Миграция Демография Гражданство
Координация взаимодействия
Константин Ромодановский,
директор ФМС России, возглавил Совет руководителей миграционных органов стран
СНГ. Это решение принято на первом организационном заседании Совета в
Минске.
04.02.2008, http://www.fms-rf.ru/press
В заседании Совета руководителей миграционных органов
участвовали представители делегаций Республик Армения, Беларусь, Казахстан,
Узбекистан, Азербайджан и Кыргызстан, Российской Федерации, а также Республик
Молдова и Украина (в качестве наблюдателей).
По словам Константина Ромодановского, Председателя
Совета руководителей миграционных органов стран СНГ, Совет должен обеспечить
координацию взаимодействия и решение первоочередных задач: регулирование
процессов миграции, формирование единых подходов по противодействию незаконной
миграции и сближение национальных законодательств стран СНГ в сфере
миграции.
Участники первого заседания обсудили перспективы
сотрудничества государств-участников СНГ в области миграции, в частности,
эффективность межведомственного взаимодействия. Совет также принял решение
о дальнейшем рассмотрении на заседании рабочей группы экспертов, с учетом
предложений Российской Федерации, проекта Конвенции о правовом статусе
трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества
Независимых Государств.
Первое заседание Совета носило организационный характер.
Российская Федерация, как председательствующее государство, предложила провести
в 2008 году еще два заседания: в апреле - в Санкт-Петербурге, в августе-сентябре
- в Бишкеке (Кыргызская Республика).
Юрий Лужков: «Москва – не караван-сарай»
31.01.2008, http://www.etpress.ru
А. Рауфоглу
Правительство России примерно в 2,5 раза уменьшила квоту
для мигрантов из Азербайджана. Об этом «Экспресс» сообщили во Всероссийском
конгрессе азербайджанцев (ВКА).
Несмотря на то, что Миграционная служба (РФ – ПП) и
милиция приступили к исполнению этого решения, информация о квотах содержится
чуть ли не в тайне. Официальные государственные лица РФ, в том числе, посол
России в Баку Василий Истратов почему-то воздерживаются называть конкретные
цифры.
«Если в прошлом году только в Москве предполагалось
определить квоту для мигрантов в 700 тысяч человек, то сейчас столичная мэрия
заявляет, что в 2008 году Москва сможет предложить рабочие места для 300 тысяч
мигрантов», - сказал источник в ВКА.
Российская пресса, акцентируя внимание на необходимости
сдерживать рост числа мигрантов, увязывает это, главным образом, с тем, что
уменьшение иностранцев будет способствовать сокращению преступности. По
официальной статистике, больше всех законы нарушают мигранты.
«Москва – не караван-сарай. Город должен принимать
столько мигрантов, сколько нужно для обеспечения работы экономической систем
столицы. 40 процентов преступлений совершают приезжие. Если мы обеспечим
мигрантов в соответствии с выделенной им квотой, то иностранцы будут обеспечены
работой и уровень преступности понизится», - сказал Лужков.
Но есть и противоположная точка зрения. Ее сторонники
считают, что Москве нужно гораздо больше рабочей силы. Ограничения могут
привести к тому, что мигранты опять отойдут в тень, ибо сферы общественного
транспорта, строительства и торговли нуждаются в работниках.
Статистика, приведенная Лужковым относительно
преступности, также вызывает сомнения, так как основные нарушения, совершенные
мигрантами являются административными проступками. То есть, обычное отсутствие у
них регистрации может быть отнесено к нарушению закона.
В посольстве Азербайджана не стали комментировать
информацию о сокращении квоты для азербайджанцев. Вместе с тем, в посольстве
сказали, что регулирование законодательства в России не повлияет на
межгосударственные отношения.
Эксперты считают, что ограничения в квоте могут повлечь
массовое заселение российских городов нелегальными мигрантами, ибо в некоторых
городах и даже кварталах Москвы милиция не обращает внимания на гражданство
людей, работающих в транспортном и торговом секторах.
С другой стороны, отсутствие статуса не выгодно и самим
мигрантам, так как в этом случае у них не бывает никаких прав.
Между тем, в последние месяцы в России растет число
убитых на почве национальной, религиозной и расовой неприязни. Только в 2007
году по этим причинам были убиты 74 человек, свыше 300 ранены.
«Преступления на основе ксенофобии в России выросли на
30 процентов», - утверждают в Московском бюро по защите прав человека. В начале
2008 года эта тенденция продолжается. Нападения националистов становятся все
более ожесточенными. Самыми проблемными регионами считаются Москва и Московская
область, Ингушетия, Санкт-Петербург и Калмыкия. Больше всех атакам националистов
подвергаются выходцы с Кавказа и Центральной Азии. По оценкам правозащитников, в
стране действуют около 70 тысяч скинхедов. Хотя их число в последнее время не
растет, но поведение обретает все более жестокий характер.
