Почему России невыгодно использовать "прецедент Косово" в Приднестровье?
12.02.2008. Молдова ази (Кишинев)
Флорин Опря
Фактически, до акта "самовольного" провозглашения
независимости Косово, остались считанные дни. Ранее ожидалось, что объявление о
независимости края может произойти уже в декабре 2007 года, но потом стало ясно,
что косовские албанцы ждут проведения в Сербии президентских выборов. Не желая
давать лишний повод радикально настроенным националистическим силам в Сербии
взять подавляющее большинство голосов, лидеры Косово предпочли выждать. Расчет
оказался верным. Хотя в первом туре выборов кандидат от Сербской Радикальной
Партии, Томислав Николич, набрал около 40% голосов, в ходе второго тура более
умеренные слои общества мобилизовались для поддержки про-европейски настроенного
Бориса Тадича.
История вопроса. Кратко…
В 2005 году, Генеральный Секретарь ООН назначил бывшего
президента Финляндии Марти Ахтисаари спецпредставителем по вопросу будущего
статуса Косово. Разработанные им предложения стали известны как "План
Ахтисаари", конечной целью которого, по сути, было создание нового независимого
государства - Косово. В соответствии с ним Косово получало возможность иметь
собственную конституцию, флаг, гимн, герб, органы самоуправления, в том числе
силы безопасности и иные спецслужбы. Косово наделялось правом заключать
международные соглашения и подавать заявки на членство в международных
организациях. В тоже время, в Косово оставалось бы под контролем Международного
Гражданского Представителя имеющего достаточно серьезные полномочия вплоть до
отмены решений властей Косово, если они не созвучны с Планом урегулирования. Эту
концепцию назвали "независимостью под надзором". После ряда переговоров, этот
план был полностью принят албанцами, но отвергнут сербами. Никто из сербских
политиков не может принять план, который подразумевает потерю территории после
всех потрясений, через которые прошла эта страна. Тем более что Косово имеет
важное историческое и культурное значение для Сербии.
На этом фоне все более четко вырисовывалась позиция
мировых игроков стоящих за Белградом и Приштиной. США и большинство стран
Евросоюза полностью поддержали план "План Ахтисаари", в то время как Россия
раскритиковала эти предложения - как "отражающие позицию лишь одной стороны".
Хотя план не был отозван официально, дискуссии по нему практически прекратились.
Урегулированию попытались дать второе дыхание когда, в
конце июля 2007 года. Контактная Группа по Косово (США, Россия, Германия,
Италия, Великобритания, Франция) предложила интенсифицировать переговоры с
обеими сторонами. Таким образом, была создана так называемая "Тройка"
посредников (США, Россия и Германия - представляющая ЕС) которая на протяжении
четырех месяцев вела активные дискуссии с сербами и албанцами. Подход "Тройки"
заключался в тщательном анализе позиций сторон и рассмотрении международного
опыта в построении моделей государственного строительства от полной
независимости до конфедерации и автономии.
Одним их конкретных результатов работы "Тройки" стал
документ, определяющий 14 пунктов, по которым позиции сторон были схожи. Однако
этот документ также не был воспринят сторонами и не принес каких-либо серьезных
результатов. Генсек ООН поддержал работу "Тройки" и назначил 10 декабря 2007
года сроком, когда этот механизм должен представить отчет о проделанной работе.
Под патронажем "Тройки" были проведены шесть раундов прямых переговоров между
Белградом и Приштиной, на высшем уровне, а также организованы поездки в регион.
Однако в представленном Генсеку ООН отчете было зафиксировано отсутствие
какого-либо прогресса в переговорах по статусу сторон. Причина этого провала -
общая для сербов и албанцев неготовность идти на серьезные компромиссы. Так как
их собственные позиции не претерпели никаких изменений - Приштина и Белград
говорили практически о разных вещах. К тому же Косово окрылено поддержкой,
которая обещана Западом. Практически имея гарантии своего признания,
представители Приштины и думать не хотят о чем-то другом, кроме независимости.
