Русские в Казахстане - прошлое, настоящее и перспективы на будущее
Миграция и демография Казахстана
постсоветского периода – вот основная тема предлагаемой статьи.
25.01.2008, Позиция.kz
Улугбек ТАГИЕВ
В СНГ и за рубежом до
сих пор привычным образом продолжают считать Казахстан страной, где наибольшая
за пределами России доля русского населения. А между тем эта давняя реальность с
недавних пор перестала соответствовать действительности.
К примеру, в прошлом 2007 году доля русских в общей
массе населения Казахстана составляла немногим более 25%. Так что пальму
первенства у нашей республики в качестве страны со второй наибольшей в мире
долей русских людей перехватило другое государство постсоветского пространства.
Оно, что примечательно, даже не входит в СНГ, а состоит в Европейском Союзе.
Речь, конечно же, идет о прибалтийской Латвии, где русские издавна составляют не
менее 30% жителей. А ведь когда-то их доля в той стране была равна 25%, а у нас
– порядка 50%. Как видите, ситуация изменилась кардинальным образом.
Перемена, о которой тут ведется речь, случилась не
потому, что демографический рост русских в Латвии выше, чем в Казахстане, а по
той причине, что они эмигрируют из той прибалтийской республики, скажем, на
историческую родину с куда меньшей охотой, чем из нашей страны. По последним
данным, Казахстан в качестве страны исхода потенциальных переселенцев в
различные российские регионы и уже решившихся на это людей лидирует в ряду себе
подобных на постсоветском пространстве.
Хотя поток выездов в Россию из нашей страны сейчас уже
не такой большой, какой был, скажем, в середине 1990 годов, он, похоже, остается
относительно заметным. Его в основном, как и прежде, составляют представители
русско-славянского и европейского населения Казахстана. А между тем за прошедшие
со времен обретения нашей страной государственной независимости годы доля
русских в Казахстане сократилась с 37,0% до 25,6%, украинцев – с 5,2% до 2,8%,
немцев – с 4,7% до 1,4%, белорусов – с 1,1% до 0,6%.
В прошлом, а точнее, порядка полсотни лет тому назад
этническая демографическая картина у нас в республике была совершенно иная. К
1959 году, когда проводилась первая послевоенная общесоюзная перепись, доля
казахов в составе населения республики сократилась до рекордно минимального
уровня – до 28 процентов. При этом их численность не сократилась, а наоборот,
возросла. Главной причиной того, что их доля уменьшилась, явилось взятие
руководством державы курса на превращение Казахстана в мощную
аграрно-индустриальную республику. Именно в этот период началось освоение
целины, стало возникать множество новых городов и поселков городского типа при
вновь поднимающихся градообразующих индустриальных предприятиях.
Именно тогда Казахстан твердо укрепился на позиции
четвертой по экономическому потенциалу союзной республики. Все эти перемены и
обусловили резкое изменение демографической картины Казахстана. В эти годы
представители русско-славянских и других европейских народов стали в республике
по всем статьям неоспоримо ведущей общиной.
Практически все крупные и средние города, а также вновь
возводимые города были тогда по составу населения и в культурно-бытовом
отношении русско-европейскими городами. Коренное население со всей присущей ему
атрибутикой занимало там периферийное положение. Конечно, доля его
представителей в партийно-советском аппарате и особенно в вузах уже тогда была
достаточно большая. Но города были в целом русской и в целом европейской средой
жизни. Даже в столице долгое время доля казахов была меньше 10 процентов.
Такая ситуация в городской среде в целом сохранялась
вплоть до начала 90-х годов, хотя после 1959 года доля казахов в составе
населения республики неуклонно увеличивалась: в 1970 году – 32%, в 1979 году –
36%, 1989 году – почти 40%.
А в Алма-Ате за те же годы численность представителей
коренного населения менялась в следующем порядке: в 1970 году – 80 тысяч (менее
10 процентов от общего количества), в 1979 году – 150 тысяч (свыше 15
процентов), 1989 году – 252 тысячи (менее 25 процентов).