Надо удержать территорию страны.
Интервью Вячеслава
Поставнина, заместителя директора Федеральной миграционной службы.
Журнал «Земляки» № 1, 2008 год.
Владимир КЛИМОВ
Вячеслав Александрович, прежде всего, хочу спросить об
уведомительной системе учета мигрантов. Мэр Москвы считает ее в принципе
неверной, говорит, что она не работает. Что вы можете сказать по этому
поводу?
Честно говоря, мне не очень понятно, почему такие резкие
высказывания по поводу уведомительной системы учета прозвучали именно сейчас,
когда уже сделаны уверенные шаги к ее построению. Замечу, что у нас нет
волшебной палочки, с помощью которой мы мгновенно бы построили систему, которая
эффективно регулирует миграционные потоки.
Кстати говоря, такая задача стоит перед всеми развитыми
странами Западной Европы и Америки. И решить такую задачу всем очень
непросто.
Что же касается России, то в отношении приезда самих
иммигрантов ситуация ничем не отличается от той, что была 5 лет назад. Но мы их
впервые легализовали. На сегодняшний день около 2 миллионов иностранцев работает
легально. А если взять 2004 год, то легально работали 30-40 тысяч.
Серьезное увеличение количества мигрантов, приезжающих в
Россию, началось в конце 90-х годов прошлого века и в начале нынешнего. Но мы
этот процесс просмотрели, на проблему миграции практически не обращали внимания.
Границы были открытые, прозрачные, въезд в страну свободный. В то же время в
Москве и других больших городах трудно было зарегистрироваться, получить
разрешение на работу. Это привело к появлению нелегальных мигрантов. Но в то
время мэр Москвы совершенно не беспокоился по этому поводу. А уже тогда
нелегалов было много.
Однако представляется, что сейчас столица действительно
переполнена мигрантами. Посмотрите в вагоне метро: на четверть, а то и больше
люди южных национальностей либо каких-то иных нерусских.
Это еще вопрос, кто они. Вы же не проверяли их
документы. Уверен, что большинство из них россияне, живут на территории нашей
страны. И не только в северо-кавказских республиках. У нас большой отток жителей
с Дальнего Востока, из Сибири. Люди мигрируют в сторону Москвы. Понятно, здесь
иные возможности: финансовые, устройства на работу. Поэтому визуальный взгляд не
отражает объективную ситуацию: кто есть мигрант, а кто гражданин России. Мы
всегда говорим, что мы многонациональное государство. У нас столько
национальностей, что визуально отличить, кто мигрант, а кто россиянин,
трудно.
-Вы говорите о всей России, но Юрий Лужков, как он
считает, отстаивает интересы конкретно - Москвы.
-Сейчас придем к этому. Альтернативы, строго говоря, для
того чтобы удержать территорию страны, кроме приема мигрантов, у нас нет. И вот
тут возникает самая большая проблема: огромное количество мигрантов приведет к
этническому сдвигу. То есть через столько-то лет мы будем не такими, как
сейчас.
-Это ужасно!
-Давайте разбираться. Что такое великорусская нация? Мы
совершенно не те, кто принимал крещение в девятисотых годах. Мы как нация
образовались в XIV-XV веках, окончательно сформировались в XVI. Все туда вошли:
и башкиры, и татары, и чуваши, и так далее. Конечно, и коренные русичи. Вот что
такое великорусская нация. Во втором тысячелетии мы вообще стали никакими.
Впрочем, как и итальянцы далеко не древние римляне. А французы совсем не те, что
были при Наполеоне. Меняемся. А сейчас все происходит ускоренно. Пленка
замоталась быстрее. Вот это надо понять.
Проблема стоит глобально: либо мы боремся за чистоту
нации - только непонятно, какой - и отдаем территорию. А мы не можем отдать
территорию. Либо принимаем большое количество мигрантов. Мы не одиноки: так же
поступили в Австралии, США. В этих странах три огромные группы: европейцы,
латиноамериканцы и негры. И все пока уживаются. Так что если мы удерживаем
территорию, то происходит некий этнический сдвиг, хотя есть возможность его
смягчить - это циркулярная миграция.
Теперь переходим к уведомительной системе учета
мигрантов. Это проблема второго порядка.