Основной расклад
Итак, косовские албанцы согласны не менее чем на
независимость и будут добиваться международного признания в качестве суверенного
государства. В этом их поддерживает США и абсолютное большинство стран
Евросоюза. Запад считает, что конфликт должен быть урегулирован на основе "Плана
Ахтисаари". В свою очередь, Сербия готова дать Косово широкую автономию,
формально сохранив, таким образом, территориальную целостность. Сербия даже
предлагает заключить международный договор сроком на 20 лет, продолжая в это
время, поиск решения. Позиция же России состоит в том, что решение проблемы
должно основываться на договоренности между Приштиной и Белградом. Также Россия
настаивает на том, чтобы окончательное решение было закреплено соответствующей
резолюцией Совета Безопасности ООН. Один из важнейших элементов позиций сторон -
временной фактор. Если Косово и Запад активно настаивают на скорейшем решении, -
то в Сербии и РФ считают, что переговоры нужно вести до тех пор, пока стороны не
договорятся. Время от времени Россия прозрачно намекает на то, что одностороннее
признание Косово, и создание, таким образом нового государства, создаст
прецедент, который может повлиять на урегулирование других конфликтов. Следящие
за этим вопросом аналитики, обозреватели и дипломаты сразу вспоминают о
конфликтах на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия и
Приднестровье), в которых Россия не только участвует в официальном качестве
посредника урегулирования, но и обладает серьезными рычагами влияния на
отколовшиеся регионы.
Перспективы
Процесс урегулирования приближается к "моменту истины".
Переговоры практически провалились, что играет на руку Косово. Совбез ООН не
смог принять какого-либо решения после дискуссий по докладу "Тройки". Ранее
сербский парламент принял достаточно категоричную резолюцию, где подтвердил
позицию по сохранению Косово в составе страны и заявил о шагах, которые могут
быть предприняты по отношению к странам, которые поддержат независимость Косово.
Правительству Сербии было поручено продолжить работу над поиском решения. Но, по
всей видимости, эти шаги уже мало, что смогут изменить. Россия предложила
выработать "дорожную карту" урегулирования, в надежде хоть как-то реанимировать
агонизирующий процесс. В принципе, всю идею "дорожной карты" можно свести к
необходимости продолжать переговоры. Но после очередного обсуждения положения в
Косово 16 января 2008 года, американский посол в ООН прямо заявил, что решение
по Косово практически заблокировано и не может быть принято в рамках Совета
Безопасности ввиду очевидных разногласий основных игроков.
Рассмотрим наиболее вероятный сценарий развития
ситуации. Вскоре после выборов в Сербии и по согласованию с Западом Косово
объявит о своей полной независимости от Белграда. Акт провозглашения будет
поддержан США, Албанией и абсолютным большинством стран ЕС (Кипр пока не дает ЕС
выйти с единой позицией по признанию). Это будет означать свертывание
международного присутствия в Косово. Из края уйдут Миссии ООН и ОБСЕ. Останется
НАТО, а позже, в соответствии с уже принятым решением, ЕС направит в Косово
контингент из 1800 гражданских специалистов и полицейских, которые будут
заниматься обеспечением правопорядка, правосудия и т.д. Первые месяцы покажут,
насколько функциональна независимость Косово, и что на самом деле сможет
противопоставить Белград.
Прецедент?
А что же Россия? Одним из возможных ответов Москвы, по
мнению наблюдателей, может стать практическая реализация тезиса о "прецеденте
Косово", что подразумевает одностороннее признание Российской Федерацией
независимости непризнанных республик на территории Грузии и Молдовы. Лидеры этих
режимов, кстати, уже неоднократно заявляли о том, что "косовский прецедент"
поможет и им обрести независимость. Кстати, совсем недавно МИД непризнанного
Приднестровья публично обратился к России с просьбой об официальном признании
региона.
Рассмотрим случай Приднестровья. Ситуация в
приднестровском урегулировании остается пока без изменений. С февраля 2006 года
переговоры не ведутся и серьезных надежд на рывок, который привел бы к
восстановлению полноценного переговорного процесса мало. Хотя в самом регионе и
ощущается усиление борьбы между кланами, но на сам процесс урегулирования это не
влияет. Россия уже более года занимает выжидательную позицию,
сконцентрировавшись на косовском урегулировании, будущих президентских выборах,
ДОВСЕ и других более значимых внешнеполитических и внутренних проблемах.
