Вооруженные силы РБ как наследники КБВО
Александр Фадеев
23 февраля в Белоруссии традиционно отмечается День
защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь (это – рабочий день).
В этом году по официальной версии Вооруженные силы республики празднуют
свое…90-летие. В честь этого государственного праздника проводятся
многочисленные мероприятия с привлечением общественности, ветеранов ВС СССР,
молодежи, активных членов «Белорусского союза офицеров» и БРСМ. На самом деле
белорусская армия молода, боевого опыта, традиций не имеет и ведет свою летопись
с 16.03.1992, когда Верховный совет республики принял закон «О Вооруженных Силах
Республики Белоруссия». Современная редакция Военной доктрины ставит перед
Вооруженными силами республики такие задачи, как защита государственного
суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной
целостности и неприкосновенности границ государства.
По Конституции РБ Верховным главнокомандующим является
президент – А.Г. Лукашенко (с 10.07.1994), он же руководит Советом безопасности
РБ. Военного образования, боевой практики, опыта командования частями и
соединениями Лукашенко не имеет. В настоящее время орган высшего военного
управления – министерство обороны РБ возглавляет профессиональный военный
ген.-полк. Л.С. Мальцев, в свое время с отличием закончивший Военную академию
им. М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба ВС России. До перехода в
белорусскую армию был первым заместителем командующего одной из общевойсковых
армий КБВО.
Главными тремя родами (видами) войск Белоруссии являются
Сухопутные войска (более 70%), Военно-воздушные силы и войска ПВО (объединенное
командование) и Силы специальных операций (Специальные войска). По официальной
версии реформа Вооруженных сил была успешно завершена в 2005 году, и ее итогом
стало создание боеготовой армии независимой суверенной Белоруссии. Однако в
текущем году планируется разработать новую Концепцию строительства Вооруженных
сил РБ на среднесрочную перспективу и существенно скорректировать План обороны.
Вследствие малочисленности ВС и недостаточного военно-технического потенциала,
имеющихся у Белоруссии, последний документ, скорее всего, при организации
обороны будет исходить из вариантов действий потенциального противника.
Белорусские вооруженные силы переориентируются на
отражение потенциальных атак десантно-диверсионных сил в условиях массированного
применения авиационного и ракетного высокоточного оружия, готовятся сохранять
живучесть и стойкость в обороне, преодолевать последствия информационной войны.
Ведение борьбы с диверсионно-разведывательными группами и незаконными
вооруженными формированиями возлагается главным образом на Силы специальных
операций МО. ВВС и войска ПВО нацелены на приобретение навыков боевой работы в
условиях применения противником средств РЭБ, выведения из строя стационарных
пунктов наблюдения и управления на территории республики. Большое внимание
уделяется развертыванию в угрожаемый период территориальной обороны и действиям
по усилению охраны и обороны госграницы. Приоритетной признана задача
использования современных автоматизированных средств управления войсками.
Очевидно, в новой Концепции центральное место займет организация оборонительной
операции.
2007 год прошел под флагом совершенствования форм и
методов подготовки органов управления соединений и частей для действий в сложной
и критической обстановке. Результатом этого явилось появление исправленного
«Руководства по боевой подготовке Вооруженных Сил» и «Инструкции по проведению
тактических учений». Кроме того, в прошлом году была завершена многолетняя
работа по созданию национальной системы подготовки военных кадров. Министерство
обороны РБ отрапортовало, что в республике созданы все условия для подготовки
всего спектра военных специалистов, что, конечно, не совсем соответствует
действительному положению вещей. Хотя белорусская сторона значительно сократила
число курсантов и слушателей, направляемых на учебу в Россию, но и сегодня в 11
российских военных академиях и ФЭУ получают образование почти 100 белорусских
офицеров по специальностям, которых нет в перечне белорусских ввузов. Более
широко к службе в кадрах министерства обороны стали привлекаться женщины, для
этой категории в/с в 2007 году был расширен перечень военно-учетных
специальностей офицерского состава (до 87). Из 55 тыс. военнослужащих
белорусской армии женщин – 3500, из них 245 офицеры. Однако подавляющее
количество женщин служит по контракту на должностях солдат и сержантов.
Изначально Вооруженные силы Белоруссии формировались
главным образом на военной и военно-технической инфраструктуре бывшего
Белорусского военного округа (КБВО), хотя незаконно поглотили некоторую часть
техники и структурных элементов других соединений ВС СССР, дислоцировавшихся в
тот период на территории республики (2-ой отдельной армии ПВО и др.). Обращает
на себя внимание тот факт, что Россия немедленно после образования ВС РБ тайно
вывезла с территории Белоруссии тактическое ядерное оружие и приступила к
поэтапному выводу дивизий и ядерных ракетных баз РВСН.
Военная доктрина (первая принята 16.12.1992) фактически
предполагала создание небольшой национальной армии численностью до 60 тыс. в/с,
оснащенной военной техникой, оружием, эксплуатирующей необходимые для ее
функционирования здания, сооружения и коммуникации КБВО. При этом белорусские ВС
подпадали под ограничения, установленные Договором об обычных вооружениях и
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также под квоты Ташкентского совещания
глав-государств СНГ (15.05.1992). Численность боевых самолетов не могла
превышать 260, вертолетов – 80, танков – 1800, ББМ – 2600, орудий, минометов и
РСЗО – 1615. Белорусскому правительству удалось добиться уменьшения количества
отдельных систем вооружений, подлежащих сокращению. Часть вооружений и военной
техники была уничтожена, значительные запасы систем вооружений, парков и запасов
снаряжения бывшего КБВО были проданы за рубеж (только танков Т-80 300 ед.).