Но для московского градоначальника она главная. По его
мнению, большинство мигрантов устремляются в столицу, и из-за либерализации их
приема увеличивается количество нелегалов. А изменит ли положение дел
разрешительная система?
Юрий Михайлович может призывать к введению любой
системы, в том числе разрешительной. То есть регистрационный учет только с
разрешения. Но мигранты об этом, я вас уверяю, знать не будут. Они будут также
хаотично двигаться туда, куда им скажет сосед, родственник или кто-то еще.
Введение разрешительной системы приведет к огромному всплеску нелегальной
миграции. Нужно будет контролировать, депортировать, выдворять. Чего мы этим
добьемся? Что мы миллион депортируем? Это сколько денег надо потратить, какие
силы иметь, чтобы хватать нелегалов. Где мы их будем содержать? У нас для этого
не готова инфраструктура. Поэтому такая системы не заработает.
На мой взгляд, самое эффективное средство борьбы с
избыточными иностранными трудовыми ресурсами, как говорит Лужков, только
организованная форма привлечения трудовых мигрантов. Не надо забывать о том, что
феномен миграции в том, что это двухсторонний процесс. Есть страна исхода, есть
страна приема. И одна сторона не способна справиться с явлением миграции в
целом. Можем с нашими партнерами по СНГ договориться: мы вас будем принимать,
потому что нам нужны трудовые ресурсы. Но не надо всем ехать в Москву. Нужно,
чтобы часть людей приехала в столицу, часть - в Челябинск, Екатеринбург,
Владивосток. Давайте распределять миграционные потоки.
-Но московский мэр говорит о том, что столице нужны
особые условия. Москва, мол, должна иметь право принимать мигрантов столько,
сколько пожелает. Может быть, в таком намерении есть смысл?
-Я должен сказать, что такое право есть у всех наших
регионов. В законе четко прописано, что квоту определяют сами регионы. Они
высказывают свои предложения о том количестве иностранной рабочей силы, которая
им необходима. И у нас не было случая, чтобы мы кому-то отказали в этом праве.
Определите сами, сколько вам нужно людей, а мы впоследствии будем осуществлять
контроль.
-Лужков считает также, что уведомительный принцип
неприемлем, так как он не позволяет нормально решать проблему развития города.
Сейчас мигранты не обязаны сообщать, где они живут. По мнению столичного мэра
регистрация по месту жительства должна быть для мигранта обязательной. Прав он
или нет?
-Я считаю, что неправ. И вот почему. У нас огромное
количество москвичей живет в ужасных условиях или вообще не имеет жилья. И
российские граждане, которые приезжают в столицу, тоже не знают, где им жить. У
нас проблема с жильем не только в Москве, но вообще в стране. Но в Москве
особенно. Уже долгое время нет фонда съемного жилья. Раньше были доходные дома,
куда мог поселиться любой приезжий. Сейчас их нет. Отсутствие жилья - очень
существенный фактор, который сдерживает внутреннюю мобильность наших
граждан.
Вам могут предложить работу, а у вас первый вопрос: а
где я буду жить? У американцев даже такой мысли не возникает. Снимай жилье
соответственно зарплате: либо дом, либо квартиру, либо номер в гостинице. У нас
этого нет, поэтому говорить о том, что мигранты живут в плохих условиях, не
приходится. Сначала надо решить вопрос с проживанием российских граждан. А то
порою страшно смотреть, в каких условиях живут россияне.
А мигранты не требуют жилья. И это большой плюс. Было бы
смешно, если бы мы строили жилье для мигрантов, а о своих не заботились.
-Но Лужков утверждает, что мигранты прячутся по укромным
уголкам и из-за этого резко возрастает преступность. Называется даже цифра - 40
процентов от общего количества.
-Ничего подобного нет. Эти 40 процентов просто
подтасовка. 40 процентов - имеются в виду приезжие плюс граждане России, так
называемые гастролеры. А иностранцы, по официальным данным МВД, совершают в
Москве 3 процента преступлений, а по стране еще меньше.
-Но Ю. Лужков хочет чтобы Москве и Санкт-Петербургу было
предоставлено чуть ли не законодательное право самим определять количество
мигрантов, их квалификацию и многое другое. Целесообразно ли выделять мегаполисы
из общего ряда регионов?
Конечно же, нет. В соответствии с законом №
115, с поправками к нему, которые вступили в действие с 15 января 2007 года,
региональные власти могут определять не только количество мигрантов, но и их
квалификацию, профессию. Они даже могут гражданство приезжих определять. Все это
есть в законе.
