfi.ee/
Михаил Петров
Русская община в Эстонии — уникальный и любопытный
феномен в истории Европейского союза, возникший внезапно, без объективных
причин, материальной базы и ясных целей. Внезапно возникшие внутренние
противоречия не могли быть сглажены естественным путем. Фактор внезапности на
десятилетия определил судьбу общины.
Расслоение общины по экономической и гражданской линии
произошло стремительно. Расслоение по линии гражданства привело к тому, что
современная русская община в Эстонии состоит из двух сопоставимых по размерам
контингентов — иностранцев и граждан Эстонской Республики.
Контингент иностранцев состоит в равных долях из
собственно иностранцев — граждан Российской Федерации и мнимых
иностранцев — лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории
Эстонии. Контингент граждан Эстонской Республики образовался из незначительного
количества русских, получивших гражданство по правопреемному принципу, и
русских, получавших гражданство в процессе натурализации.
Образовались семьи с двумя и даже тремя видами
гражданского состояния, характеризующиеся различным объемом гражданских прав и
обязанностей каждого из членов семьи. Неравномерное распределение гражданских
прав и обязанностей обусловило скрытый конфликт интересов.
Расслоение общины по экономической линии также носило
стремительный характер. Русское население Эстонии, принужденное к натурализации,
выдавленное в гражданство Российской Федерации либо застрявшее в состоянии
безгражданства, не было допущено к разделу бывшей социалистической
собственности — основных средств производства и земли. Экономическая
деятельность общины, возникшая из кооперативной практики и обусловленная
криминальными и полукриминальными отношениями, быстро утратила
конкурентоспособность на внутреннем рынке и не получила необходимого развития.
Русская община, расслоившаяся на очень бедное
большинство и относительно богатых, в целом оказалась существенно беднее
эстонской общины.
На первоначальном этапе содержание русского
предпринимательства определялось его криминальными и полукриминальными корнями
(посредничество, рыночная торговля, магазины, бары и сауны в подвальных
помещениях и т.п.). Чтобы выжить и сохранить подобие конкурентоспособности,
широко практиковались налоговые правонарушения, например, выплата заработной
платы в конвертах. Позже доля заработной платы в конвертах понизилась, но при
этом заработная плата наемных работников в русском предпринимательстве
оставалась на уровне минимальной заработной платы.
Русское предпринимательство характеризуется негласным
запретом на профсоюзную деятельность. Не допускается участие работников в
профессиональных союзах и создание профсоюзных организаций на производстве.
Русский предприниматель при наборе рабочей силы перестал руководствоваться
профессиональными критериями и стоит перед постоянным выбором: взять на работу с
минимальной оплатой русского или высокооплачиваемого эстонца, который избавит
его от хлопот с языковой и налоговой инспекциями.
По сравнению с другими национальными общинами
(украинской, белорусской, еврейской) русская община не имеет централизованного
представительства, она наименее структурирована, в ней преобладают "кружки по
интересам". При этом общее количество общественных организаций, позиционирующих
себя в качестве русских, позволяет говорить о том, что на каждые две с половиной
— три тысячи членов общины приходится одна общественная организация.
Примерно треть из них существует только номинально.
Обращает на себя внимание, что среди общественных
организаций, принадлежащих к неэстонским национальным общинам, только
одна — Центр информации по правам человека — занимается правозащитной
деятельностью.
Одним из тяжелейших последствий фактора внезапности была
утрата материальной базы для существования общинных структур — помещений,
зданий, сооружений, сопутствующего предпринимательства. Показателен пример
Русского драматического театра в Таллинне — коммерциализация репертуара,
постоянное провоцирование внутренних конфликтов в труппе, сокращение труппы,
частая смена директоров и художественных руководителей, изъятие
производственных, репетиционных и складских помещений под видом реорганизации и
т.п.
Русские в Эстонии лишены собственной прессы и
собственного информационного пространства. Русскоязычные газеты являются прессой
для русских, ретранслирующей эстонскую ментальность. Дискуссия о проблемах
русской и других национальных общин подменяются разъяснением эстонских законов,
регулирующих отношения государства с инородцами.
Ретрансляцией эстонской ментальности и разъяснением
законодательства занимается единственный общественно-правовой канал —
"Радио 4". Остальные русскоязычные радиостанции работают в коммерческом формате.
Радиовещание в целом характеризуется низким уровнем владения русским языком.
Полностью отсутствуют телевизионные каналы, вещающие на русском языке. Все это
привело к тому, что в русской общине не дискутируется социальная и политическая
проблематика.
Нахождение на пересечении российского и западного
информационных пространств не позволяет русским вести диалог внутри общины и
диалог общины с эстонским государством. Собственно эстонское информационное поле
рассматривает инородцев вообще и русских в частности в качестве постоянной
помехи для построения демократического государства, успешной деятельности
Эстонской Республики в Европейском Союзе и НАТО и т.д.
Низкий уровень структурирования общины, гражданское и
экономическое расслоение и постоянный законодательный гнет обусловливают
отсутствие единых политических и экономических целей. Образовавшиеся в середине
90-х годов т.н. русские партии показали свою полную несостоятельность в вопросе
защиты гражданских, политических и экономических интересов русской общины.
Русская община практически не представлена в профсоюзном движении, что лишает ее
возможности активно защищать свои экономические права.
Отрицательным был опыт двух политических общественных
движений. Движение "Народное доверие" привело к фактическому расколу сразу двух
"русских" партий — Объединенной народной и Русской, дроблению электората и
в итоге к утрате парламентского представительства. Движение "Ночной дозор",
появившееся для защиты памятника советским воинам-освободителям на холме
Тынисмяги в Таллинне, позволило правительству спровоцировать массовые
беспорядки, что привело к резкому ухудшению отношений между двумя
общинами — русской и эстонской.
Русская община в Эстонии рассматривается обществом
правопреемных граждан в качестве удобной для манипулирования
денационализированной массы. В зависимости от политической необходимости русская
община может быть представлена в качестве пятой колонны, угрозы территориальной
целостности Эстонии, интеграционной модели, заложника, жертвы и т.д. В любой из
этих ипостасей русская община используется в информационной войне против России.
О том, куда идет русская община, точнее, куда ее ведут,
думать нужно было еще вчера, а завтра будет уже поздно.
|