Примерно так же менялась ситуация за этот период в
городской среде Казахстана в целом. В 1940–1980 гг. из областных центров только
в Кзыл-Орде и Гурьеве (ныне Атырау) казахи составляли большинство.
В дальнейшем давняя казахская идефикс о том, что надо
перестать быть у себя на родине меньшинством, стала обретать реальные черты.
Однако произошло это не столько за счет сохранения высоких темпов
количественного роста коренного населения, сколько, в первую очередь, за счет
резкого сокращения численности русско-славянских и других европейских народов в
Казахстане.
Да, за 1989–1999 гг. численность казахов в стране
увеличилась на 1 млн 488,1 тысячи, или на 23 процента и возросла с 6 млн 496,9
тысяч до 7 млн 985 тысяч. Но этого оказалось далеко не достаточно не только для
дальнейшего увеличения населения страны в целом, но и даже для восполнения
миграционных потерь. Потому что за счет заметного увеличения смертности и
сокращения рождаемости их коэффициент прироста за эти 10 лет уменьшился в 1,6
раза. Другими словами, коренное население страны все больше и больше
приспосабливается к демографическим стандартам постиндустриального общества.
А между тем того индустриального общества, при котором
была создана база для утверждения в последующем такого рода постиндустриальных
стереотипов, уже нет.
Те, чьими усилиями и талантом в первую голову Казахстан
был превращен в достаточно развитую аграрно-индустриальную страну со всей
соответствующей материально-духовной атрибутикой, частью состарились, а частью
уже умерли.
Наиболее дееспособная часть наследников их опыта и
знаний и их непосредственных потомков успела покинуть Казахстан. И того
динамизма, который обеспечивался прежде ими, сейчас у нас в стране нет.
Увы, реальность нашего времени такова, что правда о
прошлом и настоящем по рассматриваемой теме не устраивает то одну сторону
(представителей коренного населения), то другую сторону (представителей
русско-славянской диаспоры). Впрочем, даже и не правда, а всего лишь попытка как
можно более беспристрастно рассматривать вопросы и также делать выводы. И все же
мы тут пытаемся держаться, что называется, середины. То есть не обходить
стороной ничего из того, что имеет отношение к рассматриваемой теме.
Сейчас, к примеру, власти Казахстана приняли к
исполнению индустриально-инновационную программу. Только непонятно, на кого она
рассчитана. Некоторое время назад по телеканалам страны прошел сюжет – интервью
с руководителем одной мостостроительной структуры, которая выиграла тендер на
строительство объекта на Иртыше в районе Семипалатинска. Радоваться бы надо, а
он огорчен, потому что соответствующим образом квалифицированная часть его
рабочих составляет лишь 10 процентов от общего числа... Примерно такая же
картина наблюдается по всему Казахстану. И она теперь объективно будет все менее
и менее соответствовать понятию об индустриальности страны.
Грубо говоря, индустриализация уходит вместе с исходом
русско-славянского и русско-европейского населения. Это – один из важнейших для
дальнейшей судьбы Казахстана результатов разительного изменения демографической
картины. По сути, индустриальной революции в Казахстане не было. Вернее, она
была, но только в городах и промышленных центрах.
Ее осуществили европейские переселенцы и их дети и
потомки. Слов, как говорится, из песни не выкинешь. Что было, то было. И сказать
это надо, исходя, прежде всего, из интересов остающихся здесь людей. Потому что
тем, кто покинул Казахстан, уже не так важно то, что с ним дальше будет. Это
важно для людей, живущих в Казахстане сегодня. И прежде всего – для казахов, для
растущего поколения казахского народа.
Коренное население было охвачено индустриализацией лишь
частично. Но социалистическое общественное устройство приучило казахское
общество пользоваться ее благами. А теперь некоренное население покидает
республику, а лучшие умы коренного населения исходят из того, что тот уровень
развития, который был достигнут за годы советской власти, это неотъемлемое при
любых этнических демографических изменениях достижение Казахстана, и считают,
что стране нет нужды переоценивать свои возможности в сторону их уменьшения.