Закон у нас очень гибкий. Вы, допустим, считаете, что
граждане такой-то страны нам нежелательны. Мы можем принять соответствующее
постановление, нормативный документ, который опустит шлагбаум перед гражданами
из этой страны. Нам и это закон позволяет сделать. У нас есть весь необходимый
законотворческий набор, все механизмы. Я вообще не понимаю, что еще нужно. Все
есть. Вопрос о разрешительном или уведомительном миграционном порядке по сути
никакой роли не играет. С точки зрения нормализации обстановки в столице
разрешительный порядок, повторюсь, лишь ухудшит эту обстановку.
-А если ввести для стран СНГ визовый порядок въезда?
-Это уже вопрос политический. Мы строим СНГ. Европа
объединяется. Там вообще границы практически убирают. Вот наше как бы будущее.
Если мы хотим следовать в таком направлении, тогда не можем вводить визовый
режим. Если мы хотим разрушить СНГ, хрупкое создание, тогда введем визовый
режим. А потом вспомните референдум начала 90-х годов прошлого века. 80
процентов людей голосовали за то, чтобы Советский Союз остался. Многие и сейчас
хотят быть гражданами общей страны, а мы, выходит, готовы их отрезать. Люди не
виноваты, что политические деятели приняли решение о разделе страны. Вопреки,
кстати, воле народа. Так что визовый режим - это политический акцент.
-Но Юрий Лужков в письме Владимиру Путину выдвигает еще
одну причину: переизбыток в городе мигрантов приводит к возрастанию социальной
напряженности, создает условия для возникновения конфликтов на межнациональной и
межрелигиозной почве, провоцирует деятельность экстремистских группировок.
Словом, создается определенное межнациональное напряжение.
-Да, это плата за трудовую иностранную рабочую силу. И
ничего здесь не поделаешь. Такие проблемы существуют во всем мире. И у нас,
кстати, на территории России. Возьмите ту же Кондопогу, Ставропольский край, ряд
других регионов. Но столкновения случаются не только между россиянами и
приезжими, но и межнациональные. Сейчас наблюдается некий ренессанс
национального самосознания во многих странах мира. Даже в благополучной Бельгии
валонны и фламандцы никак свою страну не поделят. Поэтому важно знать, что такое
переизбыток. На эту тему мы сейчас говорим с муниципальными властями, чтобы они
контролировали, что происходит на их территории, видели, не зреют ли
межнациональные конфликты.
А чтобы не было переизбытка мигрантов - и это главное во
всей ситуации - надо четко определять, сколько городу Москве надо трудовых
ресурсов. Определить это могут только московские власти, но до сих пор они это
не сделали. То им требовалось 600 тысяч, потом 800 тысяч, а в 2008 году - 200
тысяч просят. Насколько я понимаю, никакого учета, научного подхода, практически
обоснованного подхода нет. Так определитесь, сколько нужно, а потом будем решать
вопрос, чтобы больше намеченного не было.
Теперь о серой, теневой экономике. Боритесь с ней. Есть
органы МВД по противодействию криминальной экономике, есть миграционная служба
для борьбы с нелегалами. Мы увеличиваем штатную численность подразделений
миграционного контроля на 4,5 тысячи человек.
Но бороться с мигрантами - это последнее дело. Надо
бороться не с последствиями явления, а с его причинами. Надо договариваться с
той стороной откуда они приехали. А если им просто говорят, мы вас тут не ждали,
они не уедут. Их жизнь заставила найти лазейку, устроиться здесь, чтобы
зарабатывать деньги и отправлять их домой. Мы просто загоним мигрантов в "тень".
Они попрячутся в подвалы и будут там жить. Это будет, кстати, массовое нарушение
прав человека. И тут уже преступность разгуляется вовсю. Потому что это будут
люди бесправные, безответные. Мы создадим самую питательную среду и для
преступлений, и для теневой, криминальной экономики.
-Столичный мэр сетует, что немало мигрантов приезжает к
нам с серьезными болезнями. А Москва густонаселенный город. Возможны серьезные
инфекционные заражения. Надо как-то отсеивать больных. Как?
-Да, такая проблема существует. Но она не столь
однозначна и проста, как кажется. В докладе Роспотребнадзора на одной из
конференций говорилось, что мужчины долгое время находятся в стране и должны
входить в контакт с женским полом. Как правило, в этом случае мигранты-мужчины
используют самый дешевый вариант, а культуры предохранения и защиты нет. Вот и
цепляют всякую заразу, а потом везут к себе на родину.