Никакой стройной системы и плана формирования молодых вооруженных сил на
внушительной военно-технической базе бывшего Белорусского военного округа у
республиканского руководства не было.
Помимо кадровой проблемы Вооруженные силы РБ столкнулись
в 90-е годы с недостаточным финансированием, поэтому, например, под статью
военного бюджета, предусматривающую организацию и проведение НИОКР,
ассигновались минимальные средства, а закупка вооружений и военной техники
годами не проводилась, госбюджетные средства на это не выделялись.
Государственно-политическое руководство республики ориентировало министерство
обороны главным образом на организацию хранения, обслуживания доставшихся в
наследство от КБВО систем вооружений и техники непосредственно в частях и
созданию для этой цели специальных баз с соответствующей штатной структурой. К
концу 1990-х гг. почти все системы вооружений и военная техника белорусской
армии перестали соответствовать современным требованиям, откровенно устарели.
Все большую остроту приобретали вопросы поддержания в исправном состоянии и
ремонта боевой техники и военной инфраструктуры: парков, хранилищ, строений и
коммуникаций, что требовало значительных капиталовложений.
Сегодня в рамках программы «Наращивание потенциала в
области управления запасами легкого и стрелкового оружия» Белоруссии финансовую
помощь (уже выделено 600 тыс. долларов) оказывает ряд стран ОБСЕ. На эти деньги,
в частности, в республике строится первое хранилище боеприпасов, оснащенное
системами охраны, пожаротушения и вентиляции по последнему слову техники. Канада
и Литва финансировали министерство обороны РБ по программе НАТО «Демилитаризация
противопехотных мин в Белоруссии» для уничтожения (или утилизации) его
подразделениями противопехотных мин (ПМН, ПМН-2, ПОМЗ-2, ПОМ-2, ПОМЗ-2М).
Военное ведомство Белоруссии надеется, как представляется, выиграть и тендер
Европейской комиссии (4 млн. евро) на утилизацию противопехотных мин ПФМ-1.
В настоящее время проблема продления ресурса систем
вооружений и военной техники становится все более актуальной. Госбюджетные
средства на ремонт боевой техники, боеприпасов и объектов военной инфраструктуры
в последние годы выделяются регулярно, целевым образом. Вместе с тем,
значительный рост числа отказов военной техники и естественный износ механизмов,
агрегатов, их частей и комплектующих, длительные сроки хранения боеприпасов
вынудили руководство министерства обороны РБ принять решение о передаче
существенного объема ремонтных работ непосредственно в воинские части, где
создаются специализированные бригады по ремонту и восстановлению систем
вооружений, техники и боеприпасов, передвижные измерительные комплексы. Ставится
задача осуществления капитального ремонта авто- и бронетехники силами армейских
частей в приспособленных для этого мастерских.
С целью сохранения ресурса боевой техники и систем
вооружения, экономии финансовых средств военное ведомство в ущерб качеству
обучения последовательно оснащает части различными видами несложных тренажеров
или модернизирует старые. Планируется для экономии топлива и моторесурса
оснастить все авиационные базы белорусских ВС авиатренажерами. Министерству
обороны РБ республиканским руководством указано снизить расход
топливно-энергетических ресурсов до 2010 года на 39%, а также существенно
сократить материальные и финансовые расходы. Это обстоятельство определяет новую
методику обучения в/с белорусской армии – учиться без привлечения военной
техники, в классах и с использованием тренажеров и компьютерных технологий.
Госпрограмма вооружения на 2006-2015 гг. предусматривает
в основном модернизацию отдельных систем вооружений и военной техники
белорусской армии. Модернизируется в основном техника и системы вооружения
ВВС-войск ПВО. Так, отмечены попытки модернизации оборонными предприятиями
Белоруссии РЛС П-18, самолетов Су-27, МиГ-29 и вертолета Ми-8. Провалились НИОКР
и процесс запуска в серию модернизированного белорусским предприятием «Агат» ЗРК
ПВО «Бук», работы по которому велись с 2004 года. НИИ Вооруженных Сил РБ в свое
время информировал о 15 НИОКР по модернизации образцов военной техники, которые
были завершены еще в 2004 году совместно с рядом белорусских предприятий. Но эти
образцы так и не были поставлены на вооружение.
Закупку новых образцов вооружения планируется
осуществлять выборочно, в ограниченном масштабе, несмотря то, что системы
вооружения (ЗРК С-125, С-200 и др., самолеты и вертолеты Су-24М, Су-25, Су-27,
МиГ-29, Ан-26, Ми-8, Ми-24, Ми-26), бронетехника и стрелковое оружие (АКМ,
АК-74, ПК, СВД, РПГ-7В, РПГ-26) в соединениях и частях ВС Белоруссии устаревших
типов. Особняком стоит процесс перевооружения 115-ой зрбр в 2006 году с
устаревшей ЗРК С-125 на С-300 с помощью России. В прошлом году министерство
обороны РБ приняло на вооружение лишь два образца снайперских винтовок – 7,62-мм
МЦ-116М и 12,7-мм ОСВ-96 для Сил специальных операций (вместо СВД). Для этого
рода войск, пользующегося повышенным вниманием республиканского руководства,
закупались также приборы прицеливания и наблюдения, а также защитное
снаряжение.
Тем не менее, президент РБ Александр Лукашенко считает,
что основным направлением остается модернизация оружия и военной техники силами
белорусских предприятий, что даст возможность сэкономить валюту и загрузить
национального производителя. Пока же республиканское руководство делает упор на
преодолении слабых сторон в организации управления вооруженными силами,
межведомственной разобщенности, повышении уровня политико-воспитательной работы
в среде военнослужащих белорусской армии.
|