В советское время промышленное производство
располагалось в крупных городских центрах или специализированных на добычу сырья
малых и средних городах. Большинство рабочих там составляли представители
русско-славянского и в целом европейского населения.
За 90-е гг. из страны выехали около 2 млн русских,
украинцев и белорусов, а также 0,8 млн немцев. Население Казахстана сократилось
с 16,9 млн в 1991 г. до 14,9 млн в 1999 г. Это произошло главным образом за счет
уменьшения численности русско-славянских и русско-европейских народов. За
1989–1999 гг. количество русских сократилось на четверть, или, если быть точнее,
на 26 процентов (с 6 млн 62 тысяч до 4 млн 479,6 тысячи), украинцев – на 38
процентов (с 875,7 тысячи до 547,1 тысячи), немцев – на 63 процента (с 946,9
тысячи до 353,4 тысячи). По данным на 1994–99 гг., доля эмигрантов в
трудоспособном возрасте составляла 65%, а еще 25% выехавших – это люди в
возрасте моложе трудоспособного. Более 40% из всего этого контингента имеют
высшее и среднее специальное образование. За 90-е гг. Казахстан, по сути дела,
лишился цвета квалифицированных кадров индустриального труда.
Потому что казахи еще с советских времен за пределами
аграрного сектора экономики составляли столь незначительное число, что даже
среди коренных народов в Средней Азии были на последнем месте. К примеру, в 1987
году узбеки в Узбекистане и туркмены в Туркменистане составляли 53% трудящихся в
промышленности, таджики в Таджикистане – 48%, киргизы в Киргизстане – 25%, а
казахи в Казахстане – всего 21%. Соответствующий показатель в России – 83%. А в
аграрном секторе статус рабочего получали, не имея соответствующей подготовки, и
работники совхозов. Но в действительности так называемый рабочий класс на селе
по своей квалификации и трудовым навыкам оставался крестьянством, не
расставшимся с родоплеменным характером труда и отдыха.
Во всем этом нет ничего неожиданного. Удивлять же должно
другое – то, что такая очевидно плачевная реальность до сих пор не подвигла ни к
пересмотру своих представлений о будущем страны, ни к адекватным выводам даже
наших самых просвещенных, продвинутых и чаще всех взывающих к демократическим
нормам Запада деятелей.
Но ведь совершенно очевидно то, что те большие изменения
в этническом демографическом составе населения, которые происходят сейчас,
превратили Казахстан в совершенно иную, в отличие от полученной в наследство от
распавшегося СССР республики, страну.
Да, Казахстан – уже другая страна. Казахи там
восстановили свое численное преимущество. Но при этом успели утратить
демографический динамизм. Прежнее количество населения восстановить тут будет
очень сложно.
В ближайшие годы русско-славянское и русско-европейское
население Казахстана будет продолжать уменьшаться. У него сейчас очень высокий
средний возраст и низкая рождаемость. В обозримом будущем оно сохранится как
численно превалирующая или соперничающая с коренным населением этническая и
культурная община лишь на Алтае в Восточном Казахстане, вдоль проходящей по
территории республики зоны Транссибирской магистрали, и прилегающем к России
приграничье Северного Казахстана.
Практически весь юг Казахстана, за исключением пока еще
Алматы, становится неприемлемой для людей русско-славянского и
русско-европейского происхождения зоной обитания.
Примерно такая же картина складывается на западе (за
исключением, быть может, Уральска) и в центре (за исключением зоны Караганды). В
исторической перспективе будущего у русских в названных регионах, можно сказать,
нет.
И не только потому, что казахи становятся там довлеющим
этносом. Главная причина – суровые климатические условия и исчезновение
рукотворной микроклиматической среды в городах и поселках, экологическая
запущенность и деградация, приток новых для Казахстана этнических групп из
прилегающих стран и регионов с избыточным населением…
В любом случае, уже ясно, что история Казахстана XX века
была историей освоения Казахстана русскими, историей русского Казахстана. А
история страны в XXI веке – это будет совсем иная история.
|