Теперь что касается медицинского обследования. Важный
вопрос, где его проходить: здесь или на родине иностранца. Мы сторонники
введения страховой медицины. Надо их там заставлять проходить медицинское
освидетельствование, чтобы они получали соответствующий документ, а лучше всего
страховой полис. Только деньги будут способствовать эффективному контролю, врачи
будут знать, что если они дадут "липовую" справку, за это деньгами ответят
сначала страховые фирмы, а потом и они сами. Поэтому обследование будет
качественным. Так что проблема также имеет перспективные решения.
А вот разрешительная или уведомительная система - здесь
противоречий нет. Уведомительная проще, потому что нет логического противоречия
между свободным въездом и свободной легализацией. Кстати, у нас даже
уведомительный закон достаточно сложный. Если ты не нашел себе принимающую
сторону, не уведомил никого о рабочем месте, то ты в любом случае нелегальный
мигрант.
-Но у нас много фирм, выдающих фальшивые разрешения на
работу.
-Но эти мигранты работают. Без работы они просто не
проживут. Значит, их труд нужен.
-А как же рабочие - россияне, москвичи? Их доля,
выходит, быть безработными?
-Знаете, сколько стоит у нас на бирже труда в Москве? 30
тысяч человек. Из них подавляющее большинство - женщины с детьми. И мэру Лужкову
надо заниматься не тем, чтобы вместо уведомительной вводить разрешительную
систему. Надо сначала посчитать трудовые ресурсы, сколько их действительно нужно
экономике столицы.
Такие споры у нас с московской властью как бы
теоретические. А практически мы работаем в полном контакте. Сейчас создаем так
называемый миграционный терминал. Люди, работающие в нем, будут заниматься
приглашениями иностранной рабочей силы именно такой, какая нужна, именно
столько, сколько нужно, туда, куда нужно. Это и есть организованная трудовая
миграция, о которой мы говорим. Так мы ограничим приток иностранцев на
территорию России.
-Прошел год со дня принятия новых миграционных законов.
В их числе и постановление Правительства РФ запрещающее иностранцам торговлю на
рынках. Какие изменения, на ваш взгляд, должны вноситься в принятые
документы?
-Опять происходит некоторая путаница с пониманием
миграционного закона. Он очень гибок и позволяет принять любое постановление,
ограничивающее тот или иной вид деятельности. Сейчас это рынки. Завтра мы
скажем, что иностранцев не должно быть в сфере обслуживания. Закон позволяет это
сделать. В законе прописано, что региональное правительство может ввести
ограничения на некоторые виды деятельности для иностранных граждан. Мы же до
конца не опробовали закон. Ограничились лишь двумя его возможностями: квотой на
количество мигрантов по регионам и ограничением рыночной торговли. И все. А
можем ввести ограничения по профессиям, по классификации, по гражданству.
Говорить, что мы закон обкатали, нельзя, у него потенциал гораздо шире. Чтобы
раскрыть этот потенциал, надо построить механизм реализации этого закона.
Сейчас наша главная цель, и мы над этим усиленно
работаем, - реализация системы организованного привлечения иностранных граждан.
Когда мы примем концепцию организованного привлечения, то, возможно, потребуется
еще несколько нормативных документов, какой-то новый закон.
Но закон о миграционном учете должен существовать. Он
базовый, и у него огромный потенциал.
Гостиницам предоставят право "прописывать" туристов
30.01.2008, www.regnum.ru
Законопроект, облегчающий процедуру миграционного учета
иностранных граждан и лиц без гражданства, внесен в Государственную думу РФ. Как
передает корреспондент ИА REGNUM 30 января, поправками в закон "О миграционном
учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", внесенными правительством
РФ, предлагается наделить гостиницы правом проставления отметки о постановке на
учет. Таким образом, Федеральная миграционная служба (ФМС), разработавшая
законопроект совместно с Ростуризмом, предлагает усовершенствовать систему учета
и тем самым значительно ускорить процедуру регистрации иностранцев.
Отметим, что сейчас порядок регистрации туристов
предполагает направление уведомлений о прибытии из отелей в органы миграционного
учета для проставления отметок. Затем, снова через гостиницы, их передают
непосредственно иностранцам.
Другим вариантом, согласно действующей редакции
миграционного законодательства, является отметка на почте. Для этого иностранец
должен явиться в почтовое отделение лично и заверить свою подпись.
В любом из этих случаев на учет затрачивается
значительное время, и органы ФМС не имеют возможности своевременно
зарегистрировать туристов по месту пребывания, отмечается в пояснительных
документах к законопроекту.
Посольство России в Грузии возобновляет выдачу виз
5.02.2008, http://kavkaz-uzel.ru/
Посольство России в Грузии начинает выдачу российских
въездных виз для всех категорий грузинских граждан. Об этом сообщает
дипломатическое представительство России.