Поддерживание "статус-кво" в урегулировании давно опробованная и проверенная
стратегия, которая к тому же выгодна и лидерам Приднестровья. Здесь, как нигде
подходит упомянутый выше российский принцип "пускай стороны договорятся, а мы
поддержим". Правда если учитывать, что позиция и действия Приднестровья в
урегулировании, по большому счету, планируются в Москве, становится ясно, что и
весь процесс контролируется Россией. Таким образом, формально Москва поддержит
только решение "основанное на договоренности сторон", а в реальности будет
удерживать Приднестровье от такой договоренности столько, сколько будет нужно.
Переговоры ведутся уже много лет и пока не привели ни к чему.
Зато за 16 лет переговоров Приднестровье сделало все,
чтобы иметь как можно меньше общего с остальной Молдовой - от создания
собственного "государственного аппарата" до ежедневной пропаганды в лучших
традициях "промывания мозгов" и даже попыток генерировать отдельную нацию.
Возможное признание Приднестровья способно не просто затянуть надолго процесс
урегулирования, но и завести его в полный политико-правовой тупик.
При реализации такого сценария необходимо рассмотреть,
что приобретает и что теряет РФ. Приведенный ниже анализ показывает, что
"прецедентный" сценарий по отношению к Приднестровью приведет к серьезным
внешнеполитическим потерям Москвы.
Начнем с простого - с самого понятия "прецедент".
Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова определяет "прецедент" как
"случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же
рода". Все верно. Но истина состоит в том, что Приднестровье не является случаем
"этого же рода". Во-первых, потому, что конфликты по сути своей совершенно
разные. Косово - это пример этнического конфликта, а Приднестровье -
политического с серьезным экономическим элементом.
Во-вторых, методы урегулирования также отличаются
коренным образом. Начиная с 1999 года, в Косово руководит международная
администрация под эгидой ООН. НАТО обеспечивает безопасность, а ОБСЕ и ЕС строят
демократические институты, судебную власть и т.д. Переговоры ведутся также в
контексте и на основе резолюций ООН. Приднестровье же это закрытый регион,
полностью контролируемый определенной группой лиц с самого начала 90-х, а
процесс урегулирования ведется в специально созданном переговорном формате на
основе договоренностей между самими участниками. Хотя список принципиальных
различий можно продолжить, вспомним лишь еще одно - конфликт в Косово возник
из-за многолетней политики притеснения этого края президентом Милошевичем, в том
числе с использованием репрессивного аппарата. Приднестровский же конфликт - во
многом искусственный, спровоцированный и поддерживаемый в тлеющем состоянии
извне. Ни о каких притеснениях или репрессиях речи не идет. Таким образом,
применять одну и туже формулу для абсолютно разных ситуаций не представляется
логичным. Да и где тогда последовательность в российской позиции, которая твердо
выступает против одностороннего признания независимости Косово, а потом сама
вдруг заявляет о возможности признания Приднестровья и компании.
Следующий момент. Признание Приднестровья нанесет
катастрофический урон молдавско-российским отношениям. Москве придется забыть о
дружественном государстве Республика Молдова. В результате такого откровенно
враждебного шага Кишиневу придется пересмотреть весь спектр политических
отношений с Москвой. Это повлечет за собой новые проблемы в торговле, трудовой
миграции и многом другом, так как цепная реакция, несомненно, охватит весь
комплекс отношений. Если у кого-то еще оставались сомнения о проевропейском
курсе Кишинева, то после такого удара у РМ просто не останется никаких других
вариантов, кроме, как искать поддержку на Западе и сделать все возможное, чтобы
как можно быстрее интегрироваться в европейские структуры. Нельзя исключить и
пересмотр в дальнейшем нейтрального статуса страны. А кроме всего, такой
"подарок" приведет к сильному разочарованию тех слоев населения, которые с
теплотой относятся к России, но местом своего жительства избрали Молдову.