Как говорится в пресс-релизе посольства, желающие
получить визу должны предварительно записаться, при этом запись будет
производиться бесплатно. «Это (запись. - прим. "Кавказского узла") будет
производиться ежедневно, кроме выходных дней», - указывается в сообщении.
При этом вводится новая форма визовой анкеты, образец
которой размещен на официальном веб-сайте посольства России в Грузии, замечает
РИА "Новости".
Напомним, выдача российских виз грузинским гражданам
была приостановлена в конце сентября 2006 года после того, как грузинские
полицейские задержали четырех российских офицеров, обвинив их в шпионаже.
Позднее диппредставительство России возобновило выдачу виз для отдельных
категорий граждан Грузии. В частности, консульство России выдавало учебные,
деловые, рабочие и транзитные визы.
Алтайский край объявляет готовность
28.01.2008, www.regnum.ru
5 тыс. иностранцев готовы трудоустроить в 2008 году
работодатели Алтайского края. Руководители 200 предприятий и организаций из 30
территорий подали заявки в краевое Управление по труду и занятости населения
(УТЗН) на привлечение граждан из-за рубежа. Об этом сегодня, 28 января,
корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе УТЗН.
Службой занятости на основании поступивших от
работодателей заявок подготовлены заключения о целесообразности объема и
профессионально-квалификационной структуры привлекаемой иностранной рабочей
силы. В процессе согласования 52 работодателям отказано в привлечении 400
иностранных рабочих.
Одной из причин отказа послужило отсутствие
соответствующих бытовых и жилищных условий, медицинского обслуживания,
несоблюдение условий техники безопасности. Кроме того, некоторые вакансии можно
заполнить за счет безработных или ищущих работу граждан своей территории.
Русские в Казахстане - прошлое, настоящее и перспективы на будущее
Миграция и демография Казахстана
постсоветского периода – вот основная тема предлагаемой статьи.
25.01.2008, Позиция.kz
Улугбек ТАГИЕВ
В СНГ и за рубежом до
сих пор привычным образом продолжают считать Казахстан страной, где наибольшая
за пределами России доля русского населения. А между тем эта давняя реальность с
недавних пор перестала соответствовать действительности.
К примеру, в прошлом 2007 году доля русских в общей
массе населения Казахстана составляла немногим более 25%. Так что пальму
первенства у нашей республики в качестве страны со второй наибольшей в мире
долей русских людей перехватило другое государство постсоветского пространства.
Оно, что примечательно, даже не входит в СНГ, а состоит в Европейском Союзе.
Речь, конечно же, идет о прибалтийской Латвии, где русские издавна составляют не
менее 30% жителей. А ведь когда-то их доля в той стране была равна 25%, а у нас
– порядка 50%. Как видите, ситуация изменилась кардинальным образом.
Перемена, о которой тут ведется речь, случилась не
потому, что демографический рост русских в Латвии выше, чем в Казахстане, а по
той причине, что они эмигрируют из той прибалтийской республики, скажем, на
историческую родину с куда меньшей охотой, чем из нашей страны. По последним
данным, Казахстан в качестве страны исхода потенциальных переселенцев в
различные российские регионы и уже решившихся на это людей лидирует в ряду себе
подобных на постсоветском пространстве.
Хотя поток выездов в Россию из нашей страны сейчас уже
не такой большой, какой был, скажем, в середине 1990 годов, он, похоже, остается
относительно заметным. Его в основном, как и прежде, составляют представители
русско-славянского и европейского населения Казахстана. А между тем за прошедшие
со времен обретения нашей страной государственной независимости годы доля
русских в Казахстане сократилась с 37,0% до 25,6%, украинцев – с 5,2% до 2,8%,
немцев – с 4,7% до 1,4%, белорусов – с 1,1% до 0,6%.
В прошлом, а точнее, порядка полсотни лет тому назад
этническая демографическая картина у нас в республике была совершенно иная. К
1959 году, когда проводилась первая послевоенная общесоюзная перепись, доля
казахов в составе населения республики сократилась до рекордно минимального
уровня – до 28 процентов. При этом их численность не сократилась, а наоборот,
возросла. Главной причиной того, что их доля уменьшилась, явилось взятие
руководством державы курса на превращение Казахстана в мощную
аграрно-индустриальную республику. Именно в этот период началось освоение
целины, стало возникать множество новых городов и поселков городского типа при
вновь поднимающихся градообразующих индустриальных предприятиях.
Именно тогда Казахстан твердо укрепился на позиции
четвертой по экономическому потенциалу союзной республики. Все эти перемены и
обусловили резкое изменение демографической картины Казахстана. В эти годы
представители русско-славянских и других европейских народов стали в республике
по всем статьям неоспоримо ведущей общиной.
Практически все крупные и средние города, а также вновь
возводимые города были тогда по составу населения и в культурно-бытовом
отношении русско-европейскими городами. Коренное население со всей присущей ему
атрибутикой занимало там периферийное положение. Конечно, доля его
представителей в партийно-советском аппарате и особенно в вузах уже тогда была
достаточно большая. Но города были в целом русской и в целом европейской средой
жизни. Даже в столице долгое время доля казахов была меньше 10 процентов.
Такая ситуация в городской среде в целом сохранялась
вплоть до начала 90-х годов, хотя после 1959 года доля казахов в составе
населения республики неуклонно увеличивалась: в 1970 году – 32%, в 1979 году –
36%, 1989 году – почти 40%.
А в Алма-Ате за те же годы численность представителей
коренного населения менялась в следующем порядке: в 1970 году – 80 тысяч (менее
10 процентов от общего количества), в 1979 году – 150 тысяч (свыше 15
процентов), 1989 году – 252 тысячи (менее 25 процентов).
Примерно так же менялась ситуация за этот период в
городской среде Казахстана в целом. В 1940–1980 гг. из областных центров только
в Кзыл-Орде и Гурьеве (ныне Атырау) казахи составляли большинство.
В дальнейшем давняя казахская идефикс о том, что надо
перестать быть у себя на родине меньшинством, стала обретать реальные черты.
Однако произошло это не столько за счет сохранения высоких темпов
количественного роста коренного населения, сколько, в первую очередь, за счет
резкого сокращения численности русско-славянских и других европейских народов в
Казахстане.
Да, за 1989–1999 гг. численность казахов в стране
увеличилась на 1 млн 488,1 тысячи, или на 23 процента и возросла с 6 млн 496,9
тысяч до 7 млн 985 тысяч. Но этого оказалось далеко не достаточно не только для
дальнейшего увеличения населения страны в целом, но и даже для восполнения
миграционных потерь. Потому что за счет заметного увеличения смертности и
сокращения рождаемости их коэффициент прироста за эти 10 лет уменьшился в 1,6
раза. Другими словами, коренное население страны все больше и больше
приспосабливается к демографическим стандартам постиндустриального общества.
А между тем того индустриального общества, при котором
была создана база для утверждения в последующем такого рода постиндустриальных
стереотипов, уже нет.
Те, чьими усилиями и талантом в первую голову Казахстан
был превращен в достаточно развитую аграрно-индустриальную страну со всей
соответствующей материально-духовной атрибутикой, частью состарились, а частью
уже умерли.
Наиболее дееспособная часть наследников их опыта и
знаний и их непосредственных потомков успела покинуть Казахстан. И того
динамизма, который обеспечивался прежде ими, сейчас у нас в стране нет.
Увы, реальность нашего времени такова, что правда о
прошлом и настоящем по рассматриваемой теме не устраивает то одну сторону
(представителей коренного населения), то другую сторону (представителей
русско-славянской диаспоры). Впрочем, даже и не правда, а всего лишь попытка как
можно более беспристрастно рассматривать вопросы и также делать выводы. И все же
мы тут пытаемся держаться, что называется, середины. То есть не обходить
стороной ничего из того, что имеет отношение к рассматриваемой теме.
Сейчас, к примеру, власти Казахстана приняли к
исполнению индустриально-инновационную программу. Только непонятно, на кого она
рассчитана. Некоторое время назад по телеканалам страны прошел сюжет – интервью
с руководителем одной мостостроительной структуры, которая выиграла тендер на
строительство объекта на Иртыше в районе Семипалатинска. Радоваться бы надо, а
он огорчен, потому что соответствующим образом квалифицированная часть его
рабочих составляет лишь 10 процентов от общего числа... Примерно такая же
картина наблюдается по всему Казахстану. И она теперь объективно будет все менее
и менее соответствовать понятию об индустриальности страны.
Грубо говоря, индустриализация уходит вместе с исходом
русско-славянского и русско-европейского населения. Это – один из важнейших для
дальнейшей судьбы Казахстана результатов разительного изменения демографической
картины. По сути, индустриальной революции в Казахстане не было. Вернее, она
была, но только в городах и промышленных центрах.
Ее осуществили европейские переселенцы и их дети и
потомки. Слов, как говорится, из песни не выкинешь. Что было, то было. И сказать
это надо, исходя, прежде всего, из интересов остающихся здесь людей. Потому что
тем, кто покинул Казахстан, уже не так важно то, что с ним дальше будет. Это
важно для людей, живущих в Казахстане сегодня. И прежде всего – для казахов, для
растущего поколения казахского народа.