Признание Приднестровья будет означать, что Москва
официально встала на сторону Тирасполя и тем самым из посредника превратилась в
сторону конфликта. А вот это уже серьезно. Восторжествует точка зрения тех
экспертов, которые все эти годы указывали на роль РФ в разжигании и поддержании
региональных конфликтов. Волна международной критики и упреков нанесет большой
урон внешнему имиджу РФ. Будут подняты документы начала 90-х, доказывающие
участие российских военных в боевых действиях на стороне Приднестровья. В
результате все, что будет делать или говорить Россия, будет приниматься в штыки,
и ни о каком доверии или джентльменских соглашениях и речи идти не будет. Одним
из политических контрдействий может стать официальное объявление Кишиневом, что
часть страны находится под российской оккупацией.
Процесс урегулирования конфликта претерпит качественные
преобразования. Переговорный формат "5+2" будет разрушен. Кишинев сможет
совершенно официально потребовать исключения приднестровской стороны из
переговоров и ведения их дальше напрямую с Россией при участии посредников и
наблюдателей. В тоже время, с признанием Приднестровья в какой-то степени
пропадет сама необходимость вести переговоры по урегулированию, потому что одна
из сторон конфликта, а именно Россия, поставила крест на самой идее реинтеграции
Приднестровского региона в состав Республики Молдова. Молдова, конечно же,
никогда не согласится с подобным таким состоянием дел. В результате, стороны,
которые сядут за стол переговоров, будут говорить о совершенно разных вещах.
Следовательно, существующий формат, цели, наработанные договоренности и исходные
позиции более не будут отражать адекватно ситуацию в урегулировании, а это
заведет весь процесс в тупик. Участникам придется серьезно задуматься о новой
стратегии действий.
Кроме того, признанием Приднестровья Россия серьезнейшим
образом подорвет свои отношения с Украиной. Киев проявляет озабоченность
ситуацией в Крыму, да и обострившийся в последние годы политический раскол между
западной и восточной частями страны делает украинские власти крайне
чувствительными ко всякого рода проявлениям сепаратизма. На последних
украино-российских консультациях по вопросам региональных конфликтов официальный
Киев заявил, что не признает тезис об универсализации "прецедента Косово" и тем
более не согласен с идеей его применения в разрешении других конфликтов.
И, пожалуй, один из определяющих моментов. Никто из
влиятельных стран не поддержит признание Приднестровья, а даже наоборот.
Большинство выскажет свой решительный протест и осудит этот шаг.
Высокопоставленные представители ЕС и США не раз уже заявляли, что ситуация в
Косово уникальна, и ее решение не может распространяться на другие случаи. Таким
образом, Россия снова противопоставит себя всему международному сообществу и еще
более самоизолируется. Тем более что, одностороннее признание Россией не сделает
Приднестровье независимым, а лишь обострит желание международного сообщества
поскорее решить этот вопрос и уж точно не по пути признания. К тому же это
нанесет серьезный урон и американо-российским переговорам по ДОВСЕ, где вопрос
российского военного присутствия в Молдове является одним из центральных.
Подведем итог. Ситуация развивается в направлении
признания большинством западных стран независимости края Косово. Против этого
выступает Сербия и Россия. Основываясь на высказываниях российских чиновников о
"прецедентном характере" решения для Косово, наблюдатели считают, что одним из
вероятных ответов Москвы, будет признание независимости самопровозглашенных
республик на территории Грузии и Молдовы. Однако приведенный анализ, показывает
что, как минимум, в случае Приднестровья, Россия может нанести серьезный урон
своим собственным интересам и имиджу. Признание Приднестровья будет также
означать, что Россия решила окончательно "заморозить" процесс урегулирования и
сохранить свое военно-политическое присутствие в Республике Молдова любым
способом.
Говоря о так называемом "прецеденте Косово" и его
использовании для признания самопровозглашенных республик, можно еще достаточно
долго говорить о том, какое воздействие это окажет на международное право,
систему международных отношений, а также на внутреннее положение в отдельных
государствах. На данный момент точно ясно одно - ответное одностороннее
признание, например, Приднестровья, нельзя считать адекватным и эффективным
ответом на приближающуюся развязку ситуации вокруг Косово.
|