Коренное население было охвачено индустриализацией лишь
частично. Но социалистическое общественное устройство приучило казахское
общество пользоваться ее благами. А теперь некоренное население покидает
республику, а лучшие умы коренного населения исходят из того, что тот уровень
развития, который был достигнут за годы советской власти, это неотъемлемое при
любых этнических демографических изменениях достижение Казахстана, и считают,
что стране нет нужды переоценивать свои возможности в сторону их уменьшения.
В советское время промышленное производство
располагалось в крупных городских центрах или специализированных на добычу сырья
малых и средних городах. Большинство рабочих там составляли представители
русско-славянского и в целом европейского населения.
За 90-е гг. из страны выехали около 2 млн русских,
украинцев и белорусов, а также 0,8 млн немцев. Население Казахстана сократилось
с 16,9 млн в 1991 г. до 14,9 млн в 1999 г. Это произошло главным образом за счет
уменьшения численности русско-славянских и русско-европейских народов. За
1989–1999 гг. количество русских сократилось на четверть, или, если быть точнее,
на 26 процентов (с 6 млн 62 тысяч до 4 млн 479,6 тысячи), украинцев – на 38
процентов (с 875,7 тысячи до 547,1 тысячи), немцев – на 63 процента (с 946,9
тысячи до 353,4 тысячи). По данным на 1994–99 гг., доля эмигрантов в
трудоспособном возрасте составляла 65%, а еще 25% выехавших – это люди в
возрасте моложе трудоспособного. Более 40% из всего этого контингента имеют
высшее и среднее специальное образование. За 90-е гг. Казахстан, по сути дела,
лишился цвета квалифицированных кадров индустриального труда.
Потому что казахи еще с советских времен за пределами
аграрного сектора экономики составляли столь незначительное число, что даже
среди коренных народов в Средней Азии были на последнем месте. К примеру, в 1987
году узбеки в Узбекистане и туркмены в Туркменистане составляли 53% трудящихся в
промышленности, таджики в Таджикистане – 48%, киргизы в Киргизстане – 25%, а
казахи в Казахстане – всего 21%. Соответствующий показатель в России – 83%. А в
аграрном секторе статус рабочего получали, не имея соответствующей подготовки, и
работники совхозов. Но в действительности так называемый рабочий класс на селе
по своей квалификации и трудовым навыкам оставался крестьянством, не
расставшимся с родоплеменным характером труда и отдыха.
Во всем этом нет ничего неожиданного. Удивлять же должно
другое – то, что такая очевидно плачевная реальность до сих пор не подвигла ни к
пересмотру своих представлений о будущем страны, ни к адекватным выводам даже
наших самых просвещенных, продвинутых и чаще всех взывающих к демократическим
нормам Запада деятелей.
Но ведь совершенно очевидно то, что те большие изменения
в этническом демографическом составе населения, которые происходят сейчас,
превратили Казахстан в совершенно иную, в отличие от полученной в наследство от
распавшегося СССР республики, страну.
Да, Казахстан – уже другая страна. Казахи там
восстановили свое численное преимущество. Но при этом успели утратить
демографический динамизм. Прежнее количество населения восстановить тут будет
очень сложно.
В ближайшие годы русско-славянское и русско-европейское
население Казахстана будет продолжать уменьшаться. У него сейчас очень высокий
средний возраст и низкая рождаемость. В обозримом будущем оно сохранится как
численно превалирующая или соперничающая с коренным населением этническая и
культурная община лишь на Алтае в Восточном Казахстане, вдоль проходящей по
территории республики зоны Транссибирской магистрали, и прилегающем к России
приграничье Северного Казахстана.
Практически весь юг Казахстана, за исключением пока еще
Алматы, становится неприемлемой для людей русско-славянского и
русско-европейского происхождения зоной обитания.
Примерно такая же картина складывается на западе (за
исключением, быть может, Уральска) и в центре (за исключением зоны Караганды). В
исторической перспективе будущего у русских в названных регионах, можно сказать,
нет.
И не только потому, что казахи становятся там довлеющим
этносом. Главная причина – суровые климатические условия и исчезновение
рукотворной микроклиматической среды в городах и поселках, экологическая
запущенность и деградация, приток новых для Казахстана этнических групп из
прилегающих стран и регионов с избыточным населением…
В любом случае, уже ясно, что история Казахстана XX века
была историей освоения Казахстана русскими, историей русского Казахстана. А
история страны в XXI веке – это будет совсем иная история.
|